Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 27 мая 2022 г. N 18/пр/776
"Об утверждении алгоритма реагирования службы медицины катастроф министерства здравоохранения Приморского края при чрезвычайных ситуациях природного характера"
В соответствии со статьей 36.2. Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 927н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком", приказом Минздрава России от 20.06.2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи", приказом Минздрава России от 06.11.2020 г. N 1202н "Об утверждении Порядка организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации", в целях обеспечения готовности системы здравоохранения Приморского края к реагированию при чрезвычайных ситуациях и оказанию медицинской помощи пострадавшим
приказываю:
1. Утвердить алгоритм реагирования Службы медицины катастроф министерства здравоохранения Приморского края на чрезвычайные ситуации природного характера – лесные и другие ландшафтные пожары (далее – Алгоритм 3).
2. Главным врачам медицинских организаций Приморского края:
2.1. принять в работу Алгоритм 3;
2.2. обеспечить неукоснительное соблюдение Алгоритма 3 при организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
3. Руководителю КГКУЗ "Территориальный центр медицины катастроф":
3.1. Организовать вебинар для медицинских организаций Приморского края по внедрению Алгоритма 3;
Срок: до 01.07.2022 года;
3.2. включить в план проведения командно-штабных и тактико-специальных учений на 2022 год учения по отработке Алгоритма 3.
Срок: до 01.07.2022 года
4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Заместитель председателя Правительства Приморского края – |
А.Г. Худченко |
Утверждено
приказом министерства
здравоохранения Приморского края
от 27 мая 2022 г. N 18/пр/776
Типовой алгоритм
реагирования Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Приморского края на чрезвычайные ситуации природного характера – лесные и другие ландшафтные пожары
Правовые акты (критерии отнесения природных пожаров к ЧС)
Приказ Минздрава России от 23 апреля 2002 г. N 131 "Об утверждении инструкций по заполнению учетных форм службы медицины катастроф" |
Приказ МЧС России от 05 июля 2021 г. N 429 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" |
||
Наименование источника ЧС |
Критерии ЧС (число случаев) |
Наименование источника ЧС |
Критерии отнесения событий к ЧС |
Природные пожары |
Число пострадавших 10 человек и более. Число погибших 2 человека и более. Неспособность справиться с ликвидацией последствий собственными силами |
Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах |
Не локализованы крупные лесные пожары и другие ландшафтные (природные) пожары (площадью 25 га и более в зоне наземной охраны лесов и 200 га и более в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 3 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара и другого ландшафтного (природного) пожара и (или) более 5 суток действуют нелокализованные лесные пожары и другие ландшафтные (природные) пожары, находящиеся в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта или объекта инфраструктуры, и (или) на тушение пожаров привлечено более 50% лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации |
Наличие одного из критериев чрезвычайных ситуаций для службы медицины катастроф Минздрава России является основанием для отнесения ситуации к чрезвычайной и необходимости ее регистрации. |
Алгоритм действий
N п/п |
Ответственные лица |
Действия |
Примечание |
1. |
Фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи |
1. При получении информации о ЧС: – уточняет и фиксирует: время и место происшедшего события (точный адрес (значимый ориентир), наличие и количество пострадавших, данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, адрес его местонахождения) и время поступления сообщения, дополнительно уточняет характер ЧС (масштабы происшествия, характер повреждений и т.д.); – вызов оформляется максимально быстро, сбор персонифицированных данных (дата рождения и т.д.), дополнительный опрос не проводится, абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут будут связываться с вызывающим для уточнения данных; – незамедлительно направляет к месту ЧС по возможности необходимое количество бригад СМП согласно схеме расчета количества бригад и предполагаемого количества пострадавших (Приложение 1), а при отсутствии данных о числе пострадавших, направляет выездную бригаду СМП; – незамедлительно передает информацию старшему врачу (старшему смены) станции (отделения) СМП, который в свою очередь информирует главного врача/администрацию СМП; – информирует оперативного дежурного ТЦМК и экстренные оперативные службы согласно схеме оповещения; 2. Получает доклад от медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенного старшим указанной бригады, о прибытии к месту ЧС, фиксирует время доезда, уточняет количество пострадавших и характер повреждений. 3. При необходимости направляет дополнительные бригады СМП к месту ЧС, при этом вызовы в неотложной форме снимают с бригад СМП, создает резерв бригад СМП на ближайших подстанциях (или отделениях СМП ближайших районов в рамках ОДС). 4. Осуществляет взаимодействие с направленными к месту ЧС выездными бригадами СМП и оперативным дежурным ТЦМК. 5. В течение всего периода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работа оперативно-диспетчерской службы и деятельность выездных бригад СМП осуществляются в соответствии с планом работы медицинской организации при возникновении ЧС. 6. Принимает решение о доставке Резерва медицинского имущества для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами бригад СМП. |
|
2. |
Оперативный дежурный ТЦМК |
1. При поступлении информации о ЧС уточняет: – достоверность полученной информации; – время и место возникновения ЧС; – вид и масштаб ЧС; – предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи; – необходимость в направлении дополнительных бригад СМП и бригад экстренного реагирования (БЭР) к месту ЧС. 2. Осуществляет действия: – определяет необходимость и направляет к месту ЧС бригады экстренного реагирования (БЭР), АМедБр (на авиатранспорте) ТЦМК; – передает информацию о ЧС и принимаемых мерах по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС руководителю ТЦМК, оперативному дежурному ФЦМК, руководителю СМК Приморского края (ответственному) и согласно схеме оповещения; – осуществляет оперативное взаимодействие с экстренными оперативными службами: – при необходимости привлекает медицинские силы и средства СМК Приморского края; – формирует и направляет первичное донесение о ЧС оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю; – представляет в ФЦМК списки пострадавших в ЧС (обезличенные) по запросу оперативного дежурного ФЦМК. 3. Осуществляет сбор информации о медико-тактической обстановке, осуществляет мониторинг ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания медицинской помощи пострадавшим, во взаимодействии: – со старшим врачом (старшим смены) СМП (ОДС); – бригадами ТЦМК, работающими в месте ЧС; – оперативной группой медицинского Штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; – оперативным дежурным ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю. 4. Осуществляет сбор информации о наличии свободного коечного фонда, возможности развертывания дополнительных коек, их профиле, наличии необходимых специалистов в медицинских организациях Приморского края. 5. Определяет профильные медицинские организации с целью принятия решения по медицинской эвакуации пострадавших (с учетом принципов оптимальной маршрутизации, профиля и тяжести поражения, особенностей медико-тактической обстановки). 6. Передает информацию о пострадавших (степень тяжести, количество) в приемные отделения медицинских организаций, в которые осуществляется медицинская эвакуация. 7. Координирует: – взаимодействие медицинских сил и средств СМК Приморского края, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. – проведение медицинской эвакуации пострадавших в медицинские организации; – мониторинг состояния пострадавших в ЧС до их выписки из стационара. 8. Уточняет в медицинских организациях, в которые эвакуированы пострадавшие, необходимость проведения телемедицинских консультаций по пострадавшим в ЧС со специалистами региональных МО 3-го уровня и федеральных медицинских организаций, в случае необходимости – принимает меры по их организации. 9. Формирует последующие и заключительные донесения о ЧС и представляет оперативному дежурному ФЦМК (с применением ВСОД, а также с использованием других видов оперативной связи), ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю. |
|
3. |
Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады |
1. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, прибывшей на место ЧС первой, до прибытия старших руководителей (руководителей ТЦМК и ССМП, бригады экстренного реагирования ТЦМК, сотрудника министерства здравоохранения Приморского края, является ответственным за организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС и координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие медицинские бригады поступают в его распоряжение. 2. Если первой к месту ЧС прибывает фельдшерская бригада СМП, а врачебные и специализированные бригады прибывают позже, оперативное руководство организацией оказания медицинской помощи в зоне ЧС переходит от фельдшерской бригады к врачебной или специализированной (до прибытия бригад ТЦМК, руководителей ТЦМК и руководителей ССМП или министерства здравоохранения Приморского края). 3. До прибытия старших руководителей и бригад экстренного реагирования ТЦМК медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, на месте ЧС предпринимает следующие действия: – по прибытии к месту ЧС производит первичную оценку медицинских последствий ЧС (число пострадавших, степень тяжести и профиль поражения, потребность в санитарном транспорте, в том числе авиационном, количество погибших) с докладом фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции СМП или ОДС (постоянно находится на связи с ним и старшим врачом (старшим смены) СМП); – представляется руководителю тушения пожара и ликвидации ЧС, а при его отсутствии начальнику ОШ и входит в состав ОШ, уточняет сведения о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и погибших; – определяет безопасные для медицинского персонала границы зоны и безопасное место работы бригад СМП ( по указанию начальника ОШ); – осуществляет взаимодействие с руководителями экстренных и спасательных служб, работающих на месте ЧС (МВД России, МЧС России и др.); – распределяет обязанности между членами своей бригады и прибывающим персоналом других бригад СМП, при необходимости формирует сортировочную бригаду, одного из медицинских работников назначает ответственным за учет пострадавших, другого работника – за встречу и расстановку прибывшего санитарного автотранспорта и бригад СМП с учетом безопасности и доступности путей эвакуации. Все сотрудники бригады СМП имеют СИЗ и при необходимости их применяют. 4. В случае прибытия бригады СМП на место происшествия первой (до приезда аварийно-спасательных служб) медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады: – согласовывает с начальником ОШ безопасное место для работы самостоятельно, вне границ зоны ЧС; – согласовывает с начальником ОШ место сортировочной и эвакуационной площадок с учетом путей эвакуации в непосредственной близости от зоны поражения, исключая воздействие поражающих факторов ЧС на медицинский персонал и пострадавших; – согласовывает с начальником ОШ безопасное место стоянки санитарного автотранспорта вне границ зоны ЧС, не затрудняя проезд специальной техники, и организует работу выездных бригад СМП, рациональные пути подъезда и отъезда санитарного автотранспорта, в том числе с учетом оптимальной для складывающейся ситуации и особенностей местности "эвакуационной петли": – уточняет задачи фельдшера и водителя автомобиля СМП своей бригады СМП; – распределяет обязанности медицинского персонала прибывших бригад; – медицинский персонал бригад СМП работает на границе зоны ЧС и участия в поисковых, аварийно-спасательных работах не принимает; – участие в аварийно-спасательных работах сотрудников бригад СМП возможно только при условии наличия соответствующей документально подтвержденной специальной подготовки и аттестации на право выполнения соответствующего вида аварийно-спасательных работ при неукоснительном соблюдении ими мер собственной безопасности. 5. целях уточнения медико-тактической обстановки медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, устанавливает наличие и число пострадавших и погибших, тяжесть поражения, необходимость в дополнительных силах и средствах. 6. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады (до прибытия бригад ТЦМК, руководителей ТЦМК и руководителей СМП или министерства здравоохранением Приморского края) докладывает фельдшеру (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов ССМП и старшему врачу (старшему смены) СМП оперативные данные о масштабе и характере ЧС, числе пострадавших и прогнозе, потребности в силах и средствах; согласовывает маршруты медицинской эвакуации, в том числе санитарно-авиационной, пострадавших в медицинские организации (с учетом принципов оптимальной маршрутизации и складывающейся медико-тактической обстановки). В дальнейшем докладывает медико-тактическую обстановку по мере ее изменения, но не реже одного раза в час, а при внезапном изменении обстановки – немедленно. 7. Медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, первой прибывшей к месту происшествия, координирует действия медицинского персонала по оказанию СМП в экстренной форме, организует работу на сортировочной и эвакуационной площадках, проводит медицинскую сортировку, определяет очередность госпитализации. Приступает к оказанию сортировки, медицинской помощи пострадавшим и эвакуации согласно алгоритму экстренного распределения пострадавших по сортировочным группам (Приложение 2) в соответствии с инструкцией по медицинской сортировке пострадавших в чрезвычайных ситуациях (Приложение 3). 8. В процессе медицинской сортировки необходимо определить: – нуждающихся в СМП в экстренной форме по жизненным показаниям – пострадавших с тяжелыми и крайне тяжелыми повреждениями, нарастающими, опасными для жизни расстройствами основных жизненно важных функций организма; – пострадавших с тяжелыми или средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни; – пострадавших с легкими повреждениями, не нуждающихся в оказании медицинской помощи на данном этапе; – пострадавших с летальным исходом (погибших). 9. Докладывает: – о начале эвакуации пострадавших в медицинские организации с учетом уровней оказания медицинской помощи и наличия условий для оказания специализированной медицинской помощи по соответствующим профилям; – о завершении эвакуации пострадавших (в какие медицинские организации (количество, степень тяжести). 10. Осуществляет регистрацию пострадавших, эвакуированных и погибших посредством заполнения сортировочного листа (Приложение 4). 11. Основные задачи выездных бригад СМП при ЧС на догоспитальном этапе – оказание СМП в экстренной форме пострадавшим и проведение в минимально короткие сроки их медицинской эвакуации санитарным, в том числе авиационным, транспортом для госпитализации в профильные стационарные медицинские организации, имеющие возможности для оказания медицинской помощи пострадавшим в необходимом объеме, в соответствии с клиническими рекомендациями. Действия сотрудников бригад СМП, в том числе сортировочной группы, представлены в Приложении N 5 к настоящему алгоритму. |
|
4. |
Руководитель (ответственный заместитель) ТЦМК |
1. Принимает и уточняет полученную информацию: – время, место возникновения ЧС; – вид и масштаб ЧС; – предварительное число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи; – задействованные медицинские силы и средства, привлеченные к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 2. Отдаст распоряжение на оповещение и сбор должностных лиц. привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 3. Информирует министра (ответственного сотрудника) здравоохранения Приморского края о ЧС и принимаемых мерах. 4. Организует работу оперативного медицинского штаба ТЦМК по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, включая: – сбор и обработку информации о ЧС и составление донесений; – сбор и убытие при необходимости, оперативной группы к месту ЧС для руководства действиями медицинских формирований и организаций, сил и средств СМК (бригад СМП, БЭР, АМедБр и др.). Руководитель ТЦМК или уполномоченное им лицо, возглавляет указанную оперативную группу, направляемую к месту ЧС; – организацию взаимодействия с участниками ликвидации последствий ЧС. 5. Заслушивает предложения оперативного штаба ТЦМК и СМП по организации медицинского реагирования при ЧС. 6. Уточняет план медицинского обеспечения населения, потребность в силах и средствах СМК Приморского края, их состояние и готовность к ликвидации последствий ЧС. Докладывает министру (ответственному лицу) здравоохранения Приморского края предложения по организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС, оценке достаточности принимаемых мер по медицинскому реагированию, необходимости дополнительного привлечения медицинских сил и средств регионального и федерального уровней. 7. Организует и контролирует доведение до исполнителей распоряжений на выполнение первоочередных мероприятий. 8. Контролирует доведение задач до медицинских организаций в соответствии с планом медицинского обеспечения, отдает необходимые распоряжения. 9. Обеспечивает работу медицинского штаба по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 10. Организует, при необходимости, дежурства бригад СМП, медицинских специалистов для оказания психолого-психиатрической помощи на месте работы Штаба по ликвидации ЧС и в районе ЧС (ДТП) до завершения аварийно-спасательных работ, а также в местах сосредоточения родственников и близких пострадавших и погибших. 11. Организует медицинское обеспечение населения в пунктах его временного размещения. 12. Организует медицинское и материально-техническое снабжение, транспортное обеспечение СМК и медпунктов в районах временного размещения населения. 13. Осуществляет управление формированиями СМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 14. Организует и осуществляет взаимодействие с: – органами исполнительной власти Приморского края; – территориальными органами МЧС России и МВД России, иными экстренными службами; – оперативно-диспетчерской службой и руководством ЦУКС ФЦМК; – с руководством привлекаемых региональных медицинских организаций, а также медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края; – при необходимости участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС сил и средств СМК соседних регионов – с руководством ТЦМК данных субъектов Российской Федерации; – при необходимости участия сил и средств СМК федерального уровня – с руководством ФЦМК и оперативной группы ФЦМК, направляемой к месту ЧС; – органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края; 15. Контролирует выполнение мероприятий плана медицинского обеспечения населения региона при ЧС. 16. Организует, при необходимости, телемедицинские консультации по пострадавшим с участием специалистов региональных и федеральных медицинских организаций. 17. Организует медицинскую эвакуацию, в том числе санитарно-авиационную, пострадавших с места ЧС в медицинские организации (с учетом принципов маршрутизации и особенностей медико-тактической обстановки). 18. Участвует в организации межбольничной медицинской, в том числе санитарно-авиационной, эвакуации пострадавших, в регионе и за его пределы. 19. Организует встречу и постановку задач прибывающим федеральным и из других регионов силам и средствам для усиления, докладывает об этом руководителю службы медицины катастроф региона. 20. Организует сбор информации по учету и мониторингу пострадавших в ЧС, которым оказана медицинская помощь, в том числе о госпитализированных. 21. После ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: 21.1. Проводит предварительный анализ работы должностных лиц медицинских организаций и формирований, привлекавшихся к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, и представляет его руководителю СМК Приморского края; |
|
Текст приложений к алгоритму не приводится