Приказ Министерства образования Приморского края от 6 марта 2025 г. N пр.23а-296
"Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2024 год"
На основании пунктов 3, 4 статьи 47 Федерального закона 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2024 год согласно приложению.
2. Отделу по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования министерства образования Приморского края (Кошевая Е.А.) настоящий приказ с приложением разместить на официальном сайте министерства образования Приморского края в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра |
А.Ю. Меховская |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу министерства
образования Приморского края
от 6 марта 2025 г. N пр.23а-296
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2024 год
Введение
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства образования Приморского края (далее – Министерство) за 2024 год подготовлен в рамках реализации п. 38 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" и программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования на 2024 год, утвержденной приказом Министерства от 18.12.2024 N 23а-1700.
Настоящий обзор практики отражает основные направления и результаты деятельности Министерства по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за отчетный период, в том числе сведения о профилактике нарушений обязательных требований, а также аналитические материалы по результатам соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении подконтрольных субъектов, реализующих образовательные программы.
Обзор практики сформирован по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
В настоящем обзоре обобщены вопросы применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора). Изложены вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Статистические данные, используемые в обзоре практики, представлены по состоянию на 31.12.2024.
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики является:
– обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их размещения на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" для сведения подконтрольных субъектов;
– обеспечение единства практики применения Министерством федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Приморского края, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации в сфере образования;
– снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных объектов о практике применения обязательных требований законодательства в сфере образования;
– актуализация нормативных правовых актов для устранения противоречий обязательных требований;
– повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
– выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;
– выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
– выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
– подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
– выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
– выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
I. Общие положения
Постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2019 N 708-па "Об утверждении Положения о министерстве образования Приморского края" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Структурным подразделением Министерства, непосредственно осуществляющим данные полномочия, является отдел по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования (далее – Отдел контроля).
Федеральный государственный контроль (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, Министерство осуществляет в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон 273-ФЗ).
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области образования Министерство осуществляет:
– деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами, требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения образовательными организациями требований, организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений;
– деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности;
– деятельность, направленную на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением, иной, осуществляющей образовательную деятельность организацией, должностными лицами Министерства выдаются предписания об устранении выявленного нарушения, устанавливается срок его исполнения.
В порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностными лицами Министерства возбуждаются дела об административном правонарушении. Перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих государственные функции по федеральному государственному надзору в сфере образования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, утвержден приказом Министерства от 18.08.2020 N 881-а.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляются Министерством в отношении следующих видов подконтрольных объектов:
1. образовательные организации:
– дошкольные образовательные организации;
– общеобразовательные организации;
– профессиональные образовательные организации;
– организации дополнительного образования;
– организации дополнительного профессионального образования.
2. организации, осуществляющие обучение:
– организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
– организации, осуществляющие социальное обслуживание;
– научные организации;
– иные юридические лица.
3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Общее количество подконтрольных объектов в по состоянию на 31.12.2024 составило 1805, включая 79 филиала и 34 органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования на территории Приморского края, в том числе:
– дошкольные образовательные организации – 467 (включая 1 филиал);
– общеобразовательные организации – 535 (включая 26 филиалов);
– профессиональные образовательные организации – 68 (включая 19 филиала);
– организации дополнительного образования – 190 (включая 6 филиалов);
– организаций дополнительного профессионального образования – 160 (включая 11 филиалов);
– организаций, осуществляющий обучение, в том числе:
научные организации – 1
иные юридические лица 234 (включая 12 филиалов);
– индивидуальных предпринимателей 106 (в том числе 17 индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, 67 – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы и 22 – профессиональное обучение).
В соответствии с положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
При осуществлении Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяется единый порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
– составление ежегодного плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– разработка и издание распорядительных актов о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, ее содержании и форме проведения;
– соблюдение сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
– соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
– оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий;
– работа с обращениями граждан по вопросам нарушения обязательных требований в сфере образования.
При осуществлении государственного контроля (надзора) Министерство проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Также при осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.
II. Правоприменительная практика соблюдения законодательства об организации и проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
1. Состояние нормативно-правового регулирования федерального государственного контроля (надзора)
Исполнение государственных функций в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году осуществлялось Министерством в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
– Конституцией Российской Федерации;
– Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) (Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ);
– Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) (Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ);
– Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
– Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
– Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ);
– Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ);
– Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 170-ФЗ);
– Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
– Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
– Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации";
– Постановлением правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее – Положение N 997);
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 N 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2021 N 528 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
– Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2168 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2024N 711 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных исполнительным органам субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
– Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
– Приказом генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
– Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля";
– Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом";
– Приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";
– Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27.09.2019 N 1353 "Об утверждении Порядка оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере образования, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации";
– Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";
– Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 08.07.2022 N 769 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования";
– Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.04.2022 N 546 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях";
– Законом Приморского края от 13.08.2013 N 243-КЗ "Об образовании в Приморском крае";
– иными нормативными правовыми актами в сфере образования.
Анализ содержания большинства нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования, соблюдение которых подлежит проверке, показал их достаточность, полноту и объективность, а также возможность их исполнения и контроля, отсутствие в них коррупциогенности.
2. Составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2024 год (далее – План проверок) формируется на основании Федерального закона N 248-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.
Выбор объектов контроля и включение их в План проверок обусловлен риск-ориентированным подходом. Объекты государственного контроля (надзора) прежде чем попасть в План проверок подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска).
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью: для категории высокого риска – один раз в 3 года; для категории среднего риска – один раз в 4 года; в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью: для категории высокого риска – один раз в 3 года; для категории среднего риска – один раз в 4 года; в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В 2024 году в соответствии с пунктом 7 Положения N 997, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска, указанными в приложении N 1 к Положению N 997.
По результатам проведенного сопоставления к категории высокого риска объекты контроля не отнесены, к категории среднего риска отнесено 291 объекта контроля (по результатам аккредитационного мониторинга), остальные объекты контроля отнесены к категории низкого риска.
Так как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2024 год формировался Министерством с учетом периодичности для категорий риска.
Вместе с тем в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 N 1743 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336" в План проверок 2024 года необходимо включать объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Таким образом в План проверок 2024 года ни одного подконтрольного объекта не попало.
3. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии со ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий руководителя (заместителя руководителя) Министерства.
4. Обоснование проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, согласование проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 – 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ (в редакции Федерального закона N 170-ФЗ).
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
В случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с ч. 7 ст. 22 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения устанавливаются приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 N 294.
В 2024 году Министерством внеплановых проверок не проводилось.
5. Разработка и издание решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание
Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяется решением Министерства о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) Министерства.
Правовым основанием контрольного (надзорного) мероприятия является пункт 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Типовая форма решения утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
В 2024 году в связи с отсутствием проверок решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия подготовлено не было.
Согласно п. 61 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования N 997 контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (мониторинг безопасности) проводятся на основании задания руководителя (заместителя руководителя). Министерством подготовлено 167 заданий на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
6. Выбор формы и вида контрольного (надзорного) мероприятия
Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки, а также с учетом категории риска, отнесенной к объектам контроля (надзора).
При выборе формы проверки Министерством также принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), результаты ранее проведенных оценочных процедур, а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Министерства или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место осуществления образовательной деятельности и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольно-надзорные мероприятия в форме документарной и (или) выездной проверки осуществляются в соответствии со ст. 72 и 73 Федерального закона N 248-ФЗ и пп. 26, 64 и 65 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования N 997.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска – один раз в 3 года;
для категории среднего риска – один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска – один раз в 3 года;
для категории среднего риска – один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Согласно п. 66 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования N 997 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.
При осуществлении государственного контроля (надзора) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) Министерство проводило в отношении объектов государственного контроля (надзора) контрольное (надзорное) мероприятие – наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Данный вид контроля без взаимодействия с контролируемым лицом позволяет провести сбор и анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
7. Исчисление и соблюдение сроков контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования N 997 срок проведения документарной проверки составляет 10 рабочих дней. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также запрашивать письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения обязательных требований, с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки составляет 5 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, составляет 5 рабочих дней отдельно по каждому филиалу организации. Срок проведения выездной проверки в отношении каждого из производственных объектов, расположенных в разных субъектах Российской Федерации и принадлежащих индивидуальным предпринимателям, составляет 5 рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, составляет 10 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, составляет 10 рабочих дней отдельно по каждому филиалу организации.
Контрольный (надзорный) орган в сфере образования уведомляет контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления контролируемому лицу копии решения о проведении выездной проверки посредством почтовой связи и (или) по электронной почте (при наличии).
Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также запрашивать письменные объяснения по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения обязательных требований, с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.
8. Оформление итогов контрольных (надзорных) мероприятий и принятие мер по их результатам
К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление должностным лицам Министерства информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пп. 6 и 9 ч. 1 ст. 65 Федерального закона N 248-ФЗ, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Так, документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых Министерством действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных ч. 9 ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ, когда гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами Министерства действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес Министерства уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у Министерства сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае, если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять в Министерство документы на бумажном носителе.
Для целей информирования контролируемого лица Министерством может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
Документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, подписываются:
1) простой электронной подписью;
2) простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
3) усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом 248-ФЗ.
По итогам проведенных мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования Министерством при выявлении нарушений обязательных требований в ходе осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании, должностным лицом, проводившим проверку, готовится предписание об устранении нарушений законодательства об образовании, которое вручается или направляется проверяемому лицу.
Также в случае выявления административного правонарушения Министерством принимаются меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Принимались меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При неисполнении предписания в установленные сроки Министерством могут приниматься меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Предписаний в 2024 году не выдавалось, фактов неисполнения предписаний в установленные сроки не было.
9. Проведение федерального государственного контроля (надзора)
В соответствии со статьей 93 Закона об образовании (в редакции Федерального закона N 170-ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано: Федеральным законом N 248-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ, Положением N 997.
В связи с отсутствием объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, в План проверок 2024 года ни одного подконтрольного объекта не попало.
Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий Министерством могут привлекаться граждане и юридические лица, аккредитованные в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю".
На сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещены все документы, регламентирующие процедуру аттестации экспертов, перечень документов и формы заявлений, необходимые для аттестации в качестве эксперта, реестр аттестованных экспертов.
Приказом Министерства от 18.08.2020 N 882-а "Об утверждении порядка проведения аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю" утверждены:
– порядок проведения квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю;
– критерии аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю;
– форма заявления на получение аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю;
– правила формирования и ведения реестра аттестованных экспертов, привлекаемых Министерством к проведению мероприятий по контролю;
– положение об аттестационной комиссии по проведению квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю;
– состав аттестационной комиссии по проведению квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю;
– перечень видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов к мероприятиям по контролю.
Аттестация проводится в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, для подтверждения наличия у них специальных знаний, опыта в сфере образования и её области – образовательная деятельность.
Работа экспертов заключается в ряде задач:
– экспертиза соответствия основных образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
– анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательной деятельности по вопросам, подлежащим проверке;
– анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников организации;
– участие в составлении итоговых документов (акт по результатам проверки) и аналитических материалов (отчет, экспертное заключение по итогам проверки).
Привлечение практиков-экспертов позволяет более детально рассмотреть отдельные вопросы организации и содержания образовательного процесса.
В 2024 году работа по аккредитации граждан, юридических лиц и экспертных организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, Министерством не проводилась.
На текущий момент всего аттестовано в качестве экспертов 15 человек.
С участием экспертов контрольные (надзорные) мероприятия в 2024 году не проводились.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 96 Федерального закона N 248-ФЗ в 2024 году контрольные (надзорные) мероприятия проводились и без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с положениями ст. 74 Федерального закона N 248-ФЗ, ч. 61 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования N 997, в 2024 году Отделом контроля проведены мониторинги безопасности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) осуществлялись сбор и анализ информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В ходе мониторинга безопасности проверено:
– полнота, актуальности и правильности размещения на сайте образовательной организации локального акта о приеме в общеобразовательные организации;
– соблюдение обязательных требований к размещению информации на сайтах учреждений СПО;
– соответствие основных общеобразовательных программ требованиям ФГОС и ФОП;
– соблюдение обязательных требований по оказанию платных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях;
– соблюдение обязательных требований по размещение на сайтах общеобразовательных организаций в подразделе "Педагогический состав" сведений о повышении квалификации педагогов (за последние 3 года).
Мониторингом безопасности охвачены 161 образовательных организации:
– 1 дошкольных образовательных организации;
– 16 организаций среднего профессионального образования;
– 143 муниципальных общеобразовательных организации;
– 1 индивидуальных предпринимателя.
По результатам мониторингов безопасности, проведенных в 2024 году, образовательным организациям, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, выдано 27 предостережений, что на 6,6% предостережений больше (от общего числа мониторингов безопасности), чем в 2023 году. Выросший показатель предостережений связан с проведением мониторингов безопасности в организациях СПО, которые на протяжении 3-х лет и не были охвачены профилактическими мероприятиями.
Факты причинения юридическими лицами, в отношении которых осуществлялись в 2024 году контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, не выявлены.
В 2024 году по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий правонарушения не выявлены.
В 2024 году в рамках осуществления государственного федерального контроля (надзора) в сфере образования Министерством проводились мониторинги.
Так, в 2024 году Отделом контроля проведены следующие мониторинги:
1) Комплексный мониторинг объективности процедуры оценки качества образования в части анализа образовательных организаций, результаты которых содержат признаки необъективности по результатам проведения всероссийских проверочных работ в 2023 году.
В рамках проведения Мониторинга проведены мероприятия по сбору информации и определения доли образовательных организаций, вышедших из федерального перечня школ с признаками необъективности по результатам проведения ВПР.
По итогам мониторинга проведены анализ, систематизация и оценка полученных результатов, также руководителям управлений образованием направлены информационные с результатами и рекомендациями для дальнейшей работы в данных направлениях. Даны и адресные рекомендации. Вся итоговая информация размещена на официальном сайте Министерства.
2) Мониторинг объективности процедуры оценки качества образования в части внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях на 2023-2024 учебный год.
В рамках проведения Мониторинга провести мероприятия по сбору информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций, и определения доли образовательных организаций Приморского края, сформировавших объективную ВСОКО.
По итогам мониторинга проведены анализ, систематизация и оценка полученных результатов, также руководителям управлений образованием направлены информационные с результатами и рекомендациями для дальнейшей работы в данных направлениях. Даны и адресные рекомендации. Вся итоговая информация размещена на официальном сайте Министерства.
3) Мониторинг объективности процедуры оценки качества образования в части формирования графиков оценочных процедур в общеобразовательных организациях на 2023-2024 учебный год и наличия нормативно-правовых актов в муниципальных органах управления образованием по проведению всероссийских проверочных работ.
В рамках проведения мониторинга проведены мероприятия по сбору информации и определения доли:
– муниципалитетов, в которых принят порядок/регламент проведения ВПР;
– образовательных организаций, в которых приняты меры по формированию и наличию графиков оценочных процедур.
По итогам мониторинга проведены анализ, систематизация и оценка полученных результатов, также руководителям управлений образованием направлены информационные с результатами и рекомендациями для дальнейшей работы в данных направлениях. Даны и адресные рекомендации. Вся итоговая информация размещена на официальном сайте Министерства.
4) Мониторинг внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об основном общем образовании, среднем общем образовании, выданных в 2024 году.
Кроме того, Министерством совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (июнь-июль) осуществлялся мониторинг выдачи образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования и среднего профессионального образования, документов об образовании выпускникам текущего 2023-2024 учебного года и внесения сведений об указанных документах в ФИС ФРДО.
По итогам Мониторинга установлено, что в 2024 году ОО, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в полном объеме внесли сведения о выданных аттестатах об основном общем и среднем общем образовании в ФИС ФРДО.
5) Мониторинг объективности проведения независимых процедур оценки качества образования (государственная итоговая аттестация – ГИА-9, ГИА-11; всероссийские проверочные работы (ВПР), итоговое сочинение (изложение), итоговое собеседование по русскому языку).
Цели и задачи мониторинга – выявление доли образовательных организаций в пунктах проведения независимых процедур оценки качества образования в 2023 году.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.08.2022 N 924 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" для обеспечения общественного наблюдения при проведении независимых процедур оценки качества образования приказами Министерства было аккредитовано 1126 общественных наблюдателя, из них для проведения ГИА-9 – 786; для проведения ГИА-11 – 492 и 150 ОН для осуществления наблюдения в дистанционной форме на территории Ситуационного центра на портале http://www.smoriege.ru.
В целях соблюдения установленного Порядка ГИА – 11 в 2024 году и выявления нарушения, а также обеспечения объективности проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) на территории Приморского края в соответствии с приказом Министерства от 18.03.2024 N 23а-342 "О Ситуационном центре Приморского края" был создан Ситуационный центр Приморского края (далее – СИЦ ПК), где организовано общественное наблюдение в местах проведения ГИА в дистанционной форме (онлайн-наблюдение) на портале smotriege.ru по образовательным программам среднего общего образования на базе кампуса ФГБОУ ВО "Владивостокский государственный университет экономики и сервиса". Работа общественных наблюдателей в СИЦ была организована с учетом требований санитарно-эпидемиологических рекомендаций, правил и нормативов. При организации проведения экзаменов в текущем году первостепенной задачей являлось сохранение здоровья участников ЕГЭ и задействованных в его проведении лиц.
За ходом соблюдения Порядка ГИА – 11 в ППЭ наблюдали в режиме реального времени 150 аккредитованных общественных онлайн-наблюдателей.
Онлайн-наблюдением охвачено 89% аудиторий проведения экзаменов. Работа общественных наблюдателей в СИЦ ПК позволила обеспечить прозрачность экзаменационной кампании, честность и объективность ее проведения.
Приказами муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО) и приказами ОО в 2023-2024 учебном году для осуществления общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения) привлечено 881 общественный наблюдатель (декабрь 2023 – 551, февраль 2024 – 330); при проведении итогового собеседования по русскому языку – 674.
В качестве общественных наблюдателей были аккредитованы граждане из числа родительской общественности, представителей Общественных советов, студентов, сотрудников, преподавателей муниципальных и краевых образовательных учреждений, в т.ч. в сфере культуры и спорта, расположенных на территории муниципального образования, представителей молодежных движений, общественности, индивидуальных предпринимателей, самозанятых, пенсионеров, сотрудников (работников) муниципальных органов управления образованием и иных структурных подразделений органов местного самоуправления, администраций городских и сельских поселений и пр.
Основные требования действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования (федерального, регионального уровней) к обеспечению объективности проведения независимых процедур оценки качества образования (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, итогового сочинения (изложения), итогового собеседования по русскому языку) Министерством были доведены в муниципальные органы управления образованием приказами Министерства и информационными письмами.
В рамках проведения Мониторинга должностными лицами отдела по контролю, надзору, лицензированию и аккредитации в сфере образования были проведены мероприятия по сбору информации и определения доли ОО/ППЭ, охваченных общественным наблюдением, получены и проанализирована сведения от МОУО.
По информации Рособрнадзора по показателю эффективности общественного наблюдения в период ЕГЭ Приморский край в 2024 году получил 95% (баллов) (в 2023 году – 93,02% (баллов).
В 2024 году общее количество ППЭ-дней, проведенных в форме ЕГЭ, составляло 663 ППЭ-дней, из них 629 ППЭ-дней осуществлялось общественное наблюдение и общественными наблюдателями было заполнено минимум по одному ППЭ-18 МАШ в одном пункте день проведения экзамена.
100% охват общественным наблюдением был в 28 муниципальных образованиях края (в 2023 году – в 23-х).
По сравнению с 2023 годом:
– улучшили свои результаты по охвату общественным наблюдением в ППЭ 7 муниципалитетов: Партизанский городской округ; Анучинский, Дальнереченский, Красноармейский, Михайловский, Пожарский, Хорольский муниципальные округа и районы;
– немного снизился охват общественным наблюдением в Уссурийском городском округе – 97,5% (в 2023 году – 100%);
– ухудшили свой результат:
Пограничный муниципальный округ – 90% (в 2023 году – 100%);
Тернейский муниципальный округ – 90,4% (в 2023 году – 92%);
– в красной зоне остаются:
Лесозаводский городской округ – 55% (в 2023 году – 57%);
Владивостокский городской округ – 83% (в 2023 году – 85%);
Черниговский муниципальный округ – 88,9% (в 2023 году – 78%).
III. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности Министерством были разработаны и утверждены следующие руководства по соблюдению обязательных требований Российской Федерации, в которых содержатся перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольно-надзорных мероприятий:
– руководство по соблюдению обязательных требований по внесению сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденное приказом Министерства от 22.11.2021 N 1501-а;
– руководство по соблюдению требований по аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, утвержденное приказом Министерства от 30.06.2020 N 689-а;
– руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании в части обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования", утвержденное приказом Министерства от 20.06.2023 N 861-а.
Также на сайте Министерства размещено руководство по соблюдению образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образовании в части информационной открытости образовательной деятельности, утвержденное Рособрнадзором 30.05.2022.
Перечни и тексты правовых актов, содержащие обязательные требования, а также анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Министерством на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Министерством контрольно-надзорных мероприятий, и актуализация указанных перечней.
2. Типичные нарушения обязательных требований
Контрольные (надзорные) мероприятия – это не только плановые проверки и мониторинги безопасности, но и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об образовании.
Информационная открытость образования сегодня является одним из ключевых условий для развития системы, которая стремится к качественному образованию для всех.
Сайт образовательной организации относится к категории официальных сайтов организаций и представляет собой информационный ресурс, основополагающей целью создания которого является позиционирование организации в сети Интернет.
С целью определения соответствия информационной открытости официальных сайтов образовательных организаций требованиям законодательства Российской Федерации Министерством неоднократно проводились мониторинги. Справки и информационные письма по результатам мониторингов неоднократно доводились до муниципальных органов управления образованием в целях принятия мер к их устранению и недопущению впредь.
В 2024 году к наиболее распространенным следует отнести нарушения, связанные с размещением на официальных сайтах образовательных организаций отдельной информации и ее обновления.
Так, специалистами Министерства выявлены нарушения обязательных требований при проведении мониторингов безопасности без взаимодействия с юридическим лицом, при использовании информации, размещенной на сайтах образовательной организации:
– в подразделе "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" не указываются сведения о продолжительности опыта работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов. Некорректно указывается занимаемая должность у педагогов;
– размещена устаревшая и недостоверная информация;
– локальные акты в подразделе "Документы" и "Образование" составлены со ссылкой на нормативные правовые акты, утратившие силу;
– информация размещена не в соответствующих подразделах.
– в 24% (от числа проверенных) школ основная образовательная программа среднего общего образования не размещена на официальных сайтах;
– в 40%(от числа проверенных) школ в основную образовательную программу среднего общего образования не включены рабочие программы курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений;
– 20% (от числа проверенных) школ не разместили учебные планы на официальных сайтах;
– календарный план воспитательной работы отсутствует на официальных сайтах 42 % (от числа проверенных) школ;
– в 30% (от числа проверенных) дошкольных учреждений отсутствует порядок оказания платных образовательных услуг;
– 66,7% (от числа проверенных) частных дошкольных учреждений не разместили документ о размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детей.
Также не соблюдается требование о наличии электронных цифровых подписей на размещенных на сайтах документов, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно.
Не выполнено требование о возможности поиска информации в скачанных документах (документы размещены в формате pdf без возможности поиска информации в них).
3. Меры, принимаемые Министерством в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении федерального государственного контроля (надзора)
По результатам мониторингов безопасности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 26 образовательных организаций, у которых выявлены нарушения обязательных требований, получили предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В период проведения ЕГЭ в связи с выявленными грубыми нарушениями порядка проведения государственной итоговой аттестации составлено 19 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 19.30. КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 13 участникам государственной итоговой аттестации назначены штрафы.
Также в 2024 году должностными лицами Министерства при рассмотрении 1 обращения гражданина, содержащие сведения о нарушении обязательных требований законодательства Российской Федерации, поступивших в 2024 году, проведен мониторинги безопасности и объявлено предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
4. Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Министерством были проведены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства об образовании в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Приморского края (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 273-ФЗ). Данные мероприятия проводились в соответствии с утвержденной Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования на 2024 год.
В 2024 году Министерство осуществляло информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вся информация об осуществлении Министерством контрольно-надзорных полномочий является открытой и доступной и размещается на официальном сайте, в том числе в форме открытых данных, по адресу https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/ osushchestvlenie-peredannykh-polnomochiy-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-obrazovaniya/ kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/
Так, в 2024 году осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой проведения профилактических мероприятий:
1. Размещена на сайте Министерства информация распорядительного и информационно-консультативного характера для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образования, руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Поддержаны в актуальном состоянии размещенные на официальном сайте перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и гиперактивные ссылки на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
3. Опубликованы на официальном сайте Министерства сведения о проведенных мониторингах безопасности и их результатах.
4. Подготовлена статистическая отчетность в Рособрнадзор и прокуратуру Приморского края об итогах деятельности по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
5. Направлены информационные письма руководителям муниципальных образований Приморского края о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и мониторингов проведенных в отношении образовательных организаций.
Направление информационных писем позволило предупредить выявление нарушений при проведении мониторингов безопасности.
6. Подготовлено 176 ответов на обращения граждан по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, соблюдению законодательства в сфере образования.
7. Сотрудники Отдела участвовали в 6 совместных поверках с надзорными и правоохранительными органами в целях своевременного принятия мер по устранению нарушений законодательства в области образования.
8. Участие специалистов Отдела в краевых мероприятиях с докладами и разъяснениями вопросов законодательства в сфере образования:
24.04.2024 руководители школ г. Владивостока ознакомлены с проектом по снижению документационной нагрузки на педагогов.
24.06.2024 в г. Владивостоке проведен круглый стол с социальными предпринимателями по обсуждению вопросов о процедуре лицензирования организаций и ИП в сфере образования и об обязательных требованиях, предъявляемых к помещениям при организации частной образовательной деятельности.
25.06.2024 в г. Уссурийске проведен круглый стол с застройщиками по обсуждению вопросов наличия подходящего имущества для ведения деятельности социальных предпринимателей, на котором поднимались темы проведению процедуры лицензирования образовательной деятельности.
21.08.2024 в г. Владивостоке проведен круглый стол при участии сотрудников министерства образования Приморского края, Национальной Ассоциации автошкол г. Москвы и Приморской ассоциации автомобильных школ г. Владивостока, а также с участием представителей объединений автошкол Приморского края на тему: "Совершенствование взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств с государственными органами в условиях изменения нормативной базы".
Неоднократно на ВКС с руководителями МОУО обсуждались особенности и нововведения, критерии качества и объективности проведения основного периода единого государственного экзамена и иных оценочных процедур в 2024 году. Также обсуждалась работа СИЦ Приморского края, видеонаблюдение в ППЭ и ключевые аспекты работы с общественными наблюдателями. Помимо этого было проведено обучение по работе с формами и бланками ППЭ ГИА-9 и ГИА-11 и выданы материалы для подготовки и проведения семинаров с работниками ППЭ на уровне МСУ.
9. Руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов управления образования и гражданам даются подробные разъяснения и консультации, как в устной, так и в письменной форме.
Специалистами, осуществляющими лицензирование образовательной деятельности, в течение всего года велась работа с лицензиатами, направленная на предотвращение ими нарушений лицензионных требований.
Руководителям муниципальных органов управления образования, главам муниципальных образований Приморского края направлено 8 информационных писем по снижению документарной нагрузки на педагогов.
05.03.2024 проведено мероприятие (фокус – группа) на тему снижения административной нагрузки педагогов, где приняли участие педагогические работники из 19 муниципальных образований Приморского края.
21.05.2024 проведено картирование процесса педагогического работника для выявления причин превышения административной нагрузки на педагогов.
Для принятия дополнительных мер по соблюдению законодательства по снижению документационной нагрузки на учителей руководителям МОУО было направлено письмо Министерства от 23.05.2024 N 23/4974.
С 1 сентября 2024 года вступает в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) от 04.08.2023 N 1493 "Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации". Направлены письма руководителям МОУО для использования в работе "О новых Требованиях к структуре официального сайта ОО", "Методические рекомендации по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях Российской Федерации.
В 2024 году в соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и п. 21 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, а также планом-графиком проведения профилактических мероприятий в виде профилактических визитов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2024 год Министерством проведен 78 профилактический визит, что на 37 больше чем в 2023 году.
Руководствуясь правом, предусмотренным ч. ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", 40 контролируемых лица, в отношении которых были запланирован и организованы профилактические визиты, представили отказы от мероприятия.
Таким образом в отчетном периоде из проведенных профилактических визитов 38 проведено путем видео-конферец-связи. По результатам составлены протоколы проведения профилактических визитов. В ходе профилактических визитов осуществлено консультирование и профилактическая беседа.
Профилактические визиты по заявлению контролируемого лица в 2024 году не проводились ввиду отсутствия таких заявлений.
Программа профилактики и организационные мероприятия, направленные на создание системной профилактической работы Отдела, мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, выполнены в полном объёме, количество выявленных нарушений обязательных требований в общем количестве проведенных плановых надзорных проверок снижено на 1,1% по сравнению с 2023 годом.
5. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора)
Министерство осуществляло федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Анализ результатов осуществления государственного контроля (надзора) на территории Приморского края в отчетном периоде позволяет сделать следующие выводы:
– в течение года проводилась системная работа по предупреждению и пресечению нарушений требований законодательства об образовании и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе обеспечен контроль за устранением нарушений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
– проведена методическая работа с руководителями и уполномоченными представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направленная на предотвращение нарушений с их стороны;
– реализована Программа профилактики на 2024 год.
Об эффективности государственного контроля (надзора) в сфере образования свидетельствует отсутствие:
случаев непроведения контрольных (надзорных) мероприятий;
контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными;
контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Министерства, осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания;
внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда и (или) ликвидации последствий таких нарушений;
контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых выявлены правонарушения и возбуждены дела об административных правонарушениях;
контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел.
Планируется достижение следующих целей:
– предупреждение и сокращение подконтрольными субъектами количества нарушений обязательных требований;
– повышение прозрачности деятельности Министерства при осуществлении контроля;
– снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
– создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня нарушений обязательных требований;
– реализация мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и, как следствие, уменьшение количества нарушений требований законодательства об образовании, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий.
Система мер и мероприятий по организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2024 году позволила:
– обеспечить своевременный контроль за исполнением предостережений и устранением нарушений обязательных требований, выявленных по результатам контрольных надзорных мероприятий;
– активизировать работу по приведению локальных актов образовательных организаций в соответствие с действующим законодательством;
– повысить уровень административной ответственности и исполнительской культуры руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, муниципальных органов управления образованием;
– обеспечить открытость и прозрачность контрольно-надзорных процедур и результатов их проведения;
– выявить типичные нарушения законодательства Российской Федерации об образовании в образовательных организациях Приморского края;
– снизить количество нарушений, связанных с ведением официального сайта, оказанием платных образовательных услуг; улучшилось качество разработки основных и дополнительных программ; порядок заполнения документов об образовании и квалификации. Отсутствуют случаи выявления правонарушений в ходе контрольно-надзорных мероприятий;
– снизить количество нарушений при проведении ГИА.
Приоритетные задачи при проведении ГИА в 2025 году:
– усиление контроля за соблюдением установленного порядка проведения ГИА в 2025 году;
– активизация общественного наблюдения в ППЭ;
– проведение региональных перепроверок отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ, попавших в зоны риска;
– присутствие представителей Отдела при проведении ВПР в общеобразовательных организациях, показавших признаки необъективности при проведении ВПР в 2025 году.
Основные механизмы реализации поставленных задач:
– приведение нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования, в соответствие с действующим законодательством;
– размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нормативных правовых актов или отдельных их частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
– размещение на официальном сайте комментариев Министерства о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
– выдача организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
– участие в информационно-разъяснительной работе с различными категориями лиц, задействованных в организации и проведении ГИА в 2025 году;
– информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о сроках исполнения предписаний, изданных по результатам плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ответственности за неисполнение предписаний и предостережений в установленный срок, непредставление отчета об устранении выявленных нарушений;
– подготовка информации об ответственности за нарушение установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования и размещение ее на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
– обобщение практики (информации) осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Приморского края при осуществлении деятельности по реализации основных образовательных программам, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных образовательных программам;
– организация и проведение серии семинаров, выездных и в режиме ВКС, по теме "Обеспечение соблюдения обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности";
– ведение федеральных баз данных;
– непрерывное повышение квалификации должностных лиц, осуществляющих мероприятия по контролю.