Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 7 декабря 2021 г. N 205 Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг.

Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 7 декабря 2021 г. N 205
"Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг."

 

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного экологического и геологического контроля (надзора), Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 года N 2

приказываю:

1. Утвердить:

Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг. (приложение N 1);

Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг. (приложение N 2).

2. Назначить сотрудников отдела государственного надзора ответственными за осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

3. Начальнику отдела государственного надзора обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.

4. Начальнику отдела государственного надзора разместить настоящий приказ в сети "Интернет" на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" и ознакомить с ним сотрудников отдела государственного надзора министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство).

5. Начальнику отдела государственного надзора обеспечить:

направление настоящего приказа в течение трех рабочих дней со дня его принятия в департамент информационной политики Приморского края для обеспечения официального опубликования;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции по Приморскому краю в течение семи дней после дня его первого официального опубликования для включения указанного акта в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз;

направление настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи дней со дня его принятия;

направление копии настоящего приказа во Владивостокскую межрайонную природоохранную прокуратуру в течение десяти дней со дня его принятия.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министерства Яровую Н.А.

 

Министр

К.Е. Андронович

 

Приложение N 1
к приказу министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
от 07.12.2021 N 205

 

Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг

 

Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края разработана с целью формирования системы и единых подходов к профилактике нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды на территории Приморского края.

Предметом регионального государственного экологического надзора являются:

Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Приморского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":

техническим регламентом ТС "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012);

Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство) в отношении следующих объектов регионального государственного экологического надзора (далее – объекты контроля):

деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

здания, помещения, сооружения, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты негативного воздействия), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее – производственные объекты).

 

1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического надзора, текущее развитие профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

 

1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического надзора.

На основании Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" до конца 2021 года отменены проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с вышеизложенным министерством в 2021 году плановые проверки в рамках регионального государственного экологического надзора не проводились.

На истекший период проведено 3 внеплановые проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений (далее – предписания), из которых:

1 юридическое лицо исполнило предписание в полном объеме;

2 юридическим лицам срок исполнения предписаний был продлен;

1 внеплановая проверка проведена по результатам согласования с органами прокуратуры, с привлечением аккредитованной лаборатории, по итогам которой выявлены нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, возбуждено административное производство.

В 2021 году распоряжения о проведении контрольно-надзорных мероприятий министерства не оспаривались.

На текущий период решения, действия/бездействия должностных лиц министерства в судебном порядке не оспариваются.

1.2. Текущий уровень профилактических мероприятий.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований, министерством на текущий период 2021 года проведены следующие профилактические мероприятия:

– в I квартале 2021 года проведены публичные обсуждения об итогах контрольно-надзорной деятельности за 2020 год в формате видеоконференцсвязи совместно с Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с информацией публичных обсуждений можно ознакомиться в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" по ссылке: https://primorsky.ru/upload/medialibrary/a2e/a2e03a56ac83b634291a602746b3b684.docx;

– в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещена информация о постановке на государственный учет объектов НВОС по публичным обсуждениям за II квартал 2021 года.

Информация доступна по ссылке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://primorsky.ru/upload/medialibrary/73c/73cbfa56ed75fc7302907019dddcc8fb.docx;

– в III квартале 2021 года публичные обсуждения проводились в формате видеоконференцсвязи совместно с Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с целью разъяснения подконтрольным субъектам нового порядка проведения контрольных надзорных мероприятий и досудебного порядка обжалования результатов указанных мероприятий в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

С подготовленной министерством информацией по вышеуказанной тематике можно ознакомиться в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://primorsky.ru/upload/medialibrary/ace/ace97f61a687a5ef52f5b03695afbcc e.docx;

https://primorsky.ru/upload/medialibrary/b7e/b7e25002810af4ba76e1885f0f1a7c94.docx.

– в целях предостережения возникновения нарушений природоохранного законодательства проводятся рейдовые осмотры без взаимодействия с юридическими лицами в соответствии со ст.ст. 8.3, 13,2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании приказа департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 14.109.2015 N 99 "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и порядка оформления и содержания результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований при осуществлении регионального государственного экологического надзора в Приморском крае". За истекший период 2021 года проведено 30 рейдовых осмотров (обследований) без взаимодействия с юридическими лицами;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа N 99 следует читать как "от 14.09.2015"

– в открытом доступе на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", подраздел "Профилактика" размещен обзор правоприменительной практики за 2020 год.

Материал доступен по гиперссылке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor/publichnye-obsuzhdeniya/);

– в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ размещена следующая разъяснительная информация:

– Памятка о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного экологического надзора;

– Памятка о досудебном порядке подачи жалобы;

– Перечень документов и (или) информации, которые министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не имеет право запрашивать у подконтрольного субъекта на основании Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 года N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация".

Указанная информация доступна в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost.php;

– министерством осуществляется консультационная поддержка подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований и их применению при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в регулируемой сфере;

– на странице министерства официального портала Правительства края в подразделе "Региональный государственный экологический надзор" раздела "Контрольно-надзорная деятельность" размещен Перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора. Информация доступна по ссылке https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy/.

1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности министерством применяется риск-ориентированный подход с исключением объектов, оказывающих низкое негативное воздействие.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора" производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, с целью учета риска для окружающей среды разделены на 4 категории объектов:

– объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории, подлежат федеральному государственному экологическому надзору;

– объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;

– объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;

– объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Начиная с 2016 года по состоянию на декабрь 2020 года на региональный государственный учет поставлены 1739 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За истекший период 2021 года на региональный государственный учет поставлено 577 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, также проводится оценка риска. В этом случае применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований. https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy/.

В 2018, 2019, 2020 годах факты причинения вреда или угрозы возникновения причинения вреда животным, растениям, окружающей среде установлены не были.

Вместе с тем, в 2021 году по результатам внеплановой проверки ранее выданных предписаний выявлено правонарушение, выразившееся в сбросе неочищенных сточных вод в водный объект.

Министерством произведен расчет ущерба причиненного водному объекту – реке без названия, вследствие сброса неочищенных сточных вод. Сумма ущерба составила 5 399 690 рублей.

Основные нарушения, выявленные на истекший период в 2021 году выражались в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, при обращении с отходами производства и потребления, отсутствии паспортов отходов I – IV классов опасности, нарушении правил охраны атмосферного воздуха; непредставление или предоставление с нарушением сроков экологической отчётности в министерство; не предоставление или несвоевременное представление установленной отчетности; не постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; отсутствие планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

 

2. Цели и задачи реализации программы профилактики нарушений

 

Цели профилактических мероприятий:

– сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области охраны окружающей среды на территории Приморского края за счет проведения профилактических мероприятий;

– обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;

– увеличение доли субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

– увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;

– повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;

– снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий как у контрольных органов, так и у подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности без применения Программы профилактики;

– управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

– предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в области природоохранного законодательства;

Задачи профилактических мероприятий:

– выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

– повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области охраны окружающей среды, формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

– установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности).

Настоящая программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, повышение результативности и эффективности контроля (надзора) в области охраны окружающей среды.

 

3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании постановления Правительства Приморского края от 10.09.2021 N 594-пп "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края" утверждены следующие профилактические мероприятия, которые уполномочено проводить министерство:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Информирование – осуществляется посредством размещения актуальных сведений, в том числе сведений содержащих обязательные требования на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок внесения информации определяется датой подготовки редакции документа с изменениями и сроком вступления их в законную силу.

Информирование может осуществляться с использованием средств массовой информации, при проведении мероприятий в режиме видеоконференцсвязи и в иных формах.

Информирование осуществляется на постоянной основе в течение года.

Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также с учетом результатов применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности отдела государственного надзора министерства, рассмотрения поступивших в министерство заявлений и обращений граждан.

По итогам обобщения правоприменительной практики не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом, министерством готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее – Доклад), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.

Доклад утверждается приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – должностным лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на официальном сайте в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо министерства объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение направляется не позднее 30 календарных дней со дня получения должностным лицом министерства сведений (информации) о нарушении подконтрольным субъектом обязательных требований.

Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным должностным лицом министерства в течение 30 календарных дней со дня его получения.

Консультирование осуществляется министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности) на личном приеме в рабочие часы по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 500/4 по предварительной записи по телефону приемной министерства. Консультирование проводится на постоянной основе в течение года.

Консультирование проводится иными должностными лицами министерства по телефону, на личном приеме незамедлительно на постоянной основе регулярно в случае обращения подконтрольных субъектов в течение года.

Информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае письменного обращения в министерство в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Консультирование по однотипным обращениям осуществляется посредством размещения на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" письменного разъяснения по результатам рассмотрения обращений. Исполняется в течение года на постоянной основе.

Министерством проводятся обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.

Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

Продолжительность обязательного профилактического визита не может составлять более двух часов в течение одного рабочего дня.

Изменения в части определения периодов (месяц, квартал), в которых подлежат проведению обязательные профилактические визиты будут вноситься в программу профилактики ежемесячно без проведения публичного обсуждения.

 

4. Перечень уполномоченных лиц министерства, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий

 

Руководитель программы – ответственный за организацию и проведение профилактических мероприятий

Министр

Андронович Константин Евгеньевич

690007, г Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 500/4, тел. 2215399

Заместитель руководителя программы

Заместитель министра

Яровая Нина Анатольевна

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 524, тел. 2215369

Должностные лица отдела государственного надзора министерства, ответственные за реализацию программы

Начальник отдела

Горобец Светлана Александровна

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 528, тел. 2215380

Ведущий специалист-эксперт

Бабан Александр Юрьевич

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 526, тел. 2215467

Главный консультант

Предэ Денис Петрович

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 526, тел. 2215467

 

5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики

 

Результативность проведения профилактических мероприятий, проводимых уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) определяется как сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы за отчетный период по отношению к предшествующему году.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) определяется как, количество подконтрольных объектов в отношении которых проведены профилактические мероприятия по отношению к объектам в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия за истекший период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) определяется как, доля подконтрольных объектов в отношении которых проведены профилактические мероприятия по отношению к общему количеству подконтрольных объектов за истекший период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами определяется как, соотношение количества выданных предписаний, составленных протоколов в отчетном периоде к количеству выданных предписаний, составленных протоколов в предшествующем периоде.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными определяется как, соотношение количества мероприятий, проведенных в отчетном периоде, по результатам которых выданы предписания, составлены протоколы от общего количества мероприятий в отчетном периоде.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными определяется как, соотношение предостережений, направленных руководителям производственных объектов в отчетном периоде с количеством предостережений, направленных руководителям производственных объектов за предыдущий период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами в части консультирований и информирования определяется как, соотношение консультирований, проведенных представителям производственных объектов организаций в отчетном периоде с количеством консультирований, проведенных за предыдущий год.

 

Приложение N 2
к приказу министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды
от 07.12.2021 N 205

 

Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора на территории Приморского края на 2022 год и плановый период 2023 – 2024 гг

 

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора на территории Приморского края разработана с целью формирования системы и единых подходов к профилактике нарушений обязательных требований в области недропользования на территории Приморского края.

Предметом регионального государственного геологического надзора являются:

Соблюдение в отношении участков недр местного значения организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов), Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" (далее – Закона "О недрах") и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Приморского края, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Региональный государственный геологический надзор осуществляется министерством в отношении следующих объектов регионального государственного геологического надзора (далее – объекты контроля):

деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в области использования и охраны недр местного значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области использования и охраны недр, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр местного значения.

 

1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического надзора, текущее развитие профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

 

1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического надзора.

Ежегодным Планом проверок утверждено 28 проверок соблюдения лицензионных условий в сфере недропользования.

В соответствии с вышеизложенным министерством в 2021 году проведено 24 плановых выездных проверок в рамках регионального государственного геологического надзора.

Привлечено к административной ответственности 12 юридических лиц, из них 4 в виде предупреждения, 8 в виде административного штрафа на общую сумму 2 470 000 рублей, одно должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа на сумму 20 000 рублей, индивидуальный предприниматель привлечен к ответственности в виде предупреждения.

По результатам проведенных проверок подконтрольным субъектам выдано 50 предписаний об устранении выявленных нарушений (далее – предписания).

Проведено 2 внеплановых проверки по исполнению ранее выданных предписаний. По результатам проверок не исполнено 1 предписание. Юридическое лицо вызвано на составление протокола по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Проведено 2 административных расследования по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (добыча подземными водами без лицензии на право пользования недрами). По результатам расследования вынесено 5 постановлений в отношении юридических лиц, 4 в виде административного штрафа на общую сумму 1 600 000 рублей, 1 в виде предупреждения.

В судебном порядке обжалуются 6 постановлений о назначении наказаний в виде штрафов, на общую сумму 1 590 000 рублей.

Внеплановые проверки согласованные с органами прокуратуры на истекший период 2021 года не проводились.

В 2021 году распоряжения о проведении контрольно-надзорных мероприятий министерства не оспаривались.

1.2. Текущий уровень профилактических мероприятий.

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований, министерством на текущий период 2021 года проведены следующие профилактические мероприятия:

– в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещена информация по публичным обсуждениям за I, II кварталы 2021 года (доступна по ссылкам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.primorsky.ru/upload/medialibrary/a2e/a2e03a56ac83b634291a602746b3b684.docx;

https://www.primorsky.ru/upload/medialibrary/73c/73cbfa56ed75fc7302907019dddcc8fb.docx)

– в III квартале 2021 года публичные обсуждения проводились в формате видеоконференцсвязи совместно с Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с целью разъяснения подконтрольным субъектам нового порядка проведения контрольных надзорных мероприятий и досудебного порядка обжалования результатов указанных мероприятий в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

С подготовленной министерством информацией по вышеуказанной тематике можно ознакомиться в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://primorsky.ru/upload/medialibrary/ace/ace97f61a687a5ef52f5b03695afbcc e.docx;

https://primorsky.ru/upload/medialibrary/b7e/b7e25002810af4ba76e1885f0f1a7c94.docx.

– в открытом доступе на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", подраздел "Профилактика" размещен обзор правоприменительной практики за 2020 год.

Материал доступен по гиперссылке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor/publichnye-obsuzhdeniya/);

– в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ размещена следующая разъяснительная информация:

– Памятка о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного геологического надзора;

– Памятка о досудебном порядке подачи жалобы;

– Перечень документов и (или) информации, которые министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не имеет право запрашивать у подконтрольного субъекта на основании Распоряжения Правительства РФ от 19 апреля 2016 года N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация".

Указанная информация доступна в сети "Интернет" на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность": https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost.php;

– министерством осуществляется консультационная поддержка подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований и их применению при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в регулируемой сфере;

– на странице министерства официального портала Правительства края в подразделе "Региональный государственный геологический надзор" раздела "Контрольно-надзорная деятельность" размещен Перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного геологического надзора. Информация доступна по ссылке https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/regionalnyy-gosudarstvennyy-geologicheskiy-nadzor/perechen-obyazatelnykh-trebovaniy/.

Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.

Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности министерством применяется риск-ориентированный подход с исключением объектов, оказывающих низкое негативное воздействие.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного геологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора" производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, с целью учета риска для окружающей среды разделены на 4 категории объектов:

– объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории, подлежат федеральному государственному геологическому надзору;

– объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;

– объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;

– объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Начиная с 2016 года по состоянию на декабрь 2020 года на региональный государственный учет поставлены 1739 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За истекший период 2021 года на региональный государственный учет поставлено 577 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, также проводится оценка риска. В этом случае применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований.

В 2018 году предъявлен иск юридическому лицу в судебном порядке о взыскании вреда, причиненного недрам на сумму 1 600 000 рублей. Решением суда иск удовлетворен, сумма оплачена в полном объеме.

В 2019, 2020 годах факты причинения вреда или угрозы возникновения причинения вреда животным, растениям, окружающей среде установлены не были.

Вместе с тем, в 2021 году по результатам плановой проверки подконтрольного юридического лица установлен ущерб, причиненный недрам в результате незаконной деятельности недропользователей.

Министерством произведен расчет ущерба, причиненного недрам, вследствие незаконной добычи скального грунта. Сумма ущерба составила 429 874 680 рублей.

Основные нарушения, выявленные в 2021 году при проведении проверок, выражались:

в непредставлении или предоставление с нарушением сроков геологической отчётности в министерство;

в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами;

в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

 

2. Цели и задачи реализации программы профилактики нарушений

 

Цели профилактических мероприятий:

– сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области недропользования на территории Приморского края за счет проведения профилактических мероприятий;

– обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области недропользования;

– увеличение доли субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

– увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;

– повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;

– повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности;

– снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий как у контрольных органов, так и у подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности без применения Программы профилактики;

– управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

– предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в области недропользования.

Задачи профилактических мероприятий:

– выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области недропользования, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

– повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области недропользования, формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

– установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности).

Настоящая программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушений в области недропользования, повышение результативности и эффективности контроля (надзора) в области охраны окружающей среды.

 

3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании постановления Правительства Приморского края от 10.09.2021 N 594-пп "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края" утверждены следующие профилактические мероприятия, которые уполномочено проводить министерство:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Информирование – осуществляется посредством размещения актуальных сведений, в том числе сведений содержащих обязательные требования на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок внесения информации определяется датой подготовки редакции документа с изменениями и сроком вступления их в законную силу.

Информирование может осуществляться с использованием средств массовой информации, при проведении мероприятий в режиме видеоконференцсвязи и в иных формах.

Информирование осуществляется на постоянной основе в течение года.

Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также с учетом результатов применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности отдела государственного надзора министерства, рассмотрения поступивших в министерство заявлений и обращений граждан.

По итогам обобщения правоприменительной практики не позднее 30 января года, следующего за отчетным годом, министерством готовится проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее – Доклад), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.

Доклад утверждается приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – должностным лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на официальном сайте в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо министерства объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение направляется не позднее 30 календарных дней со дня получения должностным лицом министерства сведений (информации) о нарушении подконтрольным субъектом обязательных требований.

Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным должностным лицом министерства в течение 30 календарных дней со дня его получения.

Консультирование осуществляется министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности) на личном приеме в рабочие часы по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 500/4 по предварительной записи по телефону приемной министерства. Консультирование проводится на постоянной основе в течение года.

Консультирование проводится иными должностными лицами министерства по телефону, на личном приеме незамедлительно на постоянной основе регулярно в случае обращения подконтрольных субъектов в течение года.

Информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае письменного обращения в министерство в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Консультирование по однотипным обращениям осуществляется посредством размещения на странице министерства официального портала Правительства края в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" письменного разъяснения по результатам рассмотрения обращений. Исполняется в течение года на постоянной основе.

Министерством проводятся обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.

Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

Продолжительность обязательного профилактического визита не может составлять более двух часов в течение одного рабочего дня.

Изменения в части определения периодов (месяц, квартал), в которых подлежат проведению обязательные профилактические визиты будут вноситься в программу профилактики ежемесячно без проведения публичного обсуждения.

 

4. Перечень уполномоченных лиц министерства, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий

 

Руководитель программы – ответственный за организацию и проведение профилактических мероприятий

Министр

Андронович Константин Евгеньевич

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 500/4, тел. 2215399

Заместитель руководителя программы

Заместитель министра

Яровая Нина Анатольевна

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 524, тел. 2215369

Должностные лица отдела государственного надзора министерства, ответственные за реализацию программы

Начальник отдела

Горобец Светлана Александровна

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 528, тел. 2215380

Ведущий специалист-эксперт

Бабан Александр Юрьевич

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 526, тел. 2215467

Главный консультант

Предэ Денис Петрович

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, каб. 526, тел. 2215467

 

5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики

 

Результативность проведения профилактических мероприятий, проводимых уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) определяется как сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы за отчетный период по отношению к предшествующему году.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) определяется как, количество подконтрольных объектов в отношении которых проведены профилактические мероприятия по отношению к объектам в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия за отчетный период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) определяется как, доля подконтрольных объектов в отношении которых проведены профилактические мероприятия по отношению к общему количеству подконтрольных объектов за истекший период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами определяется как, соотношение количества выданных предписаний, составленных протоколов в отчетном периоде к количеству выданных предписаний, составленных протоколов в предшествующем периоде.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными определяется как, соотношение количества мероприятий, проведенных в отчетном периоде, по результатам которых выданы предписания, составлены протоколы от общего количества мероприятий в отчетном периоде.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными определяется как, соотношение предостережений, направленных руководителям производственных объектов в отчетном периоде с количеством предостережений, направленных руководителям производственных объектов за предыдущий период.

Эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами в части консультирований и информирования определяется как, соотношение консультирований, проведенных представителям производственных объектов организаций в отчетном периоде с количеством консультирований, проведенных за предыдущий отчетный период.