Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства физической культуры и спорта Приморского края от 24 сентября 2024 г. N пр.42-720 Об установлении Порядка учета и мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей для целей контроля и управления, в том числе применяемые методы анализа, и Регламента работы с дебиторской задолженностью

Приказ Министерства физической культуры и спорта Приморского края от 24 сентября 2024 г. N пр.42-720
"Об установлении Порядка учета и мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей для целей контроля и управления, в том числе применяемые методы анализа, и Регламента работы с дебиторской задолженностью"

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в целях реализации статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 года N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок учета и мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей для целей контроля и управления, в том числе применяемые методы анализа.

2. Утвердить прилагаемый Регламент работы с дебиторской задолженностью.

3. Признать утратившим силу приказ министерства физической культуры и спорта Приморского края от 30 мая 2024 года N пр.42-455 "Об утверждении Порядка учета и мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей для целей контроля и управления, в том числе применяемые методы анализа и Регламент работы с дебиторской и кредиторской задолженностями".

4. Заместителю отдела правового, организационного обеспечения и цифровой трансформации (Хлызова А.С.) обеспечить:

направление настоящего приказа в департамент информационной политики Приморского края в течение трех рабочих дней со дня его принятия;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в течение семи календарных дней после дня его первого официального опубликования;

направление копии настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его принятия;

направление копии настоящего приказа в прокуратуру Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия;

размещение настоящего приказа на странице министерства физической культуры и спорта Приморского края на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия;

размещение настоящего приказа на странице информационной системы Приморского края "Реестр правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края и нормативных правовых актов исполнительных органов Приморского края" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://npaoiv.primorsky.ru в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

И.о. министра

И.В. Разумова

 

УТВЕРЖДЕН
приказом министерства физической
культуры и спорта Приморского края
от 24.09.2024 N пр.42-720

 

Порядок
учета и мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей для целей контроля и управления, в том числе применяемые методы анализа

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета – министерства физической культуры и спорта Приморского края (далее соответственно – Порядок, министерство) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерства финансов Российской Федерации, регулирующими ведение бухгалтерского учета органами исполнительной власти, нормативными актами Казначейства Российской Федерации, и устанавливает единые правила отражения операций по начислению, уплате, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, закрепленных за министерством физической культуры и спорта Приморского края как главным администратором доходов бюджета (далее – администратор).

1.2. Министерство, являясь главным администратором доходов бюджета, осуществляет следующие бюджетные полномочия:

по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, в том числе пеней и штрафов;

по взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе пеней и штрафов;

по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе пеней и штрафов, и предоставлении заявки на возврат в Управление Федерального казначейства по Приморском краю (далее – УФК по ПК) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в краевой (местный) бюджет и предоставления в УФК по ПК уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа;

по предоставлении информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП);

по принятию решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также в соответствии с доведенными правовыми актами, наделяющими министерство полномочиями администратора доходов бюджета, с указанием администрируемых им доходов по кодам бюджетной классификации, закрепленных за администратором в краевом бюджете на очередной финансовый год.

1.3. Министерство своевременно направляет в краевое государственное казенное учреждение "Центр бухгалтерского обслуживания (далее – КГКУ "ЦБО") первичные документы (договоры, акты, расчеты и др.) для начисления в бюджетном учете администратора сумм неналоговых доходов и иных платежей на основании утвержденного графика документооборота.

1.4. В случае нарушения плательщиками установленных сроков перечисления (уплаты) денежных средств по неналоговым доходам и иным платежам министерство принимает меры по взысканию задолженности в соответствии с действующим законодательством.

 

II. Порядок начисления и учета платежей в краевой бюджет, пеней (штрафов) по ним

 

2.1. Начисление и учет платежей в краевой бюджет, пеней (штрафов) осуществляется в следующем порядке:

начисление сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет по коду бюджетной классификации 764 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации" осуществляется один раз в месяц и отражается последней календарной датой текущего месяца в разрезе юридических лиц в размере фактически зачисленных сумм в текущем месяце;

начисление штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным министерством;

начисление иных штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед министерством.

2.2. Начисление доходов по межбюджетным трансфертам на текущий и плановый период осуществляется по факту возникновения права на их получение (дотации, иные межбюджетные трансферты, не имеющие целевого назначения). Указанные назначения признаются на основании Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов (при наличии), либо федерального закона о бюджете на текущий и плановый период, либо уведомления "О предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение".

Начисление денежных взысканий, налагаемых в возмещении ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджетов субъектов Российской Федерации) начисления доходов (расходов) по межбюджетным трансфертам (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющих целевое назначение) осуществляется на основании федерального (краевого) закона о бюджете на текущий и плановый период.

2.3. Начисление доходов краевого бюджета от возврата остатков субсидий прошлых лет бюджетными (автономными) учреждениями, иными организациями, из бюджетов муниципальных образований осуществляется в момент их зачисления на лицевой счет администратора дохода краевого бюджета, согласно Выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета (форма по КФД 0531761).

2.4. Учет начисленных и поступивших сумм неналоговых доходов и иных платежей ведется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России, в разрезе кодов бюджетной классификации администрируемых доходов и отражается в бюджетном учете на основании выписки из сводного реестра, но не позднее последнего дня отчетного периода.

2.5. Основанием для отражения операций поступления платежей в бюджеты является выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета с приложением документов и справка о перечислении поступлений в бюджеты, предоставляемые УФК по ПК.

2.6. Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании справки о перечислении поступлений в бюджеты, предоставляемой УФК по ПК.

 

III. Порядок инвентаризации и анализа дебиторской задолженности для целей контроля и управления

 

3.1. Министерство издает приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии (далее – Комиссия). В рамках составления годовой отчетности, министерством издается приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности.

3.2. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей министерства осуществляется в разрезе видов задолженностей, министерство также осуществляет хранение документов – оснований для совершения учетных операций по возникшей дебиторской задолженности.

3.3. В рамках проведения инвентаризации в адрес КГКУ "ЦБО" направляется запрос на подготовку и заполнение актов – сверок взаимных расчетов (далее – акты) с указанием срока предоставления их в адрес министерства.

3.4. После подписания актов руководителем министерства, министерство направляет их в адрес контрагента посредством электронной почты с досылкой по почтовым отправлением с целью анализа и выявления наличия, объема и сроков возникновения дебиторской задолженности.

3.4. В течение 31 календарного дня контрагенты осуществляют анализ, сверку и заполнение актов со своей стороны, направляют по адресу электронной почты министерства sport.dial@primorsky.ru с досылкой почтовым отправлением на юридический адрес министерства.

3.5. После получения министерством последнего акта, в течение пяти рабочих дней созывается заседание Комиссии.

Работа с дебиторской задолженностью проводится с помощью применения методов анализа: мониторинг, сверка, аналитика, контроль.

По результатам заседания руководителем инвентаризационной комиссии принимается решение о назначении лиц и сроков контроля за реализацией методов предотвращения и работы с задолженностями.

3.6. Решения Комиссии оформляются в виде акта, подписанного всеми участниками инвентаризационной комиссии.

 

IV. Порядок возврата излишне и (или) ошибочно уплаченных (взысканных) платежей

 

4.1. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей осуществляется на основании письменного заявления получателя (плательщика) с приложением подлинника платежного документа или надлежаще заверенной копии платежного документа.

4.2. В письменном заявлении плательщика о возврате денежных средств должны быть указаны:

наименование, ИНН, КПП плательщика – юридического лица;

фамилия, имя, отчество (при наличии) плательщика – физического лица, его паспортные данные;

обоснование причин возврата;

банковские реквизиты для возврата;

код ОКАТО;

код бюджетной классификации;

сумма возврата.

4.3. При получении от получателя (плательщика) пакета документов на возврат излишне и (или) ошибочно уплаченных (взысканных) сумм администратор обязан проверить факт поступления указанных сумм.

4.4. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей производится с учетом срока исковой давности, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.5. Администратор принимает решение о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченной (взысканной) суммы в течение 20 календарных дней со дня поступления заявления плательщика.

4.6. В случае принятия решения об отказе в возврате излишне и (или) ошибочно уплаченных (взысканных) сумм администратор направляет плательщику письменное решение об отказе в возврате с обоснованием причины невозможности возврата платежа.

4.7. В случае принятия положительного решения о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы министерством выносится решение администратора поступлений в бюджет о возврате поступлений и формируется заявка на возврат плательщику излишне уплаченных, (взысканных) сумм поступлений, которая передается в УФК по ПК посредством системы удаленного финансового документооборота УФК по ПК (далее – СУФД).

4.8. Решение администратора поступлений в бюджет о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы оформляется путем проставления на заявлении плательщика о возврате денежных средств отметки "поступление денежных средств проверено к возврату", при этом указанная отметка заверяется подписью руководителя министерства или лица, его замещающего, назначенного в установленном порядке.

 

V. Порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной

 

5.1. В случае, если в отношении просроченной задолженности в обозримом будущем поступления денежных средств или их эквивалентов в погашение данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной (под обозримым будущим в соответствии с письмом Минфина России от 17 апреля 2019 года N 02-07-10/27662 понимается период не менее трех лет).

5.2. Задолженность признается сомнительной в случаях:

– истечения установленного срока исковой давности;

– прекращения обязательств на основании акта государственного органа или местного самоуправления;

– не установления виновных лиц (уточнения виновных лиц решениями судов).

5.3. Подтверждающими документами для признания задолженности сомнительной являются;

– документы, подтверждающие возникновение долга (договоры на поставку товаров, контрактов на выполнение работ, оказание услуг, платежные поручения и т.п.);

– документы, подтверждающие, что министерство вело претензионную работу (почтовые квитанции, описи вложения к письмам о претензиях в адрес контрагента и т.п.);

– документы, подтверждающие прерывание срока исковой давности (акты сверки задолженности, частичное возмещение задолженности и т.п.);

– документы, из которых следует, что срок исковой давности истек (акты инвентаризации, объяснительная записка (в которой указываются: наименование, адрес, ИНН должника; сумма задолженности; основание, по которому образовалась дебиторская задолженность; дата образования задолженности; первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты; документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты), бухгалтерские справки, приказ руководителя и т.п.).

5.4. Случаи признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

Основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию является:

– документ, свидетельствующий о смерти физического лица или подтверждающий факт объявления его умершим;

– судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина или гражданина, являвшегося индивидуальным предпринимателем;

– документ, содержащий сведения из ЕГРИП о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);

– документ, содержащий сведения из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации, об исключении организации из указанного реестра по решению регистрирующего органа;

– акт об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым кредитор утрачивает возможность взыскания задолженности;

– постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;

– судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

– постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания;

– иные документы.

5.5. Порядок действий Комиссии министерства в целях подготовки решений о признании дебиторской задолженности сомнительной, безнадежной к взысканию.

5.5.1. На основании инвентаризации дебиторской задолженности, оформленной инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами (форма N 0504089), министерство уведомляет субъект централизованного учета о наличии задолженности с признаками сомнительной (безнадежной к взысканию). Инициатором списания задолженности могут также выступать отделы субъекта централизованного учета.

5.5.2. Комиссия по итогам рассмотрения результатов инвентаризации и документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности сомнительной (безнадежной ко взысканию) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента получения документов, готовит Протокол о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной ко взысканию) и ее списании.

Списание задолженности является правомерным при соблюдении всех процедур, установленных для ее взыскания, и наличии документов, предусмотренных данным разделом Порядка.

5.5.3. Функция ми Комиссии являются:

– рассмотрение документов, предусмотренных настоящим разделом Порядка,

– принятие решений о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной к взысканию) либо об отказе в списании задолженности,

– подготовка проектов решений о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной к взысканию)

Заседание Комиссии проводится по мере необходимости.

5.5.4. Решение о невозможности признания дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной к взысканию) принимается Комиссией в случае:

а) отсутствия предусмотренных пунктами 5.3 и 5.4 настоящего Порядка случаев для принятия решения о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной к взысканию);

б) непредставления документов, необходимых в соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 настоящего Порядка для принятия решения о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной к взысканию);

в) несоответствия представленных документов требованиям, установленным пунктами 5.3 и 5.4 настоящего Порядка.

5.6. Решение Комиссии о признании дебиторской задолженности сомнительной (безнадежной ко взысканию) оформляется Протоколом.

 

VI. Порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета, зачисления на забалансовый счет "04. "Сомнительная задолженность", а также списания с него

 

6.1. На основании Протокола издается Приказ руководителя министерства о списании дебиторской задолженности.

6.2. В случае признания дебиторской задолженности сомнительной, КГКУ "ЦБО" осуществляет ее списание с балансового учета на основании решения Комиссии министерства при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала.

Дальнейший учет, осуществляемый КГКУ "ЦБО", сомнительной дебиторской задолженности, в случае, если есть основания для возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, осуществляется на забалансовом счете "04 "Сомнительная задолженность" КГКУ "ЦБО".

На указанном счете сомнительная задолженность отражается в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству Российской Федерации способом.

6.3. При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) организаций указанных поступлений, осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

6.4. Аналитический учет, производимый КГКУ "ЦБО", сомнительной задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

6.5. При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

 

VII. Порядок действий при досудебном взыскании дебиторской задолженности, а также взыскания в судебном порядке в рамках исполнительного производства

 

7.1. Если дебиторская задолженность не погашена в срок, то она признается реальной к взысканию (пока в отношении такой задолженности проводится претензионная работа в досудебном порядке, подается в судебные органы исковое заявление с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы), она еще отвечает условиям признания ее активом, поскольку ожидается поступление денежных средств в погашение данной задолженности.

7.2. В рамках досудебной работы по взысканию дебиторской задолженности,

министерство проводит следующие действия:

в рамках заседания Комиссии, проводится работа по анализу задолженности с целью отнесения ее к текущей либо к просроченной;

членами Комиссии проводится оценка реальности погашения задолженности должниками;

направляет уведомление должнику о необходимости погашения сложившейся задолженности с установлением срока погашения.

письменно уведомляет дебиторов о необходимости погашения сложившейся задолженности, а также пеней и штрафов в добровольном досудебном порядке в случае образования просроченной дебиторской задолженности;

уведомляет дебитора о взыскании долга в судебном порядке при отказе оплатить сложившуюся задолженность;

направляет в арбитражный суд иск о взыскании просроченной дебиторской задолженности;

7.3. В рамках взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке:

Принудительное взыскание с плательщика платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через Федеральную службу судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законам от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 10711 "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Министерство при направлении в суд искового заявления о взыскании платежей в бюджет, пеней и штрафов с плательщиков и при предъявлении исполнительных документов судебному приставу – исполнителю для принудительного взыскания одновременно направляет информацию о реквизитах администратора доходов бюджета для заполнения платежного документа.

 

VIII. Мероприятия по снижению кредиторской задолженности

 

8.1. В случае выявления отклонений кредиторской задолженности на текущую отчетную дату от задолженности на предыдущую отчетную дату с истекающим (истекшим) сроком исполнения финансового обязательства (в случае наличия показателя в графе 11 "просроченная" в форме 0503169 "сведения по дебиторской и кредиторской задолженности"), проводятся мероприятия по оперативному погашению кредиторской задолженности в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

 

IX. Списание невостребованной кредиторской задолженности

 

9.1. По результатам инвентаризации определяется объем невостребованной кредиторской задолженности, подлежащей списанию с баланса министерства отдельно по каждому существующему обязательству для учета на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" в целях наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.

9.2. Основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности с балансового учета являются:

– акт о результатах инвентаризации (форма 0504835), утвержденная приказом Минфина России от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее – приказ Минфина России N 52н);

– инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (форма 0504089), утвержденная приказом Минфина России N 52н;

– решение инвентаризационной комиссии.

9.3. Невостребованная кредиторская задолженность признается подлежащей списанию с забалансового учета по следующим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации:

– истечение срока исковой давности (статья 196 ГК РФ);

– прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ);

– прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти (статья 417 ГК РФ);

– иные основания, не противоречащие Гражданскому кодексу Российской Федерации.

9.4. Документами – основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности с забалансового учета учреждения являются:

– акт о результатах инвентаризации (форма 0504835, утвержденная приказом Минфина России N 52н);

– инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (форма 0504089, утвержденная приказом Минфина России N 52н);

– решение инвентаризационной комиссии;

– приказ министра о списании невостребованной кредиторской задолженности.

9.5. В случае регистрации денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, задолженность, невостребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств.

 

УТВЕРЖДЕН
приказом министерства физической
культуры и спорта Приморского края
от 24.09.2024 N пр.42-720

 

Регламент
работы с дебиторской задолженностью

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий Регламент работы с дебиторской задолженностью (далее – Регламент) устанавливает перечень мероприятий по реализации администратором доходов бюджета полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам по видам платежей структурными подразделениями министерства физической культуры и спорта Приморского края (далее соответственно – министерство).

1.2. Ведение бюджетного учета доходов по видам платежей осуществляется с применением унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" и на основании первичных учетных документов, направленных структурными подразделениями министерства.

 

II. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам по видам платежей (учетным группам доходов)

 

2.1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в краевой бюджет, пеням и штрафам по ним осуществляется отделом финансового обеспечения и работы с подведомственными учреждениями министерства и включает в себя:

а) своевременное составление первичных учетных документов (расчетов, требований об уплате, пеней и штрафов), обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам или оформляющих операции по ее уменьшению (увеличению);

б) фактическое зачисление платежей в краевой бюджет в размерах и сроках, установленных законодательством Российской Федерации, договором (контрактом), соглашением;

в) погашение (квитирование) соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов краевого бюджета в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП), предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в ГИС ГМП, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 250н "О перечне платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах";

г) исполнение графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки, уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам, образовавшейся в связи с неисполнением графика, уплаты платежей в краевой бюджет, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафа) за просрочку уплаты платежей в краевой бюджет в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) своевременное начисление неустойки (штрафов, пени);

е) своевременное предоставление сформированных первичных учетных документов в краевое государственное казенное учреждение "Центр бухгалтерского обслуживания" (далее – КГКУ "ЦБО") в рамках заключенного с министерством Соглашения о передаче полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, а также по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы;

ж) проведение инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам краевого бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной;

з) проведение мониторинга финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, в частности, на предмет:

наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;

наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

 

III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты платежа в бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию)

 

3.1. Контроль за мероприятиями, проводимыми с должниками в досудебном порядке, производит отдел финансового обеспечения и работы с подведомственными учреждениями (далее – ответственный отдел).

3.2. При нарушении исполнения обязательств (просрочка исполнения, неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств), принятых по государственным контрактам, договорам, соглашениям, заключенным министерством, ответственный отдел министерства осуществляет следующие мероприятия, в том числе мероприятия по взысканию дебиторской задолженности:

а) направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);

б) направление претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);

в) направление требования (претензии) должнику (поставщику, подрядчику, исполнителю по государственному контракту) об уплате неустоек (штрафов, пеней);

г) рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора (контракта), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) направление в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (долговой центр Межрайонной ИФНС России N 13 по Приморскому краю) требований об уплате обязательных платежей и требований Приморского края по денежным обязательствам, уведомлений о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Приморским краем при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

3.3. В случае невыполнения должником обязательств о добровольной уплате неустоек (штрафов, пени) по требованию (претензии) осуществляются следующие мероприятия, в том числе мероприятия по взысканию дебиторской задолженности:

а) при наличии в контракте, договоре условий о зачете обязательств по уплате неустойки в счет оплаты, министерство как заказчик производит оплату за вычетом соответствующего размера неустоек (штрафов, пени), указанного в первичных документах (электронных документах);

б) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, ответственный отдел министерства вправе во внесудебном порядке обратить взыскание на сумму, равную размеру подлежащей уплате неустойки (штраф, пени), которая перечисляется в краевой бюджет, обеспечение исполнения контракта при этом возвращается подрядчику в размере, оставшемся после вычета суммы, обращенной на взыскание в счет уплаты неустойки (штраф, пени);

в) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, ответственный отдел министерства направляет гаранту требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии равной размеру начисленной неустойки (штраф, пени).

3.4. В случае невозможности взыскания неустойки способами, указанными в пункте 3.3 настоящего Регламента и при наличии условий, удовлетворяющих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", ответственные структурные подразделения министерства осуществляют подготовку необходимых документов и обращение в постоянно действующую инвентаризационную комиссию.

3.5. Ответственный отдел министерства рассматривает вопрос о возможности расторжения договора (контракта), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.6. Информацию по направленным требованиям, претензиям должнику о погашении образовавшейся задолженности ответственный отдел министерства в трехдневный срок направляет в КГКУ "ЦБО".

 

IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам

 

4.1. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам включают в себя:

а) подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу искового заявления в суд;

б) обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований;

в) направление исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

4.2. При отсутствии добровольного исполнения требования (претензии) должником в установленный для погашения задолженности срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

4.3. В рамках претензионной работы в случае неисполнения должником своих обязательств по погашению образовавшейся дебиторской задолженности ответственный отдел министерства представляют в отдел организационного, правового обеспечения и цифровой трансформации министерства (далее – правовой отдел) все необходимые документы и материалы для составления искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) для урегулирования споров в досудебном и судебном порядке. Правовой отдел министерства осуществляет правовую защиту интересов министерства в судах различных инстанций.