Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства физической культуры и спорта Приморского края от 13 августа 2024 г. N пр.42-614 Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги Оказание физкультурно-оздоровительной услуги (обучение детей плаванию по программе 36 часов)

Приказ Министерства физической культуры и спорта Приморского края от 13 августа 2024 г. N пр.42-614
"Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги "Оказание физкультурно-оздоровительной услуги (обучение детей плаванию по программе 36 часов)"

 

Во исполнение Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", постановлений Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N 1842 "Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", от 13 октября 2020 года N 1678 "Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", распоряжений Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 года N 263-р "Об утверждении межведомственной программы "Плавание для всех" и плана мероприятий по реализации межведомственной программы "Плавание для всех", от 7 октября 2020 года N 2579-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", постановлений Правительства Приморского края от 24 августа 2022 года N 580-пп "Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Приморского края", от 22 июня 2023 года N 423-пп "Об утверждении Порядка проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Требования к условиям и порядку оказания государственной услуги "Оказание физкультурно-оздоровительной услуги (обучение детей плаванию по программе 36 часов)".

2. Заместителю начальника отдела правового, организационного обеспечения и цифровой трансформации (Хлызова А.С.) обеспечить:

направление настоящего приказа в департамент информационной политики Приморского края в течение трех рабочих дней со дня его принятия;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в течение семи календарных дней после дня его первого официального опубликования;

направление копии настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его принятия;

направление копии настоящего приказа в прокуратуру Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия;

размещение настоящего приказа на странице министерства физической культуры и спорта Приморского края на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее трех рабочих дней со дня его принятия;

размещение настоящего приказа на странице информационной системы Приморского края "Реестр правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края и нормативных правовых актов исполнительных органов Приморского края" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://npaoiv.primorsky.ru в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Министр

Ж.А. Кузнецов

 

Утвержден
приказом министерства
физической культуры и спорта
Приморского края
от 13.08.2024 N пр.42-614

 

Требования
к условиям и порядку оказания государственной услуги "Оказание физкультурно-оздоровительной услуги (обучение детей плаванию по программе 36 часов)"

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие Требования к условиям и порядку оказания государственной услуги "Оказание физкультурно-оздоровительной услуги (обучение детей плаванию по программе 36 часов)" (далее соответственно – Требования, физкультурно-оздоровительная услуга) разработаны в целях унификации требований, правил, методических рекомендаций к оказанию услуг обучения базовым жизненно необходимым навыкам плавания детей младшего школьного возраста в рамках реализации межведомственной программы "Плавание для всех", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 года N 263-р, межведомственной программы Приморского края "Плавание для всех" до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Приморского края от 16 августа 2022 года N 428-рп.

Требования разработаны на основании Федеральных законов от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 января 2023 года N 129 "Об утверждении Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг", от 16 ноября 2020 года N 1842 "Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", от 13 октября 2020 года N 1678 "Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", распоряжений Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 года N 2466-р "О перечне видов физкультурно-оздоровительных услуг", от 7 февраля 2024 года N 263-р "Об утверждении межведомственной программы "Плавание для всех" и плана мероприятий по реализации межведомственной программы "Плавание для всех", от 7 октября 2020 года N 2579-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52025-2021 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 декабря 2021 года N 1689-ст), государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" (принят постановлением Госстандарта Российской Федерации от 18 марта 2003 года N 80-ст), Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57015-2016 "Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования", постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 сентября 2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", постановлений Правительства Приморского края от 24 августа 2022 года N 580-пп "Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Приморского края", от 22 июня 2023 года N 423-пп "Об утверждении Порядка проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа".

1.2. Требования разработаны с целью обеспечения качества и доступности предоставления физкультурно-оздоровительной услуги потребителям (детям младшего школьного возраста в возрасте от 6 до 12 лет включительно), создания благоприятных условий для обучения потребителей базовым жизненно важным навыкам плавания.

1.3. Понятия "занимающиеся", "обучающиеся", применяемые в настоящих Требованиях, соответствуют понятию "потребитель", установленному Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".

Понятие "физкультурно-оздоровительная услуга" используется в настоящих Требованиях в значении, установленном Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

1.4. Требования включают:

требования к организациям, оказывающим физкультурно-оздоровительную услугу, в том числе к кадровому, материально-техническому и информационному обеспечению;

требования к структуре, содержанию, безопасности и качеству физкультурно-оздоровительной услуги;

требования к потребителям услуг и порядку оказания физкультурно-оздоровительной услуги потребителям.

1.5. Требования являются обязательными для исполнения организациями – исполнителями государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа, отбор которых осуществляется в соответствии с Порядком проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа, утвержденным постановлением Правительства Приморского края от 22 июня 2023 года N 423-пп.

 

II. Требования к организациям, оказывающим физкультурно-оздоровительную услугу

 

2.1. Настоящие требования распространяются на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные услуги (далее – исполнитель услуги).

2.2. Требования к кадровому обеспечению исполнителя услуги.

Для оказания физкультурно-оздоровительной услуги требуется наличие квалифицированных кадров в количестве, установленном программой обучения плаванию. К персоналу исполнителя услуг относятся тренеры (тренеры-преподаватели), инструкторы по спорту (плаванию), дежурные по бассейну, медицинские работники и другие сотрудники бассейна, осуществляющие коммуникацию с обучающимися плаванию и другими посетителями.

Персонал плавательного бассейна должен проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в медицинских книжках.

При необходимости к оказанию физкультурно-оздоровительной услуги могут привлекаться специалисты, не состоящие в штате исполнителя услуг. Предъявляемые санитарные нормы и требования, профессиональные компетенции привлекаемых специалистов, не состоящих в штате исполнителя услуг, наравне со штатным персоналом исполнителя услуг, должны соответствовать квалификационным требованиям и иным критериям, обеспечивающим качество и безопасность проведения курса обучения базовым навыкам плавания и начального обучения плаванию обучающихся, определенным в данном разделе.

2.2.1. Тренеры (тренеры-преподаватели).

Требование к квалификации:

Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта и программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, или

среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена в области педагогики с направленностью "физическая культура" и программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, или

высшее образование в области физической культуры и спорта или педагогики с направленностью "физическая культура" и программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в физической культуры и спорта, или

высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, либо наличие подтвержденной квалификационной категории тренера или тренера-преподавателя.

Тренеры (тренеры-преподаватели) должны обладать умениями и знаниями, соответствовать требованиям и критериям согласно профессиональному стандарту "Тренер-преподаватель", утвержденному приказом Минтруда России от 24 декабря 2020 года N 952н или профессиональному стандарту "Тренер", утвержденному приказом Минтруда России от 27 апреля 2023 года N 362н, а также:

проходить регулярную оценку профессиональных компетенций;

знать правила эксплуатации оборудования и инвентаря;

владеть методиками обучения плаванию;

знать правила безопасного поведения на воде;

владеть навыками спасания на воде;

знать основы и владеть навыками оказания первой медицинской помощи;

знать санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к содержанию бассейнов.

Тренеры (тренеры-преподаватели)/ инструкторы по плаванию:

оказывают услуги по обучению плаванию детей в соответствии с примерной программой для начального обучения плаванию для детей (приложение N 1 к настоящим Требованиям);

оказывают услуги в соответствии с утвержденным рабочим графиком и расписанием занятий по обучению плаванию с группами обучающихся;

несут полную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий.

2.2.2. Инструкторы по спорту (плаванию), дежурный по бассейну.

Инструктор по спорту (плаванию), дежурный по бассейну относится к категории специалистов и непосредственно должен подчиняться администрации бассейна либо руководителю соответствующего структурного подразделения спортивного комплекса.

Инструктор по спорту (плаванию), дежурный по бассейну обязан:

обеспечить безопасность нахождения обучающихся в ванне бассейна, в случае необходимости применить методики аварийного реагирования, немедленно оказать первую помощь до оказания медицинской помощи, в том числе выполнить основные реанимационные приемы оказания первой помощи;

при проведении первых проплывов сопровождать обучающихся вдоль бортика ванны плавательного бассейна, первые проплывы допускать только по крайним дорожкам, по одному занимающемуся;

прекратить занятия и проконтролировать выход всех занимающихся из ванны плавательного бассейна в случае какой-либо аварии или наличия условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью занимающихся;

сообщать руководству плавательного бассейна о травмах и несчастных случаях, других происшествиях во время проведения занятий;

проводить перед началом каждого занятия осмотр спортивного оборудования и инвентаря, а при обнаружении его неисправности ставить в известность администрацию плавательного бассейна и до ликвидации неисправности занятий не проводить;

находиться на бортике ванны бассейна, обращая внимание на дисциплину занимающихся, особенно во время максимальной загрузки плавательного бассейна;

контролировать соблюдение правил проведения занятий в плавательном бассейне всеми сотрудниками и занимающимися на протяжении всего дня, обо всех нарушениях ставить в известность администрацию плавательного бассейна.

Рабочее место инструктора по спорту (плаванию), дежурного по бассейну должно быть обеспечено телефоном или рацией для связи с медицинским кабинетом, другими подразделениями, руководством.

Должностной функционал инструктора по спорту (плаванию), дежурного по бассейну должен быть разработан и утвержден администраций бассейна в соответствии с требованиями к профессиональным компетенциям и трудовым функциям, определенными на основе "Квалификационных характеристик должностей работников в области физической культуры и спорта" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 916н, и профессионального стандарта "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденного приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 года N 237н.

Тренеры (тренеры-преподаватели), инструкторы по спорту (плаванию), дежурные по бассейну должны неукоснительно соблюдать положения пунктов 3.2, 3.3 раздела III настоящего Порядка.

2.2.3. Медицинские работники.

Администрация бассейна в обязательном порядке должна обеспечить наличие на ванне бассейна кабинета медицинского (врачебного) контроля. В содержание работы дежурного медицинского работника медицинского (врачебного) кабинета входят следующие функции:

контроль, организация и обеспечение санитарного предупредительного и текущего надзора за местами и условиями проведения занятий по обучению плаванию и физкультурно-оздоровительных занятий с детьми;

контроль состояния здоровья всех занимающихся на каждом занятии;

участие в планировании учебного процесса;

оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) обучающимся во время нахождения детей на территории плавательного бассейна, проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации;

проведение мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи;

ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа.

Основными задачами дежурного медицинского работника по сопровождению занятий являются:

контроль наличия медицинского допуска детей к занятиям плаванием;

выявление у обучающихся противопоказаний к занятиям плаванием;

осмотр обучающихся перед каждым занятием, освобождение от занятий по медицинским показаниям;

в процессе прохождения учебного курса – осуществление медицинского контроля, наблюдение за безопасностью проведения занятий по обучению плаванию, состоянием здоровья и физическим состоянием детей на ванне бассейна во время проведения каждого занятия.

Дежурный медицинский работник обязан поставить в известность администрацию бассейна о необходимости отмены учебно-тренировочных занятий в спортивном комплексе в случаях карантина, недоброкачественности воды, нарушении норм и требований СанПин и наступлении иных обстоятельств, опасных для жизнедеятельности посетителей бассейна, в случае каких-либо чрезвычайных происшествий.

2.2.4. Должности, относящиеся к группе "руководители".

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности: администратор тренировочного процесса/ менеджер/ руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения исполнителя услуги (далее – администратор тренировочного процесса).

Администратор тренировочного процесса исполняет следующие функции:

формирование совместно с руководителями (представителями) общеобразовательных организаций, администрацией плавательного бассейна расписания программы обучения детей плаванию;

составление и доведение под личную роспись графика работы тренерского/инструкторского состава, проводящего занятия по обучению плаванию, согласованного с администрацией бассейна, в соответствии с утвержденным расписанием занятий в бассейне;

взаимодействие с руководителями (представителями) общеобразовательных организаций с целью предоставления и сверки списочного состава обучающихся при первичном посещении плавательного бассейна, утвержденного руководителем общеобразовательной организации для прохождения программы обучения детей плаванию, с учетом медицинского допуска каждого обучающегося к занятиям в бассейне, по каждому общеобразовательному учреждению;

встреча групп обучающихся, прибывших для прохождения обучения, проведение переклички обучающихся по предоставленным общеобразовательными организациями списочным составам;

ведение журнала фактического посещения занятий; ежедневный контроль посещаемости занятий, согласно утвержденному списочному составу, выявление причин пропуска занятий обучающимися, информационный обмен с руководителями общеобразовательных организаций о результатах проверок, с целью внесения изменений в списки обучающихся и списки застрахованных, в случае пропуска обучающимся занятий без уважительной причины;

организация и контроль процесса обучения, согласно утвержденному расписанию занятий и графику работы тренерско-инструкторского состава;

ведение табеля учета фактически отработанного тренерским/инструкторским составом рабочего времени (количество проведенных занятий);

согласование с руководителем плавательного бассейна, руководителями общеобразовательных организаций корректировку расписания занятий при необходимости, в случае уменьшения количества обучающихся, либо форс-мажорных обстоятельств;

контроль режима централизованной доставки обучающихся от общеобразовательных организаций к плавательному бассейну и обратно согласно расписанию, взаимодействие с представителями общеобразовательных организаций и (или) транспортной компанией, в случае необходимости;

уведомление руководителя плавательного бассейна об обстоятельствах, влекущих за собой изменение расписания, количественного и списочного состава обучающихся плаванию в течение дня наступления обстоятельств, а так же руководителей общеобразовательных организаций о поступлении аналогичной информации;

организация тестирования обучающихся до и после прохождения базового курса тренерским/инструкторским составом;

участие в оформлении первичных и итоговых протоколов до и после прохождения базового курса обучения плаванию по результатам тестирования с обязательным наличием подписи тренера/инструктора.

2.3. Требования к материально-техническому обеспечению исполнителя услуги:

Материально-техническая база для оказания физкультурно-оздоровительной услуги должна включать:

плавательный бассейн глубиной от 0,6 до 1,8 м;

тренировочный спортивный зал и (или) тренажерный зал;

раздевалки, душевые;

медицинский кабинет;

наличие оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для оказания физкультурно-оздоровительной услуги, в том числе аквапалка, акватренер двойной с поясом, антискользящее покрытие для влажных помещений, доска для плавания, жилет плавательный спасательный (страховочный), шест пластмассовый, шест спасательный с петлей, круг спасательный (детский облегченный), пояс с петлей для обучения плаванию, термометр для воды, термометр комнатный.

2.3.1. При оказании физкультурно-оздоровительной услуги могут быть использованы следующие типы и виды бассейнов:

детские – для обучения плаванию детей младшего и среднего возраста;

учебные – для обучения плаванию детей старшего возраста и взрослых, для занятий детей младшего и среднего возраста при переходе из детской в основную ванну;

бассейны для плавания, предназначенные для тренировок спортсменов и занятий обучающихся;

универсальные учебно-тренировочные бассейны, оборудованные для плавания и предназначенные для обучения плаванию, оздоровительных занятий, тренировок, а также для проведения соревнований местного значения.

Плавательные бассейны должны соответствовать действующим санитарным нормам и правилам, ГОСТ Р 57015-2016 "Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования", ГОСТ Р 55529-2013 "Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний", ГОСТ Р 58458-2020 "Бассейны для плавания. Общие технические условия", ГОСТ Р 59219-2020 "Бассейны для плавания. Системы оповещения опасности утопления. Общие технические условия".

Плавательный бассейн, где проходят занятия по обучению плаванию детей, должен иметь политику безопасности, которой предусмотрены оперативные процедуры по безопасности бассейна, соответствующие рабочим планам и производственным программам, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

В плавательных бассейнах должны строго соблюдаться аспекты безопасности и защиты жизни и здоровья детей. Обязательно наличие медицинского кабинета и дежурного медицинского персонала во время проведения занятий. Администрации плавательных бассейнов должны проводить тренинги со своими сотрудниками по вопросам недопущения жестокого и некорректного обращения с детьми.

Контроль соблюдения гигиенических требований осуществляется администрацией и сотрудниками бассейна в соответствии с требованиями следующих правовых актов: СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", стандарта СТО 71.12.12 "Контроль соблюдения гигиенических требований и обеспечения качества воды в детском бассейне".

Внутренняя планировка основных помещений бассейна должна соответствовать гигиеническому принципу поточности: продвижение посетителей осуществляется по функциональной схеме – гардероб, раздевалка (мужская/женская), душевая, ножная ванна, ванна бассейна.

В составе помещений на ванне бассейна должна быть предусмотрена комната для медицинского персонала, оборудованная кушеткой и средствами для оказания первой медицинской помощи. Комната медицинского персонала должна быть оборудована выходом на обходную дорожку для проведения анализов воды.

Покрытия обходных дорожек, стен и дна ванн, а также покрытия пола душевых и раздевалок должны быть устроены из материалов, устойчивых к применяемым реагентам и дезинфектантам и позволяющих проводить качественную механическую чистку и дезинфекцию. Швы между облицовочными плитами должны быть тщательно затерты. Использование деревянных трапов в душевых и гардеробных не допускается.

Реагенты и дезинфицирующие средства, а также конструкционные и отделочные материалы допускаются к использованию только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, выданного в установленном порядке. В процессе эксплуатации бассейна остаточное содержание (концентрация) химических веществ в воде и воздухе (зоне дыхания) не должно превышать гигиенические нормативы согласно СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

Качество воды, поступающей в ванну плавательного бассейна, должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения вне зависимости от принятой системы водообеспечения и характера водообмена. В процессе эксплуатации бассейна вода, находящаяся в ванне, должна соответствовать требованиям, указанным в таблице N 3.10 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", которая включает санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды плавательных бассейнов.

2.3.2. Для проведения физкультурно-оздоровительной услуги допускается использование арендованных физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, соответствующих настоящим Требованиям.

2.3.3. Спортивное оборудование и инвентарь, используемые в процессе занятий, должны быть исправными, соответствовать функциональному назначению и обеспечивать безопасность для занимающихся.

2.4. Требования к информационному обеспечению исполнителя услуги.

Информация о физкультурно-оздоровительной услуге, реализуемой исполнителем услуги, размещается в наглядной и доступной форме (на доске объявлений, информационном стенде, сайте в информационно-коммуникативной сети Интернет, странице в социальных сетях) исполнителя услуги, объекта спорта (спортивного сооружения).

Информация должна содержать следующие сведения: содержание физкультурно-оздоровительной услуги, условий её предоставления, правила оказания услуг, краткое содержание программы занятий (включая информацию о рекомендуемом возрасте потребителей, уровню сложности, продолжительности, направленности, используемых средствах), сведения об исполнителе услуг, расписание занятий, номера телефонов исполнителей.

 

III. Требования к структуре, содержанию, безопасности и качеству физкультурно-оздоровительной услуги

 

3.1. Структура и содержание физкультурно-оздоровительной услуги.

3.1.1. Программа обучения плаванию, включающая 36 часов при трехразовых занятиях в неделю, рассчитана на освоение обучающимися за 3 месяца. По итогам данного периода возможно сформировать у обучающихся общие представления о плавании, навыки плавания и умения применять их в различных условиях, обучить основам техники различных способов плавания, а также безопасному поведению на занятиях в бассейне, на отдыхе у воды и в критических ситуациях.

Содержание программы разрабатывается и утверждается исполнителем услуги. Примерное (рекомендуемое) содержание программы, график распределения учебного материала и формы ведомости для оценки контрольных испытаний и нормативов приведены в приложениях NN 1, 2, 3 к настоящим Требованиям соответственно.

3.1.2. Физкультурно-оздоровительная услуга может осуществляться как индивидуально, так и в группе при соблюдении единовременной пропускной способности плавательного бассейна и обеспечении требований техники безопасности.

При организации групповых занятий количество занимающихся в группе не должно превышать 15 человек. Комплектование групп проводится на первых занятиях и осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и степени подготовленности обучающихся (занимающихся).

3.1.3. Физкультурно-оздоровительная услуга организуется не ранее 8.00 ч, а завершается для детей до 7 лет не позднее 19.30 ч, для детей 7-10 лет не позднее 20.00 ч, для детей 10-18 лет не позднее 21.00 ч.

Возраст занимающегося определяется календарным годом его рождения (до 31 декабря текущего года на момент определения возраста).

Занятия по обучению плаванию должны проводиться на основе расписания занятий, утвержденного руководителем плавательного бассейна, составленного с учетом рекомендуемого режима занятий по обучению плаванию детей, их продолжительностью и кратностью регламентируемой санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.

В расписании занятий указываются фамилии тренеров (тренеров-преподавателей), инструкторов, проводящих занятия по обучению плаванию с детьми.

3.2. Требования к организации занятий в плавательном бассейне.

3.2.1. В плавательном бассейне должно быть утверждено Положение о работе плавательного бассейна, учитывающее политику безопасности, которой предусмотрены оперативные процедуры по безопасности бассейна, соответствующие рабочим планам и производственным программам, в том числе при чрезвычайных ситуациях, а также разработаны и утверждены правила проведения занятий по обучению плаванию с учетом особенностей спортивного сооружения, которые утверждаются руководителем организации.

Правила проведения занятий в плавательных бассейнах размещаются на видном месте, а также доводятся до обучающихся и сопровождающих их лиц.

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения. В первом случае темы оказания первой помощи пострадавшим должны быть включены в программы обучения требованиям охраны труда, во втором случае должны быть разработаны отдельные программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".

3.2.2. Обучение плаванию занимающихся проводится на мелководной части ванны плавательного бассейна или в специально оборудованных для этого ваннах. Когда занятия проводятся на мелководной части ванны, ее необходимо отделить от глубоководной части разделительным шнуром с поплавками. Обучение плаванию в глубоких ваннах (на глубокой части ванны) разрешается только с применением спасательных средств и методов, обеспечивающих предотвращение несчастных случаев.

Места для обучения плаванию в обязательном порядке должны быть обеспечены исправным спасательным инвентарем (спасательные круги, шары в сетках, шесты и т.п.). Размеры и форма ванн для обучения не умеющих плавать детей от 6 до 12 лет могут быть произвольными, при этом пропускную способность следует принимать из расчета 4 кв. м зеркала воды на одного занимающегося.

В ваннах для обучения не умеющих плавать должна быть обходная дорожка по трем сторонам ванны, опущенная ниже верха стенки на 0,9 – 1 м; при этом допускается уменьшение ширины дорожки до 0,75 м. В некоторых случаях пониженная обходная дорожка предусматривается только по продольным сторонам ванны, а в торцах не делается.

3.2.3. Требования, предъявляемые к содержанию плавательных ванн: дно ванны должно просматриваться во всех частях бассейна; на донных всасывающих трубопроводах должна быть установлена и закреплена защитная сетка (колпак) высотой не менее 50 мм; элементы поплавков разделительных дорожек не должны иметь острых режущих граней; не должны иметь место сколы облицовочных плиток.

Прыжки со стартовых тумб запрещены для групп по обучению базовым навыкам плавания и начального обучения плаванию. При одновременных занятиях нескольких групп по обучению плаванию, группы должны заниматься только на отведенном для них месте.

3.2.4. В каждом плавательном бассейне на ванне бассейна должен быть организован медицинский пункт (кабинет врача для приема детей (без специализированных кресел, аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств).

Рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта, а также положение об организации деятельности медицинского пункта приведены в приказе Минздрава России от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях".

3.3. Требования к безопасности физкультурно-оздоровительной услуги.

Тренерско-инструкторский состав, работающий в плавательном бассейне, обязан обеспечить выполнение следующих требований и условий обеспечения безопасности жизни и здоровья детей при проведении занятий;

3.3.1. Занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;

3.3.2. Не допускать к занятиям обучающихся, не имеющих медицинского допуска к занятиям плаванием;

3.3.3. Довести на первом занятии до сведения занимающихся правила проведения занятий и поведения на воде, осуществлять постоянный контроль за их выполнением;

3.3.4. Входить в помещение ванны плавательного бассейна первым и уходить только после того, как все занимающиеся закрепленной за ним группы покинут помещение ванны плавательного бассейна;

3.3.5. При проведении первых проплывов сопровождать обучающихся вдоль бортика ванны плавательного бассейна;

3.3.6. Первые проплывы допускать только по крайним дорожкам, по одному занимающемуся;

3.3.7. Контролировать на протяжении занятия физическое состояние и самочувствие занимающихся, во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;

3.3.8. Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния;

3.3.9. Не разрешать детям толкать друг друга и погружаться с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;

3.3.10. Не проводить занятия с группами, превышающими 15 человек;

3.3.11. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения тренера/инструктора;

3.3.12. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее;

3.3.13. Научить детей пользоваться спасательными средствами;

3.3.14. Обеспечить обязательное присутствие медицинского работника на занятии;

3.3.15. При появлении признаков переохлаждения (озноб, "гусиная кожа", посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться;

3.3.16. Соблюдать методическую последовательность обучения;

3.3.17. Знать индивидуальные данные физического развития, состояния здоровья и специальной плавательной подготовки каждого ребенка;

3.3.18. Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды;

3.3.19. Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции;

3.3.20. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий;

3.3.21. Прекратить занятия и проконтролировать выход всех занимающихся из ванны плавательного бассейна в случае какой-либо аварии или наличия условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью занимающихся;

3.3.22. Сообщать в администрацию бассейна о травмах и несчастных случаях, других происшествиях во время проведения занятий;

3.3.23. Проводить перед началом каждого занятия осмотр спортивного оборудования и инвентаря. При обнаружении его неисправности ставить в известность дежурного инструктора бассейна, сообщать в администрацию бассейна и до ликвидации неисправности занятий в воде не проводить.

При проведении занятий с детьми, помимо тренера/инструктора, проводящего занятие, необходимо обеспечить наличие на ванне бассейна инструктора по спорту (плаванию)/ дежурного по бассейну, который осуществляет наблюдение за процессом проведения занятий и отвечает за его безопасность.

Администрация плавательного бассейна обязана следить за строгим соблюдением правил проведения занятий в плавательном бассейне и несет полную ответственность за обеспечение безопасности проведения занятий, за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся на территории плавательного бассейна. Лица, допускающие нарушение правил проведения занятий, решением администрации к занятиям не допускаются.

3.4 Страхование детей от несчастных случаев во время нахождения в бассейне.

До начала занятий по обучению плаванию исполнитель услуги вправе застраховать детей от несчастных случаев во время нахождения в плавательном бассейне на срок обучения плаванию по базовому курсу.

Исполнителем услуги заключается договор коллективного страхования от несчастных случаев со страховой компанией (страховщиком) по которому за обусловленную плату (страховую премию) страховщик обязуется застраховать обучающихся по списочному составу занимающихся по программе детей.

3.5. Система контроля качества оказания физкультурно-оздоровительных услуг.

3.5.1. Система контроля предназначена для оценки качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг и анализа деятельности исполнителя услуг. Для этого используется комплексный подход к определению качества физкультурно-оздоровительных услуг, включая методы контроля: визуальный, экспертный, социологический, инструментальный (измерительный).

3.5.2. Для оценки качества и безопасности услуг бассейнов используются следующие методы контроля: визуальный, экспертный, социологический.

Визуальный метод предполагает проверку состояния помещений бассейна, оборудования, тренажеров, инвентаря и пр. Данный метод применяют исполнители услуг для самообследования и самоконтроля обслуживания в бассейне.

Экспертный метод представляет собой внешний аудит деятельности бассейна по заказу исполнителя услуг или министерства физической культуры и спорта Приморского края и основывается на качественных и количественных оценках специалистов. Применение экспертного метода предполагает проверку наличия и выполнения технических документов на оказание услуг бассейнов, оценку профессиональных компетенций персонала и пр.

Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опросы, наблюдения, интервьюирование потребителей услуг, анализ записей в книге отзывов потребителей, Интернет-отзывов потребителей, контент-анализ) с последующей обработкой полученных данных.

Контролю подлежат материально-техническое обеспечение услуги, содержание физкультурно-оздоровительных программ, персонал, оказывающий услуги и реализующий программы.

3.5.3. Основные показатели для оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг, определяющие их назначение, надежность и безопасность:

открытость и доступность;

комфортность и безопасность;

удовлетворенность и результативность;

компетентность и профессионализм сотрудников, в том числе этичность.

3.5.4. Открытость и доступность обусловливают требования к оказанию физкультурно-оздоровительных услуг исполнителями услуг и опираются на полноту, актуальность и доступность информации, размещенной на официальных информационных ресурсах организации, а также определяются степенью удовлетворенности потребителей услуг.

3.5.5. Для оценки комфортности и безопасности услуги в процессе занятий осуществляется оценка состояния материально-технической базы спортивного объекта, спортивного инвентаря и оборудования в соответствии с требованиями комфортности, безопасности и доступности.

3.5.6. Удовлетворенность определяется на основании соответствия между ожиданиями занимающихся и реальным результатом в процессе услуги. Результативность занятий определяется на основании полученного конкретного результата (численность обучающихся, обучившихся плавать и сдавших контрольные нормативы).

3.5.7. Компетентность и профессионализм сотрудников определяются в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и (или) требованиями Единого квалификационного справочника работников в области физической культуры и спорта к работникам, реализующим или обеспечивающим организацию и проведение физкультурно-оздоровительных услуг, а также степенью удовлетворенности потребителей услуг.

 

IV. Требования к потребителям физкультурно-оздоровительных услуг

 

4.1. К потребителям физкультурно-оздоровительной услуги относятся дети в возрасте от 6 до 12 лет включительно (возраст зачисления определяется по году рождения по состоянию на 31 декабря текущего года).

4.2. Допуском к занятиям является медицинское заключение об отсутствии у ребенка медицинских противопоказаний, полученное в порядке, установленном Минздравом России. К общим ограничениям к занятиям относятся лихорадочные состояния, гнойные и воспалительные процессы, хронические заболевания в стадии обострения, острые инфекционные заболевания.

4.3. Перед проведением занятий по плаванию необходимо провести родительские собрания, на которых следует довести до сведения родителей (законных представителей) информацию о значении плавания, как жизнесберегающего навыка, о целях и задачах, содержании программного материала "Обучение детей плаванию по программе 36 часов", условиях и требованиях к проведению занятий по плаванию.

4.4. Занимающиеся должны иметь при себе: мыло, мочалку, полотенце, плавательные принадлежности. Для устранения встречных потоков в гардеробе, комнатах для переодевания (раздевалках) и душевых пришедшие на очередное занятие должны принять душ (не более 5 минут) и за 5 минут до начала занятий пройти визуальный осмотр у врача или медицинской сестры.

После окончания занятий обучающиеся пользуются душем (до 5 минут) и должны покинуть раздевалку через 15 минут после окончания занятий. Проход в раздевальные помещения и выход отдельных занимающихся или групп на ванну плавательного бассейна без тренера/инструктора, проводящего занятия, запрещен.

 

_____________________________

1 с учетом соблюдения единовременной пропускной способности спортивного сооружения и обеспечения требований по соблюдению техники безопасности

 

Приложение N 1
к требованиям к условиям и порядку
оказания государственной услуги
"Оказание физкультурно-оздоровительной
услуги (обучение детей
плаванию по программе 36 часов)"

 

Примерное описание программы
"Обучение детей плаванию по программе 36 часов"

 

Наименование программы: "Обучение детей плаванию по программе 36 часов"

Задача ознакомительного курса обучения плаванию дать общее представление о принципах плавания, его преимуществах для поддержания физической формы и развития всех групп мышц, преодолеть водобоязнь и освоить базовые элементы плавания: принципы дыхания, работы рук и ног, базовые положения тела в воде.

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: укрепления здоровья, закаливание организма человека и овладение жизненно необходимым навыком плавания; ознакомление с правилами безопасности на воде; снижение рисков и профилактика несчастных случаев с детьми, обеспечение безопасности их жизнедеятельности и поведения на воде.

Цель программы: физическое развитие, оздоровление и укрепление детского организма посредством обучения базовым элементам и основам техники спортивных способов плавания.

Задачи программы:

Обучающие:

– обучить правилам поведения на воде в бассейне и на открытых водоемах;

– формировать первичные базовые знания по плаванию;

– формировать представления о гигиене спорта;

– освоить элементы различных способов плавания;

Развивающие:

– способствовать развитию общих и специальных физических качеств;

– способствовать укреплению физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной;

– укрепить иммунитет организма к простудным заболеваниям;

– способствовать развитию мотивации к регулярным занятиям спортом, воспитывать основы здорового образа жизни;

Воспитательные:

– воспитывать культуру поведения на воде и чувство взаимопомощи;

– способствовать развитию мотивации к регулярным занятиям спортом, воспитывать основы здорового образа жизни;

– формировать устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в частности плаванием.

Возрастная категория обучающихся: дети от 6 до 12 лет.

На обучение по программе "Обучение детей плаванию по программе 36 часов" принимаются мальчики и девочки без предъявления требований к плавательной и физической подготовке, но не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом физкультурно-спортивной деятельности.

Срок реализации программы: 3 месяца, 36 часов.

Место проведения: плавательные бассейны, расположенные в муниципальных образованиях Приморского края.

Материально-техническое обеспечение: при обучении используются страховочные поддерживающие средства, доски, пояса, а также оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для оказания государственной услуги, утвержденный Постановлением Правительства Приморского края от 22.06.2023 N 423-пп "Об утверждении Порядка проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в рамках социального заказа".

 

Комплектование тренировочных групп

 

 

Объем учебно-тренировочной работы (час в неделю)

Возраст (лет)

Минимальное количество обучающихся (чел. в группе)

Максимальное количество обучающихся (чел. в группе)

Обучение детей плаванию по программе 36 часов

3

6-12

1

15 1

 

Формы и режимы занятий.

Форма занятий (основная) – групповая.

Форма проведения занятий: основная форма – тренировочное занятие, учебные заплывы, игры на суше и на воде, контрольно-тестовые занятия.

По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.

Методы обучения.

Методы обучения – это такие способы и приемы работы тренера, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию рекомендовано использовать три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. Используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь тренера повышает эффективность применения этих методов. В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Нацеливают занимающихся на корректировку своих действий. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Тренировка по плаванию, как на суше, так и в воде проводился под команду тренера – преподавателя. Команды и распоряжения подаются громко, четко и в повелительном тоне.

Наглядные методы.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и применение жестикуляции.

Метод упражнений.

Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на тренировке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др. Изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.

Метод разучивания по частям.

Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе обучения применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит "положительный перенос" двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.

Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Метод разучивания в целом.

Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя на плавание с полной координацией движений.

Соревновательный метод.

Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.

Игровой метод.

Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания.

Режим: рекомендуемая частота занятий для детей от 6 до 12 лет – 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия может варьироваться от 45 минут до 1 часа. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания организации, в которой реализуется данная программа.

Степень интенсивности нагрузки: в зоне комфортного выполнения упражнений и от максимальной мощности.

Функциональная направленность: аэробная.

Промежуточная аттестация и текущий контроль знаний.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольно-тестового занятия 3 раз за период освоения программы, последний раз, как правило, на предпоследнем занятии. Текущий контроль знаний осуществляется по итогам освоения каждой темы в форме педагогического наблюдения.

Система оценки предполагает недифференцированный подход (определения уровня по принципу зачет/ не зачет).

Планируемые результаты.

В результате освоения программы обучающийся должен

знать:

– правила поведения на воде в бассейне и на открытых водоемах;

– базовые навыки плавания;

– базовые принципы гигиены спорта;

уметь:

– демонстрировать умение плавать: держаться на воде в безопорном положении, лежать на воде в положениях на груди и на спине; правильно дышать, находясь в воде; работать с плавательным инвентарем;

– применять на практике навыки плавания;

– освоить технические действия стилей плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине; учебные прыжки в воду и простейшие повороты;

– освоить тестовые упражнения по физической подготовленности в плавании: проплывание произвольным способом без остановки дистанции 25 м.

сформировать:

– интерес к занятиям физической культурой и спортом;

– культуру поведения на воде и чувство взаимопомощи.

 

Таблица N 1

 

Наименование раздела программы

Краткое содержание разделов программы

Используемые средства

Теоретический

– Знание о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне

– Гигиенические требования к пловцу

– Профилактика простудных и грибковых заболеваний, профилактика травматизма на воде.

– Правила плавания.

– Правила купания в открытых водоемах.

– Влияние плавания на организм человека. Значение систематичности занятий плаванием.

– Спортивное плавание, основные стили плавания.

– Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.

– беседа

– инструктаж

– наглядная агитация

Практический

– Общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше

Общеразвивающие и специальные упражнения способствуют развитию физических качеств, совершенствуют функциональные возможности расширяют круг умений и навыков в освоении техники плавательных движений

– Упражнения для освоения с водой:

упражнения для обучения дыханию, погружению и всплытию.

Учебные прыжки в воду

– Элементарные гребковые движения

– Игры и развлечения на воде

– Упражнения для изучения техники кроля на спине и на груди

– Упражнения для изучения старта и поворотов

– общеразвивающие,

– подготовительные – специальные физические упражнения.

общеразвивающие упражнения выполняются на суше; подготовительные как на суше так и в воде:

имитационные упражнения;

упражнения для освоения с водой.

специальные упражнения применяются для обучения техники в воде:

с использованием досок, ласт, бортиков, поплавков.

Контролирующий

– Плавание на груди с помощью ног

– Плавание на спине с помощью ног

– Выполнение спада в воду с низкого бортика из – положения приседа, уровень освоения (высокий, средний, низкий)

-"поплавок" (на груди), уровень освоения (высокий, средний, низкий)

-"звездочка"

(на спине), уровень освоения (высокий, средний, низкий)

 

 

Приложение N 2
к требованиям к условиям и порядку
оказания государственной услуги
"Оказание физкультурно-оздоровительной
услуги (обучение детей
плаванию по программе 36 часов)"

 

Рекомендуемое распределение
изучаемого материала для занимающихся по программе "Обучение детей плаванию по программе 36 часов"

 

Содержание 36-ти часовой программы условно предполагает деление на три этапа обучения.

Основу первого этапа (уроки 1 – 12) составляют подготовительные упражнения по освоению с водой, общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше и в воде для начального обучения технике спортивных способов плавания, учебные прыжки в воду, подвижные игры с элементами плавания.

На втором этапе (уроки 13 – 26) основу составляет изучение техники плавания кролем на груди и на спине, брассом, выполнение старта из воды и простых поворотов.

Третий этап (уроки 27 – 36) предполагает изучение и совершенствование техники плавания способами кроль на груди и на спине, брассом, стартов и поворотов.

Прохождение полного 36-ти часового курса позволяет обучающимся в дальнейшем продолжить обучение по дополнительным общеобразовательным программам по плаванию и целенаправленно заниматься спортивным плаванием.

 

N занятия

Тема

Содержание занятия

1, 2, 3

Освоение с водой, изучение движений ног кролем на груди. Изучение скольжения груди и на спине. Изучение выдоха в воду

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП.

4. Ознакомление с упр. для освоения с водой (передвижения, погружения и открывание глаз в воде, всплывания).

5. Обучение движений ног кролем на груди с опорой о бортик руками (2х30 ссек).

6. Выдох в воду ("У кого больше пузырей").

7. Изучение скольжения с толчка от бортика (на груди, на спине, на боку).

8. Игры и развлечения на воде.

4, 5, 6, 7, 8

Изучение прыжка вниз ногами. Совершенствование работы ног кролем. Совершенствование выдоха в воду.

Совершенствование скольжения на груди и на спине.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Медицинский осмотр.

5. Совершенствование упр. для освоения с водой.

6. Совершенствование работы ног кролем на груди (в ластах).

7. Совершенствование выдоха в воду.

8. Совершенствование скольжения с толчка от бортика (на груди, на спине, на боку).

9. Прыжки в воду вниз ногами.

10. Медицинский осмотр.

11. Игры и развлечения на воде. 12.Контрольные упражнения и нормативы.

9, 10, 11, 12

Изучение техники кроля на спине. Изучение старта и поворота на спине.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Совершенствование работы ног кролем на груди (в ластах).

5. Совершенствование выдоха в воду.

6. Упр. для изучения техники кроля на спине (работа ног в ластах) – 400 м.

7. Упр. по изучению старта и поворота на спине.

8. Совершенствование прыжка в воду вниз ногами.

9. Игры и развлечения на воде. 10.Контрольные упражнения и нормативы.

13, 14, 15, 16

Совершенствование техники кроля на спине.

Совершенствование старта и поворота на спине.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Совершенствование работы ног кролем (в ластах) на груди с выдохом в воду -500 м.

5. Совершенствование техники кроля на спине в полной координации.

5. Упражнения по совершенствованию техники старта и поворота.

6. Игры и развлечения на воде.

17, 18, 19

Изучение кроля на груди. Изучение плоского поворота в кроле на груди

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Скольжение на груди и на спине с работой ног кролем – 10 раз.

5. Совершенствование техники кроля на спине.

5. Упр. по изучению техники кроля на груди.

6. Упр. по изучению техники поворота в кроле на груди. 7. Игры и развлечения на воде.

20, 21, 22, 23

Изучение стартового прыжка

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Совершенствование техники кроля на груди (работа ног в ластах).

5. Изучение стартового прыжка с бортика бассейна, в лежачий на воде обруч.

6. Стартовый прыжок с тумбочки.

7. Совершенствование техники поворотов в вс, на спине.

8. Игры и развлечения на воде.

24, 25, 26, 27

Совершенствование кроля на груди и на спине. Старты и повороты.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих, организация занимающихся.

3. ОФП и СФП.

4. Упражнения по совершенствованию техники кроля на груди и на спине. 5. Совершенствование старта с тумбочки, с работой ног кролем, с выходом на поверхность выполнение первых гребковых движений руками.

6. Упражнения для изучения техники поворота "маятником" в кроле на груди.

7. Эстафеты.

8. Контрольные упражнения и нормативы.

9. Игры и развлечения на воде.

28 ,29, 30, 31, 32.

Изучение брасса.

Совершенствование техники кроль на груди, на спине.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Медицинский осмотр.

5. Совершенствование техники кроля на груди и на спине.

6. Совершенствование техники стартов и поворотов.

7. Упражнения по изучению техники брасса.

8. Игры и развлечения на воде.

33, 34, 35, 36

Совершенствование кроля на груди и на спине. Старты и повороты.

1. Техника безопасности на занятиях по плаванию.

2. Построение, расчёт, проверка присутствующих.

3. ОФП и СФП.

4. Совершенствование техники кроль на груди, на спине.

5. Контрольные упражнения и нормативы.

6. Игры и развлечения на воде.

 

Приложение N 3
к требованиям к условиям и порядку
оказания государственной услуги
"Оказание физкультурно-оздоровительной
услуги (обучение детей
плаванию по программе 36 часов)"

 

ФОРМА

 

        1. Ведомость для оценки контрольных испытаний и нормативов

 

┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│Муниципальное образование       │Группа (школа/класс или сборная из    │
│____________________________    │школ / классов)                       │
│Бассейн (название / адрес)      │_____________________________         │
│____________________________    │Тренер (тренер-преподаватель)         │
│                                │____________________________________  │
│                                │         (ФИО, квалификация)          │
└────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

 

                             Первичный протокол
                  тестирования навыков плавания обучающихся
         по программе "Обучение детей плаванию по программе 36 часов"
                     "_______" ________________ 2024 г.
                             (первое занятие)

 

┌─────┬──────────────────┬────────┬────────────────┬──────────┬─────────┐
│     │   ФИО ребенка    │Возраст │ Навык плавания │ Наличие  │ Наличие │
│     │                  │(полных ├────────┬───────┤ медицинс-│страховки│
│     │                  │  лет)  │Держится│ Может │кого      │   от    │
│     │                  │        │на воде │  проп-│допуска к │ несчаст-│
│     │                  │        │(да/нет)│лыть 5 │ занятиям │ного     │
│     │                  │        │        │   м   │плаванием │ случая  │
│     │                  │        │        │(да/нет│ (да/нет) │(да/нет) │
│     │                  │        │        │   )   │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  1  │                  │        │        │       │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  2  │                  │        │        │       │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  3  │                  │        │        │       │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  4  │                  │        │        │       │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  5  │                  │        │        │       │          │         │
├─────┼──────────────────┼────────┼────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│  6  │                  │        │        │       │          │         │
└─────┴──────────────────┴────────┴────────┴───────┴──────────┴─────────┘

 

Тренер ________________________________________

 

Приложение N 4
к требованиям к условиям и порядку
оказания государственной услуги
"Оказание физкультурно-оздоровительной
услуги (обучение детей
плаванию по программе 36 часов)"

 

ФОРМА

 

       2. Ведомость для оценки контрольных испытаний и нормативов

 

┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│Муниципальное образование       │Группа (школа/класс или сборная из    │
│____________________________    │школ / классов)                       │
│Бассейн (название / адрес)      │_____________________________         │
│____________________________    │Тренер (тренер-преподаватель)         │
│                                │____________________________________  │
│                                │         (ФИО, квалификация)          │
└────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

 

                             Итоговый протокол
                 тестирования навыков плавания обучающихся
         по программе "Обучение детей плаванию по программе 36 часов"
                      "_______" ________________ 2024 г.
                            (предпоследнее занятие)

 

┌─────┬───────┬───────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│N п/п│  ФИО  │Возраст│                 Навык плавания                  │
│     │ребенка│(полных├────────┬────────┬──────────┬────────────────────┤
│     │       │ лет)  │Плавание│Плавание│Выполнение│ Тест на плавучесть │
│     │       │       │на груди│на спине│ спада в  ├─────────┬──────────┤
│     │       │       │   с    │   с    │  воду с  │  "попла-│ "звездоч-│
│     │       │       │помощью │помощью │ низкого  │вок" (на │ка"       │
│     │       │       │  ног,  │  ног,  │бортика из│ груди), │   (на    │
│     │       │       │ метров │ метров │положения │ уровень │ спине),  │
│     │       │       │        │        │ приседа, │освоения │ уровень  │
│     │       │       │        │        │ уровень  │(высокий,│ освоения │
│     │       │       │        │        │ освоения │средний, │(высокий, │
│     │       │       │        │        │(высокий, │ низкий) │ средний, │
│     │       │       │        │        │ средний, │         │ низкий)  │
│     │       │       │        │        │ низкий)  │         │          │
├─────┼───────┼───────┼────────┼────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│  1  │       │       │        │        │          │         │          │
├─────┼───────┼───────┼────────┼────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│  2  │       │       │        │        │          │         │          │
├─────┼───────┼───────┼────────┼────────┼──────────┼─────────┼──────────┤
│  3  │       │       │        │        │          │         │          │
└─────┴───────┴───────┴────────┴────────┴──────────┴─────────┴──────────┘

 

Тренер __________________________________________________ подпись