Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 22 февраля 2022 г. N 18/пр/270 Об утверждении Типового положения о дистанционном наставничестве молодых специалистов в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края

Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 22 февраля 2022 г. N 18/пр/270
"Об утверждении Типового положения о дистанционном наставничестве молодых специалистов в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края"

 

В целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении профессиональных знаний и навыков молодыми специалистами медицинского профиля, впервые поступившими на работу в медицинские учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Приморского края, и определения порядка проведения работы по дистанционному наставничеству в рамках выполнения пилотного проекта "Внедрение программ дистанционного наставничества с привлечением врачей-специалистов медицинских организаций 2 – 3 уровней" приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о дистанционном наставничестве молодых специалистов в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края (приложение).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела координации, подготовки и управления медицинского персонала министерства здравоохранения Приморского края Лупареву Е.М.

 

Заместитель председателя Правительства Приморского края –
министр здравоохранения Приморского края

А.Г. Худченко

 

Приложение
к приказу министерства
здравоохранения
Приморского края
от 22.02.2022 N 18/пр/270

 

Типовое положение
о дистанционном наставничестве молодых специалистов в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее положение определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления дистанционного наставничества в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края (далее – МО).

2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к самостоятельному квалифицированному исполнению работниками должностных обязанностей.

3. Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики, средством воспитания и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в МО после окончания образовательного учреждения.

4. Целью наставничества является оказание помощи в приобретении и развитии молодыми специалистами необходимых профессиональных знаний по специальности, навыков, умений, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей, воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах трудовой деятельности, повышение профессионального мастерства и уровня компетенции в первый год работы в МО.

5. Дистанционное наставничество – это технология профессиональной подготовки сотрудников, осуществляемая их более опытными коллегами в удаленном формате посредством цифровых инструментов.

6. Целью дистанционного наставничества является удаленное взаимодействие его субъектов с целью передачи опыта наставника из других МО по его специальности.

7. Объект дистанционного наставничества – дистанционный процесс передачи опыта. Субъектами дистанционного наставничества являются высококвалифицированные специалисты (наставники), способные передать свой опыт наставляемым и молодые специалисты (наставляемые), испытывающие потребность в получении знаний и овладении навыками.

8. Задачами наставничества являются:

– ускорение процесса профессионального становления молодых специалистов;

– развитие способности молодых специалистов самостоятельно, качественно, ответственно и своевременно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;

– совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений молодых специалистов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– выработка у молодых специалистов добросовестности, дисциплинированности, ответственного отношения к исполнению должностных обязанностей.

 

II. Организация дистанционного наставничества

 

1. Дистанционное наставничество устанавливается при отсутствии в штате МО, в которую трудоустроен молодой специалист, высококвалифицированных медицинских работников по специальностям (наставников).

2. Дистанционное наставничество осуществляется в отношении врачей-специалистов, заключивших с МО трудовой договор по основному месту работы в течение одного года после:

а) окончания обучения в образовательной организации высшего образования;

б) увольнения с военной службы по призыву (для лиц, призванных на военную службу в год окончания обучения в образовательной организации высшего образования);

в) истечения, досрочного прекращения отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (для лиц, которым отпуск по уходу за ребенком предоставлен в период получения образования в образовательной организации высшего образования либо в течение девяти месяцев после окончания обучения в образовательной организации высшего образования);

г) окончания периода фактического осуществления ухода за ребенком, не достигшим возраста трех лет (для лиц, ребенок которых был рожден в период получения образования в образовательной организации высшего образования либо в течение девяти месяцев после окончания обучения в образовательной организации высшего образования);

д) окончания ординатуры либо аспирантуры.

3. Дистанционное наставничество инициируется руководителем МО, заключившей трудовой договор с молодым специалистом в форме подачи заявления в министерство здравоохранения Приморского края о необходимости профессиональной адаптации молодого специалиста на рабочем месте с использованием информационных технологий.

4. К работе в качестве наставников с использованием дистанционных технологий привлекаются главные внештатные специалисты министерства здравоохранения Приморского края, высококвалифицированные медицинские работники МО 3-го уровня, высококвалифицированные медицинские работники межтерриториальных районных центров, способные к передаче накопленных знаний и опыта.

5. Кандидатуры наставников предлагаются главными внештатными специалистами министерства здравоохранения Приморского края, по согласованию с руководителями МО, где трудоустроен наставник.

6. Министерство здравоохранения Приморского края принимает решение (в форме приказа) о назначении наставника, не позднее семи рабочих дней со дня представления заявления руководителя МО, заключившей трудовой договор с молодым специалистом.

7. Наставник назначается для сопровождения профессиональной деятельности молодого специалиста сроком на один год.

8. Наставник разрабатывает и утверждает руководителем медицинской организации не позднее семи рабочих дней со дня принятия решения (в форме приказа) о назначении наставника индивидуальный план профессиональной адаптации молодого специалиста в соответствии с утвержденной формой (приложение N 1 к Типовому положению).

9. Мероприятия индивидуального плана профессиональной адаптации молодого специалиста должны быть разработаны в соответствии с требованиями профессионального стандарта по специальности, клинических рекомендаций по специальности, с учетом уровня МО, где осуществляет трудовую деятельность молодой специалист, особенностей муниципального образования, в котором расположена МО (заболеваемость, потребность в определенных видах медицинской помощи).

10. По ходатайству наставника руководитель МО молодого специалиста организует рабочее прикомандирование молодого специалиста в МО наставника – не менее 2 раз в год.

11. При необходимости руководитель МО молодого специалиста организует выезд наставника для очного контроля наставляемого на рабочем месте.

12. По окончании установленного приказом срока наставничества наставник предоставляет руководителю учреждения, где трудоустроен молодой специалист, и главному внештатному специалисту МЗ ПК по специальности в течение семи рабочих дней, отчет о результатах адаптации молодого специалиста (далее – отчет наставника), дает конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений молодому специалисту в соответствии с утвержденной формой (приложение N 2 к Типовому положению);

13. Отчет наставника после его рассмотрения руководителем МО приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.

14. После окончания срока наставничества молодой специалист обязан подготовить в течение семи рабочих дней и предоставить руководителю учреждения и наставнику отчет о прохождении адаптации и работе наставника в соответствии с утвержденной формой (далее – отчет молодого специалиста) (приложение N 3 к Типовому положению).

15. Замена наставника осуществляется на основании приказа министерства здравоохранения Приморского края по письменному заявлению главного внештатного специалиста МЗ ПК по профилям, по согласованию с руководителями МО, с которыми у наставников заключены трудовые договоры:

– при увольнении наставника до истечения одного года наставничества;

– при переводе наставника или молодого специалиста в другое структурное подразделение медицинского учреждения или на другую должность;

– по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса наставничества (невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, отсутствие наставника по причине временной нетрудоспособности более 30 календарных дней).

16. В случаях замены наставника по вышеперечисленным причинам продолжительность наставничества не изменяются.

17. При замене наставника:

– план адаптации молодого специалиста, в отношении которого осуществляется дистанционное наставничество, изменению не подлежит;

– молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставничество, при подготовке отчета по результатам наставничества указывает информацию о работе наставников, участвовавших в его адаптации.

 

III. Обязанности, права и ответственность сторон

 

1. В своей работе наставник и молодой специалист руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, данным Положением о наставничестве, должностными инструкциями.

2. В период адаптации наставник обязан:

– обеспечить доступность для удаленного взаимодействия с молодым специалистом;

– оказывать методическую и практическую помощь лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в приобретении знаний и умений;

– максимально индивидуализировать процесс адаптации молодого специалиста;

– выявлять допущенные молодым специалистом ошибки в профессиональной деятельности;

– передавать молодому специалисту, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы.

3. Наставник имеет право:

– требовать выполнения молодым специалистом плана мероприятий по наставничеству;

– подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;

– направлять главному внештатному специалисту МЗ ПК по профилям служебную записку по вопросу сложения с него обязанностей наставника лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в случаях, предусмотренных пунктом 15 раздела II настоящего Положения.

4. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:

– в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимым уровнем профессиональных знаний и умений, изучать и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность МО и конкретного специалиста;

– выполнять индивидуальный план адаптации молодого специалиста;

– совместно с наставником устранять допущенные ошибки.

5. Молодой специалист имеет право:

– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью с использованием дистанционных технологий;

– при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене руководителю медицинской организации.

6. Руководитель МО молодого специалиста обязан обеспечить молодому специалисту и наставнику техническую возможность осуществления дистанционного наставничества, выделение каналов связи, в том числе защищенных для передачи персональных данных (VipNet), а также возмещение наставнику расходов на телефонную связь и интернет-услуги.

 

IV. Стимулирование деятельности наставника

 

1. За выполненную работу наставнику с момента издания приказа о назначении наставника предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Приморского края от 16 апреля 2020 года N 347-пп "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки наставника в виде ежемесячной денежной выплаты".

2. Ежемесячная денежная выплата предоставляется в следующих размерах:

5000,0 рубля для наставника молодого специалиста на должности врача-специалиста;

3000,0 рубля для наставника молодого специалиста на должности специалиста со средним профессиональным медицинским образованием.

3. В коллективный договор медицинского учреждения могут быть внесены положения о дополнительном стимулировании работы наставников.

 

Приложение N 1
к Типовому положению о дистанционном
наставничестве молодых специалистов
в медицинских организациях,
подведомственных МЗ ПК

 

          Индивидуальный план адаптации молодого специалиста <*>
                            (типовая форма)

 

________________________________________________________________________
                     (Ф.И.О. молодого специалиста)
________________________________________________________________________
             (наименование должности молодого специалиста)
________________________________________________________________________
                           (Ф.И.О. наставника)
________________________________________________________________________
                   (наименование должности наставника)

 

     Период наставничества с __________ 20_ г. по ___________ 20_ г.

 

┌─────┬──────────────────────────────────────────┬───────────┬──────────┐
│N п/п│  Наименование и содержание мероприятий   │   Срок    │Отметка о │
│     │                                          │исполнения │выполнении│
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 1.  │Ознакомление с порядком и особенностями   │           │          │
│     │ведения рабочей документации по           │           │          │
│     │специальности (указывается конкретная     │           │          │
│     │документация)                             │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 2.  │Составление "дорожной карты" освоения     │           │          │
│     │практических навыков                      │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 3.  │Составление плана теоретических семинаров │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 4.  │Составление индивидуального плана обучения│           │          │
│     │в системе непрерывного медицинского       │           │          │
│     │образования                               │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 5.  │Привлечение молодого специалиста к участию│           │          │
│     │в научно-практических мероприятиях,       │           │          │
│     │конференциях, проектах, заседаний         │           │          │
│     │профессиональных сообществ, в которых     │           │          │
│     │задействован наставник                    │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 6.  │Организация изучения нормативной правовой │           │          │
│     │базы и литературы по профессиональной     │           │          │
│     │деятельности                              │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 7.  │Оказание консультативной помощи в работе  │           │          │
│     │по специальности                          │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 8.  │Проверка навыков, знаний и умений,        │           │          │
│     │приобретенных за квартал                  │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 9.  │Представление отчета о профессиональной   │           │          │
│     │деятельности                              │           │          │
├─────┼──────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│ 10. │Иные мероприятия                          │           │          │
└─────┴──────────────────────────────────────────┴───────────┴──────────┘

 

Наставник            _________________  ________  _______________________
                        (должность,      (дата)    (подпись наставника)
                          Ф.И.О.)

 

Молодой специалист   _________________  ________  _______________________
                        (должность,      (дата)     (подпись молодого
                          Ф.И.О.)                      специалиста)

 

-----------------------------

<*> - план   мероприятий и   сроки их   выполнения   могут   меняться   в
зависимости от замещаемой   молодым   специалистом   должности,   перечня
должностных обязанностей, сложности заданий, других факторов.

 

Приложение N 2
к Типовому положению о дистанционном
наставничестве молодых специалистов
в медицинских организациях,
подведомственных МЗ ПК

 

      Отчет наставника о результатах адаптации молодого специалиста
                             (типовая форма)

 

1. Наставник ____________________________________________________________
                          (Ф.И.О., замещаемая должность)
2. Молодой специалист ___________________________________________________
                                   (фамилия, имя, отчество)
3. Период наставничества с ____________ 20_ г. по ____________ 20_ г.
4. Отчетный период с _____________ 20_ г. по _____________ 20_ г.
5. Информация об исполнении мероприятий, предусмотренных   индивидуальным
планом адаптации
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Выводы по итогам наставничества ______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Рекомендации по итогам наставничества ________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

 

Наставник            _________________  ________  _______________________
                        (должность,      (дата)    (подпись наставника)
                          Ф.И.О.)

 

Ознакомлен           _________________  ________  _______________________
                     (должность,Ф.И.О.   (дата)     (подпись молодого
                         молодого                      специалиста)
                       специалиста)

 

Приложение N 3
к Типовому положению о дистанционном
наставничестве молодых специалистов
в медицинских организациях,
подведомственных МЗ ПК

 

                                ОТЧЕТ
            молодого специалиста о прохождении адаптации
                            (типовая форма)

 

1. Молодой специалист ___________________________________________________
                               (фамилия, имя, отчество)
2. Наставник ____________________________________________________________
                              (Ф.И.О., замещаемая должность)
3. Период наставничества с ____________ 20_ г. по ____________ 20_ г.
4. Используя    шкалу    от 1   до   10 (где 10 - максимальная    оценка,
1 - минимальная оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.

 

┌─────┬────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐
│N п/п│                     Вопрос                     │Оценка в баллах │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 1.  │Достаточно ли было времени, проведенного с Вами │                │
│     │наставником, для получения необходимых знаний и │                │
│     │навыков?                                        │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 2.  │Как бы Вы оценили требовательность наставника?  │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 3.  │Насколько полезными оказались полученные в ходе │                │
│     │наставничества теоретические знания по Вашей    │                │
│     │специальности?                                  │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 4.  │Насколько полезными оказались полученные в ходе │                │
│     │наставничества практические навыки для          │                │
│     │выполнения индивидуального плана адаптации?     │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 5.  │Как бы Вы оценили оперативность и качество      │                │
│     │обратной связи от наставника?                   │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│ 6.  │Было ли достаточным количество рабочих          │                │
│     │прикомандирований в медицинскую организацию     │                │
│     │наставника?                                     │                │
├─────┼────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤
│     │Итого в баллах:                                 │                │
└─────┴────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘

 

5. Информация об исполнении мероприятий, предусмотренных   индивидуальным
планом адаптации
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, знания и умения  для   успешного
выполнения должностных   обязанностей Вам   удалось   освоить   благодаря
прохождению наставничества?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

 

Молодой специалист   _________________  ________  _______________________
                        (должность,      (дата)     (подпись молодого
                          Ф.И.О.)                      специалиста)