Приказ Министерства образования Приморского края от 15 января 2025 г. N пр.23а-23
"Об утверждении Порядка по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края"
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 232/551, на основании рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.10.2024 N 02-311 по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году, в целях организации проведения итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края приказываю:
1. Утвердить Порядок по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края (Приложение).
2. Определить технологию проведения итогового собеседования по русскому языку – "Небланковая с внесением результатов по технологии WEB".
3. Определить способ ведения аудиозаписи итогового собеседования по русскому языку – "Индивидуальная аудиозапись ответов участника итогового собеседования с параллельным ведением потоковой аудиозаписи в аудитории".
4. Приказ министерства образования Приморского края от 22.01.2024 N 52-а "Об утверждении Порядка по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края" считать утратившим силу.
5. Отделу качества общего образования управления качества общего образования министерства образования Приморского края (Путинцева) организовать совместную работу с руководителями муниципальных органов управления образованием, государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Приморский краевой институт развития образования" по исполнению настоящего приказа.
6. Руководителям муниципальных органов управления образованием довести настоящий приказ до сведения руководителей всех общеобразовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, а также всех категорий лиц, задействованных в организации и проведении итогового собеседования по русскому языку, обеспечить его исполнение.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Приморского края А.Ю. Меховскую.
Заместитель Председателя Правительства |
Э.В. Шамонова |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования Приморского края
от 15.01.2025 N пр.23а-23
Порядок
по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края
1. Общие положения
1.1. Порядок по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку (далее – Порядок) разработан в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 232/551 (далее – Порядок проведения ГИА-9), на основании рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.10.2024 N 02-311 по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году.
1.2. Настоящий Порядок определяет категории участников итогового собеседования по русскому языку (далее – итоговое собеседование), сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к организации, проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования, формы проведения итогового собеседования.
1.3. Итоговое собеседование проводится как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9).
1.4. Итоговое собеседование проводится на русском языке.
1.5. Результатом итогового собеседования является "зачет"/"незачет".
1.6. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях (далее – ОО) и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных министерством образования Приморского края (далее вместе – места проведения итогового собеседования).
1.7. В случае неблагоприятной обстановки (в т.ч. эпидемиологической) и (или) обстоятельств непреодолимой силы возможно проведение итогового собеседования по русскому языку (в т.ч. для обучающихся общеобразовательных организаций Приморского края, находящихся за переделами Российской Федерации) с применением информационно – коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционная форма), с соблюдением мер по защите комплектов текстов, тем и заданий итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации. Итоговое собеседование в дистанционной форме проводится по рекомендованной Рособрнадзором модели проведения дистанционного итогового собеседования. Решение о проведении итогового собеседования в дистанционной форме принимается министерством образования Приморского края.
2. Категории участников итогового собеседования
Итоговое собеседование проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
– лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);
– обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
– экстернов с ОВЗ;
– обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов;
– экстернов – детей-инвалидов и инвалидов;
– обучающихся по состоянию здоровья на дому;
– обучающихся в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее вместе – участники итогового собеседования).
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
3.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление для внесения сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА-9 (далее – РИС ГИА-9) в ОО, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее все вместе – ОО), по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
3.2. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК для создания специальных условий.
3.3. Заявление об участии в итоговом собеседовании подается участниками итогового собеседования лично при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) при предъявлении документов, удостоверяющих личность, и доверенности.
3.4. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы основного общего образования в общеобразовательных организациях Приморского края (либо получающие образование в семейной форме и подавшие заявление на прохождение ГИА-9 в ОО Приморского края), но находящиеся за переделами РФ, при наличии обоснованных причин для прохождения итогового собеседования в дистанционной форме указывают данное обстоятельство в своем заявлении на участие в итоговом собеседовании с приложением документально подтвержденных причин.
4. Организация проведения итогового собеседования
4.1. Министерство образования Приморского края (далее – министерство):
4.1.1. Определяет:
– порядок проведения итогового собеседования;
– модель проведения итогового собеседования в дистанционной форме;
– лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;
– места проведения итогового собеседования;
– техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования (использование только черно-белого комплекта (цвета печати) контрольно-измерительных материалов итогового собеседования (далее – КИМ);
– порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования (комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей);
– порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке ответов участников итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
– порядок (схему) проверки ответов участников итогового собеседования экспертами, входящими в состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования;
– минимальную сумму первичных баллов за итоговое собеседование, необходимую для получения оценки "зачет", для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов;
– сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
– порядок и сроки передачи в организацию, выполняющую функции Регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ) электронных образов списков участников итогового собеседования (форма ИС-01), ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудиториях (формы ИС-02), протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (формы ИС-03), актов о досрочном завершении участниками итогового собеседования по уважительным причинам (формы ИС-08) и актов об удалении участника итогового собеседования (формы ИС-09);
– места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, файлов с аудиозаписями ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования;
– порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке ответов участников итогового собеседования другой ОО или комиссией, сформированной в местах, определенных министерством, в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Порядка.
4.1.2. Обеспечивает:
– проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
– организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;
– ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в установленные сроки;
– информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяет места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации.
4.1.3. Организует:
– формирование и ведение РИС ГИА-9 и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА и приема граждан в ОО для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема);
– информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через муниципальные органы управления образованием (далее – МОУО), а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальном сайте в сети "Интернет".
4.1.4. В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам, министерство направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования вне сроков проведения итогового собеседования, установленных Порядком.
4.2. РЦОИ:
4.2.1. Осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территории Приморского края.
4.2.2. Обеспечивает деятельность по эксплуатации РИС ГИА-9 и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, в том числе:
– организует внесение сведений в РИС ГИА-9 об участниках, о местах проведения итогового собеседования, о распределении участников итогового собеседования по местам проведения итогового собеседования, о результатах итогового собеседования;
– направляет в МОУО по защищенному каналу связи учётные данные для пользователей личного кабинета МОУО, ОО автоматизированной информационной системы проведения итогового собеседования по русскому языку в онлайн-форме (далее – АИС "Веб ИС-9").
– не позднее чем за 2 недели до итогового собеседования направляет в МОУО по защищенному каналу связи уведомления участникам итогового собеседования;
– не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования направляет в МОУО по защищенному каналу связи файл в формате *b2p для его загрузки в программное обеспечение осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования;
– получает от ОО и (или) мест проведения итогового собеседования, определенных министерством, электронные образы списков участников итогового собеседования (форма ИС-01), ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудиториях (формы ИС-02), протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (формы ИС-03), электронных образов актов о досрочном завершении участниками итогового собеседования по уважительным причинам (формы ИС-08) и актов об удалении участника итогового собеседования (формы ИС-09);
– проводит коррекции персональных данных участников (в случае обращений МОУО);
– обрабатывает результаты итогового собеседования.
4.2.3. В день проведения итогового собеседования обеспечивает получение от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (далее – ФЦТ) КИМ итогового собеседования и передачу полученного КИМ итогового собеседования в МОУО по защищенным каналам связи.
4.2.4. Обеспечивает информационную безопасность при получении, хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, определяет список лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации.
4.3. МОУО:
4.3.1. Организует и контролирует проведение итогового собеседования на территории своего административно-территориального образования.
4.3.2. В день проведения итогового собеседования обеспечивает получение от РЦОИ КИМ итогового собеседования и передачу полученного КИМ итогового собеседования в ОО по защищенным каналам связи.
4.3.3. Не позднее чем за 2 недели направляет в ОО посредством защищенного канала связи уведомления участникам итогового собеседования, полученные от РЦОИ.
4.3.4. После сверки списков участников итогового собеседования ОО, при необходимости внесения корректировок в списки участников итогового собеседования, обращаются в РЦОИ.
4.3.5. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования направляют в ОО по защищенному каналу связи файл в формате *b2p для его загрузки в специализированное программное обеспечение осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
4.3.6 Обеспечивают тиражирование (печать) и передачу в места проведения итогового собеседования на территории своего административно территориального образования списков участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования и иных форм итогового собеседования с помощью программного обеспечения "Планирование ГИА-9" (далее – ПО планирование) не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования.
4.3.7. В установленные сроки осуществляют передачу из ОО и (или) мест проведения итогового собеседования, определённых министерством, в РЦОИ электронных образов списков участников итогового собеседования (форма ИС-01), ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудиториях (формы ИС-02), протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (формы ИС-03), электронных образов актов о досрочном завершении участниками итогового собеседования по уважительным причинам (формы ИС-08, только при наличии) и актов об удалении участника итогового собеседования (формы ИС-09, только при наличии). В случае отсутствия технической возможности сканирования списков участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования, актов о досрочном завершении участниками итогового собеседования по уважительным причинам и актов об удалении участника итогового собеседования (при наличии) в ОО и (или) местах проведения итогового собеседования, определённых министерством, сканирование этих материалов итогового собеседования осуществляют с помощью технических средств МОУО.
4.3.8. Направляют в министерство информацию об участниках итогового собеседования с ОВЗ, участниках итогового собеседования – детях-инвалидах и инвалидах, а также лицах, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, для организации проведения итогового собеседования указанных лиц в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
4.3.9. Направляют в министерство информацию об участниках итогового собеседования, подавших заявление на прохождение итогового собеседования в дистанционной форме с указанием обоснованных причин, подтвержденных документально.
4.4. ОО:
4.4.1. Определяют схему оценивания ответов участников итогового собеседования с учётом количества участников итогового собеседования, аудиторий проведения итогового собеседования, количество учителей-экспертов, задействованных в оценивании ответов участников итогового собеседования при проведении итогового собеседования в ОО.
4.4.2. Вносят при необходимости изменения в учебное расписание в дни проведения итогового собеседования в ОО.
4.4.3. Формируют и утверждают комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования в ОО, обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке ответов участников итогового собеседования в ОО, в соответствии с требованиями.
4.4.4. Под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке ответов участников итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования и проверки ответов участников итогового собеседования.
4.4.5. Под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.
4.4.6. Производят сверку списка участников итогового собеседования (в случае необходимости внесения корректировок обращаются в МОУО).
4.4.7. Не позднее чем за 1 день до проведения итогового собеседования в личный кабинет ОО АИС "Веб ИС-9" вносят сведения об аудиторном фонде.
4.4.8. Обеспечивают проведение итогового собеседования и проверку ответов участников итогового собеседования в ОО.
4.4.9. Производят сканирование и передачу в МОУО списков участников итогового собеседования (форма ИС-01), ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудиториях (формы ИС-02), протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (формы ИС-03), актов о досрочном завершении участниками итогового собеседования по уважительным причинам (формы ИС-08, только при наличии) и актов об удалении участника итогового собеседования (формы ИС-09, только при наличии) в день завершения проверки ответов участников итогового собеседования и внесения результатов проверки в ЛК ОО по защищенной сети VipNet. В случае отсутствия возможности сканирования материалов итогового собеседования в ОО допускается сканирование в МОУО.
4.4.10. Обеспечивают доставку актов о досрочном завершении участником итогового собеседования по уважительной причине в министерство.
4.4.11. Направляют в МОУО информацию об участниках итогового собеседования с ОВЗ, участниках итогового собеседования – детях-инвалидах и инвалидах, а также лицах, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении; обеспечивают проведение итогового собеседования указанных лиц в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
4.4.12. Направляют в МОУО не позднее дня, следующего за днем проведения итогового собеседования, информацию о не явившихся на итоговое собеседование обучающихся.
4.4.13. Направляют в МОУО информацию об участниках итогового собеседования, подавших заявление на прохождение итогового собеседования в дистанционной форме с указанием обоснованных причин, подтвержденных документально.
4.4.14. Обеспечивают хранение и уничтожение материалов и аудиозаписей ответов участников итогового собеседования в соответствии с Порядком.
5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
5.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля.
5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет примерно 15-16 минут.
5.3. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников составляет в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам (например, использовать больше времени на подготовку, чем предусмотрено заданиями к КИМ итогового собеседования), так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.
5.4. В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника итогового собеседования собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).
5.5. Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году (вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля) следующие обучающиеся, экстерны:
– получившие за итоговое собеседование неудовлетворительный результат ("незачет");
– удаленные с итогового собеседования за нарушение требований, установленных Порядком;
– не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
– не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
6. Подготовка к проведению итогового собеседования в ОО
6.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в ОО. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в ОО и (или) в иных местах проведения итогового собеседования, определенных министерством.
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений в ОО и (или) местах проведения итогового собеседования, определенных министерством, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.3. Для проведения итогового собеседования выделяются:
– учебные кабинеты (помещения) проведения итогового собеседования, в которых участники итогового собеседования проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитории проведения);
– учебные кабинеты (помещения), в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах параллельно могут вестись учебные занятия для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди) (далее – аудитории ожидания);
– учебные кабинеты (помещения) для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете).
Штаб.
6.4. Аудитории проведения должны быть изолированы от остальных учебных кабинетов ОО, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (н/р, компьютер с микрофоном, диктофон).
6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
6.6. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в АИС "Веб ИС-9"). Доступ к АИС "Веб ИС-9" осуществляется по адресу: https://is9.rustest.ru.
6.7. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель ОО обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:
– ответственный организатор ОО, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;
– организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися ОО, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в ОО);
– собеседники, которые проводят собеседование с участниками итогового собеседования, инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, а также обеспечивают проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксируют время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования. Собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);
– технический специалист (не менее одного на ОО), обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от МОУО, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования и для внесения информации в специализированную форму в личном кабинете ОО АИС "Веб ИС-9".
В состав комиссии по проверке итогового собеседования входят эксперты, являющиеся учителями, имеющими высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Количественный состав комиссии по проверке итогового собеседования определяет ОО в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества экспертов. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и экспертов рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в ОО.
6.9. За день до проведения итогового собеседования МОУО передает в ОО список участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории, бланки протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
6.10. В ОО проводится проверка списка участников итогового собеседования, в случае необходимости список корректируется.
Ответственный организатор ОО распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".
7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
7.1. Сведения об итоговом собеседовании вносятся РЦОИ в РИС посредством ПО "Импорт ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:
– об участниках итогового собеседования;
– о местах проведения итогового собеседования;
– о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
– о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;
– о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.
7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют ОО, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
7.3. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта ФГБНУ "ФИПИ" (http://fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
8. Проведение итогового собеседования
8.1. В день проведения итогового собеседования РЦОИ получает от ФЦТ КИМ итогового собеседования по защищенному каналу связи и направляет его по защищенному каналу связи в МОУО. Для специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, РЦОИ направляет КИМ в МОУО за один рабочий день.
В день проведения итогового собеседования не ранее 07.30 по местному времени технический специалист ОО получает от МОУО и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования, передает их ответственному организатору ОО.
8.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
– ассистент, оказывающий участникам итогового собеседования с ОВЗ, участникам итогового собеседования – детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающий им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
– должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица министерства образования Приморского края.
8.3. Итоговое собеседование начинается в 09:00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в аудитории ожидания.
8.4. Технический специалист ОО в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает оборудование и запускает специализированное программное обеспечение для записи ответов участников итогового собеседования.
8.5. В аудиториях проведения итогового собеседования ведется комбинированная (персональная и потоковая) аудиозапись на рабочих станциях записи ответов участников итогового собеседования с помощью специализированного программного обеспечения для записи ответов участников итогового собеседования.
8.6. Организатор проведения итогового собеседования приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора ОО, а после окончания итогового собеседования для участника – в учебный кабинет для участников, прошедших итоговое собеседование. Затем в аудиторию проведения итогового собеседования приглашается новый участник итогового собеседования.
8.7. Во время проведения итогового собеседования в аудиториях проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
8.8. Если проверка ответов участников итогового собеседования проводится экспертом после окончания проведения итогового собеседования по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования (вторая схема), то в целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и собеседника отчетливо слышны. Участники итогового собеседования могут прослушать часть аудиозаписи по своему усмотрению.
В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам", а собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные даты проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком, или в день проведения итогового собеседования с использованием другого варианта КИМ итогового собеседования (с которым участник не работал ранее) в случае согласия участника итогового собеседования и наличия технической возможности для повторного прохождения процедуры в день проведения итогового собеседования (участник может быть приглашен в другую аудиторию проведения для работы с другим КИМ итогового собеседования) в следующих случаях:
Признание аудиозаписи ответа участника некачественной для объективного оценивания экспертом, после прослушивания аудиозаписи участником, собеседником и техническим специалистом в случае технического сбоя работы станции (отсутствия индивидуальной аудиозаписи ответа участника).
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования. При ведении потоковой аудиозаписи участник может прослушать часть аудиозаписи устного ответа.
8.9. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения или аудиторию ожидания итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам", а собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории". В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме "Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования"
8.10. В случае если участник итогового собеседования во время проведения итогового собеседования в аудитории проведения итогового собеседования нарушил установленные требования Порядка (запрет иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации), он удаляется с итогового собеседования. Собеседник приглашает ответственного организатора образовательной организации, который составляет "Акт об удалении участника итогового собеседования". Собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку об удалении за нарушение требований Порядка в форме "Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования".
8.11. Ответственный организатор ОО выдает эксперту:
– черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования экспертом;
– протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
– комплект материалов для проведения итогового собеседования;
– возвратный доставочный пакет для упаковки черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования экспертом.
8.12. Собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками, иными документами для проведения итогового собеседования.
8.13. Ответственный организатор ОО выдает организатору(ам) проведения итогового собеседования список участников итогового собеседования.
8.14. Собеседник проверяет документ, удостоверяющий личность участника итогового собеседования, вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
8.15. После внесения данных участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования собеседник включает персональную аудиозапись, фиксирует время начала итогового собеседования с участником в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории и проводит собеседование.
8.16. Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в микрофон свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
8.17. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
8.18. Собеседник следит за соблюдением временного регламента проведения итогового собеседования.
8.19. В случае если выбрана первая схема оценивания ответов участников итогового собеседования, то эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
– ФИО участника;
– серию и номер документа, удостоверяющего личность участника;
– класс;
– номер варианта;
– номер аудитории проведения итогового собеседования;
– баллы по каждому критерию оценивания;
– общее количество баллов;
– отметку "зачет"/"незачет";
– ФИО, подпись и дату проверки.
После окончания итогового собеседования в аудитории эксперт пересчитывает протоколы по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковывает их в отдельные возвратные доставочные пакеты и вместе с комплектом материалов для проведения итогового собеседования передает их собеседнику.
8.20. По завершении участниками прохождения итогового собеседования технический специалист ОО в каждой аудитории проведения на каждом рабочем месте записи ответов участников итогового собеседования завершает экзамен, выгружает персональные и потоковые аудиозаписи, а также ведомость экспорта аудиозаписей участников и ведомость сдачи экзамена участниками с потоковой записи на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору ОО.
8.21. После окончания итогового собеседования аудиозаписи в аудиториях сохраняются техническим специалистом на флеш-носителях и передаются ответственному организатору ОО для дальнейшего распределения аудиофайлов между экспертами для прослушивания и оценивания.
8.22. После проведения итогового собеседования и проверки экспертами ответов итогового собеседования в Штабе ответственный организатор ОО и (или) технический специалист переносит в личный кабинет ОО АИС "Веб ИС-9" данные из ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории и протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования, затем осуществляет проверку корректности внесенных данных. С помощью специализированного программного обеспечения выполняет сканирование:
– списка участников итогового собеседования;
– ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории;
– протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
– актов досрочного завершения участником итогового собеседования по уважительным причинам (при наличии);
– актов об удалении участника итогового собеседования (при наличии).
8.23. По завершении сканирования, выгруженные из специализированного программного обеспечения удаленного сканирования пакеты сканированных изображений, передаются из ОО в МОУО, затем из МОУО в РЦОИ по защищенному каналу связи абоненту сети VipNet 6114 "Региональный центр обработки информации".
Аудиофайлы с записями ответов участников итогового собеседования в аудиториях, электронные файлы ведомостей экспорта аудиозаписей участников и электронные файлы ведомостей сдачи экзамена участниками с потоковой записи сохраняются в ОО и передаются в РЦОИ только по запросу.
9. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов
9.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют рекомендации ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность, а также рекомендации ПМПК в случаях необходимости создания специальных условий.
9.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучается по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, министерство организует, а МОУО и ОО обеспечивают проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития вышеуказанных категорий участников итогового собеседования.
9.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
9.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) министерство организует, а МОУО и ОО обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:
– беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования, учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже); наличие специальных кресел и других приспособлений);
– увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
– организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения итогового собеседования.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендаций ПМПК) министерство организует, а МОУО и ОО обеспечивают создание специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
– присутствие ассистентов, оказывающих вышеуказанным категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в месте проведения итогового собеседования, занять рабочее место, прочитать задание;
– проведение ИС в письменной форме;
– отдельная аудитория проведения ИС;
– проведение ИС на дому, в медучреждении;
– использование на ИС необходимых для выполнения заданий технических средств;
– выполнение отдельных заданий КИМ ИС и оценивание по критериям, определенным для каждой нозологической категории;
– наличие при себе устройства неинвазивного мониторинга глюкозы.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
– копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;
– обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство);
– индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение в качестве собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве собеседника может быть привлечен родитель (законный представитель) участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования: в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
9.5. Категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, определяет министерство.
Указанным участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
9.6. Министерство определяет минимальное количество баллов для вышеуказанной категории участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата "зачет", отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования, в соответствии со шкалой оценивания заданий итогового собеседования, применимую для определенной категории участников итогового собеседования согласно нозологической категории.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым ответы данного участника итогового собеседования могут быть оценены, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Перечень нозологических категорий участников, для которых предусмотрено выполнение отдельных заданий КИМ итогового собеседования и которые претендуют на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета", различные формы выполнения заданий, критерии оценивания заданий итогового собеседования, по которым ответы отдельных участников итогового собеседования могут быть оценены, минимальные возможные баллы и максимальные возможные баллы за итоговое собеседование представлены в приложении к Порядку.
Министерство вправе доработать указанный перечень с учетом особенностей психофизического развития участников итогового собеседования, т.к. указанный перечень не является исчерпывающим.
9.7. Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК. При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование черновиков. Письменная форма работы оформляется на черновиках.
Примечание: Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, обучающегося с ОВЗ – ПМПК. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Согласно части 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер в соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК. Не каждому инвалиду (ребенку-инвалиду) требуется создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.
10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
10.1. Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать нижеуказанным требованиям:
Владение необходимой нормативной базой:
– требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
– нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
наличие высшего образования по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
– умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
– умение применять установленные критерии оценивания;
– умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
– умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
– умение обобщать результаты.
10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам (может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно).
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет"/"незачет". При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
– ФИО участника;
– серию и номер документа, удостоверяющего личность участника;
– класс;
– номер варианта;
– номер аудитории проведения итогового собеседования;
– баллы по каждому критерию оценивания;
– общее количество баллов;
– отметку "зачет"/"незачет";
– ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости может пользоваться черновиками для эксперта.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями оценивания по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
В целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть осуществлено собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).
10.3. "Зачет" выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования. На категории участников итогового собеседования, перечисленных в пункте 9, данное положение не распространяется.
Информация о принятых на уровне министерства минимальном и максимальном количестве баллов, необходимых для получения "зачета", соответствующая шкала (шкалы) оценивания заданий итогового собеседования, применимая (-мые) для названной категории участников итогового собеседования, направляется в образовательные организации и (или) места проведения итогового собеседования.
10.4. К проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов могут быть привлечены учителя-дефектологи (логопеды/сурдопедагоги/тифлопедагоги и др.).
10.5. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
11. Обработка результатов итогового собеседования
В РЦОИ консолидируются файлы с результатами оценивания ответов участников итогового собеседования, выгруженные из АИС "Веб ИС-9" и загружаются в РИС средствами специализированного программного обеспечения "Импорт ГИА-9".
В РИС производится обработка результатов участников итогового собеседования средствами специализированного программного обеспечения "Станция проверки результатов".
12. Проведение повторной проверки итогового собеседования
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных министерством.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового собеседования указанной категории участников итогового собеседования определяет министерство.
13. Проведение итогового собеседования в дистанционной форме
Итоговое собеседование в дистанционной форме (при наличии соответствующих документов) может быть проведено для следующих категорий обучающихся:
– для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования с применением дистанционных образовательных технологий;
– для участников итогового собеседования, обучающихся (или находящихся) по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении;
– участников итогового собеседования, соблюдающих карантинные меры, в том числе в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации и за ее пределами, и не имеющих возможности прибыть в места проведения итогового собеседования;
– для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, не имеющих по объективным причинам возможности участвовать в итоговом собеседовании в очной форме;
– для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в семейной форме обучения, находящихся за пределами РФ и не имеющих возможности прибыть для прохождения итогового собеседования в очной форме.
14. Срок действия результатов итогового собеседования
Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
15. Хранение и уничтожение материалов итогового собеседования
15.1. ОО назначает ответственного за информационную безопасность при хранении и утилизации материалов итогового собеседования.
15.2. ОО обеспечивает хранение:
– материалов итогового собеседования с соблюдением требований информационной безопасности в течение 60 дней после проведения итогового собеседования;
– аудиозаписей ответов участников итогового собеседования не менее трех месяцев со дня проведения итогового собеседования.
15.3. ОО формирует комиссию по уничтожению материалов и аудиозаписей ответов участников итогового собеседования.
15.4. ОО осуществляет уничтожение материалов итогового собеседования с составлением акта утилизации.
Приложение 1
Инструкция
для ответственного организатора образовательной организации
Текст Приложения 1 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 2
Инструкция
для технического специалиста образовательной организации
Текст Приложения 2 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 3
Инструкция
для собеседника
Текст Приложения 3 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 4
Инструкция
для эксперта
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с:
демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, включая критерии оценивания итогового собеседования, размещенными на официальном сайте ФГБНУ "ФИПИ" (http://fipi.ru) либо полученными от ответственного организатора образовательной организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным ОИВ;
Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы:
бланки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования 2025 года 4 (по одному на каждого участника итогового собеседования);
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
черновики для эксперта (при необходимости).
Ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования, полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования).
Во время проведения итогового собеседования:
оценивать ответы участников итогового собеседования непосредственно в аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая аудиозапись (схема оценивания определяется ОИВ);
вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
серию и номер документа, удостоверяющего личность участника;
класс;
номер аудитории;
номер варианта;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку "запет"/"незачет";
отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования);
отметку об удалении с итогового собеседования за нарушение требований Порядка (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования);
ФИО, подпись и дату проверки.
По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать собеседнику вместе с КИМ итогового собеседования, выданным эксперту, черновиками для эксперта (при наличии).
Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и собеседника!
Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его рабочее место рекомендуется определить в той части учебного кабинета, которую участник итогового собеседования зрительно не сможет наблюдать (и, соответственно, отвлекаться) в процессе оценивания итогового собеседования.
______________________________
4 Бланк протокола эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования содержит критерии оценивания ответов участников итогового собеседования, которые отличаются от критериев, использовавшихся до 2025 года.
Приложение 5
Инструкция
для организатора проведения итогового собеседования
Текст Приложения 5 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 6
Критерии
оценивания итогового собеседования по русскому языку
Текст Приложения 6 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 7
Списки
участников итогового собеседования
ИС-01. Форма списка участников итогового собеседования
Субъект |
25 |
Код МСУ |
|
Код ОО |
|
|
|
|
|||||
Итоговое собеседование по русскому |
Дата |
|
N п.п. |
ФИО участника |
Серия документа |
Номер документа |
Класс |
Номер аудитории / отметка о неявке |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
Приложение 8
Ведомость
учета проведения итогового собеседования в аудитории ИС-02. Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории
Субъект РФ |
25 |
Код МСУ |
|
Код ОО |
|
Аудитория |
|
|
|
||||||
Итоговое собеседование по русскому |
Дата |
|
N п.п. |
ФИО участника |
Серия документа |
Номер документа |
Класс |
Время начала |
Время завершения |
Не завершил по объективным причинам |
Удален за нарушения требований |
Подпись участника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ФИО собеседника |
|
Подпись |
|
Дата |
Приложение 9
Протокол
эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования
Текст Приложения 9 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 10
Специализированная форма
для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования
Текст Приложения 10 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 11
Образец заявления
об участии в итоговом собеседовании по русскому языку
Текст Приложения 11 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 12
Примерный перечень
категорий участников, претендующих на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета"
Текст Приложения 12 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 13
Акт
о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам
Текст Приложения 13 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru
Приложение 14
Акт
об удалении участника итогового собеседования
Текст Приложения 14 в формате pdf размещен на сайте www.garant.ru