Приказ Министерства образования Приморского края от 19 июня 2024 г. N пр.23а-757
"О разработке, утверждении и согласовании программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края"
В соответствии с Положением о министерстве образования Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 31.10.2019 года N 708-па приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края (Приложение 1).
2. Утвердить порядок согласования программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края (далее – Порядок) (Приложение 2).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Приморского края:
3.1. Организовать и провести согласование программ развития общеобразовательных организаций, в том числе для вновь построенных школ, согласно Порядка.
3.2 В состав комиссии включить представителей министерства образования Приморского края и государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования".
3.3. Принять исчерпывающие меры по приведению пространств общеобразовательных школ в соответствии с концепцией школьных образовательных пространств согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Меховскую А.Ю.
Заместитель Председателя Правительства Приморского |
Э.В. Шамонова |
Приложение 1
к приказу министерства образования
от 19.06.2024 N пр.23а-757
Методические рекомендации
по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания организационно-методического содействия в осуществлении разработки, утверждения и согласования программ развития общеобразовательных организаций.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:
общеобразовательная организация (далее – ОО) – государственная (муниципальная) образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам;
программа развития ОО – документ, разработка и утверждение которого по согласованию с учредителем относится к компетенции ОО, ответственность за реализацию которого несет руководитель ОО;
школьная команда – коллектив педагогических работников и управленческих кадров, объединенных общими профессиональными ценностями, целями стратегического развития ОО в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики;
образовательный суверенитет – элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждому обучающемуся и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в своей стране, а также на достижение конкурентного преимущества России в образовании и науке;
единое образовательное пространство – обеспечение равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса, доходов родителей (законных представителей), состояния здоровья и иных особенностей.
3. Программа развития ОО в настоящих Методических рекомендациях рассматривается как вклад школьной команды в укрепление единого образовательного пространства на территории Приморского края и обеспечение образовательного суверенитета Российской Федерации.
4. Настоящие Методические рекомендации адресованы:
– ОО;
– органам местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющим управление в сфере образования и полномочия учредителя в отношении муниципальных ОО.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении подведомственных им ОО, и такими организациями, а также негосударственными ОО и их учредителями.
5. Применение настоящих Методических рекомендаций осуществляется, исходя из региональной, местной, локальной (школьной), иной специфики, и не является требованием, подлежащим проверке органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
II. Программа развития ОО
6. Программа развития ОО является документом, определяющим стратегию ее развития, в том числе основные цели, задачи, приоритеты ОО, основные механизмы и направления деятельности по их реализации.
7. Программа развития ОО направлена на совершенствование основной и организационно-хозяйственной деятельности, на укрепление и модернизацию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, на профессиональный рост педагогических работников и управленческих кадров в целях повышения качества образования и удовлетворенности участников образовательных отношений условиями, создаваемыми в ОО.
8. Программа развития ОО, разрабатывается на среднесрочный (от трех до шести лет) или долгосрочный (более шести лет) период, при этом программа развития может включать в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия.
К моменту истечения срока действия программы развития разрабатывается программа развития на следующий период. В программу развития на новый период целесообразно включать краткий анализ реализации программы развития за предыдущий период (предыдущие периоды).
Внесение изменений в программу развития осуществляется по мере необходимости: к примеру, для приведения в соответствие с изменениями в законодательстве, по результатам анализа хода реализации программы развития и т.д.
Работу по выявлению необходимости (отсутствия необходимости) внесения изменений в программу развития рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в год.
В случае реорганизации ОО программы развития ОО, продолжающих осуществление деятельности после реорганизации, разрабатываются (корректируются) с учетом программ развития всех ОО, участвующих в реорганизации.
9. Основные характеристики программы развития ОО:
– законность (безусловное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
– актуальность (нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед ОО, – одним из инструментов определения такого рода задач является самодиагностика в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России");
– прогностичность (ориентация на решение задач системы образования, прогнозируемых в рамках социально-экономического развития Российской Федерации, Приморского края, муниципального образования);
– проблемноориентированность (рассмотрение текущего состояния и развития ОО в качестве проблемной области, требующей описания проблем и разработки алгоритмов их решения);
– эффективность (максимально возможные результаты и рациональное использование ресурсов);
– целостность (наличие системного образа ОО и осуществляемой ею деятельности, его отображение в комплексе направлений развития);
– реализуемость (соответствие планируемых действий и результатов имеющимся и прогнозируемым ресурсам и возможностям);
– включенность (учет потребностей и интересов всех участников образовательных отношений);
– проектность (разработка и реализация программы развития как комплекса действий для реализации проекта (проектов), каждый из которых ограничен сроками, бюджетом и краткосрочными целями);
– контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей, регулярная проверка их выполнения, оперативная корректировка программы в случае выявления такой необходимости);
– комфортность (качество и лаконичность оформления, обеспечивающие визуальное и смысловое единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств).
10. Примерная структура программы развития ОО:
10.1. Титульный лист (полное наименование ОО в соответствии с ее уставом, период реализации программы развития, отметки о согласовании и утверждении программы развития).
10.2. Паспорт программы развития (документы, послужившие основанием для разработки программы, цель (цели) программы, комплексные задачи программы развития, планируемые результаты реализации программы, сведения о разработчиках программы, период реализации программы, этапы реализации программы, порядок финансирования программы, контроль реализации).
10.3. Информационная справка об ОО:
– основные сведения (полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения ОО, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта ОО в сети "Интернет", др.);
– сведения об обучающихся (количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др.);
– краткая характеристика организационно-педагогических условий (структура ОО, сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др.);
– сведения о режиме деятельности (количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др.);
– сведения о работниках (общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников ОО по каждой категории), иные особенности коллектива, др.);
– краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров (наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др.);
– краткое описание достижений ОО за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение.
10.4. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния ОО (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России"):
– результаты самодиагностики и их анализ, в том числе сравнительный;
– описание дефицитов ОО с указанием возможных причин их возникновения, внутренних и внешних факторов влияния на развитие ОО;
– анализ состояния и текущего развития ОО (текущее состояние и планируемый результат);
– результаты проблемно ориентированного анализа (оценка актуального состояния внутреннего потенциала (сильные и слабые стороны), оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов (возможности, риски).
10.5. Основные направления развития ОО (в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России"):
– возможные управленческие действия, направленные на совершенствование деятельности;
– управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
10.6. Ожидаемые результаты реализации программы, в том числе конкретные и измеряемые изменения, которые прогнозируются в результате реализации программы развития.
10.7. Механизмы реализации программы, в том числе описание требуемых ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых и т.д.) и источников их пополнения.
10.8. Критерии и показатели оценки реализации программы (задачи, качественные и (или) количественные характеристики планируемых результатов, их решения).
10.9. "Дорожная карта" реализации программы (перечень основных мероприятий с указанием сроков реализации, планируемых результатов, необходимых ресурсов, основных ответственных за реализацию).
10.10. Механизмы управленческого, общественного и иного контроля за ходом реализации программы развития, в том числе тематический, целевой (например, периодическое обсуждение на заседании педагогического совета, управляющего совета, в том числе с участием представителей обучающихся, родительской общественности, сетевых партнеров, учредителя).
10.11. Архитектурные решения ОО (описание оформления образовательного пространства ОО в соответствии с концепцией школьных образовательных пространств согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756).
10.12. Приложения: дизайн проект обновленной образовательной среды в соответствии с концепцией школьных образовательных пространств согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756 (схема, визуальное представление, презентация).
11. Пример структурного оформления программы развития ОО приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
III. Рекомендации ОО
12. При разработке проекта программы развития ОО необходимо:
– ориентироваться на цели и задачи государственной политики в сфере образования, как федеральной (указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения", от 2 июля 2021 г. N 400 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 17 мая 2023 г. N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года", постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), от 31 марта 2022 г. N 678-р (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года), от 24 июня 2022 г. N 1688-р (Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года) и т.д.), так и региональной (Постановление администрации Приморского края от 16.12.2019 г. N 848-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края", приказ министерства образования Приморского края от 23.06.2022 N 663-а "Об утверждении Концепции кластерной политики в системе образования Приморского края на 2022-2024 годы");
– основываться на тех задачах, в том числе первоочередных, которые стоят непосредственно перед конкретной ОО;
– использовать инструменты проекта "Школа Минпросвещения России", но не ограничиваться ими;
– привлекать к разработке программы развития всю управленческую команду и педагогический состав, учитывать мнение обучающихся и родительской общественности, партнерских организаций (в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3, пунктом 17 части 1 статьи 34, пунктом 7 части 3 статьи 44, пунктами 9 и 10 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом);
– привлекать учредителя ОО к разработке проекта программы с первых этапов;
– в случае необходимости привлечения к разработке программы развития сторонних специалистов (организаций), в том числе на возмездной основе, избегать случаев устранения (самоустранения) школьной команды от разработки (результаты деятельности сторонних специалистов (организаций) могут рассматриваться как основа либо как часть работы по разработке программы развития, которые подлежат последующему анализу, конструктивной критике и доработке со стороны школьной команды при непосредственном участии руководителя ОО).
13. Рекомендуемый алгоритм разработки программы:
– формирование актива школьной команды, организация его работы;
– проведение самодиагностики, обобщение (оформление) ее результатов;
– подготовка проекта программы развития;
– общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития (педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, управляющий совет, др.);
– утверждение программы развития по согласованию с учредителем ОО согласно порядка согласования программ развития ОО на территории муниципальных образований Приморского края (далее – Порядок) (Приложение 2).
– доведение утвержденной программы развития до обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО, сетевых партнеров, заинтересованной общественности, в том числе размещение программы развития на официальном сайте ОО и при необходимости в иных информационных ресурсах (к примеру, в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России" предполагается размещение утвержденных программ развития в цифровом конструкторе программ развития ОО).
14. Состав актива школьной команды целесообразно формировать из числа управленческих кадров и педагогических работников (при необходимости возможно включение в состав актива работников иных категорий).
Руководитель ОО включается в состав актива, осуществляет руководство работой всей школьной команды, непосредственно участвует в работе актива.
Включение других работников ОО в актив целесообразно осуществлять, исходя из необходимости наличия в его составе наиболее квалифицированных работников, подходящих по своим компетенциям к работе в команде, готовых к освоению новых компетенций (в том числе в процессе новой работы).
Важным является привлечение к участию в разработке программы развития представителей всех структурных подразделений и (или) всех видов (уровней, направленностей) реализуемых ОО образовательных программ.
Привлечение представителей родительской общественности, обучающихся, представителей сетевых партнеров рекомендуется осуществлять с первых этапов разработки проекта программы развития.
Факт определения состава актива, в том числе его формализации в виде комиссии, рабочей группы и т.п., не означает отстранение от разработки проекта программы развития других работников ОО – в том или ином объеме важно привлечение к данной работе каждого члена коллектива.
15. Разработку проекта программы развития целесообразно организовывать в проектной форме, четко распределяя среди актива школьной команды полномочия (роли), образовывая при необходимости рабочие (проектные) группы (в состав таких групп могут включаться как члены актива, так и другие представители школьной команды), устанавливая четкие сроки, ответственных и ожидаемые результаты, осуществляя постоянный контроль выполнения.
Важно организовывать работу таким образом, чтобы в выработке решений по каждому вопросу принимали участие как управляющие кадры, так и педагогические работники: для учета как можно большего количества факторов и взаимной оперативной проверки.
16. Рекомендуется проводить общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы развития всем коллективом школы, родительской общественностью, обучающимися, сетевыми партнерами в формате делового откровенного диалога в целях выявления возможных ошибок, неучета тех или иных факторов, не обнаруженных ранее зон развития и т.п., что позволит повысить качество программы развития, эффективность работы по ее разработке, результативность ее реализации.
17. После прохождения этапа общественно-профессионального обсуждения и согласования согласно Порядка (соответствующей доработки проекта программы развития при необходимости), программа развития утверждается ОО (орган управления ОО, полномочный утверждать программу развития, определяется в соответствии с ее уставом) по согласованию с учредителем.
18. Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода реализации программы развития ОО, в том числе периодически проводить его профессионально-общественное обсуждение.
Мониторинг хода реализации программы развития ОО может подразумевать регулярную работу администрации по анализу достижения (недостижения) планируемых результатов в установленный срок, наличия (отсутствия) ожидаемых эффектов от реализуемых мероприятий, необходимости (отсутствия необходимости) корректировки организационной деятельности, на основе получения обратной связи от участников образовательных отношений, сетевых партнеров, заинтересованной общественности и т.д.
IV. Рекомендации учредителям ОО
19. Основные рекомендации учредителям ОО (муниципальным) органам, осуществляющим полномочия учредителя в отношении (муниципальных) ОО:
– осуществлять консультирование представителей управленческих команд подведомственных ОО по вопросам разработки, согласования и утверждения программ их развития;
– направлять своего представителя для участия в работе школьной команды по разработке программы развития с первых этапов разработки;
– мотивировать руководителей ОО на непосредственное участие в разработке программ развития ОО, том числе руководство работой всей школьной команды по разработке программы;
– придерживаться единообразного подхода к вопросу организации согласования программ развития для всех подведомственных ОО согласно Порядка;
– при организации согласования программ развития подведомственных организаций использовать возможности проекта "Школа Минпросвещения России", в том числе поддерживать коммуникацию с региональным ответственным за реализацию проекта – государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования";
– вести систематизированный учет программ развития подведомственных ОО, в том числе в целях контроля истечения срока их действия.
20. Учредителем может организовываться процедура публичных (со свободным или ограниченным доступом участников, в том числе руководителей (иных представителей) всех или максимально возможного количества подведомственных ОО) защит проектов программ развития подведомственных ОО, отчетов (итоговых, промежуточных) о реализации программ развития ОО, в том числе при проведении аттестации руководителей ОО, кандидатов на должности руководителей ОО.
V. Министерству образования Приморского края
21. По запросу учредителя (руководителя ОО для краевых ОО) в целях единообразного подхода к вопросу организации согласования программ развития для всех ОО осуществлять согласование программ развития согласно Порядка.
VI. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования"
22. В целях организации работы с программами развития ОО рекомендуется:
– осуществлять организационно-методическое сопровождение ОО и их учредителей, в том числе в рамках реализации проекта "Школа Минпросвещения России";
– обеспечивать обучение (инструктаж и т.п.) представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляющих полномочия учредителя в отношении муниципальных ОО, управленческих кадров ОО по вопросам разработки, согласования и утверждения программ развития ОО, в том числе в целях содействия единообразному подходу к разработке и утверждению ОО программ развития по согласованию с учредителями;
создавать условия регионального и межмуниципального взаимодействия, в том числе по вопросам выявления и распространения успешных практик организации разработки, согласования и утверждения программ развития ОО (трансляция опыта, обсуждение возникающих вопросов и затруднений, др.);
– осуществлять экспертизу программ развития согласно Порядка.
VII. Заключительные положения
23. Проект "Школа Минпросвещения России", в том числе критерии и показатели, определенные им, являются полезными целевыми ориентирами для любой ОО, вне зависимости от ее участия или неучастия в реализации проекта.
Проведение самодиагностики по магистральным направлениям ("Знание", "Здоровье", "Творчество", "Воспитание", "Творчество") и ключевым условиям ("Учитель. Школьная команда", "Образовательная среда", "Школьный климат") проекта, соответствующая кластеризация программы развития по направлениям и условиям способствуют обеспечению единообразия подходов к организации работы по разработке, согласованию и утверждению программ развития, призваны помочь в системном видении ОО своих затруднений и перспектив, в комплексном подходе к организации работы по развитию ее деятельности.
24. При разработке и реализации программ развития ОО необходимо избегать формализма, необъективности тех или иных данных, некомпетентности.
Программы развития ОО – стержневые стратегические документы, обеспечивающие направленность деятельности ОО на повышение качества образования и удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО условиями, создаваемыми для всестороннего развития личности, условиями труда.
Приложение
к Методическим рекомендациям по разработке,
утверждению и согласованию программ развития
общеобразовательных организаций
Пример
структурного оформления программы развития общеобразовательной организации
Титульный лист программы развития
1. Полное наименование общеобразовательной организации (далее – ОО) в соответствии с ее уставом.
2. Период реализации программы развития (в годах).
3. Отметки о согласовании учредителем ОО и утверждении программы развития полномочным органом управления ОО в соответствии с ее уставом.
4. Отметки о согласовании коллегиальными органами управления ОО (если такое согласование предусмотрено ее уставом), иные согласования (при необходимости).
1. Паспорт программы развития
Полное наименование общеобразовательной организации (далее ОО) |
Наименование (согласно Уставу) |
Документы, послужившие основанием для разработки программы развития ОО (далее – программа развития) |
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минпрос РФ от 31.05.2021 г. N 286); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпрос РФ от 31.05.2021 г. N 287); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОН от 17 мая 2012 г. N 413); Стандарт "Новые национальные проекты на период 2025-2030 годов" (утв. Председателем Правительства РФ от 05.06.2024 N ММ-П6-16823); Концепция проекта "Школа Минпросвещения России", поддержанная Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 8 апреля 2022 г. N ПК-1вн); государственная программа Приморского края "Развитие образования Приморского края (утв. Постановлением администрации Приморского края от 16.12.2019 г. N 848-па); муниципальные и локальные нормативные акты |
Цель программы развития |
Указать цель программы развития школы с учётом общей цели – создание единого образовательного пространства (в том числе в рамках муниципального образования и края) и равных условий для каждого обучающегося независимо от социальных и экономических факторов: места проживания положения и состава семьи, укомплектованности ОО, ее материальной обеспеченности и т.д. |
Комплексные задачи программы развития |
|
Планируемые результаты реализации программы развития |
Описываются в соответствии с задачами по достижению цели программы развития: 1. 2. 3. 4. 5. и т.д. |
Сведения о разработчиках программы развития |
Указать (отдельные разработчики и/или коллективы разработчиков) |
Период реализации программы развития |
Указать |
Этапы реализации |
|
Порядок финансирования программы развития |
Бюджетные и внебюджетные средства. |
Контроль реализации программы развития |
Ведение мониторинга по реализации программы развития. Анализ и рефлексия преобразовательной деятельности. Принятие управленческих решений по конкретизации, коррекции, дополнению программы развития на соответствие модели и целевому уровню "Школы Минпросвещения России". |
2. Информационная справка
Наименование ОО (согласно Уставу) |
Содержание |
Основные сведения об ОО |
полное и сокращенное наименование, дата основания, информация об учредителе, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, информация о месте нахождения ОО, о местах осуществления образовательной деятельности, контактная информация, в том числе адрес официального сайта ОО в сети "Интернет", др. |
Сведения об обучающихся |
количество обучающихся по уровням образования, наличие и количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, др. |
Краткая характеристика организационно-педагогических условий |
структура ОО, сведения о реализуемых образовательных программах (в том числе адаптированных), включая внеурочную деятельность и дополнительное образование, применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др. |
Сведения о режиме деятельности |
количество смен, количество учебных дней в неделе, особенности календарного учебного графика, др. |
Сведения о работниках |
Общее количество, количество педагогических работников, количество учителей, количество специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.д.), количество работников, имеющих ученую степень/ученое звание, количество педагогов, имеющих ведомственные награды, имеющих государственные награды, количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов, доля работников с высшим образованием, информация об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (в долях от общего количества педагогических работников ОО по каждой категории), иные особенности коллектива, др. |
Краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров |
наименования организаций, общественных объединений, направления взаимодействия с ними, др. |
Краткое описание достижений ОО |
с указанием периода: за последние три года, за период действия предыдущей программы развития, за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение |
3. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики
Результаты самодиагностики, установление уровня достижения результатов проекта (баллы, уровень по каждому направлению и в целом).
Восемь направлений описания результатов самодиагностики:
1. Знание: качество и объективность + результаты внешних диагностических процедур (анализ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, диагностики уровня сформированности ФГ в динамике за 3 года).
2. Воспитание.
3. Здоровье.
4. Творчество.
5. Профориентация.
6. Учитель. Школьные команды.
7. Школьный климат.
8. Образовательная среда.
По каждому направлению описать уровень, который был выявлен в результате самодиагностики:
– базовый (минимально достаточный);
– средний;
– высокий.
Базовый уровень включает в себя необходимый минимум пакетных решений для обеспечения условий образовательного процесса в ОО – Школе Минпросвещения России.
Средний уровень представляет собой расширенный комплекс условий, способствующий повышению мотивации обучающихся к развитию и обучению, вовлеченность в образовательный процесс, направленный на обеспечение освоения обучающимися навыков и умений. Высокий уровень включает в себя максимально доступные инструменты для реализации всех успешных управленческих практик системы образования Российской Федерации.
Распределение по уровням
Магистральное направление / ключевое условие |
Базовый уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Знание |
13-26 |
27-36 |
37-49 |
Здоровье |
7-12 |
13-20 |
21-24 |
Творчество |
9-16 |
17-24 |
25-29 |
Воспитание |
10-15 |
16-19 |
20-22 |
Профориентация |
5-7 |
8-11 |
12-14 |
Учитель. Школьная команда |
10-16 |
17-26 |
27-31 |
Школьный климат |
6-13 |
14-16 |
17-19 |
Образовательная среда |
9-12 |
13-15 |
16-21 |
ИТОГ |
69-120 Дополнительное условие: отсутствуют магистральные направления и ключевые условия, по которым набрано 0 баллов (если не выполнено, школа соответствует уровню "ниже базового") |
121-170 Дополнительное условие: по каждому магистральному направлению и каждому ключевому условию набрано не менее 50% баллов (если не выполнено, школа соответствует базовому уровню) |
171-209 Дополнительное условие: по каждому магистральному направлению и каждому ключевому условию набрано не менее 50% баллов (если не выполнено, школа соответствует среднему уровню) |
Описание дефицитов по каждому магистральному направлению и ключевому условию.
N п/п |
Показатель оценивания |
Значение оценивания |
Балльная оценка |
Магистральное направление, ключевое условие |
Критерий |
Дефициты |
Управленческие действия / решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание возможных причин возникновения дефицитов, внутренних и внешних факторов влияния на развитие школы.
Анализ текущего состояния и перспектив развития школы. Интерпретация результатов самодиагностики:
N п/п |
Магистральное направление, ключевое условие |
Полученный результат (описание и количество баллов) |
Планируемый результат, описание |
1 |
Знание: качество и объективность |
|
|
2 |
Воспитание |
|
|
3 |
Здоровье |
|
|
4 |
Творчество |
|
|
5 |
Профориентация |
|
|
6 |
Учитель. Школьные команды |
|
|
7 |
Школьный климат |
|
|
8 |
Образовательная среда |
|
|
4. Результаты проблемно-ориентированного анализа:
Магистральное направление, ключевое условие |
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала |
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Риски |
|
Знание: качество и объективность |
|
|
|
|
Воспитание |
|
|
|
|
Здоровье |
|
|
|
|
Творчество |
|
|
|
|
Профориентация |
|
|
|
|
Учитель. Школьные команды |
|
|
|
|
Школьный климат |
|
|
|
|
Образовательная среда |
|
|
|
|
5. Основные направления развития организации.
Возможные действия, направленные на совершенствование деятельности по каждому магистральному направлению и ключевому условию.
Управленческие решения, направленные на устранение причин возникновения дефицитов.
N |
Направления анализа |
Название подпрограмм |
Задачи |
Планируемые результаты |
Сроки реализации |
Перечень мероприятий |
Ресурсное обеспечение |
Руководитель проектной группы |
Целевые индикаторы результативности |
Система оценки результатов и контроля реализацией |
1 |
Знание: качество и объективность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Воспитание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Здоровье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Творчество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Профориентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Учитель. Школьные команды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Школьный климат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Образовательная среда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Ожидаемые результаты реализации программы развития (повышение, сохранение уровня).
Механизмы реализации программы развития
Наименование блока |
Наименование ресурсов |
Наличие (по факту): количество и характеристики |
Требуемые результаты |
Источники получения приобретения |
1. нормативно-правовое обеспечение (локальный акт) |
|
|
|
|
2. материально-техническое обеспечение |
|
|
|
|
3. кадровые ресурсы |
|
|
|
|
4. финансовые ресурсы |
|
|
|
|
5. иное (при необходимости) |
|
|
|
|
Критерии и показатели оценки реализации программы развития
Задача |
Описание результата |
Количественные показатели |
|
|
|
7. "Дорожная карта" реализации программы развития
Мероприятие |
Срок реализации |
Планируемый результат |
Исполнитель |
Ответственный |
||
|
Плановая дата получения результата (дд.мм.гг) |
Фактическая дата (дд.мм.гг) |
Измеримый индикатор (показатель) |
Наименование продукта |
|
|
подпроект/задача |
Должность и ФИО работника, ответственного за выполнение задачи |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
8. Архитектурные решения ОО (оформление образовательного пространства школы в соответствии с концепцией школьного образовательного пространства согласно приказа министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 757.
Концептуальный проект будущего устройства учреждения характеристики такой школы, какой она должна стать после внедренных нововведений образовательного пространства с учетом федеральных требований и региональной концепции оформления школьных пространств, включающий: – миссию и общую направленность образовательного учреждения, внутреннюю систему ценностей, модель выпускников, качество образования и воспитания, которого планируется достичь в обновленном ОО; – региональный компонент (социально-экономические и образовательные ресурсы); – концепцию обновленной среды и ее влияние на повышение качества образования.
9. Приложения: дизайн проект обновленной образовательной среды в соответствии с концепцией школьного образовательного пространства (схема, визуальное представление, презентация).
Приложение 2
к приказу министерства образования
от 19.06.2024 N пр.23а-757
Порядок
согласования программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края
1. Общие положения
1.1. Настоящей порядок согласования программы развития общеобразовательной организации (далее – ОО) на территории муниципальных образований Приморского края (далее – Порядок) устанавливает механизм согласования программы развития ОО (далее – программа развития), в том числе для вновь построенных школ, с министерством образования Приморского края (далее – министерство).
1.2. Представление программы развития проводится с целью согласования деятельности ОО с основными стратегическими документами Школа Минпросвещения России и региональными концепциями образования Приморского края: концепция кластерной политики в системе образования Приморского края (приказ министерства образования Приморского края от 23.06.2022 N 663-а) и концепция школьного образовательного пространства (приказ министерства образования Приморского края от 19.06.2024 года N 756), в соответствии с инновационным развитием социально-экономической сферы Приморского края, для обеспечения создание условий достижения соответствующего современным требованиям доступного качественного образования.
1.3 Основанием для рассмотрения программы развития является письмо главы муниципального района/руководителя органа управления образованием (муниципального округа, городского округа), руководителя ОО (для краевых ОО), направленное в министерство не менее чем за 30 рабочих дней до даты предполагаемого представления на согласование Программы.
1.4 К письму главы прилагаются следующие документы:
1.4.1. Программа развития ОО с учетом концепции школьных образовательных пространств.
1.5 Документы, указанные в п. 1.3-1.4 Порядка, регистрируются в министерстве в день их поступления и направляются на экспертизу в государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" (далее – ГАУ ДПО ПКИРО) для проведения заочного этапа согласования согласно п. 3. настоящего Порядка.
2. Требования к содержанию и оформлению программы развития
2.1. Представленную программу развития рекомендуем разработать в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ развития общеобразовательных организаций на территории муниципальных образований Приморского края (Приложение 1 к настоящему приказу).
Объем программы развития – не более 15 листов формата А4 без учета приложения.
2.2 Приложения: дизайн проект обновленной образовательной среды (схема, визуальное представление, презентация).
3. Порядок проведения согласования
3.1. В согласовании программы развития участвуют: руководитель ОО, руководитель муниципального органа управления образованием, руководитель органа местного самоуправления (заместитель руководителя органа местного самоуправления) для вновь построенных школ.
3.2. Установить 2 этапа согласования программы развития: заочный и очный;
– заочный этап – экспертиза программ развития ОО ГАУ ДПО ПКИРО;
– очный этап – публичная защита руководителем ОО программы развития ОО в онлайн-формате.
3.2.1. Заочный этап:
– экспертиза представленных на защиту в течение 15 дней после направления программы развития в министерство на предмет соответствия основным стратегическим документам Школа Минпросвещения России и региональными концепциями образования Приморского края: школьная кластерная политик" и школьное образовательное пространство.
По итогам заочного этапа принимается решение:
– представить программу развития на очной защите;
– отправить на доработку.
3.2.2. Очный этап. Публичная защита руководителем ОО программы развития в онлайн-формате. Регламент: защита – до 15 минут, ответы на вопросы – 15 минут. Формат выступления (презентация, публичное сообщения или другая форма) выбирается ОО самостоятельно.
3.2.3 Состав Комиссии очного согласования. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь и члены Комиссии (приложение 1 к Порядку).
Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр образования Приморского края (далее – Министр), который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, ведет заседания Комиссии и подписывает протоколы заседаний Комиссии. В случае отсутствия председателя Комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя Комиссии, являющийся по должности заместителем Министра.
Подготовку и организацию проведения заседаний Комиссии, формирование повестки и материалов заседания Комиссии, информирование ее членов, решение иных текущих вопросов ее деятельности, а также контроль за исполнением решений Комиссии осуществляет ответственный секретарь Комиссии (по согласованию с заместителем председателя Комиссии).
В качестве членов в состав Комиссии могут включаться по согласованию представители органов исполнительной власти, представители региональной профсоюзной организаций, представители общественного Совета по образованию.
3.2.4 Решения Комиссии по вопросу о согласования программы развития принимаются голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
4. Подведение итогов защиты
4.1. По итогам презентации программы развития комиссия принимает решения:
– согласовать программу развития;
– согласовать с доработкой;
– отправить на доработку.
Приложение 1
Порядка
Состав
комиссии по согласованию программы развития образовательной организации
1. |
Заместитель Председателя Правительства Приморского края – министр образования Приморского края |
Председатель комиссии |
2. |
Заместитель министра образования Приморского края, курирующий вопросы общего образования |
Заместитель председателя комиссии |
3. |
Начальник отдела организационно-правового и кадрового обеспечения |
Секретарь комиссии |
4. |
Первый заместитель министра образования Приморского края |
|
5. |
Заместитель министра образования Приморского края, курирующий вопросы воспитания и дополнительного образования |
|
6. |
Заместитель министра образования Приморского края, курирующий вопросы информационного и материально-технического обеспечения образования |
|
7. |
Начальник управления качества общего образования министерства образования Приморского края |
|
8. |
Ректор ГАУ ДПО "Приморский краевой институт развития образования" |
|
9. |
Представитель общественного Совета по образованию (по согласованию) |
|
10. |
Представитель региональной профсоюзной организации работников образования (по согласованию) |
|