Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства образования Приморского края от 21 сентября 2020 г. N 1000-а Об утверждении положения о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников региональной системы оценки качества образования Приморского края

Приказ Министерства образования Приморского края от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
"Об утверждении положения о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края"

 

Во исполнение положений п. 10 Перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", Рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов, доведенных письмом Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71, в целях развития региональной системы оценки качества образования Приморского края, утвержденной приказом департамента образования и науки Приморского края от 26.09.2017 N 1673-а, систематизации мер по повышению уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, проводимых в Приморском крае,

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 1;

1.2. Показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 2;

1.3. Показатели необъективности результатов процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 3;

1.4. Форму протокола общественного наблюдения за объективностью проведения процедур оценки качества образования (всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней) и олимпиад школьников согласно приложению N 4;

1.5. Форму отчета о соблюдении основных показателей объективности проведения оценочных процедур и олимпиад школьников в образовательной организации согласно приложению N 5.

2. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (Сергиевич А.А.) обеспечить системный мониторинг показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников всероссийского и регионального уровней.

3. Руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям общеобразовательных организаций Приморского края обеспечить системный мониторинг показателей системы объективности проведения оценочных процедур муниципального и внутришкольного уровней, принятие мер к повышению объективности их проведения и оценивания.

4. Отделу информационного и материально-технического обеспечения образования (Михайлова Е.А.) разместить настоящий приказ на официальном сайте министерства образования Приморского края в сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Приморского края Шкуратскую М.В.

 

Заместитель председателя Правительства Приморского
края – министр образования Приморского края

Н.В. Бондаренко

 

Приложение N 1
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а

 

Положение
о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края (далее – Положение) разработано на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",

постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 (в ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования",

– приказа министерства образования Приморского края от 26.09.2017 N 1673-а "Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Приморского края".

1.2. Система объективности процедур оценки качества образования раскрыта в Методических рекомендациях по повышению объективности оценки образовательных результатов, доведенных письмом Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71, и включает в себя:

– обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры,

– выявление образовательных организаций и профилактическая работа с образовательными организациями с признаками необъективных результатов,

– формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

1.3. Показатели системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников включают:

– показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (приложение N 2 к приказу),

– показатели необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации (приложение N 3 к приказу).

1.4. Мониторинг показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края (далее – Мониторинг) предназначен для получения объективной информации о состоянии и динамике изменений уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (приложения NN 2, 4 и 5 к приказу) и (или) уровня объективности их результатов (приложение N 3 к приказу) по региону:

– в разрезе муниципальных органов управления образованием,

– в разрезе общеобразовательных организаций.

1.5. В зависимости от вида исследуемых показателей Мониторинги подразделяются на:

– мониторинг показателей объективности проведения процедур оценки качества образования;

– мониторинг показателей объективности проведения олимпиад школьников;

– мониторинг показателей необъективности результатов оценки качества образования;

– мониторинг показателей необъективности результатов оценки олимпиад школьников.

1.6. Мониторинг может проводиться как в виде единого мониторингового исследования, так и в виде самостоятельных мониторинговых исследований по изучению групп региональных показателей, в т.ч. указанных в п. 5.1. Положения.

 

2. Основные понятия и определения

 

Образовательные организации с признаками необъективных результатов процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – образовательные организации, имеющие по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или иной оценочной процедуры хотя бы один из критериев (маркеров) необъективности результатов, указанных в приложении N 3.

Образовательные организации с признаками необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – образовательные организации с "низким" или "средним" уровнем объективности оценки образовательных результатов.

Муниципальные органы управления образованием с признаками необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – муниципальные органы управления образованием с "низким" или "средним" уровнем объективности оценки образовательных результатов.

Мониторинг – это система непрерывного наблюдения, сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации по группам результативных и контекстных показателей для выявления динамики подготовки базового уровня, высокого уровня, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; результатов обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Оценочные процедуры – процедуры независимой оценки результатов обучающихся (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, международные сравнительные исследования), региональные, муниципальные, школьные диагностические и иные работы, позволяющие выявить уровень и качество подготовки обучающихся, влияние внешних и внутренних факторов на результаты обучающихся.

Доверительный интервал – интервал, в котором находится истинное значение определенной величины с заданной доверительной вероятностью (уровень достоверности обычно принимается равным 95%), т.е. истинная величина среднего первичного балла (тот интервал среднего балла, в котором результаты считаются достоверными).

Объективность является следствием соблюдения заранее описанных правил, по которым осуществляется как процедура оценивания, так и выставление результирующей оценки (и, при необходимости – отметки). Чтобы подчеркнуть соответствие заранее описанным правилам (стандартам), такое оценивание называют стандартизированным.

Стандартизация имеет прямое отношение к требованиям к результатам освоения основных образовательных программ.

Для проведения стандартизированного оценивания используется определенный инструментарий. Это может быть контрольная, проверочная, диагностическая и другие формы работ. В качестве инструментария используется также анкеты, опросные листы, протоколы наблюдения, листы контроля, отчеты и т.д.

Основным требованием к организационно-технологическому обеспечению процедуры оценивания является наличие организационных мер и технологических инструментов для обеспечения объективности результатов:

– единообразия условий проведения процедуры оценивания для всех участников и образовательных организаций, в том числе с учетом наличия различных категорий участников (с ограниченными возможностями здоровья);

– сохранности и конфиденциальности данных, обрабатываемых в процессе проведения процедуры оценивания, в том числе:

– конфиденциальности контрольных измерительных материалов (КИМ) на всех этапах вплоть до окончания процедуры оценивания;

– порядка в аудиториях в ходе выполнения участниками всех действий в рамках проведения процедуры оценивания;

– сохранности выполненных участниками работ на всех этапах вплоть до формирования базы результатов;

– сохранности базы результатов процедуры оценивания;

– мероприятий по мониторингу и контролю хода проведения процедуры оценивания;

– мероприятий по обеспечению единых подходов к экспертной оценке результатов и любой другой экспертизе, осуществляемой в ходе процедуры оценивания;

– мероприятий по анализу результатов оценивания на предмет объективности.

Основным требованием к кадровому обеспечению процедуры оценивания является наличие необходимых условий для обеспечения объективности результатов процедуры оценивания, в том числе:

– механизмы контроля обеспеченности кадрами всех этапов проведения процедуры оценивания в соответствии с требованиями порядка проведения;

– меры по обеспечению единообразия условий привлечения, подготовки и, при необходимости, аттестации специалистов для проведения процедуры оценивания;

– меры по предотвращению конфликта интересов в процессе проведения процедуры оценивания.

 

3. Приоритетные меры по обеспечению объективности результатов оценочных процедур

 

К приоритетным мерам по обеспечению объективности результатов оценочных процедур следует отнести:

– присутствие наблюдателей из числа родительской общественности, представителей других образовательных организаций, представителей муниципальных органов управления образованием, представителей министерства образования Приморского края,

– проведение оценочной процедуры организаторами из числа педагогов, не работающих в данном классе и не преподающих данный предмет,

– проверка работ обучающихся педагогами, имеющими квалификационную категорию и не работающими в данном классе,

– проверка работ обучающихся экспертами из числа педагогов школы, учителей-экспертов муниципальных предметных комиссий,

– проверка работ обучающихся муниципальной комиссией,

– выборочная перекрестная проверка работ обучающихся на уровне муниципалитета,

– проведение детализированного анализа результатов образовательных организаций, имеющих признаки необъективности результатов,

– проведение вебинаров, семинаров для школ, имеющих признаки необъективности результатов.

Примерные этапы (последовательность) организации оценивания оценочных процедур в образовательной организации:

– провести оценочную процедуру, собрать работы в соответствии с технологией и регламентом,

– собрать методическое объединение учителей, изучить критерии оценивания,

– проверить несколько работ, выявить различные ошибки, обсудить подходы к оцениванию,

– оценить работы всех участников проводя консультации по отдельным работам,

– по окончании проанализировать результаты, типовые ошибки и наметить пути их устранения.

 

4. Цели, задачи, принципы Мониторинга

 

4.1. Цель проведения Мониторинга: обеспечить повышение эффективности системы оценки качества образования путем повышения уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.

4.2. Задачи:

4.2.1. Получить достоверные данные об обеспечении и уровне объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) объективности их результатов.

4.2.2. Выявить состояние и динамику обеспечения и уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) объективности их результатов.

4.2.3. Выявить группу муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО), имеющих признаки необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.

4.2.4. Выявить группу образовательных организаций, имеющих признаки необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) необъективности их результатов.

4.2.5. Сформировать у участников образовательных отношений позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов и олимпиад школьников.

4.2.6. Интерпретировать получаемые данные и подготовить на их основе проекты управленческих решений.

4.3. Принципы проведения мониторинга:

– реалистичность требований, показателей и критериев мониторинга;

– сопоставимость эмпирических данных, получаемых при многократно повторяемой их регистрации;

– открытость и прозрачность мониторинговых процедур;

– полнота и достоверность информации, полученной в результате мониторинга;

– компьютерная обработка фактических данных, полученных в результате мониторинга, и выдача их в виде готовой продукции, пригодной для аналитической работы;

– открытость и доступность информации о результатах мониторинга для заинтересованных групп пользователей;

– системность сбора и обработки информации.

 

5. Составляющие Мониторинга

 

5.1. Объекты Мониторинга:

– инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования;

– кадровое обеспечение процедур оценки качества образования;

– инструментарий для проведения процедур оценки качества образования;

– инструментарий для наблюдения за процедурой оценки качества образования;

– организационно-технологическое обеспечение процедур оценки качества образования (единообразие условий проведения, конфиденциальность КИМ, контроль хода проведения).

5.2. Основные показатели Мониторинга:

– показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (как на уровне муниципального образования, так и на уровне образовательной организации);

– показатели необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации.

5.3. Методы сбора информации:

– формализованный сбор статистических данных (в т.ч. отчетов образовательных организаций (сводных отчетов по муниципальному образованию), сформированных по форме согласно приложению N 5);

– анкетирование образовательных организаций и участников образовательных отношений;

– работа с базой результатов ВПР, НИКО, международных сравнительных исследований и региональных диагностических работ,

– наблюдение (видеонаблюдение),

– изучение протоколов общественного наблюдения (формируются по форме согласно приложению N 4),

– изучение листов контрольного наблюдения (проверочных листов), составленных представителями МОУО и (или) министерства образования Приморского края по результатам контрольного наблюдения за объективностью проведения мероприятия и пр.

5.4. Методы обработки информации формируются оператором Мониторинга и должны обеспечивать объективность полученных результатов.

5.5. Периодичность и сроки проведения Мониторинга определяются с учетом плана-графика проведения мониторингов на конкретный учебный год, графика проведения процедур оценки качества образования на федеральном (например, Всероссийских проверочных работ) и региональном уровнях, но не реже 1 раза в год.

5.6. Оператором по осуществлению Мониторинга по оценочным процедурам и олимпиадам школьников всероссийского и регионального уровней является Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (далее – Оператор).

Мониторинг объективности оценочных процедур и олимпиад школьников муниципального уровня осуществляется МОУО.

Мониторинг объективности оценочных процедур и олимпиад школьников внутришкольного уровня осуществляется образовательной организацией.

5.7. Требования к обработке, систематизации и хранению информации:

– по результатам Мониторинга осуществляется обработка полученной информации с использованием сравнительного анализа по процедурам оценки качества образования с использованием статистических, аналитических и экспертных методов анализа результатов;

– обработка, систематизация, хранение информации, полученной в результате проведения Мониторинга, осуществляется Оператором;

– лица, организующие и осуществляющие Мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.

5.8. Методы выявления образовательных организаций с признаками необъективных результатов оценочных процедур:

– оценка доверительного интервала среднего балла конкретной школы относительно всех школ региона (муниципального образования),

– оценка доверительного интервала процента выполнения каждого задания по конкретной школе относительно всех школ региона (муниципального образования),

– сравнение результатов конкретной школы с обобщенными результатами всех школ региона с учетом контекстных данных об образовательной организации,

– сравнение уровня результатов оценочной процедуры в образовательной организации с уровнем результатов ЕГЭ, ОГЭ с учетом контекстных данных об образовательной организации,

– сравнение результатов обучающихся в образовательной организации с отметками по данному предмету по журналу,

– наличие выпускников, получивших медали "За особые успехи в учении" и имеющих низкие результаты ЕГЭ.

 

6. Учет и использование результатов Мониторинга

 

6.1. Требования о размещении результатов Мониторинга на официальном интернет-сайте Оператора, а также о порядке доведения их до заинтересованных органов и организаций определены Программой повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях Приморского края (далее – Программа).

6.2. На основе полученных результатов осуществляется разработка и реализация мер, направленных на повышение объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, принимаются управленческие решения на различных уровнях управления системой образования.

Например, следует организовать систематическую методическую помощь школам, показавшим низкие результаты, включая анализ и корректировку рабочих программ, направление учителей на курсы повышения квалификации и пр.

6.3. Адресные рекомендации могут быть направлены как в адрес отдельных образовательных организаций, так и в адрес муниципальных органов управления образованием.

6.4. Основные мероприятия по повышению уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников осуществляются непосредственно МОУО и определяются планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению уровня объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательных организациях (далее – Муниципальный план), составляемым МОУО.

Ответственным лицом за формирование и реализацию Муниципального плана, эффективность и результативность принятых мер является руководитель МОУО.

Требования к формированию Муниципального плана и отчетности по его реализации отражены в Программе.

6.5. Образовательные организации, имеющие в течение нескольких лет стабильно высокие результаты обучения (в т.ч. подтвержденные результатами участия в независимых оценочных процедурах и региональном/федеральном этапе всероссийской олимпиады школьников), однако, отметившиеся в текущем Мониторинге хотя бы одним из критериев (маркеров) необъективности образовательных результатов, указанных в приложении N 3, включаются в разряд школ "зоны риска", в отношении которых должен быть проведен тщательный анализ на школьном и муниципальном уровнях.

6.6. Управленческие решения (конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учётом выявленных проблемных областей) могут приниматься на различных уровнях управления системой образования (региональном, муниципальном, локальном). Решения могут содержаться в организационно-распорядительных документах либо носить рекомендательный характер.

 

Приложение N 2
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а

 

Показатели
объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" Региональной системы оценки качества образования Приморского края

 

Принятые сокращения:

– ОО – образовательная организация,

– ОП – оценочная процедура,

– ВсОШ – Всероссийская олимпиада школьников,

– ОН – общественные наблюдатели.

 

N п/п

показатель

количество баллов

Муниципальный уровень

1.

Наличие принятых организационных документов (об утверждении ответственных, порядка, регламентов, планов подготовки к проведению и пр.) по проведению:

Х

1.1.

ОП федерального, регионального и муниципального уровней.

2 балла – по всем процедурам

1 балл – по одной процедуре

0 баллов – отсутствие приказов

1.2.

ВсОШ (муниципальный уровень) и муниципальных олимпиад школьников.

1 балл – документы есть

0 баллов – документов нет

2.

Наличие принятых организационных документов по обеспечению объективности ОП и олимпиад школьников.

1 балл – документ есть

0 баллов – документа нет

3.

Наличие системы подготовки ОН за процедурами оценки качества образования и олимпиад школьников.

1 балл – система есть

0 баллов – системы нет

4.

Наличие графика выходов ОН в ОО для осуществления наблюдения за проведением ОП и олимпиады школьников (с указанием сроков, ФИО и ОО).

1 балл – график есть

0 баллов – графика нет

5.

Охват ОО общественным наблюдением (процентное соотношение количества ОО, в которых в день проведения ОП осуществлялось общественное наблюдение, к общему количеству ОО, принимавших участие в оценочной процедуре).

от 90 до 100% – 2 балла

от 70 до 89% – 1 балл

до 69% – 0 баллов

6.

Эффективность общественного наблюдения (наличие нарушений порядка проведения ОП и олимпиад школьников по итогам общественного наблюдения, отражаемых в протоколе общественного наблюдения).

1 балл – нарушений нет

0 баллов – нарушения есть

7.

Активность общественного наблюдения (процентное соотношение количества ОН, фактически явившихся в ОО в день проведения ОП и олимпиады школьников, к общему количеству запланированных к участию ОН).

от 90 до 100% – 2 балла

от 70 до 89% – 1 балл

до 69% – 0 баллов

8.

Наличие разработанных на муниципальном уровне рекомендаций для ОО по обеспечению объективности ОП и олимпиад школьников.

1 балл – рекомендации есть

0 баллов – рекомендаций нет

9.

Охват видеонаблюдением (за исключением ЕГЭ и ОГЭ) аудиторий проведения и проверки работ участников, обеспечивающим возможность записи и просмотра (процентное соотношение количества аудиторий, охваченных видеонаблюдением в день проведения, к общему количеству аудиторий, задействованных в мероприятии).

от 90 до 100% – 2 балла

от 70 до 89% – 1 балл

до 69% – 0 баллов

10.

Наличие информационной (аналитической) справки о результатах обеспечения в ОО объективности ОП и ВсОШ по муниципальному образованию (в разрезе ОО).

2 балла – по результатам каждой ОП

1 балл – по результатам 1 ОП

0 баллов – анализа нет

11.

Проверка работ участников ОП и ВсОШ осуществляется муниципальной комиссией.

1 балл – да

0 баллов – нет

12.

Проводится выборочная перепроверка работ участников ОП и олимпиад школьников муниципальной комиссией.

1 балл – да

0 баллов – нет

13.

Наличие информационной (аналитической) справки о результатах ОП и олимпиад школьников по муниципальному образованию (в разрезе ОО).

2 балла – по результатам каждой ОП

1 балл – по результатам 1 ОП

0 баллов – анализа нет

14.

Наличие адресных рекомендаций для ОО по повышению объективности ОП и олимпиад школьников.

2 балла – по результатам нескольких ОП

1 балл – по результатам 1 ОП

0 баллов – рекомендаций нет

15.

Наличие в муниципальном образовании ОО с "низким" уровнем объективности проведения ОП.

1 балл – нет

0 баллов – есть

16.

Наличие в муниципальном образовании ОО с выявленными признаками необъективности результатов ОП.

2 балла – нет

0 баллов – есть

17.

Наличие организованной профилактической работы с ОО, показавшими "низкий" и "средний" уровень объективности проведения ОП.

2 балла – в отношении субъектов обоих уровней

1 балл – в отношении субъектов одного уровня

0 баллов – мер нет

18.

Наличие организованной профилактической работы с ОО с выявленными признаками необъективности результатов ОП.

1 балл – да

0 баллов – нет

19.

Наличие мероприятий по выявлению, обобщению и распространению передового опыта ОО по обеспечению объективности ОП.

1 балл – 2 и более мероприятий в год

0 баллов – менее 2 мероприятий в год

20.

Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения участников образовательных отношений к объективности ОП и объективной оценке образовательных результатов и олимпиад школьников.

1 балл – 2 и более мероприятий в год

0 баллов – менее 2 мероприятий в год

 

Итого максимальный балл

30 баллов

Уровень образовательных организаций

1.

Наличие локальных документов (об утверждении ответственных, порядка, регламентов, планов подготовки и пр.) по проведению внутришкольных ОП и олимпиад школьников.

2 балла – по всем процедурам

1 балл – по 1 процедуре

0 баллов – отсутствие документов

2.

Наличие локальных документов об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, предусматривающего предварительное коллегиальное обсуждение подходов к оцениванию.

1 балл – документ есть

0 баллов – документа нет

3.

Наличие в ОО принятых (утвержденных) прозрачных критериев внутришкольного и итогового оценивания.

1 балл – документ есть

0 баллов – документа нет

4.

Наличие внутришкольной системы подготовки ОН за процедурами оценки качества образования и ВсОШ.

1 балл – система есть

0 баллов – системы нет

5.

Наличие графика выходов ОН на наблюдение за проведением процедуры оценки качества образования и олимпиад школьников с указанием сроков.

1 балл – график есть

0 баллов – графика нет

6.

Эффективность общественного наблюдения (наличие нарушений порядка проведения процедур ОП и олимпиад школьников по итогам общественного наблюдения, предусмотренных протоколом общественного наблюдения).

1 балл – нет

0 баллов – есть

7.

Активность общественного наблюдения (процентное соотношение количества ОН, фактически явившихся в день проведения ОП и олимпиады школьников, к общему количеству запланированных ОН по данной ОО).

от 90 до 100% – 2 балла

от 70 до 89% – 1 балл

до 70% – 0 баллов

8.

Отсутствие ситуации конфликта интересов в отношении учителей и ОН из числа родителей.

1 балл – конфликта интересов нет

0 баллов – конфликт интересов есть

9.

Наличие информационной (аналитической) справки о результатах обеспечения в ОО объективности процедур оценки качества образования и ВсОШ.

1 балл – справка есть

0 баллов – справки нет

10.

Проверка работ участников ОП и олимпиад школьников осуществляется комиссией ОО, состоящей из педагогов, не работающих в классе, работы которого проверяются.

1 балл – да

0 баллов – нет

11.

Наличие информационной (аналитической) справки о результатах процедур оценки качества образования и ВсОШ в ОО.

1 балл – справка есть

0 баллов – справки нет

12.

Наличие плана мероприятий по повышению объективности оценки качества образования и ВсОШ в ОО.

1 балл – план есть

0 баллов – плана нет

13.

Наличие самостоятельно разработанных процедур общественной экспертизы качества образования в ОО.

1 балл – да

0 баллов – нет

14.

Участие ОО в мероприятиях по выявлению, обобщению и распространению собственного передового опыта по повышению качества обеспечения объективности проведения ОП и олимпиад школьников.

2 балла – 2 и более мероприятий в год

1 балл – 1 мероприятие в год

0 баллов – мероприятий нет

15.

Наличие в ОО положительной динамики повышения объективности ОП и олимпиад школьников, их результатов (глубина 3 года).

1 балл – да

0 баллов – нет

16.

Реализация программ помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части оценивания результатов обучающихся (повышение квалификации, внутришкольное обучение и самообразование, другое).

1 балл – да

0 баллов – нет

17.

Проведение внутришкольной аналитической работы с результатами ОП и олимпиад школьников.

1 балл – да

0 баллов – нет

18.

Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения обучающихся ОО к объективности ОП и объективной оценке результатов ОП и олимпиад школьников.

1 балл – наличие 2 и более мероприятий

0 баллов – менее 2 мероприятий

19.

Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения родительской общественности к объективности ОП и объективной оценке результатов ОП и олимпиад школьников.

1 балл – наличие 2 и более мероприятий

0 баллов – менее 2 мероприятий

 

Итого максимальный балл

22 балла

 

Примечание:

При многодневности оценочных процедур либо мониторинге периода с несколькими оценочными процедурами берется среднеарифметическое значение показателя:

– для муниципального уровня – позиции N 5, 6, 7, 9, 10;

– для уровня ОО – позиции N 6, 7, 8.

 

Методика анализа

 

1. Оценка обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников проводится в соответствии с установленными критериями.

2. Для каждого индикатора устанавливается максимально возможное значение.

В случае если индикатор имеет негативную окраску, то присвоение баллов осуществляется в обратном порядке.

В вопросах, в которых предусмотрены варианты ответа "да/нет" максимальный балл индикатору присваивается при ответе "да", 0 баллов – при ответе "нет".

3. Значение показателя рассчитывается методом суммирования индивидуальных значений индикаторов.

4. Итоговый расчет осуществляется на основании границ сумм баллов:

 

Для муниципального уровня:

 

Итоговое количество баллов

Уровень объективности оценочных процедур

30 – 25

высокий

24 – 18

средний

17 – 0

низкий

 

Для уровня ОО

 

Итоговое количество баллов

Уровень объективности оценочных процедур

22 – 19

высокий

18 – 14

средний

13 – 0

низкий

 

5. При проведении оценки могут быть выявлены показатели, приводящие к негативным последствиям для отдельных категорий участников образовательных отношений и, как следствие, для системы образования, а также неэффективные показатели, мониторинг которых не приведёт к совершенствованию системы образования. Кроме того, такие показатели стимулируют к необъективному оцениванию образовательных результатов обучающихся, демотивируют руководителей ОО и педагогов и т.д.

Пример:

– использование результатов оценочных процедур для рейтингования ОО, (по среднему баллу, по отметкам);

– рейтингование ОО по проценту обучающихся, получивших "4" и "5" по результатам ВПР (или другой оценочной процедуры);

– выделение лидеров и аутсайдеров среди органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по результатам ВПР.

В случае, если на муниципальном уровне проведение данного анализа проводится на основании ранее утвержденного пакета документов, при наличии таких неэффективных показателей и показателей, приводящих к негативным последствиям, от их применения необходимо отказаться.

 

Приложение N 3
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а

 

Показатели
необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края

 

N п/п

показатель

критерии (маркеры)

1.

Завышенные результаты оценочной процедуры по конкретному предмету (отдельно по математике, русскому языку и пр.)

Отметку "4" и "5" (либо максимальное количество баллов) по конкретному предмету получили 80 и более процентов учащихся в параллели классов

Процент количества участников, получивших отметку "4" и "5" по конкретному предмету в образовательной организации выше средних данных по региону (муниципальному образованию)

Средний тестовый балл образовательной организации по конкретному предмету выше нижней границы среднего по региону (муниципальному образованию) тестового балла

Нижняя граница доверительных интервалов образовательной организации находится выше, чем верхняя граница доверительного интервала среднего балла по региону (муниципальному образованию)

Нижняя граница доверительных интервалов процента выполнения каждого задания в образовательной организации находится выше, чем верхняя граница доверительного интервала среднего балла по региону (муниципальному образованию)

2.

Несоответствие результатов оценочной процедуры и (или) олимпиады школьников школьным отметкам по конкретному предмету

Отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) на 10 и более процентов от среднего балла по школьным отметкам в параллели классов

Отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) на 10 и более процентов от среднего балла по школьным отметкам в параллели классов в сравнении с предыдущей параллелью

Наличие выпускников, получивших медали "За особые успехи в учении" и не подтвердивших уровень знаний по результатам ЕГЭ

3.

Резкое изменение результатов по сравнению с результатами предыдущей оценочной процедуры по конкретному предмету

Резкое возрастание (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету в одной параллели

Резкое падение (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету в одной параллели

Резкое возрастание (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету от одной параллели к следующей

Резкое падение (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету от одной параллели к следующей

Наличие выпускников, получивших на ЕГЭ по русскому языку 90 и более баллов и имевших "незачет" по итоговому сочинению

 

Приложение N 4
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а

 

Протокол
общественного наблюдения за объективностью проведения процедур оценки качества образования (Всероссийского, регионального и муниципального уровней) и олимпиад школьников в общеобразовательной организации
(заполняется общественным наблюдателем в день проведения)

 

 

(логин школы)

 

 

(предмет)

 

(дата: число, месяц, год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО общественного наблюдателя

 

 

Категория общественного наблюдателя

 

 

Представитель МОУО и муниципальных методических служб

 

 

Член родительского комитета общеобразовательной организации

 

 

Член общественного органа управления общеобразовательной организации

 

 

Член общественного и профессионального объединения и организации

 

Работник другой образовательной организации

 

 

Студенты ВУЗов, училищ и колледжей

 

 

Другой вариант (укажите)

 

 

 

 

 

 

N п/п

Показатели наблюдения

Кол-во или "+", "-"

1

Наличие приказа по организации проведения процедуры

 

2

Наличие обучающихся с ОВЗ

 

3

Количество аудиторий, задействованных в проведении процедуры

 

4

Аудитории проведения соответствует санитарным требованиям и условиям

 

5

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при проведении процедуры

 

6

Соблюдение времени проведения

 

7

Обеспечение порядка в аудитории в ходе выполнения обучающимися процедуры

 

8

Доброжелательный настрой организаторов

 

9

Соблюдение рекомендованной формы рассадки участников процедуры (в дополнительном комментарии отразить использованную форму – по 1 или по 2 участника, зигзагообразно, соблюдение дистанции и пр.)

 

10

Обеспечение сохранности КИМ до раздачи обучающимся (случаев несанкционированного копирования, фотографирования и пр. не выявлено)

 

11

Наличие общественных наблюдателей, привлеченных непосредственно образовательной организацией

 

12

Организаторы провели инструктаж для участников / проинформировали о порядке проведения процедуры

/

13

Исключение фактов нарушения порядка проведения процедуры, в т.ч.

Х

13.1

использования обучающимися справочно-информационных материалов по теме процедуры

 

13.2

оказания содействия ("подсказывания") обучающимся со стороны организаторов и иных лиц

 

13.3

выноса работ обучающихся и КИМ во время проведения процедуры

 

13.4

свободного перемещения обучающихся по аудитории

 

13.5

общения обучающихся друг с другом

 

13.6

использования телефонов организаторами и обучающимися во время проведения процедуры

 

13.7

выхода из аудитории организаторов в аудитории

 

13.8

занятия организатором в аудитории посторонними делами (чтение, разговоры и пр.)

 

13.9

присутствия в аудитории посторонних лиц

 

13.10

отсутствия фиксации на доске времени начала и окончания процедуры

 

14

Обеспечение сохранности данных при сборе и обработке результатов

 

15

Обеспечение объективности оценивания выполненных обучающимися работ

 

 

Дополнительные комментарии по процедурам организации и проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись лица, осуществляющего наблюдение

 

 

 

Ознакомлены:

 

 

 

Организатор в аудитории

 

 

 

 

 

подпись

ФИО

 

 

 

 

Школьный координатор

 

 

 

подпись

ФИО

Руководитель ОО

 

 

 

 

 

подпись

ФИО

 

Приложение N 5
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а

 

Отчет
о соблюдении основных показателей объективности проведения оценочных процедур и олимпиад школьников в общеобразовательной организации (формируется школьным координатором в день проведения, предоставляется руководителю образовательной организации и муниципальному координатору)

_________________________________________________________________________

(наименование процедуры)

 

(номер школы)

 

(предмет)

 

(дата: число, месяц, год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N п/п

Показатели объективности

Кол-во или "+", "-"

1

Наличие в ОО локального документа по организации проведения процедуры

 

2

Наличие в ОО локального документа по обеспечению объективности проведения процедуры

 

3

Исключение возможности конфликта интересов:

Х

3.1

у организаторов в аудитории

 

3.2

у общественных наблюдателей

 

3.3

у членов предметных комиссий

 

4

Порядок проведения процедуры для обучающихся с ОВЗ соблюден

 

5

Количество аудиторий, задействованных в день проведения процедуры

 

5.1

из них обеспечено видеонаблюдением

 

5.2

из них фактически осуществлено видеонаблюдение

 

6

Аудитории проведения санитарным требованиям и условиям соответствуют

 

7

Санитарно-эпидемиологические требования при проведении процедуры соблюдены

 

8

График проведения соблюден

 

9

Порядок в аудитории в ходе проведения процедуры обеспечен

 

10

Доброжелательный настрой организаторов

 

11

Рекомендованная форма рассадки участников процедуры соблюдена (в дополнительном комментарии отразить использованную форму – по 1 или по 2 участника, зигзагообразно, соблюдение дистанции и пр.)

 

12

Обеспечение сохранности КИМ (случаев несанкционированного копирования, фотографирования и пр. не допущено)

 

13

Запланированное количество общественных наблюдателей для участия в процедуре (согласно графику)

 

13.1

Из них фактически приняло участие в процедуре

 

14

Присутствие представителя МОУО в образовательной организации в день проведения процедуры

 

15

Инструктаж для участников проведен / порядок проведения процедуры доведен

Х

16

Исключение фактов нарушения порядка проведения процедуры, в т.ч.:

Х

16.1

использования обучающимися справочно-информационных материалов по предмету работы

 

16.2

оказания содействия ("подсказывания") обучающимся со стороны организаторов

 

16.3

выноса работ обучающихся и КИМ во время проведения процедуры

 

16.4

свободного перемещения по аудитории участниками процедуры

 

16.5

общения обучающихся друг с другом

 

16.6

использования телефонов и иных средств передачи информации организаторами и участниками процедуры во время ее проведения

 

16.7

покидания аудитории организатором в аудитории

 

16.8

занятия организатором в аудитории посторонними делами (чтение, разговоры и пр.)

 

16.9

присутствия в аудитории посторонних лиц

 

16.10

отсутствия фиксации на доске времени начала и окончания процедуры

 

16.11

обеспечения сохранности данных при сборе, передаче и обработке результатов

 

17

Обеспечение объективности оценивания выполненных обучающимися работ:

Х

17.1

Проверка работ осуществлена школьной предметной комиссией

 

17.2

Проверка работ осуществлена межшкольной предметной комиссией

 

17.3

Проверка работ осуществлена муниципальной предметной комиссией

 

17.4

Проверка работ осуществлена иным способом (в дополнительном комментарии указать каким)

 

17.5

Количество аудиторий, задействованных для проведения проверки работ предметной комиссией

 

17.5.1

из них обеспечено видеонаблюдением

 

17.5.2

из них фактически осуществлено видеонаблюдение

 

 

Дополнительные комментарии по организации и проведению процедуры

 

 

 

 

 

 

Подпись школьного координатора