Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 30 ноября 2023 г. N 18/пр/1845
"О порядке организации и проведения контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) краевых государственных медицинских организаций"
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 12 ноября 2019 года N 747-па, в целях организации контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) краевых государственных медицинских организаций Приморского края в соответствии с законодательством о противодействии терроризму приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Порядок организации и проведения контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) краевых государственных медицинских организаций (приложение N 1).
1.2. Типовую форму приказа о проведении проверки (приложение N 2);
1.3. Типовую форму акта проверки (приложение N 3);
1.4. Типовую форму предписания об устранении нарушений обязательных требований антитеррористической защищенности (приложение N 4).
2. Контроль исполнения приказа возложить на начальника второго отдела И.П. Вакулина.
Первый заместитель министра |
Т.Л. Курченко |
Приложение N 1
Утвержден
приказом министерства
здравоохранения Приморского края
от 30.11.2023 N 18/пр/1845
Порядок
организации и проведения контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) краевых государственных медицинских организаций
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и проведения министерством здравоохранения Приморского края 1 контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) краевых государственных медицинских организаций Приморского края 2.
2. Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются краевые государственные медицинские организации.
3. Контроль осуществляется специалистами министерства в отношении выполнения требований антитеррористической защищенности на объектах (территориях) краевых государственных медицинских организаций, подведомственных министерству.
4. Задачами контроля выполнения требований антитеррористической защищенности являются:
4.1 выявление и предупреждение нарушений требований антитеррористической защищенности на объектах (территориях);
4.2 принятие мер по устранению нарушений, выявленных в ходе контроля;
4.3 обеспечение антитеррористической защищенности подведомственных медицинских организаций.
5. Контроль включает проведение проверок соответствия антитеррористической защищенности объектов (территорий) подведомственных медицинских организаций требованиям антитеррористической защищенности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы Паспорта безопасности этих объектов (территорий)" 3;
6. Контроль выполнения требований антитеррористической защищенности осуществляется уполномоченными должностными лицами министерства (далее – должностные лица) в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе либо по решению министра здравоохранения Приморского края или первого заместителя министра министерства на основании приказа министерства.
7. Мероприятия по осуществлению контроля выполнения требований антитеррористической защищенности включаются в ежегодный план работы министерства по противодействию терроризму.
8. Контроль выполнения требований антитеррористической защищенности осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок, осмотра используемых зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, а также сбора и анализа информации о проведении обследования, категорирования объектов (территорий) по антитеррористической защищенности, разработки паспортов безопасности объектов (территорий), об оснащении объектов (территорий) инженерно-техническими средствами контроля доступа, системами охраны, техническими средствами обнаружения запрещенных предметов, обеспечением физической охраной путем привлечения сотрудников охранных предприятий, анализа документации, характеризующей состояние антитеррористической защищенности подведомственных медицинских организаций, включая планирования и выделения денежных средств на мероприятия антитеррористической защищенности.
9. Плановая проверка выполнения требований антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже 1 раза в 3 года в соответствии с планом проверок, утверждаемым министром здравоохранения Приморского края.
10. Руководитель подведомственной медицинской организации уведомляется о проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения, посредством направления копии соответствующего приказа Министерства.
11. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению министра здравоохранения Приморского края при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) медицинской организации требований к антитеррористической защищенности, а также после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
12. Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.
13. Документарные проверки проводятся путем анализа документов, представленными подведомственными медицинскими организациями.
14. К проверкам при осуществлении контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности могут привлекаться сторонние эксперты.
15. При проведении контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) проверка установления руководителем медицинской организации должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
б) проверка оборудования системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
в) проверка наличия в медицинской организации документов по контролю, осуществляемому руководителем медицинской организации за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
г) проверка наличия документов по обеспечению информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);
д) оценка состояния защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) посредством проверки наличия документов (рассмотрения и анализа документов) определяющих:
– установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
– ограничение доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
– определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
– обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
– организацию и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
– подготовку и переподготовку должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
е) проверка организации своевременности выявления попыток проноса (провоза) и применения на объекте (территории) запрещенных к проносу (провозу) предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ);
ж) проверка поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
з) оценка своевременности выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);
и) оценка наличия (рассмотрение) документов, определяющих порядок эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
к) проверка наличия документов, подтверждающих проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);
л) проверка отработки действий по своевременному оповещению работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации;
м) проверка наличия разработанного порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений.
15(1). На объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных подпунктом 15 настоящего порядка, дополнительно осуществляется:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом 15" имеется в виду "пунктом 15"
а) проверка организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования;
б) наличие разработанных документов по реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);
в) проверка организации своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;
г) проверка обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны (наличие договоров на физическую охрану, договоров на пультовую охрану ((при необходимости);
д) наличие приказов, инструкций по организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), проверка наличия технических средств контроля доступа;
е) проверка наличия приказов (инструкций) по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
ж) проверка организации контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;
з) проверка наличия резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
16. На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 15 и 15(1) настоящего порядка, осуществляются следующие мероприятия:
а) проверка наличия оснащения объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
17. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 15, 15(1) и 16 настоящего порядка, осуществляются следующие мероприятия:
а) проверка обеспечения особого порядка доступа на объект (территорию);
б) проверка наличия разработанных организационно-распорядительных документов медицинской организации по особому порядку доступа на объект (территорию);
в) проверка оснащения объекта (территории) техническими средствами обнаружения запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, токсичных химикатов, патогенных биологических агентов, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ).
18. Проверки проводятся на основании приказа министерства, в котором указываются:
1) наименование органа контроля: министерство здравоохранения Приморского края;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) сведения о подведомственной медицинской организации (наименование юридического лица), проверка которой проводится;
4) цели, задачи, вид, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень нормативных актов, регулирующих проведение мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
19. Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами министерства служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подведомственной медицинской организации с приказом министерства о назначении проверки (при наличии) и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
20. Должностные лица министерства при проведении контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности имеют право:
осуществлять получение, сбор и анализ сведений о наличии на объекте (территории), подведомственной медицинской организации, сил и средств охраны, инженерно-технических систем, обеспечивающих контроль доступа на объект (территорию);
знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом контроля, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
доступа в используемые подведомственной медицинской организацией при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;
21. Должностные лица министерства при проведении контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых подведомственных медицинских организаций;
проводить проверку во время исполнения служебных обязанностей;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемой подведомственной медицинской организации, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемой подведомственной медицинской организации с результатами проверки, в том числе с актом проверки;
соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения проверки.
Доступ к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
22. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемой подведомственной медицинской организации при проведении мероприятий по контролю состояния антитеррористической защищенности имеет право:
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от министерства, должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
знакомиться с результатами контроля состояния антитеррористической защищенности;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав подведомственной медицинской организации, при проведении контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности.
23. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемой подведомственной медицинской организации при проведении мероприятий по контролю за состоянием антитеррористической защищенности обязаны:
предоставить документов (копии документов) и пояснения по запросу министерства при проведении проверки;
предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам на территорию, в используемые проверяемой организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.
24. По результатам проверок в рамках контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности должностными лицами министерства, проводящими проверку, составляется акт проверки.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности – министерство здравоохранения Приморского края;
3) дата и номер приказа министерства о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших проверку;
5) сведения о проверяемой подведомственной медицинской организации (наименование, юридический адрес, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки);
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемой подведомственной медицинской организации, присутствовавшего при проведении проверки;
9) подписи должностных лиц, проводивших проверку.
25. К акту проверки могут прилагаться протоколы или заключения по результатам проведенных мероприятий, оценок, фотоматериалов с фиксацией выявленных нарушений, объяснения работников проверяемой медицинской организации, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки материалы, документы или их копии.
26. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений направляется в подведомственную медицинскую организацию либо вручается руководителю или уполномоченному представителю указанной организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Второй экземпляр акта проверки хранится во втором отделе министерства.
27. При выявлении в ходе проверок нарушений:
руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подведомственной медицинской организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
в случае, неисполнения предписания в акте указывается лицо ответственное за неисполнение предписания и министерством в рамках компетенции принимается меры по его привлечению к ответственности.
______________________________
1 – министерство;
2 – краевые государственные медицинские организации.
3 – Постановление.
Приложение N 2
Утверждено
приказом министерства
здравоохранения Приморского края
от 30.11.2023 N 18/пр/1845
┌────────────────┐
│ Герб │
│Приморского края│
└────────────────┘
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
_________ г. Владивосток N _________
О проведении плановой/внеплановой документарной/выездной проверки
(указание юридического лица)
1. Провести проверку в отношении краевого государственного
учреждения здравоохранения ______________________________________________
(наименование юридического лица)
2. Место нахождения: _______________________________________________
_________________________________________________________________________
(юридического лица (и место (а)) фактического нахождения проверяемого
объекта)
3. Назначить лицом (ми), уполномоченным (ми) на проведение проверки:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность должностного лица (должностных лиц),
уполномоченного (ых) на проведение проверки)
4. Установить, что настоящая проверка проводится с целью: __________
_________________________________________________________________________
При установлении целей проводимой проверки указывается следующая
информация:
а) в случае проведения плановой проверки - ссылка на утвержденный
ежегодный план проведения плановых проверок;
б) в случае проведения внеплановой выездной проверки:
- реквизиты документов юридических лиц, реквизиты решения
антитеррористической комиссии, прокуратуры о несоблюдении на объекте
(территории) подведомственной медицинской организации требований к
антитеррористической защищенности;
- поступление сведений об актуализации паспорта безопасности объекта
(территории).
5. Срок проведения проверки:
К проведению проверки приступить
"__" _____________ 20_ г.
Проверку окончить не позднее
"__" _____________ 20_ г.
6. Правовые основания проведения проверки:
- положение о министерстве;
- нормативный правовой акт, в соответствии с которым осуществляется
проверка;
- ссылка на положения нормативных правовых актов, устанавливающих
требования, которые являются предметом проверки.
7. В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю,
необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:
_________________________________________________________________________
8. Перечень документов, представление которых юридическим лицом
необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, срок
предоставления документов
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Министр здравоохранения Приморского края __________ _____________________
подпись Ф.И.О.
либо
Первый заместитель министра
министерства здравоохранения
Приморского края __________ _____________________
подпись Ф.И.О.
Приложение N 3
Утверждено
приказом министерства
здравоохранения Приморского края
от 30.11.2023 N 18/пр/1845
┌────────────────┐
│ Герб │
│Приморского края│
└────────────────┘
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ул. 1-я Морская, 2 г. Владивосток, Приморский край, 690007
телефон: (4232) 41-35-14; факс (4232) 41-28-94
АКТ ПРОВЕРКИ N _____
________________________ _______________________
место составления акта дата составления акта
На основании: ___________________________________________________________
(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)
проведена _________________________________________ проверка в отношении:
(плановая/внеплановая, документарная/выездная)
_________________________________________________________________________
(наименование юридического лица - подведомственной медицинской
организации)
_________________________________________________________________________
(юридический адрес)
Дата и время проведения проверки:
с "__" __________ 20_ г. до "__" __________ 20_ г.
Общая продолжительность проверки: ___ рабочих дней.
Акт составлен: министерством здравоохранения Приморского края.
Должностное лицо (лица), проводившее проверку:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность должностного
лица (должностных лиц), проводившего (их) проверку)
К проведению проверки в качестве экспертов привлекалась:
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должности привлеченных
к участию в проверке экспертов, экспертных организаций)
В ходе проверки рассмотрены следующие документы:
_________________________________________________________________________
(перечень документов, рассмотренных в ходе проверки)
В ходе проведения проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________________
(анализ рассмотренной медицинской документации)
В результате проверки выявлены следующие нарушения:
_________________________________________________________________________
(перечисление выявленных нарушений (при их наличии))
Прилагаемые к акту документы:
_________________________________________________________________________
Подпись должностного лица, проводившего проверку:
_________________________________________________________________________
(подпись, Ф.И.О. должностного лица (лиц), проводивших проверку)
С актом проверки ознакомлен, копию акта со всеми приложениями получил:
_________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, должность руководителя, иного должностного лица
проверяемой медицинской организации
"__" _______ 20_ г. _____________________
(дата) (подпись)
либо
Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: ________________________
(подпись уполномоченного
должностного лица (лиц),
проводившего проверку)
Приложение N 4
Утверждено
приказом министерства
здравоохранения Приморского края
от 30.11.2023 N 18/пр/1845
┌────────────────┐
│ Герб │
│Приморского края│
└────────────────┘
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ул. 1-я Морская, 2 г. Владивосток, Приморский край, 690007
телефон: (4232) 41-35-14; факс (4232) 41-28-94
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений обязательных требований законодательства
_____________________________ N ________________
дата составления предписания номер предписания
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Приморского края:
_________________________________________________________________________
(реквизиты (номер, дата, название)
должностным лицом (лицами) министерства _________________________________
(Ф.И.О., должность должностного лица
(должностных лиц))
проведена _________________________________________ проверка в отношении:
(плановая/внеплановая, комплексная/целевая,
документарная/выездная)
_________________________________________________________________________
(наименование юридического лица - подведомственной медицинской
организации)
_________________________________________________________________________
(юридический адрес)
В результате проверки установлены следующие нарушения обязательных
требований законодательства: ____________________________________________
(перечислить выявленные нарушения)
С целью устранения выявленных нарушений предлагаю:
_________________________________________________________________________
(указать перечень предлагаемых мер)
Информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений
обязательных требований законодательства с приложением заверенных в
установленном порядке копий документов, подтверждающих устранение
нарушений в срок (указать дату) направить во второй отдел министерства
здравоохранения Приморского края по адресу: (указать адрес, кабинет)
В случае невозможности исполнения пунктов предписания в
установленный срок необходимо предоставить в министерство здравоохранения
письменное пояснение с указанием:
- предпринятых к исполнению пункта мер;
- причины невозможности исполнения пункта в установленный срок;
- планируемой даты исполнения пункта предписания.
Ответственность за выполнение мероприятий по предписанию возлагается
на ______________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество должностного лица проверяемой
медицинской организации, на которое возлагается ответственность)
Предписание выдал:
_________________________________________________________________________
(должность, уполномоченного должностного лица министерства, фамилия,
инициалы, подпись)
"__" __________ 20_ года
Предписание получил:
_________________________________________________________________________
(должность уполномоченного представителя проверяемой медицинской
организации, фамилия, инициалы, подпись)
Предписание может быть обжаловано в суд, вышестоящему органу,
вышестоящему должностному лицу в установленном законодательством порядке.