Постановление Администрации г. Владивостока от 26 апреля 2024 г. N 1034
"Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения Владивостокского городского округа"
В соответствии с федеральными законами: от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Уставом города Владивостока, постановлением администрации города Владивостока от 01.03.2022 N 391 "Об утверждении Положения о Владивостокском городском звене Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" администрация города Владивостока
постановляет:
1. Утвердить Положение о муниципальной системе оповещения населения Владивостокского городского округа (приложение).
2. Управлению по работе со СМИ администрации города Владивостока (Козлова В.В.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации, разместить на официальном сайте администрации города Владивостока в сети Интернет www.vlc.ru.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Свитайло Д.А.
Глава города |
К.В. Шестаков |
Приложение
к постановлению администрации
города Владивостока
от 26.04.2024 N 1034
Положение
о муниципальной системе оповещения населения Владивостокского городского округа
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оповещения населения Владивостокского городского округа (далее – Положение) разработано в соответствии с федеральными законами: от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации: от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения Владивостокского городского округа (далее – МСОН).
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к МСОН, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по МСОН.
1.4. МСОН является сегментом региональной системы оповещения населения Приморского края и включается в систему управления гражданской обороной и Владивостокским городским звеном Приморской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ВГЗ РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ВГЗ РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН) – это элемент системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей Владивостокского городского округа – специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.7. МСОН создается на муниципальном уровне функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС).
1.8. Границами зоны действия МСОН являются административные границы Владивостокского городского округа.
1.9. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения Владивостокского городского округа, которые определяются правовым актом органа государственной власти Приморского края.
1.10. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования РСЧС для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения Владивостокского городского округа, а также органов повседневного управления ВГЗ РСЧС.
1.11. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МСОН является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления города Владивостока по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Назначение и основная задача МСОН
2.1. МСОН предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ВГЗ РСЧС.
2.2. Основной задачей МСОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и ВГЗ РСЧС;
сил гражданской обороны и ВГЗ РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории Владивостокского городского округа.
3. Порядок задействования МСОН
3.1. Задействование по предназначению МСОН планируется и осуществляется в соответствии с Положением, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления ВГЗ РСЧС, получив в системе управления гражданской обороной и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей органов местного самоуправления города Владивостока, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны и ВГЗ РСЧС.
3.3. Решение на задействование МСОН принимается главой города Владивостока.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы города Владивостока.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования МСОН.
В автоматическом режиме функционирования МСОН включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от региональной системы оповещения населения Приморского края или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления РСЧС, ответственных за включение (запуск) МСОН.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) МСОН осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления РСЧС, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается ее функционирование в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования МСОН – автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется Положением, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи – повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
3.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня функционирования РСЧС.
3.8. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления города Владивостока и организаций, перечисленных в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Положения.
3.9. Администрация города Владивостока, а также постоянно действующие органы управления ВГЗ РСЧС, органы повседневного управления ВГЗ РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности МСОН
4.1. Поддержание МСОН в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления города Владивостока.
4.2. Поддержание в состоянии постоянной готовности МСОН достигается за счет:
осуществления обучения уполномоченного на задействование МСОН дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления ВГЗ РСЧС;
заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения МСОН в соответствии с проектно-технической документацией;
эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением администрации города Владивостока от 23.12.2019 N 4463 "О создании и использовании резервов и запасов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Владивостокского городского округа";
осуществления реконструкции МСОН в случаях необходимости полной замены технических средств оповещения МСОН, не выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс, в связи с невозможностью восстановления из-за выхода из строя (потери работоспособности) при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или необходимости полной замены технических средств оповещения МСОН в связи с невозможностью восстановления выслуживших установленный заводом-изготовителем эксплуатационный ресурс.
4.3. Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию МСОН осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения" в ходе комплексных и технических проверок.
5. Порядок создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию МСОН
5.1. Мероприятия по созданию и реконструкции МСОН проводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
5.2. Ввод МСОН в эксплуатацию осуществляется на основании правового акта администрации города Владивостока, принятого при условии положительных результатов испытаний МСОН.
Для проведения испытаний МСОН администрацией города Владивостока создается комиссия с участием представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю.
На введенную в эксплуатацию МСОН оформляются паспорт и положение.
Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорта и положения о системах оповещения населения, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
5.3. Вывод из эксплуатации действующей МСОН осуществляется после ввода в эксплуатацию новой МСОН.
6. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию МСОН, осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Заместитель главы администрации |
Д.А. Свитайло |