Приказ Министерства образования Приморского края от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
"Об утверждении положения о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края"
Во исполнение положений п. 10 Перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", Рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов, доведенных письмом Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71, в целях развития региональной системы оценки качества образования Приморского края, утвержденной приказом департамента образования и науки Приморского края от 26.09.2017 N 1673-а, систематизации мер по повышению уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, проводимых в Приморском крае,
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 1;
1.2. Показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 2;
1.3. Показатели необъективности результатов процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края согласно приложению N 3;
1.4. Форму протокола общественного наблюдения за объективностью проведения процедур оценки качества образования (всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней) и олимпиад школьников согласно приложению N 4;
1.5. Форму отчета о соблюдении основных показателей объективности проведения оценочных процедур и олимпиад школьников в образовательной организации согласно приложению N 5.
2. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (Сергиевич А.А.) обеспечить системный мониторинг показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников всероссийского и регионального уровней.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям общеобразовательных организаций Приморского края обеспечить системный мониторинг показателей системы объективности проведения оценочных процедур муниципального и внутришкольного уровней, принятие мер к повышению объективности их проведения и оценивания.
4. Отделу информационного и материально-технического обеспечения образования (Михайлова Е.А.) разместить настоящий приказ на официальном сайте министерства образования Приморского края в сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Приморского края Шкуратскую М.В.
Заместитель председателя Правительства Приморского |
Н.В. Бондаренко |
Приложение N 1
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
Положение
о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о мониторинге показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края (далее – Положение) разработано на основе:
– Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
– Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",
– постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 (в ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования",
– приказа министерства образования Приморского края от 26.09.2017 N 1673-а "Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Приморского края".
1.2. Система объективности процедур оценки качества образования раскрыта в Методических рекомендациях по повышению объективности оценки образовательных результатов, доведенных письмом Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71, и включает в себя:
– обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры,
– выявление образовательных организаций и профилактическая работа с образовательными организациями с признаками необъективных результатов,
– формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
1.3. Показатели системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников включают:
– показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (приложение N 2 к приказу),
– показатели необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации (приложение N 3 к приказу).
1.4. Мониторинг показателей системы объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края (далее – Мониторинг) предназначен для получения объективной информации о состоянии и динамике изменений уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (приложения NN 2, 4 и 5 к приказу) и (или) уровня объективности их результатов (приложение N 3 к приказу) по региону:
– в разрезе муниципальных органов управления образованием,
– в разрезе общеобразовательных организаций.
1.5. В зависимости от вида исследуемых показателей Мониторинги подразделяются на:
– мониторинг показателей объективности проведения процедур оценки качества образования;
– мониторинг показателей объективности проведения олимпиад школьников;
– мониторинг показателей необъективности результатов оценки качества образования;
– мониторинг показателей необъективности результатов оценки олимпиад школьников.
1.6. Мониторинг может проводиться как в виде единого мониторингового исследования, так и в виде самостоятельных мониторинговых исследований по изучению групп региональных показателей, в т.ч. указанных в п. 5.1. Положения.
2. Основные понятия и определения
Образовательные организации с признаками необъективных результатов процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – образовательные организации, имеющие по результатам ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или иной оценочной процедуры хотя бы один из критериев (маркеров) необъективности результатов, указанных в приложении N 3.
Образовательные организации с признаками необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – образовательные организации с "низким" или "средним" уровнем объективности оценки образовательных результатов.
Муниципальные органы управления образованием с признаками необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников – муниципальные органы управления образованием с "низким" или "средним" уровнем объективности оценки образовательных результатов.
Мониторинг – это система непрерывного наблюдения, сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации по группам результативных и контекстных показателей для выявления динамики подготовки базового уровня, высокого уровня, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; результатов обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Оценочные процедуры – процедуры независимой оценки результатов обучающихся (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, международные сравнительные исследования), региональные, муниципальные, школьные диагностические и иные работы, позволяющие выявить уровень и качество подготовки обучающихся, влияние внешних и внутренних факторов на результаты обучающихся.
Доверительный интервал – интервал, в котором находится истинное значение определенной величины с заданной доверительной вероятностью (уровень достоверности обычно принимается равным 95%), т.е. истинная величина среднего первичного балла (тот интервал среднего балла, в котором результаты считаются достоверными).
Объективность является следствием соблюдения заранее описанных правил, по которым осуществляется как процедура оценивания, так и выставление результирующей оценки (и, при необходимости – отметки). Чтобы подчеркнуть соответствие заранее описанным правилам (стандартам), такое оценивание называют стандартизированным.
Стандартизация имеет прямое отношение к требованиям к результатам освоения основных образовательных программ.
Для проведения стандартизированного оценивания используется определенный инструментарий. Это может быть контрольная, проверочная, диагностическая и другие формы работ. В качестве инструментария используется также анкеты, опросные листы, протоколы наблюдения, листы контроля, отчеты и т.д.
Основным требованием к организационно-технологическому обеспечению процедуры оценивания является наличие организационных мер и технологических инструментов для обеспечения объективности результатов:
– единообразия условий проведения процедуры оценивания для всех участников и образовательных организаций, в том числе с учетом наличия различных категорий участников (с ограниченными возможностями здоровья);
– сохранности и конфиденциальности данных, обрабатываемых в процессе проведения процедуры оценивания, в том числе:
– конфиденциальности контрольных измерительных материалов (КИМ) на всех этапах вплоть до окончания процедуры оценивания;
– порядка в аудиториях в ходе выполнения участниками всех действий в рамках проведения процедуры оценивания;
– сохранности выполненных участниками работ на всех этапах вплоть до формирования базы результатов;
– сохранности базы результатов процедуры оценивания;
– мероприятий по мониторингу и контролю хода проведения процедуры оценивания;
– мероприятий по обеспечению единых подходов к экспертной оценке результатов и любой другой экспертизе, осуществляемой в ходе процедуры оценивания;
– мероприятий по анализу результатов оценивания на предмет объективности.
Основным требованием к кадровому обеспечению процедуры оценивания является наличие необходимых условий для обеспечения объективности результатов процедуры оценивания, в том числе:
– механизмы контроля обеспеченности кадрами всех этапов проведения процедуры оценивания в соответствии с требованиями порядка проведения;
– меры по обеспечению единообразия условий привлечения, подготовки и, при необходимости, аттестации специалистов для проведения процедуры оценивания;
– меры по предотвращению конфликта интересов в процессе проведения процедуры оценивания.
3. Приоритетные меры по обеспечению объективности результатов оценочных процедур
К приоритетным мерам по обеспечению объективности результатов оценочных процедур следует отнести:
– присутствие наблюдателей из числа родительской общественности, представителей других образовательных организаций, представителей муниципальных органов управления образованием, представителей министерства образования Приморского края,
– проведение оценочной процедуры организаторами из числа педагогов, не работающих в данном классе и не преподающих данный предмет,
– проверка работ обучающихся педагогами, имеющими квалификационную категорию и не работающими в данном классе,
– проверка работ обучающихся экспертами из числа педагогов школы, учителей-экспертов муниципальных предметных комиссий,
– проверка работ обучающихся муниципальной комиссией,
– выборочная перекрестная проверка работ обучающихся на уровне муниципалитета,
– проведение детализированного анализа результатов образовательных организаций, имеющих признаки необъективности результатов,
– проведение вебинаров, семинаров для школ, имеющих признаки необъективности результатов.
Примерные этапы (последовательность) организации оценивания оценочных процедур в образовательной организации:
– провести оценочную процедуру, собрать работы в соответствии с технологией и регламентом,
– собрать методическое объединение учителей, изучить критерии оценивания,
– проверить несколько работ, выявить различные ошибки, обсудить подходы к оцениванию,
– оценить работы всех участников проводя консультации по отдельным работам,
– по окончании проанализировать результаты, типовые ошибки и наметить пути их устранения.
4. Цели, задачи, принципы Мониторинга
4.1. Цель проведения Мониторинга: обеспечить повышение эффективности системы оценки качества образования путем повышения уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.
4.2. Задачи:
4.2.1. Получить достоверные данные об обеспечении и уровне объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) объективности их результатов.
4.2.2. Выявить состояние и динамику обеспечения и уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) объективности их результатов.
4.2.3. Выявить группу муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО), имеющих признаки необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников.
4.2.4. Выявить группу образовательных организаций, имеющих признаки необъективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников и (или) необъективности их результатов.
4.2.5. Сформировать у участников образовательных отношений позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов и олимпиад школьников.
4.2.6. Интерпретировать получаемые данные и подготовить на их основе проекты управленческих решений.
4.3. Принципы проведения мониторинга:
– реалистичность требований, показателей и критериев мониторинга;
– сопоставимость эмпирических данных, получаемых при многократно повторяемой их регистрации;
– открытость и прозрачность мониторинговых процедур;
– полнота и достоверность информации, полученной в результате мониторинга;
– компьютерная обработка фактических данных, полученных в результате мониторинга, и выдача их в виде готовой продукции, пригодной для аналитической работы;
– открытость и доступность информации о результатах мониторинга для заинтересованных групп пользователей;
– системность сбора и обработки информации.
5. Составляющие Мониторинга
5.1. Объекты Мониторинга:
– инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования;
– кадровое обеспечение процедур оценки качества образования;
– инструментарий для проведения процедур оценки качества образования;
– инструментарий для наблюдения за процедурой оценки качества образования;
– организационно-технологическое обеспечение процедур оценки качества образования (единообразие условий проведения, конфиденциальность КИМ, контроль хода проведения).
5.2. Основные показатели Мониторинга:
– показатели объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников (как на уровне муниципального образования, так и на уровне образовательной организации);
– показатели необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации.
5.3. Методы сбора информации:
– формализованный сбор статистических данных (в т.ч. отчетов образовательных организаций (сводных отчетов по муниципальному образованию), сформированных по форме согласно приложению N 5);
– анкетирование образовательных организаций и участников образовательных отношений;
– работа с базой результатов ВПР, НИКО, международных сравнительных исследований и региональных диагностических работ,
– наблюдение (видеонаблюдение),
– изучение протоколов общественного наблюдения (формируются по форме согласно приложению N 4),
– изучение листов контрольного наблюдения (проверочных листов), составленных представителями МОУО и (или) министерства образования Приморского края по результатам контрольного наблюдения за объективностью проведения мероприятия и пр.
5.4. Методы обработки информации формируются оператором Мониторинга и должны обеспечивать объективность полученных результатов.
5.5. Периодичность и сроки проведения Мониторинга определяются с учетом плана-графика проведения мониторингов на конкретный учебный год, графика проведения процедур оценки качества образования на федеральном (например, Всероссийских проверочных работ) и региональном уровнях, но не реже 1 раза в год.
5.6. Оператором по осуществлению Мониторинга по оценочным процедурам и олимпиадам школьников всероссийского и регионального уровней является Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (далее – Оператор).
Мониторинг объективности оценочных процедур и олимпиад школьников муниципального уровня осуществляется МОУО.
Мониторинг объективности оценочных процедур и олимпиад школьников внутришкольного уровня осуществляется образовательной организацией.
5.7. Требования к обработке, систематизации и хранению информации:
– по результатам Мониторинга осуществляется обработка полученной информации с использованием сравнительного анализа по процедурам оценки качества образования с использованием статистических, аналитических и экспертных методов анализа результатов;
– обработка, систематизация, хранение информации, полученной в результате проведения Мониторинга, осуществляется Оператором;
– лица, организующие и осуществляющие Мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.
5.8. Методы выявления образовательных организаций с признаками необъективных результатов оценочных процедур:
– оценка доверительного интервала среднего балла конкретной школы относительно всех школ региона (муниципального образования),
– оценка доверительного интервала процента выполнения каждого задания по конкретной школе относительно всех школ региона (муниципального образования),
– сравнение результатов конкретной школы с обобщенными результатами всех школ региона с учетом контекстных данных об образовательной организации,
– сравнение уровня результатов оценочной процедуры в образовательной организации с уровнем результатов ЕГЭ, ОГЭ с учетом контекстных данных об образовательной организации,
– сравнение результатов обучающихся в образовательной организации с отметками по данному предмету по журналу,
– наличие выпускников, получивших медали "За особые успехи в учении" и имеющих низкие результаты ЕГЭ.
6. Учет и использование результатов Мониторинга
6.1. Требования о размещении результатов Мониторинга на официальном интернет-сайте Оператора, а также о порядке доведения их до заинтересованных органов и организаций определены Программой повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях Приморского края (далее – Программа).
6.2. На основе полученных результатов осуществляется разработка и реализация мер, направленных на повышение объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, принимаются управленческие решения на различных уровнях управления системой образования.
Например, следует организовать систематическую методическую помощь школам, показавшим низкие результаты, включая анализ и корректировку рабочих программ, направление учителей на курсы повышения квалификации и пр.
6.3. Адресные рекомендации могут быть направлены как в адрес отдельных образовательных организаций, так и в адрес муниципальных органов управления образованием.
6.4. Основные мероприятия по повышению уровня объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников осуществляются непосредственно МОУО и определяются планом мероприятий ("дорожной картой") по повышению уровня объективности процедур и результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательных организациях (далее – Муниципальный план), составляемым МОУО.
Ответственным лицом за формирование и реализацию Муниципального плана, эффективность и результативность принятых мер является руководитель МОУО.
Требования к формированию Муниципального плана и отчетности по его реализации отражены в Программе.
6.5. Образовательные организации, имеющие в течение нескольких лет стабильно высокие результаты обучения (в т.ч. подтвержденные результатами участия в независимых оценочных процедурах и региональном/федеральном этапе всероссийской олимпиады школьников), однако, отметившиеся в текущем Мониторинге хотя бы одним из критериев (маркеров) необъективности образовательных результатов, указанных в приложении N 3, включаются в разряд школ "зоны риска", в отношении которых должен быть проведен тщательный анализ на школьном и муниципальном уровнях.
6.6. Управленческие решения (конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учётом выявленных проблемных областей) могут приниматься на различных уровнях управления системой образования (региональном, муниципальном, локальном). Решения могут содержаться в организационно-распорядительных документах либо носить рекомендательный характер.
Приложение N 2
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
Показатели
объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" Региональной системы оценки качества образования Приморского края
Принятые сокращения:
– ОО – образовательная организация,
– ОП – оценочная процедура,
– ВсОШ – Всероссийская олимпиада школьников,
– ОН – общественные наблюдатели.
N п/п |
показатель |
количество баллов |
Муниципальный уровень |
||
1. |
Наличие принятых организационных документов (об утверждении ответственных, порядка, регламентов, планов подготовки к проведению и пр.) по проведению: |
Х |
1.1. |
ОП федерального, регионального и муниципального уровней. |
2 балла – по всем процедурам 1 балл – по одной процедуре 0 баллов – отсутствие приказов |
1.2. |
ВсОШ (муниципальный уровень) и муниципальных олимпиад школьников. |
1 балл – документы есть 0 баллов – документов нет |
2. |
Наличие принятых организационных документов по обеспечению объективности ОП и олимпиад школьников. |
1 балл – документ есть 0 баллов – документа нет |
3. |
Наличие системы подготовки ОН за процедурами оценки качества образования и олимпиад школьников. |
1 балл – система есть 0 баллов – системы нет |
4. |
Наличие графика выходов ОН в ОО для осуществления наблюдения за проведением ОП и олимпиады школьников (с указанием сроков, ФИО и ОО). |
1 балл – график есть 0 баллов – графика нет |
5. |
Охват ОО общественным наблюдением (процентное соотношение количества ОО, в которых в день проведения ОП осуществлялось общественное наблюдение, к общему количеству ОО, принимавших участие в оценочной процедуре). |
от 90 до 100% – 2 балла от 70 до 89% – 1 балл до 69% – 0 баллов |
6. |
Эффективность общественного наблюдения (наличие нарушений порядка проведения ОП и олимпиад школьников по итогам общественного наблюдения, отражаемых в протоколе общественного наблюдения). |
1 балл – нарушений нет 0 баллов – нарушения есть |
7. |
Активность общественного наблюдения (процентное соотношение количества ОН, фактически явившихся в ОО в день проведения ОП и олимпиады школьников, к общему количеству запланированных к участию ОН). |
от 90 до 100% – 2 балла от 70 до 89% – 1 балл до 69% – 0 баллов |
8. |
Наличие разработанных на муниципальном уровне рекомендаций для ОО по обеспечению объективности ОП и олимпиад школьников. |
1 балл – рекомендации есть 0 баллов – рекомендаций нет |
9. |
Охват видеонаблюдением (за исключением ЕГЭ и ОГЭ) аудиторий проведения и проверки работ участников, обеспечивающим возможность записи и просмотра (процентное соотношение количества аудиторий, охваченных видеонаблюдением в день проведения, к общему количеству аудиторий, задействованных в мероприятии). |
от 90 до 100% – 2 балла от 70 до 89% – 1 балл до 69% – 0 баллов |
10. |
Наличие информационной (аналитической) справки о результатах обеспечения в ОО объективности ОП и ВсОШ по муниципальному образованию (в разрезе ОО). |
2 балла – по результатам каждой ОП 1 балл – по результатам 1 ОП 0 баллов – анализа нет |
11. |
Проверка работ участников ОП и ВсОШ осуществляется муниципальной комиссией. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
12. |
Проводится выборочная перепроверка работ участников ОП и олимпиад школьников муниципальной комиссией. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
13. |
Наличие информационной (аналитической) справки о результатах ОП и олимпиад школьников по муниципальному образованию (в разрезе ОО). |
2 балла – по результатам каждой ОП 1 балл – по результатам 1 ОП 0 баллов – анализа нет |
14. |
Наличие адресных рекомендаций для ОО по повышению объективности ОП и олимпиад школьников. |
2 балла – по результатам нескольких ОП 1 балл – по результатам 1 ОП 0 баллов – рекомендаций нет |
15. |
Наличие в муниципальном образовании ОО с "низким" уровнем объективности проведения ОП. |
1 балл – нет 0 баллов – есть |
16. |
Наличие в муниципальном образовании ОО с выявленными признаками необъективности результатов ОП. |
2 балла – нет 0 баллов – есть |
17. |
Наличие организованной профилактической работы с ОО, показавшими "низкий" и "средний" уровень объективности проведения ОП. |
2 балла – в отношении субъектов обоих уровней 1 балл – в отношении субъектов одного уровня 0 баллов – мер нет |
18. |
Наличие организованной профилактической работы с ОО с выявленными признаками необъективности результатов ОП. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
19. |
Наличие мероприятий по выявлению, обобщению и распространению передового опыта ОО по обеспечению объективности ОП. |
1 балл – 2 и более мероприятий в год 0 баллов – менее 2 мероприятий в год |
20. |
Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения участников образовательных отношений к объективности ОП и объективной оценке образовательных результатов и олимпиад школьников. |
1 балл – 2 и более мероприятий в год 0 баллов – менее 2 мероприятий в год |
|
Итого максимальный балл |
30 баллов |
Уровень образовательных организаций |
||
1. |
Наличие локальных документов (об утверждении ответственных, порядка, регламентов, планов подготовки и пр.) по проведению внутришкольных ОП и олимпиад школьников. |
2 балла – по всем процедурам 1 балл – по 1 процедуре 0 баллов – отсутствие документов |
2. |
Наличие локальных документов об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников, предусматривающего предварительное коллегиальное обсуждение подходов к оцениванию. |
1 балл – документ есть 0 баллов – документа нет |
3. |
Наличие в ОО принятых (утвержденных) прозрачных критериев внутришкольного и итогового оценивания. |
1 балл – документ есть 0 баллов – документа нет |
4. |
Наличие внутришкольной системы подготовки ОН за процедурами оценки качества образования и ВсОШ. |
1 балл – система есть 0 баллов – системы нет |
5. |
Наличие графика выходов ОН на наблюдение за проведением процедуры оценки качества образования и олимпиад школьников с указанием сроков. |
1 балл – график есть 0 баллов – графика нет |
6. |
Эффективность общественного наблюдения (наличие нарушений порядка проведения процедур ОП и олимпиад школьников по итогам общественного наблюдения, предусмотренных протоколом общественного наблюдения). |
1 балл – нет 0 баллов – есть |
7. |
Активность общественного наблюдения (процентное соотношение количества ОН, фактически явившихся в день проведения ОП и олимпиады школьников, к общему количеству запланированных ОН по данной ОО). |
от 90 до 100% – 2 балла от 70 до 89% – 1 балл до 70% – 0 баллов |
8. |
Отсутствие ситуации конфликта интересов в отношении учителей и ОН из числа родителей. |
1 балл – конфликта интересов нет 0 баллов – конфликт интересов есть |
9. |
Наличие информационной (аналитической) справки о результатах обеспечения в ОО объективности процедур оценки качества образования и ВсОШ. |
1 балл – справка есть 0 баллов – справки нет |
10. |
Проверка работ участников ОП и олимпиад школьников осуществляется комиссией ОО, состоящей из педагогов, не работающих в классе, работы которого проверяются. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
11. |
Наличие информационной (аналитической) справки о результатах процедур оценки качества образования и ВсОШ в ОО. |
1 балл – справка есть 0 баллов – справки нет |
12. |
Наличие плана мероприятий по повышению объективности оценки качества образования и ВсОШ в ОО. |
1 балл – план есть 0 баллов – плана нет |
13. |
Наличие самостоятельно разработанных процедур общественной экспертизы качества образования в ОО. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
14. |
Участие ОО в мероприятиях по выявлению, обобщению и распространению собственного передового опыта по повышению качества обеспечения объективности проведения ОП и олимпиад школьников. |
2 балла – 2 и более мероприятий в год 1 балл – 1 мероприятие в год 0 баллов – мероприятий нет |
15. |
Наличие в ОО положительной динамики повышения объективности ОП и олимпиад школьников, их результатов (глубина 3 года). |
1 балл – да 0 баллов – нет |
16. |
Реализация программ помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части оценивания результатов обучающихся (повышение квалификации, внутришкольное обучение и самообразование, другое). |
1 балл – да 0 баллов – нет |
17. |
Проведение внутришкольной аналитической работы с результатами ОП и олимпиад школьников. |
1 балл – да 0 баллов – нет |
18. |
Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения обучающихся ОО к объективности ОП и объективной оценке результатов ОП и олимпиад школьников. |
1 балл – наличие 2 и более мероприятий 0 баллов – менее 2 мероприятий |
19. |
Наличие мероприятий по формированию позитивного отношения родительской общественности к объективности ОП и объективной оценке результатов ОП и олимпиад школьников. |
1 балл – наличие 2 и более мероприятий 0 баллов – менее 2 мероприятий |
|
Итого максимальный балл |
22 балла |
Примечание:
При многодневности оценочных процедур либо мониторинге периода с несколькими оценочными процедурами берется среднеарифметическое значение показателя:
– для муниципального уровня – позиции N 5, 6, 7, 9, 10;
– для уровня ОО – позиции N 6, 7, 8.
Методика анализа
1. Оценка обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников проводится в соответствии с установленными критериями.
2. Для каждого индикатора устанавливается максимально возможное значение.
В случае если индикатор имеет негативную окраску, то присвоение баллов осуществляется в обратном порядке.
В вопросах, в которых предусмотрены варианты ответа "да/нет" максимальный балл индикатору присваивается при ответе "да", 0 баллов – при ответе "нет".
3. Значение показателя рассчитывается методом суммирования индивидуальных значений индикаторов.
4. Итоговый расчет осуществляется на основании границ сумм баллов:
Для муниципального уровня:
Итоговое количество баллов |
Уровень объективности оценочных процедур |
30 – 25 |
высокий |
24 – 18 |
средний |
17 – 0 |
низкий |
Для уровня ОО
Итоговое количество баллов |
Уровень объективности оценочных процедур |
22 – 19 |
высокий |
18 – 14 |
средний |
13 – 0 |
низкий |
5. При проведении оценки могут быть выявлены показатели, приводящие к негативным последствиям для отдельных категорий участников образовательных отношений и, как следствие, для системы образования, а также неэффективные показатели, мониторинг которых не приведёт к совершенствованию системы образования. Кроме того, такие показатели стимулируют к необъективному оцениванию образовательных результатов обучающихся, демотивируют руководителей ОО и педагогов и т.д.
Пример:
– использование результатов оценочных процедур для рейтингования ОО, (по среднему баллу, по отметкам);
– рейтингование ОО по проценту обучающихся, получивших "4" и "5" по результатам ВПР (или другой оценочной процедуры);
– выделение лидеров и аутсайдеров среди органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по результатам ВПР.
В случае, если на муниципальном уровне проведение данного анализа проводится на основании ранее утвержденного пакета документов, при наличии таких неэффективных показателей и показателей, приводящих к негативным последствиям, от их применения необходимо отказаться.
Приложение N 3
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
Показатели
необъективности результатов оценки качества образования и олимпиад школьников в образовательной организации в рамках реализации направления "Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников" региональной системы оценки качества образования Приморского края
N п/п |
показатель |
критерии (маркеры) |
1. |
Завышенные результаты оценочной процедуры по конкретному предмету (отдельно по математике, русскому языку и пр.) |
Отметку "4" и "5" (либо максимальное количество баллов) по конкретному предмету получили 80 и более процентов учащихся в параллели классов |
Процент количества участников, получивших отметку "4" и "5" по конкретному предмету в образовательной организации выше средних данных по региону (муниципальному образованию) |
||
Средний тестовый балл образовательной организации по конкретному предмету выше нижней границы среднего по региону (муниципальному образованию) тестового балла |
||
Нижняя граница доверительных интервалов образовательной организации находится выше, чем верхняя граница доверительного интервала среднего балла по региону (муниципальному образованию) |
||
Нижняя граница доверительных интервалов процента выполнения каждого задания в образовательной организации находится выше, чем верхняя граница доверительного интервала среднего балла по региону (муниципальному образованию) |
||
2. |
Несоответствие результатов оценочной процедуры и (или) олимпиады школьников школьным отметкам по конкретному предмету |
Отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) на 10 и более процентов от среднего балла по школьным отметкам в параллели классов |
Отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) на 10 и более процентов от среднего балла по школьным отметкам в параллели классов в сравнении с предыдущей параллелью |
||
Наличие выпускников, получивших медали "За особые успехи в учении" и не подтвердивших уровень знаний по результатам ЕГЭ |
||
3. |
Резкое изменение результатов по сравнению с результатами предыдущей оценочной процедуры по конкретному предмету |
Резкое возрастание (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету в одной параллели |
Резкое падение (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету в одной параллели |
||
Резкое возрастание (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету от одной параллели к следующей |
||
Резкое падение (на 15 и более процентов) результатов по одному и тому же предмету от одной параллели к следующей |
||
Наличие выпускников, получивших на ЕГЭ по русскому языку 90 и более баллов и имевших "незачет" по итоговому сочинению |
Приложение N 4
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
Протокол
общественного наблюдения за объективностью проведения процедур оценки качества образования (Всероссийского, регионального и муниципального уровней) и олимпиад школьников в общеобразовательной организации
(заполняется общественным наблюдателем в день проведения)
|
(логин школы) |
|
|
(предмет) |
|
(дата: число, месяц, год) |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
(класс) |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
ФИО общественного наблюдателя |
|
|
||||||||||||||||||||
Категория общественного наблюдателя |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Представитель МОУО и муниципальных методических служб |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Член родительского комитета общеобразовательной организации |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Член общественного органа управления общеобразовательной организации |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Член общественного и профессионального объединения и организации |
|
||||||||||||||||||||||||
Работник другой образовательной организации |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Студенты ВУЗов, училищ и колледжей |
|
|
|||||||||||||||||||||||
Другой вариант (укажите) |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
N п/п |
Показатели наблюдения |
Кол-во или "+", "-" |
|||||||||||||||||||||||
1 |
Наличие приказа по организации проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
2 |
Наличие обучающихся с ОВЗ |
|
|||||||||||||||||||||||
3 |
Количество аудиторий, задействованных в проведении процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
4 |
Аудитории проведения соответствует санитарным требованиям и условиям |
|
|||||||||||||||||||||||
5 |
Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при проведении процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
6 |
Соблюдение времени проведения |
|
|||||||||||||||||||||||
7 |
Обеспечение порядка в аудитории в ходе выполнения обучающимися процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
8 |
Доброжелательный настрой организаторов |
|
|||||||||||||||||||||||
9 |
Соблюдение рекомендованной формы рассадки участников процедуры (в дополнительном комментарии отразить использованную форму – по 1 или по 2 участника, зигзагообразно, соблюдение дистанции и пр.) |
|
|||||||||||||||||||||||
10 |
Обеспечение сохранности КИМ до раздачи обучающимся (случаев несанкционированного копирования, фотографирования и пр. не выявлено) |
|
11 |
Наличие общественных наблюдателей, привлеченных непосредственно образовательной организацией |
|
|||||||||||||||||||||||
12 |
Организаторы провели инструктаж для участников / проинформировали о порядке проведения процедуры |
/ |
|||||||||||||||||||||||
13 |
Исключение фактов нарушения порядка проведения процедуры, в т.ч. |
Х |
|||||||||||||||||||||||
13.1 |
использования обучающимися справочно-информационных материалов по теме процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
13.2 |
оказания содействия ("подсказывания") обучающимся со стороны организаторов и иных лиц |
|
|||||||||||||||||||||||
13.3 |
выноса работ обучающихся и КИМ во время проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
13.4 |
свободного перемещения обучающихся по аудитории |
|
|||||||||||||||||||||||
13.5 |
общения обучающихся друг с другом |
|
|||||||||||||||||||||||
13.6 |
использования телефонов организаторами и обучающимися во время проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
13.7 |
выхода из аудитории организаторов в аудитории |
|
|||||||||||||||||||||||
13.8 |
занятия организатором в аудитории посторонними делами (чтение, разговоры и пр.) |
|
|||||||||||||||||||||||
13.9 |
присутствия в аудитории посторонних лиц |
|
|||||||||||||||||||||||
13.10 |
отсутствия фиксации на доске времени начала и окончания процедуры |
|
|||||||||||||||||||||||
14 |
Обеспечение сохранности данных при сборе и обработке результатов |
|
|||||||||||||||||||||||
15 |
Обеспечение объективности оценивания выполненных обучающимися работ |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Дополнительные комментарии по процедурам организации и проведения |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Подпись лица, осуществляющего наблюдение |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Ознакомлены: |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Организатор в аудитории |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
подпись |
ФИО |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Школьный координатор |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
подпись |
ФИО |
||||||||||||||||||||||
Руководитель ОО |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
подпись |
ФИО |
Приложение N 5
к приказу министерства
образования Приморского края
от 21 сентября 2020 г. N 1000-а
Отчет
о соблюдении основных показателей объективности проведения оценочных процедур и олимпиад школьников в общеобразовательной организации (формируется школьным координатором в день проведения, предоставляется руководителю образовательной организации и муниципальному координатору)
_________________________________________________________________________
(наименование процедуры)
(номер школы) |
|
(предмет) |
|
(дата: число, месяц, год) |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
N п/п |
Показатели объективности |
Кол-во или "+", "-" |
|||||||||||||||||||
1 |
Наличие в ОО локального документа по организации проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||
2 |
Наличие в ОО локального документа по обеспечению объективности проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||
3 |
Исключение возможности конфликта интересов: |
Х |
|||||||||||||||||||
3.1 |
у организаторов в аудитории |
|
|||||||||||||||||||
3.2 |
у общественных наблюдателей |
|
|||||||||||||||||||
3.3 |
у членов предметных комиссий |
|
|||||||||||||||||||
4 |
Порядок проведения процедуры для обучающихся с ОВЗ соблюден |
|
|||||||||||||||||||
5 |
Количество аудиторий, задействованных в день проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||
5.1 |
из них обеспечено видеонаблюдением |
|
|||||||||||||||||||
5.2 |
из них фактически осуществлено видеонаблюдение |
|
|||||||||||||||||||
6 |
Аудитории проведения санитарным требованиям и условиям соответствуют |
|
|||||||||||||||||||
7 |
Санитарно-эпидемиологические требования при проведении процедуры соблюдены |
|
|||||||||||||||||||
8 |
График проведения соблюден |
|
|||||||||||||||||||
9 |
Порядок в аудитории в ходе проведения процедуры обеспечен |
|
|||||||||||||||||||
10 |
Доброжелательный настрой организаторов |
|
|||||||||||||||||||
11 |
Рекомендованная форма рассадки участников процедуры соблюдена (в дополнительном комментарии отразить использованную форму – по 1 или по 2 участника, зигзагообразно, соблюдение дистанции и пр.) |
|
|||||||||||||||||||
12 |
Обеспечение сохранности КИМ (случаев несанкционированного копирования, фотографирования и пр. не допущено) |
|
|||||||||||||||||||
13 |
Запланированное количество общественных наблюдателей для участия в процедуре (согласно графику) |
|
|||||||||||||||||||
13.1 |
Из них фактически приняло участие в процедуре |
|
|||||||||||||||||||
14 |
Присутствие представителя МОУО в образовательной организации в день проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||
15 |
Инструктаж для участников проведен / порядок проведения процедуры доведен |
Х |
|||||||||||||||||||
16 |
Исключение фактов нарушения порядка проведения процедуры, в т.ч.: |
Х |
|||||||||||||||||||
16.1 |
использования обучающимися справочно-информационных материалов по предмету работы |
|
|||||||||||||||||||
16.2 |
оказания содействия ("подсказывания") обучающимся со стороны организаторов |
|
|||||||||||||||||||
16.3 |
выноса работ обучающихся и КИМ во время проведения процедуры |
|
|||||||||||||||||||
16.4 |
свободного перемещения по аудитории участниками процедуры |
|
|||||||||||||||||||
16.5 |
общения обучающихся друг с другом |
|
|||||||||||||||||||
16.6 |
использования телефонов и иных средств передачи информации организаторами и участниками процедуры во время ее проведения |
|
|||||||||||||||||||
16.7 |
покидания аудитории организатором в аудитории |
|
|||||||||||||||||||
16.8 |
занятия организатором в аудитории посторонними делами (чтение, разговоры и пр.) |
|
|||||||||||||||||||
16.9 |
присутствия в аудитории посторонних лиц |
|
|||||||||||||||||||
16.10 |
отсутствия фиксации на доске времени начала и окончания процедуры |
|
|||||||||||||||||||
16.11 |
обеспечения сохранности данных при сборе, передаче и обработке результатов |
|
|||||||||||||||||||
17 |
Обеспечение объективности оценивания выполненных обучающимися работ: |
Х |
|||||||||||||||||||
17.1 |
Проверка работ осуществлена школьной предметной комиссией |
|
|||||||||||||||||||
17.2 |
Проверка работ осуществлена межшкольной предметной комиссией |
|
|||||||||||||||||||
17.3 |
Проверка работ осуществлена муниципальной предметной комиссией |
|
|||||||||||||||||||
17.4 |
Проверка работ осуществлена иным способом (в дополнительном комментарии указать каким) |
|
|||||||||||||||||||
17.5 |
Количество аудиторий, задействованных для проведения проверки работ предметной комиссией |
|
|||||||||||||||||||
17.5.1 |
из них обеспечено видеонаблюдением |
|
|||||||||||||||||||
17.5.2 |
из них фактически осуществлено видеонаблюдение |
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Дополнительные комментарии по организации и проведению процедуры |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Подпись школьного координатора |
|