Постановление Правительства Приморского края от 10 сентября 2021 г. N 594-пп
"О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края"
С изменениями и дополнениями от:
19 января 2022 г.
В соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании Устава Приморского края Правительство Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) н а территории Приморского края;
ключевой показатель регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края и его целевые значения, индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края.
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
И.о. первого вице-губернатора Приморского края – |
A.A. Волошко |
Утверждено
постановлением Правительства Приморского края
от 10 сентября 2021 г. N 594-пп
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Приморского края регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее – региональный государственный экологический надзор).
1.2. Предметом регионального государственного экологического надзора являются:
1.2.1. Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 4 мая 1998 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Приморского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Дату Федерального закона N 89-ФЗ следует читать как "от 24 июня 1998 г.". Дату Федерального закона N 96-ФЗ следует читать как "от 4 мая 1999 г."
1.2.2. Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
техническим регламентом ТС "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (TP ТС 030/2012);
1.2.3. Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.3. К разрешительным документам, указанным в подпункте 1.2.1 пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
нормативы допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;
документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области обращения с отходами;
свидетельство о профессиональной подготовке лиц, назначенных ответственными за экологическую безопасность, в области обращения с отходами I – IV классов опасности;
программа производственного экологического контроля;
договоры о передаче отходов сторонним организациям;
документы о квалификации, выданные лицам по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (для лиц, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами);
лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности;
материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;
документы, подтверждающие осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха: планы-графики производственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов, (временно разрешенных выбросов), договоры с лицами, имеющими специализированные аккредитованные лаборатории, на проведение замеров на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, протоколы количественного химического анализа;
паспорта установок очистки газа (при наличии установок);
приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газов, его должностную инструкцию (при наличии установок);
документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
договор на оказание услуг с лабораторией, проводящей производственный контроль;
аттестат аккредитации и область аккредитации лаборатории;
договоры со специализированной сторонней организацией на техническое обслуживание (капитальный и текущий ремонт) автотранспорта;
документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области охраны водных объектов;
договоры на водопотребление, водоотведение, очистку сточных вод, вывоз осадков сточных вод;
документы по выполнению условий оформленных прав водопользования;
план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
паспорта на очистные сооружения;
приказ о назначении должностного лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, его должностной регламент;
приказ об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
решение о предоставлении водного объекта в пользование, копия договора водопользования.
1.4. Региональный государственный экологический надзор на территории Приморского края осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство).
1.5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, являются:
министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, являющийся главным государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору, являющийся заместителем главного государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды;
начальник отдела государственного надзора министерства, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору, являющийся старшим государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды;
главный консультант отдела государственного надзора министерства, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору, являющийся государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды;
ведущие специалисты-эксперты отдела государственного надзора министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по надзору, являющиеся государственными инспекторами Приморского края в области охраны окружающей среды.
1.6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, являющийся главным государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору, являющийся заместителем главного государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды;
начальник отдела государственного надзора министерства, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору, являющийся старшим государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды.
1.7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного регионального экологического надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).
Должностные лица, указанные в пункте 1.5 настоящего Положения, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, имеют право совершать иные действия, предусмотренные статьей 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 34 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также настоящим Положением.
1.8. Региональный государственный экологический надзор осуществляется министерством в отношении следующих объектов регионального государственного экологического надзора (далее – объекты контроля):
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, указанные в подпунктах 1.2.1, 1.2.2 пункта 1.2 настоящего Положения (далее – обязательные требования), в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
здания, помещения, сооружения, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты негативного воздействия), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее – производственные объекты).
1.9. Учет объектов контроля осуществляется в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного экологического надзора применяется система оценки и управления рисками.
2.2. При осуществлении регионального государственного экологического надзора объекты контроля относят к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Объекты контроля относятся к категориям риска исходя из следующих критериев:
2.3.1. К категории среднего риска – объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее – постановление N 2398);
2.3.2. К категории умеренного риска – объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398;
2.3.3. К категориям низкого риска – объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398.
2.3.4. Объекты контроля, отнесенные к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект контроля размещается:
в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
2.4. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
для категории значительного риска – один раз в 3 года;
для категории среднего риска – один раз в 4 года;
для категории умеренного риска – один раз в 5 лет;
для категории низкого риска – плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований утверждается Правительством Приморского края.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.2. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.3. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также с учетом результатов применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности отдела государственного надзора министерства, рассмотрения поступивших в министерство заявлений и обращений граждан.
По итогам обобщения правоприменительной практики не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом, министерством готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее – Доклад), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.
Доклад утверждается приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – должностным лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на официальном сайте в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.4. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо министерства объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение направляется с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее – приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151).
Министерство ведет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде с указанием даты, наименования юридического лица (индивидуального предпринимателя), данных должностного лица, объявившего предостережение, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.5. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения им предостережения.
Возражения направляются в адрес министерства в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью, простой электронной подписью. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, в случае, установленном частью 9 статьи 21 Федеральным законом N 248-ФЗ, вправе направить возражение в министерство на бумажном носителе.
Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным должностным лицом министерства в течение 30 календарных дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражений контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением.
В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.6. По обращениям контролируемых лиц и их представителей должностные лица министерства осуществляют консультирование без взимания платы.
Консультирование осуществляется:
министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности) на личном приеме в рабочие часы по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 500/4 по предварительной записи по телефону приемной министерства. Учет лиц, записавшихся на личный прием, производится в журнале регистрации личного приема граждан, в котором указываются: дата и время личного приема, информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес места проживания, контактный телефон), тема обращения и результаты рассмотрения обращения; продолжительность личного приема не должна превышать 20 минут;
иными должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.7. Консультирование с использованием телефонной связи не должно превышать 10 минут.
Принявшее телефонный звонок должностное лицо министерства при невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы переадресовывает (переводит) обратившегося на другое должностное лицо министерства или сообщает телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
3.8. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае письменного обращения в министерство в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей в случае поступления пяти и более однотипных обращений осуществляется посредством размещения на официальном сайте в разделе "Региональный государственный экологический надзор" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
3.9. Отделом государственного надзора министерства осуществляется учет консультирований путем занесения сведений в электронный журнал консультирований.
При учете консультирований регистрируется дата, идентификационные данные консультируемого лица, указывается тема, требующая разъяснений, сведения о должностном лице, осуществлявшем консультирование.
Данные учета в дальнейшем используются министерством при осуществлении иных профилактических мероприятий, а также для подготовки Доклада и иных отчетных материалов министерства.
3.10. Министерством проводятся обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Продолжительность обязательного профилактического визита не может составлять более двух часов в течение одного рабочего дня.
3.11. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий министерством формируются и утверждаются проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
IV. Осуществление регионального государственного экологического надзора
4.1. В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (далее – инспектор), при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.3. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в абзацах втором – пятом пункта 4.1 настоящего Положения, принимаются должностными лицами министерства, указанными в пункте 1.6 настоящего Положения, в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151.
4.4. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в абзацах втором – пятом пункта 4.1 настоящего Положения, проводятся при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
4.6. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны храниться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.7. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
4.8. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
4.9. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.10. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
4.11. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
экспертиза;
инструментальное обследование.
4.12. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
4.13. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к производственным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).
В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
4.14. Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений министерства.
4.15. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
4.16. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в министерство указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения.
Контролируемое лицо, представляющее в министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, вправе дополнительно представить в министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.17. При проведении документарной проверки министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов.
4.18. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в министерство.
4.19. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений министерства.
4.20. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
экспертиза;
инструментальное обследование.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.21. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.22. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место нахождения объектов контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
4.23. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
Отбор проб (образцов) осуществляется с привлечением экспертов специализированной лаборатории, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – специализированная лаборатория), указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения экспертизы.
Отбор проб (образцов) осуществляется с целью проведения конкретного экспертного задания экспертом специализированной лаборатории по поручению министерства.
4.24. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в его отсутствие – замещающим его лицом, заместителем министра) на основании мотивированного представления инспектора, в случае если срок осуществления экспертиз превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз. Срок осуществления экспертиз определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз.
4.25. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Истребуемые в ходе дистанционного взаимодействия документы предоставляются на адрес министерства и должны соответствовать следующим форматам:
фотоматериалы – .pdf; .jpeg;
видеоматериалы – .mp4; .avi; .mkv.
Предоставляемые фото- и видеоматериалы должны содержать соответствующие комментарии (пояснения), отметку о дате, времени фиксации, точки геолокации (при необходимости).
4.26. При проведении контрольных (надзорных) действий, в случае необходимости фиксации доказательств нарушений обязательных требований, может быть использована фотосъемка, осуществляемая в следующем порядке:
4.26.1. Проведение фотосъемки осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Решение о необходимости использования фотосъемки доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.
4.26.2. Фотосъемка доказательств должна позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, при этом проводится:
ориентирующая съемка – для одновременного отражения всего места осуществления деятельности контролируемым лицом, используемого оборудования вместе с прилегающей территорией. Ориентирующая съемка должна давать представление о расположении объекта на местности. Для его адресной привязки к местности необходимо включить в кадр находящиеся вблизи постоянные ориентиры;
обзорная съемка – для получения общего вида самого объекта;
узловая съемка – при фиксации расположения оборудования на объекте осуществления деятельности;
детальная съемка – для фиксации документов и отдельных элементов используемого оборудования.
4.26.3. Фотосъемка осуществляется при помощи технического средства, находящегося на балансе министерства.
4.26.4. Фотосъемка должна зафиксировать:
указатель с адресом (номер дома или наименование) на здании/сооружении (при наличии);
перспективу улицы (проезда), окружающую застройку/местность;
общий вид внутренней территории комплексного объекта;
наличие внешних инженерных коммуникаций и оборудования (канализация и т.д.);
внешний (общий) вид здания/сооружения, строения, объекта;
состояние внутренних помещений здания (наличие внутренних коммуникаций);
оборудование, рабочие машины, технологические линии, автотранспортные средства (включая их государственные номера, марку заводские таблички, иные данные – при наличии).
4.26.5. Информация о проведении фотосъемки и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Результаты проведения фотосъемки (в форме фототаблицы) являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.26.6. Фототаблица должна содержать:
дату начала и окончания фотосъемки;
место фотосъемки;
ФИО лица, проводившего фотосъёмку;
место составления фототаблицы;
наименование технического средства;
комментирующие подписи к фотографиям;
подпись лица, проводившего фотосъемку.
4.27. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при предоставлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в министерство.
Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется непосредственно гражданином (индивидуальным предпринимателем), являющимся контролируемым лицом, или его представителем по адресу министерства, указанному в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
5.2. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерство обязано выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения (далее – предписание) и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.3. В случае если выданное предписание исполнено контролируемым лицом надлежащим образом наполовину раньше срока с даты получения предписания, то меры административной ответственности к контролируемому лицу не применяются.
Контролируемое лицо, исполнившее предписание надлежащим образом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, уведомляет министерство об устранении нарушений обязательных требований не позднее пяти рабочих дней со дня устранения таких нарушений.
VI. Обжалование решений министерства, действий (бездействий) должностных лиц Министерства
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного регионального экологического надзора, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Жалоба на решения министерства, действия (бездействия) должностного лица министерства подается министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в его отсутствие – должностному лицу его замещающему).
6.3. Жалоба подается в сроки и по форме, предусмотренные статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.4. Жалоба рассматривается должностным лицом, указанным в пункте 6.2 настоящего Положения, в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.5. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня её регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, с одновременным информированием заинтересованного лица и указанием причин продления.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности при осуществлении государственного экологического надзора
7.1. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора.
7.2. Ключевой показатель регионального государственного экологического надзора и его целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного экологического надзора утверждаются нормативным правовым актом Правительства Приморского края.
Утвержден
постановлением Правительства Приморского края
от 10 сентября 2021 г. N 594-пп
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края
Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края, в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), являются поступившие в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края:
а) сведения от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о превышении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических показателей (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций) на территориях, прилегающих к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект) (за границей санитарно-защитной зоны объекта – для атмосферного воздуха, на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования к территории объекта – для почв (земель);
б) информация о неблагоприятных метеорологических условиях на территории городского и иного поселения от территориального органа или подведомственной организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий);
в) информация от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о негативных воздействиях на водные объекты, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
г) информация от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов, указывающая на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Ключевой показатель изменен с 1 марта 2022 г. – Постановление Правительства Приморского края от 19 января 2022 г. N 18-пп
Утверждены
постановлением Правительства Приморского края
от 10 сентября 2021 г. N 594-пп
Ключевой показатель
регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края и его целевые значения, индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края
С изменениями и дополнениями от:
19 января 2022 г.
1. Ключевой показатель регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края |
|||||||
N п/п |
Наименование ключевого показателя |
Годы и целевые (прогнозные) значения ключевого показателя |
|||||
2020 (базовое значение) |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
1.1. |
Доля исполненных предписаний к общему количеству выданных предписаний по результатам контрольно-надзорных мероприятий (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. Индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Приморского края |
|||||||
N п/п |
Наименование индикативного показателя |
||||||
2.1. |
Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период; |
||||||
2.2. |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период; |
||||||
2.3. |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период; |
||||||
2.4. |
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период; |
||||||
2.5. |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольно-надзорных мероприятий, проведенных за отчетный период; |
||||||
2.6. |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период; |
||||||
2.7. |
Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период; |
||||||
2.8. |
Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период; |
||||||
2.9. |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период; |
||||||
2.10. |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период; |
||||||
2.11. |
Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период; |
||||||
2.12. |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период; |
||||||
2.13. |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период; |
||||||
2.14. |
Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода; |
||||||
2.15. |
Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода; |
2.16. |
Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период; |
||||||
2.17. |
Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период; |
||||||
2.18. |
Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период; |
||||||
2.19. |
Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период; |
||||||
2.20. |
Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период; |
||||||
2.21. |
Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период; |
||||||
2.22. |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период |