Приказ Министерства туризма Приморского края от 17 марта 2025 г. N 17
"Об утверждении вопросов для проведения квалификационного экзамена в тестовом формате и практическому заданию для аттестации экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков в Приморском крае"
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 года N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков", Законом Приморского края от 10 февраля 2014 года N 355-КЗ "О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края", постановлением Правительства Приморского края от 14 июня 2024 года N 415-пп "Об утверждении Положения о министерстве туризма Приморского края", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые вопросы тестового формата и практического задания квалификационного экзамена для проведения аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в Приморском крае (в приложении).
2. Признать утратившим силу приказ министерства туризма Приморского края от 24 октября 2024 года N 56 "Об утверждении вопросов для проведения квалификационного экзамена в тестовом формате и практическому заданию для аттестации экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков в Приморском крае".
3. Отделу регулирования туристской отрасли министерства туризма Приморского края (далее – министерство) обеспечить:
3.1. Направление:
настоящего приказа в течение трех рабочих дней со дня его принятия в департамент информационной политики Приморского края для обеспечения его официального опубликования;
в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в течение семи календарных дней после дня его первого официального опубликования для включения указанного акта в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз;
копии настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его принятия;
копии настоящего приказа в прокуратуру Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
3.2. Размещение настоящего приказа:
на странице министерства и официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края" не позднее трех рабочих дней со дня его принятия;
на странице информационной системы "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Приморского края" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://npaoiv.primorsky.ru в течение трех рабочих дней со дня его принятия в целях его государственной регистрации;
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.Б. Набойченко |
Утверждено
приказом Министерства
туризма Приморского края
от 17.03.2025 N 17
Вопросы
для проведения квалификационного экзамена в тестовом формате для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в Приморском крае
1. Термин "экскурсия" с латинского языка переводится как:
а) урок;
б) вылазка;
в) встреча;
г) выход.
2. Впервые в истории человечества термин "экскурсия" стали использовать:
а) учителя;
б) врачи;
в) военные;
г) купцы.
3. Экскурсия как форма общения предполагает:
а) повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знаний;
б) самостоятельную работу экскурсантов с объектом;
в) взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности;
г) ряд действий – подготовку и проведение экскурсий.
4. К функциям экскурсии относится:
а) идейность;
б) связь теории с жизнью;
в) научная пропаганда;
г) наглядность.
5. Экскурсионный метод познания основан на принципе:
а) наглядности;
б) равенства;
в) информативности;
г) убедительности.
6. К общим признакам экскурсии относится:
а) протяженность во времени менее одного академического часа;
б) демонстрация действующих объектов;
в) целенаправленность показа объектов, наличие темы;
г) наличие транспорта.
7. К основным требованиям к экскурсиям согласно ГОСТ Р 54604-2022 "Туризм и сопутствующие услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования" относятся:
а) выбор наиболее эффективных методических приемов проведения экскурсии;
б) соблюдение экскурсионного маршрута и продолжительности проведения экскурсии;
в) определение достоверных источников информации об экскурсионных объектах;
г) познавательная ценность, наглядность, достоверность, доступность, качество изложения материала (текста экскурсии), дифференцированный подход к экскурсантам различных категорий.
8. Продолжительность экскурсии:
а) от 45 минут до 24 часов;
б) менее 45 минут;
в) от 45 минут до двух суток;
г) от 24 часов и более.
9. Классификация экскурсий это:
а) разделение всех экскурсий по форме их проведения;
б) объединение экскурсий, отличающихся по форме проведения, но использующих одинаковый вид транспорта;
в) разделение всех экскурсий по какому-либо существенному признаку;
г) объединение одинаковых по теме экскурсий.
10. По содержанию экскурсии подразделяются на:
а) учебные;
б) научные;
в) обзорные и тематические;
г) производственные.
11. По составу участников группы различают экскурсии:
а) городские и загородные;
б) учебные и рекламные;
в) взрослые и детские;
г) экологические и производственные.
12. К историческим экскурсиям относятся:
а) искусствоведческие;
б) этнографические;
в) геологические;
г) литературные.
13. К литературным экскурсиям относятся:
а) театральные;
б) экологические;
в) исторические;
г) литературно-биографические.
14. Разработку новой экскурсии следует начинать с:
а) выбора темы;
б) формулировки цели и задач экскурсии;
в) подбора литературы по теме;
г) работы в архивах.
15. Какова цель обзорной экскурсии:
а) дать наиболее полное, разностороннее представление о городе;
б) показать лучшее в городе;
в) показать уникальные объекты;
г) дать исторический экскурс.
16. Выбор тематики экскурсий обусловлен:
а) потребительским спросом;
б) наличием объектов показа, обеспечивающим зрительное раскрытие темы;
в) актуальными задачами развития региона;
г) всеми перечисленными факторами.
17. Предварительная ступень при подготовке экскурсии заключается в:
а) отборе объектов показа для экскурсии;
б) написании индивидуального текста;
в) составлении технологической карты экскурсии;
г) подборе материалов для "портфеля экскурсовода".
18. Критериями отбора объектов экскурсионного показа служат:
а) познавательная и художественная ценность;
б) популярность и выразительность;
в) сохранность и месторасположение;
г) все вышеперечисленные критерии.
19. Одним из пунктов паспорта объекта является:
а) данные об авторах объекта;
б) сведения о населении района, где расположен объект;
в) перечень близлежащих экскурсионных объектов;
г) адрес организации, осуществляющей охрану объекта.
20. Построение маршрута определяется:
а) наличием наглядных пособий;
б) выбором транспортных средств;
в) местом расположения объектов экскурсионного показа;
г) индивидуальным текстом.
21. К разработке маршрута предъявляются следующие требования:
а) радиальное расположение объектов;
б) обеспечение зрительной основы для раскрытия темы;
в) учет наличия торговых точек по продаже сувениров;
г) учет требований потребителей экскурсионной услуги.
22. Одним из вариантов построения экскурсионных маршрутов является:
а) автобусный;
б) искусствоведческий;
в) хронологический;
г) пешеходный.
23. Композиция экскурсии это:
а) вступление, основная часть, заключение;
б) контрольный и индивидуальный тексты;
в) расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключения;
г) последовательность презентации объектов показа.
24. Контрольный текст экскурсии – это:
а) текст, подаваемый во время экскурсии;
б) сведения, характеризующие экскурсионный объект;
в) технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии;
г) перечень основных и дополнительных объектов показа.
25. Технологическая карта экскурсии представляет собой:
а) подготовку контрольного текста экскурсии;
б) документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте экскурсии в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии;
в) условное наименование наглядных пособий, используемых в ходе экскурсии;
г) разрешение на проведение экскурсии.
26. Рекомендации к составлению технологической карты экскурсии содержатся в: а) ГОСТ Р 50681-2010 "Туристские услуги. Проектирование туристских услуг";
б) профессиональном стандарте "Экскурсовод (гид)";
в) Федеральном законе N 132 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) не содержатся в официальных документах.
27. Составление технологической карты экскурсии происходит в процессе:
а) предварительного этапа подготовки экскурсии;
б) основного этапа подготовки экскурсии;
в) заключительного этапа подготовки экскурсии;
г) утверждения экскурсии в турфирме.
28. Задачи объезда (обхода) маршрута – это уточнение:
а) комплекса мероприятий по проведению экскурсии;
б) основных и резервных точек экскурсионного показа;
в) контингента будущих экскурсантов;
г) уточнение схемы движения.
29. Заключительная ступень подготовки новой экскурсии состоит в:
а) обработке фактического материала;
б) сдаче экскурсии на маршруте;
в) составлении технологической карты;
г) написании индивидуального текста.
30. Какой из основных элементов экскурсии является главным:
а) показ;
б) рассказ;
в) движение;
г) использование "портфеля экскурсовода".
31. Основные элементы экскурсии соотносятся следующим образом:
а) показ первичен, рассказ вторичен;
б) рассказ первичен, показ объекта вторичен;
в) показ и рассказ активно взаимодействуют и находятся в устойчивом равновесии;
г) показ и рассказ функционируют независимо друг от друга.
32. Прием показа, при котором словесным путем восстанавливается первоначальный облик объекта, называется:
а) предварительный осмотр;
б) экскурсионный анализ;
в) панорамный показ;
г) зрительная реконструкция.
33. Прием показа, наиболее подходящий для создания эффекта соучастия и формирования чувства сопричастности, называется:
а) предварительный показ;
б) прием локализации событий;
в) интеграции;
г) абстрагирования.
34. Прием показа, при котором словесным путем подчеркиваются характерные внешние отличительные особенности объекта, называется:
а) показ с выделением опознавательных признаков;
б) экскурсионный анализ;
в) прием зрительного сравнения;
г) показ мемориальной доски.
35. Прием показа, используемый для демонстрации видов местности:
а) методический прием движения;
б) прием зрительной аналогии;
в) прием панорамного показа;
г) прием переключения внимания.
36. Одним из приемов реконструкции в экскурсии является:
а) панорамный показ;
б) характеристика;
в) зрительный монтаж;
г) абстрагирование.
37. К особым (специальным) приемам в ходе экскурсии относятся:
а) цитирование литературного произведения;
б) описание объекта показа;
в) участие экскурсантов в народном гулянии;
г) демонстрация объекта экскурсионного показа.
38. Исполнение экскурсантами элементов ритуала или присутствие при их исполнении является:
а) особым (специальным) методическим приемом;
б) просто частью экскурсионной программы;
в) формой развлечения экскурсантов;
г) способом скоротать свободное время.
39. Основой рассказа в экскурсии является:
а) технологическая карта;
б) индивидуальный текст экскурсии;
в) контрольный текст;
г) карточка прослушивания.
40. Экскурсионная справка – прием рассказа используемый:
а) перед показом нескольких объектов;
б) для описания действия, происходящего в данный момент;
в) для подробной характеристики объекта;
г) для сжатого изложения сведений об объекте.
41. Для объединения подтем и вопросов экскурсии в единое целое наиболее эффективны:
а) логические переходы;
б) формальные переходы;
в) конструктивные переходы;
г) технологический переход.
42. Выберите пример тождественного логического перехода:
а) "Паллада" – учебное судно студентов Дальрыбвтуза, курсанты МГУ имени Невельского практикуются на другом паруснике;
б) что прижимает к груди эта дама? – Письмо! Она несет его на почту. Перед нами – здание почтово-телеграфной конторы;
в) Русский мост, к которому мы подъезжаем, имеет такой же тип конструкции, как и Золотой мост;
г) если здание железнодорожного вокзала выглядит по-старорусски, то Морвокзал смотрится иначе, он построен в другое время и в другом стиле.
43. Выберите пример противоположного логического перехода:
а) "Паллада" – учебное судно студентов Дальрыбвтуза, курсанты МГУ имени Невельского практикуются на другом паруснике;
б) что прижимает к груди эта дама? – Письмо! Она несет его на почту. Перед нами – здание почтово-телеграфной конторы;
в) Русский мост, к которому мы подъезжаем, имеет такой же тип конструкции, как и Золотой мост;
г) если здание железнодорожного вокзала выглядит по-старорусски, то Морвокзал смотрится иначе, он построен в другое время и в другом стиле.
44. Выберите пример соотносительного логического перехода:
а) "Паллада" – учебное судно студентов Дальрыбвтуза, курсанты МГУ имени Невельского практикуются на другом паруснике;
б) что прижимает к груди эта дама? – Письмо! Она несет его на почту. Перед нами – здание почтово-телеграфной конторы;
в) Русский мост, к которому мы подъезжаем, имеет такой же тип конструкции, как и Золотой мост;
г) если здание железнодорожного вокзала выглядит по-старорусски, то Морвокзал смотрится иначе, он построен в другое время и в другом стиле.
45. Выберите пример вопросно-ответного логического перехода:
а) "Паллада" – учебное судно студентов Дальрыбвтуза, курсанты МГУ имени Невельского практикуются на другом паруснике;
б) что прижимает к груди эта дама? – Письмо! Она несет его на почту. Перед нами – здание почтово-телеграфной конторы;
в) Русский мост, к которому мы подъезжаем, имеет такой же тип конструкции, как и Золотой мост;
г) если здание железнодорожного вокзала выглядит по-старорусски, то Морвокзал смотрится иначе, он построен в другое время и в другом стиле.
46. "Портфель экскурсовода" – это:
а) комплект наглядных пособий;
б) списки основной и дополнительной литературы;
в) описание основных и резервных точек экскурсионного показа;
г) карточки объектов.
47. "Портфель экскурсовода" комплектуют согласно задаче:
а) сокращения маршрута экскурсии;
б) дополнения или восстановления недостающих звеньев зрительного ряда;
в) увеличения количества экскурсионных объектов;
г) активизации внимания экскурсантов.
48. Прием заданий, вопросов и ответов направлен на:
а) сообщение о событии, происходящем во время экскурсии;
б) устное доказательство выдвинутого в рассказе положения;
в) активизацию внимания экскурсантов;
г) проверку знаний.
49. Какими методическими материалами может пользоваться экскурсовод во время экскурсии:
а) контрольным текстом;
б) технологической картой;
в) карточками с конспектом текста;
г) индивидуальным текстом.
50. Рассказ экскурсовода начинается с:
а) организационной части вступления;
б) информационной части вступления;
в) рекламы маршрута;
г) рекламы предприятия, организующего экскурсионный маршрут.
51. В организационной части вступления экскурсовод сообщает: а) цель и задачи экскурсии;
б) названия экскурсий, проводимых фирмой, в которой он работает;
в) правила безопасности;
г) подтемы и наиболее интересные объекты экскурсии.
52. В информационной части вступления излагаются:
а) техника безопасности;
б) подтемы и наиболее интересные объекты экскурсии;
в) название экскурсии;
г) правила поведения на транспорте.
53. Особенно важно сориентировать экскурсантов на объект, указать его цвет, размеры и характерные детали при показе во времени:
а) перемещения от объекта к объекту;
б) остановки автобуса;
в) выхода из автобуса к объекту;
г) движения автобуса.
54.Ответы на вопросы экскурсантов во время экскурсии экскурсовод дает:
а) по мере поступления;
б) в конце экскурсии;
в) на переездах во время экскурсии;
г) во время выхода из автобуса.
55.К технике ведения экскурсии относится:
а) описание объекта;
б) прием объяснения;
в) зрительная реконструкция;
г) расстановка группы у объекта.
56.Основное требование к способу расстановки группы у объекта:
а) компактное расположение группы;
б) необходимость все видеть и слышать каждому экскурсанту;
в) удобное расположение группы для фотографирования;
г) напротив экскурсовода.
57. При возвращении группы в автобус экскурсовод:
а) заходит первым;
б) заходит последним;
в) заходит вместе с группой;
г) стоит слева от входа.
58. Путевая экскурсионная информация используется: а) во всех видах экскурсий;
б) преимущественно в загородных экскурсиях и экскурсиях на транспорте;
в) только при проведении экскурсий на транспортных средствах;
г) только при проведении экскурсий для детей.
59. Количество остановок экскурсионного автобуса и выходов туристов во время проведения основной части экскурсии:
а) должно быть минимальным, чтобы экскурсанты не отвлекались;
б) должно быть максимально возможным, чтобы экскурсанты не уставали в автобусе;
в) должно быть максимально возможным, чтобы экскурсанты могли общаться между собой;
г) должно быть пропорциональным времени проездов и соответствовать физиологическим требованиям.
60. Если произошла вынужденная задержка начала экскурсии, каковы действия экскурсовода:
а) ни в коем случае не сокращать время рассказа и показа на экскурсии;
б) увеличить общее время экскурсии;
в) равномерно сократить рассказ по каждой подтеме и показ каждого объекта и сохранить общее время экскурсии;
г) сохранить общее время экскурсии за счет исключения из рассказа какой-либо подтемы или объекта.
61. В случае чрезвычайной ситуации на маршруте экскурсовод не должен:
а) эвакуировать экскурсантов в безопасное место;
б) составить акт о чрезвычайной ситуации;
в) сохраняя спокойствие, продолжать экскурсию;
г) сообщить о ситуации в турфирму.
62. Трудовые функции экскурсовода изложены:
а) в ГОСТ Р 53522-2022 "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения";
б) в ГОСТ Р 71846-2024 "Туризм и сопутствующие услуги. Научно-популярный туризм. Общие требования";
в) в профессиональном стандарте "Экскурсовод (гид)";
г) в Глобальном этическом кодексе туризма.
63.Что из перечисленного не относится к обязательным требованиям к профессии "экскурсовод":
а) дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения по составу и возрасту;
б) владение методикой экскурсионного дела;
в) знание иностранных языков;
г) вежливость, тактичность в общении с экскурсантами.
64. Основная особенность речи экскурсовод заключается:
а) в использовании региональной лексики;
б) в особом синтаксическом строе: в использовании повелительного наклонения и простых фраз;
в) в большом объеме информации;
г) в чрезмерном использовании жестов.
65. Какое качество не присуще коммуникативно совершенной речи:
а) ясность;
б) точность;
в) неуместность;
г) логичность.
66. Оптимальная длина устной фразы:
а) 3-5 слов;
б) 10-13 слов;
в) 14-18 слов;
г) 25-30 слов.
67. Оптимальный темп речи экскурсовода:
а) 75 слов в минуту;
б) 60 слов в минуту;
в) 45 слов в минуту;
г) более 80 слов в минуту.
68. Экскурсовод строит устный рассказ на основе:
а) архивных материалов;
б) газетных публикаций;
в) контрольного текста;
г) индивидуального текста.
69. Выберите неправильный вариант:
а) кампус университета расположен на острове Русский;
б) бухта Новик – главная бухта острова Русского;
в) гости прилетели с Сахалина;
г) выходные мы провели в городе Уссурийске.
70. Выберите правильный вариант:
а) во Владивостоке проживает немного больше шестиста тысяч человек;
б) во Владивостоке проживает немного больше шестисот тысяч человек;
в) во Владивостоке проживает немногим более шестисот тысяч человек;
г) во Владивостоке проживает немногим более шестиста тысяч человек;
71. Как правильно расставить ударения?
а) гуляли по фортам над рыбным портом;
б) гуляли по фортам над рыбным портом;
в) гуляли по фортам над рыбным портом;
г) гуляли по фортам над рыбным портом;
72. Выберите наиболее допустимое тавтологическое словосочетание:
а) мемориал памяти;
б) перспектива на будущее;
в) морской круиз;
г) коренной абориген.
73. В каком из вариантов ударение поставлено неправильно?
а) оборонительных крепостей;
б) в горных местностях;
в) некрасовский путепровод;
г) ходатайство об аттестации.
74. Указательный жест используется с целью:
а) дать представление о границах осматриваемого объекта;
б) переключить внимание экскурсантов с одного объекта на другой;
в) подчеркнуть особенности конструкции;
г) предложить вернуться в автобус.
75. Жесты, которые помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, называются:
а) указательные;
б) пространственные;
в) реконструирующие;
г) побудительные.
76. Какие жесты не связаны с показом, и носят организационный характер:
а) указательные;
б) пространственные;
в) реконструирующие;
г) побудительные.
77. Что называют "зрительным элементом речи"?
а) мимику экскурсовода;
б) жесты экскурсовода;
в) внешний вид экскурсовода;
г) все вышеперечисленное.
78. Согласно профстандарту "Экскурсовод (гид)" к трудовым функциям экскурсовода/ гида-переводчика не относится:
а) разработка экскурсий;
б) сопровождение туристов (экскурсантов) по маршруту экскурсии;
в) ознакомление туристов (экскурсантов) с объектами показа;
г) формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации.
79. Какая трудовая функция, согласно профстандарту "Экскурсовод (гид)", соответствует должности "ассистент экскурсовода (гида)":
а) определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации;
б) разработка экскурсионных программ обслуживания;
в) оказание помощи экскурсоводу (гиду) в процессе экскурсионного обслуживания;
г) организация деятельности по реализации экскурсионных услуг.
80. Экскурсовод (гид) – это:
а) лицо, имеющее навыки общения с группами людей;
б) лицо, имеющее туристское образование;
в) лицо, обладающее ораторским мастерством;
г) профессионально подготовленное лицо, являющееся гражданином Российской Федерации и прошедшее аттестацию.
81. В перечень социально-психологических требований к экскурсоводу входят:
а) ровная, эмоционально не окрашенная форма подачи информации экскурсантам;
б) невмешательство в возможные конфликтные ситуации в группе экскурсантов;
в) стрессоустойчивость;
г) знание иностранного языка.
82. В случае возникновения конфликтной ситуации в группе экскурсовод должен:
а) остановить проведение экскурсии, разобраться в конфликтной ситуации, сделать замечание тому, кто не прав;
б) не обращать внимания на конфликт и продолжать экскурсию;
в) подключить всех экскурсантов к разрешению конфликтной ситуации;
г) локализовать конфликт и принять меры к наиболее быстрому восстановлению комфортной среды для продолжения экскурсии.
83. Какой вид способностей помогает экскурсоводу провести самооценку деятельности:
а) конструктивные;
б) коммуникативные;
в) организаторские;
г) аналитические.
84. К особенностям организации экскурсионного обслуживания детей относятся:
а) возможность планирования объемов и сроков предоставления экскурсионных услуг с учетом учебного и каникулярного времени;
б) преимущественно групповая форма обслуживания;
в) учет возрастной дифференциации экскурсантов;
г) все перечисленные особенности.
85. Экскурсии для детей не должны:
а) быть связаны с риском для жизни и здоровья;
б) быть научными;
в) быть познавательными;
г) способствовать пропаганде здорового образа жизни, развитию интернационального и патриотического воспитания.
86. Роль экскурсионной деятельности в экономическом развитии региона заключается в:
а) увеличении объема импорта услуг;
б) увеличении объема экспорта услуг;
в) развитии дополнительной трудовой занятости населения;
г) снижении стоимости туристских услуг.
87. Экскурсия, объекты показа которой находятся вне помещения, называется:
а) экстерьерной;
б) натурной;
в) музейной;
г) комбинированной.
88. К инновационным формам проведения экскурсий относятся:
а) учебные экскурсии;
б) рекламные экскурсии;
в) экскурсионные квесты;
г) производственные экскурсии.
89. Оптимизм экскурсовода проявляется:
а) в доброжелательности приветливости и внимании к людям, в чувстве юмора и вере в свой успех;
б) в постоянном возбуждении;
в) громком голосе и быстрой речи;
г) в умении настоять на своем.
90. Повышению эффективности экскурсионной деятельности способствует:
а) включение в экскурсионное обслуживание народных промыслов;
б) подготовка и переподготовка кадров для туристской отрасли;
в) развитие объектов обслуживания туристов и экскурсантов вдоль основных туристско-экскурсионных маршрутов;
г) все вышеперечисленное.
Утверждено
приказом Министерства
туризма Приморского края
от 17.03.2025 N 17
Вопросы
для проведения квалификационного экзамена по практическому заданию для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в Приморском крае
1. Краткая характеристика Приморского края (расположение, особенности природного потенциала, национальный состав)
2. Экономика Приморского края: природно-ресурсный потенциал (краткий обзор, особенности)
3. Доисторические поселения на территории современного Приморского края
4. Период раннего средневековья на территории современного Приморского края (начало IV – VII в.)
5. Средневековые государства на территории современного Приморского края
6. Особенности переселенческой политики на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. – начале XX в.
7. Особо охраняемые природные территории Приморского края – краткая характеристика, особенности
8. Коренные и малочисленные народы, проживающие на территории Приморского края
9. История подписания Айгунского договора
10. История подписания Пекинского договора
11. Пещеры Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
12. Горные Вершины Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
13. Флора и фауна Приморского края (дать характеристику, рассказать об особенностях)
14. Особенности формирования флористического и фаунистического разнообразия в Приморском крае
15. Археологические памятники на территории современного Приморского каря (перечислить несколько и дать характеристику)
16. Географические объекты Приморского края, названные в честь кораблей (перечислить несколько и дать характеристику)
17. Николай Николаевич Муравьев-Амурский и его основные достижения
18. Николай Михайлович Пржевальский и его основные достижения
19. Василий Матвеевич Бабкин и его основные достижения
20. Михаил Иванович (Михал Янович) Янковский и его основные достижения
21. Владимир Клавдиевич Арсеньев и его основные достижения
22. Геннадий Иванович Невельской и его основные достижения
23. Степан Осипович Макаров и его основные достижения
24. Древние вулканы на территории современного Приморского края
25. Лотос Комарова – где произрастает в Приморском крае, основные особенности
26. Тис остроконечный – где произрастает в Приморском крае, основные особенности
27. Женьшень – где произрастает в Приморском крае, основные особенности
28. Реки Приморского края (перечислить основные и дать характеристику)
29. Переселение корейского населения в Приморский край (история, особенности)
30. Сихотэ-Алинский горный хребет краткая характеристика, особенности
31. Редкие животные из Красной книги Приморского края (краткая характеристика, особенности)
32. Приханкайская низменность краткая характеристика, особенности
33. Маяки – визитная карточка Приморья (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
34. Острова Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
35. Основные виды морских млекопитающих, которые обитают в Японском море (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
36. Три основных русско-китайских договора. С какими дипломатами они связаны, расскажите кратко о каждом договоре.
37. С какими музыкальными произведениями ассоциируется история Приморского края и Дальнего Востока? Назовите несколько и расскажите о любом из них.
38. Назовите дату образования Приморского края. В состав каких административно-территориальных единиц входило Приморье с момента присоединения к Российской империи и до настоящего времени
39. Фауна морских беспозвоночных Японского моря (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
40. Охарактеризуйте морскую акваторию Приморского края. Какими омывается морями? Перечислите заливы и проливы Приморья.
41. Основные типы лесов Приморья (дать характеристику, рассказать об особенностях)
42. Первые предприниматели и меценаты Приморского края в XIX веке (перечислить несколько, рассказать о достижениях)
43. Реликтовые и эндемичные растения Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
44. В 20 веке с карты Приморского края пропали привычные географические названия, такие как Пидан, Фалаза, Читинза (Чантинза), Халаза и др. С какими событиями связано исчезновение около 1150 топонимов, имевших инородные корни.
45. Птицы. Когда в Приморье случаются пролёты птиц и где их можно наблюдать. Где найти редкие и краснокнижные виды в городе и за его пределами.
46. Заповедники Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
47. Национальные парки Приморского края (перечислить несколько, дать характеристику, рассказать об особенностях)
48. Расскажите об обстановке на Дальнем Востоке до начала Хасанских событий. Причины Хасанских событий.
49. Гражданская война на территории Приморского края
50. Вклад Приморского края в победу в Великой Отечественной Войне
Утверждено
приказом Министерства
туризма Приморского края
от 17.03.2025 N 17
Вопросы
для проведения квалификационного экзамена по практическому заданию для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков в муниципальных образованиях Приморского края
Муниципальное образование Анучинский муниципальный округ Приморского края
1. С. Анучино. В честь кого названо. Заслуги и деяния Дмитрия Гавриловича Анучина.
2. В долине какой реки есть благоприятные условия для выращивания важной злаковой культуры?
3. Назовите памятники природы Анучинского мо. Дать краткую характеристику нескольким.
4. Почему Анучинский район называют маленькой Швейцарией?
5. Где снимался фильм "Дерсу Узала"?
6. Село Староварваровка. Музей женьшеня.
Муниципальное образование Арсеньевский городской округ Приморского края
1. С какого рабочего поселка начинается история города Арсеньева?
2. Кто был проводником исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева?
3. Какие из заповедников Приморского края находятся близко к городу Арсеньеву?
4. Каким производством знаменит г. Арсеньев?
5. Назовите самые известные памятники города.
Муниципальное образование Артёмовский городской округ Приморского края
1. В каком году город Артём получил статус города?
2. В честь кого назван город Артём?
3. Кто стал первым поселенцем на территории будущего города?
4. В каком году был построен Дворец культуры угольщиков в городе Артёме?
5. Каким видом промышленности славился Артём в прошлом?
6. В каком году была закрыта последняя шахта в городе Артёме?
7. Какие археологические эпохи представлены на территории Артёмовского городского округа и где находились основные стоянки (памятники.)
8. На территории Артёмовского городского округа находится объект культурного наследия – Орловская сопка. С какими событиями (периодами) истории связана Орловская сопка, и почему она так называется?
Муниципальное образование Владивостокский городской округ Приморского края
1. История основания Владивостока (имена и даты).
2. Владивосток – город воинской славы.
3. День тигра.
4. Фестиваль "Владивостокская крепость".
5. Международный Дальневосточный фестиваль "Мариинский".
6. День ВМФ.
7. Восточный институт – первое высшее учебное заведение в Сибири и на Дальнем Востоке.
8. Научно-образовательный комплекс, филиал Национального научного центра морской биологии ДВО РАН "Приморский океанариум".
9. Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.
10. Военно-исторический музей Тихоокеанского флота.
11. Музей Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.
12. Мемориальный дом-музей семьи Сухановых.
13. Мемориальный дом-музей В.К. Арсеньева.
14. Гвардейская краснознаменная подводная лодка С-56.
15. Амурский залив (дать краткую характеристику, рассказать об особенностях).
16. Уссурийский залив ((дать краткую характеристику, рассказать об особенностях).
17. Бухта Золотой Рог (дать краткую характеристику, рассказать об особенностях).
18. Арт-объекты и муралы Владивостока.
19. Маяки Владивостока (перечислить несколько, дать краткую характеристику).
20. Семь сопок Владивостока (дать краткую характеристику, рассказать об особенностях).
21. Памятник Г.И. Невельскому.
22. Памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому.
23. Памятник В.К. Арсеньеву. Сквер Путешественников.
24. Бюст Я.Л. Семёнова.
25. Сквер городов-побратимов.
26. Покровский парк.
27. Центральная площадь.
28. Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток с корабля "Манчжур".
29. Корабельная набережная.
30. Набережная Спортивной гавани.
31. Набережная Цесаревича.
32. Университетская Набережная.
33. Торговый дом "Кунст и Альберс".
34. Предприниматели и меценаты Владивостока.
35. Фуникулер.
36. Дом военного губернатора Приморской области.
37. Памятный знак окончания Транссиба (строительство Транссибирской железнодорожной магистрали).
38. Памятник морякам торгового флота.
39. Океанский проспект (до Покровского парка).
40. ул. Петра Великого.
41. ул. Алеутская (от привокзальной площади до Светланской).
42. ул. Светланская (от Алеутской до Светланского переулка).
43. Полуостров Шкота.
44. Полуостров Черкавского.
45. Приморская сцена Мариинского театра.
46. Морской вокзал.
47. Железнодорожный вокзал.
48. Парк Победы.
49. Исторический квартал "Миллионка".
Муниципальное образование Городской округ Большой Камень Приморского края
1. С аэродрома какого села Приморского края улетал 1 сентября 1945 года на подписание акта капитуляции Японии генерал-лейтенант Деревянко Кузьма Николаевич?
2. Почему крыши села Петровка получили прозвище "золотые"?
3. История названия Большой Камень.
4. ТОР "Большой Камень". Что это?
5. С именем какого купца связана бухта Суходол?
Муниципальное образование Городской округ ЗАТО Фокино Приморского края
1. История рождения г. Фокино. События, с которыми связано появление первого поселения.
2. Был период, когда в названии нашего нынешнего города Фокино присутствовало число. Как тогда назывался город?
3. В городе Фокино есть мемориал, который посвящен подвигу десантному 355-ому отдельному батальону морской пехоты Тихоокеанского флота. Каким событиям, какому подвигу посвящен этот мемориал?
4. Что скрывается за словом Шимеуза?
5. Объясните возникновение на карте побережья Залива Петра Великого названий "Стрелок", "Абрек", "Разбойник".
6. Фамилии каких героев Советского Союза увековечены на территории городского округа ЗАТО Фокино (памятники, улицы, площадь, мемориальные доски)?
Муниципальное образование Городской округ Спасск-Дальний Приморского края
1. Какие ключевые события конца XIX – начала XX века стали основными предпосылками для возникновения города Спасска? Назовите его главные "точки роста".
2. Назовите памятник в г. Спасске-Дальнем, который свыше шести десятилетий является символом/визитной карточкой города.
3. Какие исторические события олицетворяет монумент "Штурмовые ночи Спасска"?
4. Назовите главное предприятие города, благодаря которому во 2-ой половине ХХ века Спасск-Дальний называли "Флагманом строительной индустрии Дальнего Востока"
5. Где располагается самая длинная пещера Приморского края, особенности ее образования?
Муниципальное образование Дальнегорский муниципальный округ Приморского края
1. Как связано имя Ю.И. Бринера с городом Дальнегорском?
2. Чем интересна пещера "Чёртовы ворота", расположенная в окрестностях Дальнегорска?
3. Какой заповедник, расположенный на территории Тернейского, Красноармейского и Дальнегорского районов, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО?
4. Как связано имя В.К. Арсеньева с Дальнегорском?
5. Высота 611.
6. Что такое "приморский малахит"?
Муниципальное образование Дальнереченский городской округ Приморского края
1. С какой целью была основана казачья станица Графская?
2. В каком году город Иман переименован в г. Дальнереченск?
3. В каком году городу Дальнереченску присвоено почётное звание "Город воинской доблести"?
4. В долинах каких рек расположен г. Дальнереченск?
5. В какой точке Приморского края можно увидеть невооруженным глазом китайский город и понаблюдать за его жизнью?
6. Где похоронен самый засекреченный Герой Советского Союза, участник событий на о. Даманский?
7. Последняя битва 2-й мировой войны.
Муниципальное образование Дальнереченский муниципальный район Приморского края
1. Дата образования муниципального района. С какими муниципальными районами граничит?
2. Сколько сельских поселений в себя включает?
3. Памятник природы, самый северный вулкан Приморья.
4. Что является основой экономики района?
5. Где и когда впервые нога русского человека коснулась территории Приморского края?
Муниципальное образование Кавалеровский муниципальный округ Приморского края
1. Первое русское селение, образованное в долине Зеркальной (Тадуши).
2. Кто был первым переселенцем на территории Кавалеровского округа?
3. В честь кого была названа скала, находящаяся в сердце пгт. Кавалерово?
4. Самый низкий перевал хребта Сихотэ-Алинь.
5. Добыча какого полезного ископаемого велась на горно-обогатительных фабриках в Кавалерово?
Муниципальное образование Кировский муниципальный район Приморского края
1. Какое природное месторождение принесло славу району как санаторно-курортному месту?
2. С какого места и когда начиналась первой экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева?
3. Где находится и когда был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь?
4. Памятники природы Кировского района. Гора Медвежья.
5. Какие заповедник и национальный парк соприкасаются с территорией Кировского мо?
Муниципальное образование Красноармейский муниципальный округ Приморского края
1. К какой империи относится крупнейший археологический памятник Северного Приморья городище Новопокровское-2? Каким веком датируется?
2. Являются ли удэгейцы потомками чжурчжэней?
3. Памятники природы мо. "Сихотэ-Алинский" метеорит. Дата и место падения. Последствия.
4. Национальный парк "Удэгейская легенда". Цель и задачи.
5. Поселок Восток-2. Почему так был назван?
6. Подвесные мосты на реке Большая Уссурка. Место расположения. Какие населенные пункты связывают.
7. В честь какого сподвижника В.К. Арсеньева названо село в Красноармейском районе? Его национальность.
Муниципальное образование Лазовский муниципальный округ Приморского края
1. Остров Петрова – многослойный археологический памятник.
2. Лазовский заповедник. Лев Георгиевич Капланов.
3. Национальный парк "Зов тигра" – край горных вершин, водопадов и тигров.
4. Скальный комплекс "Парк Драконов"
5. Памятники природы Лазовского района. Дать характеристику нескольким.
Муниципальное образование Лесозаводский городской округ Приморского края
1. Дата образования города Лесозаводска. Как изначально называлось поселение?
2. Как именовалась железнодорожная станция, построенная в Лесозаводском муниципальном округе в конце 19 века?
3. Назовите казачьи станицы, которые были образованы на территории Лесозаводского муниципального округа в 1895 году.
4. В каком казачьем поселке останавливался цесаревич Николай?
5. Как назывался флот, на судах которого прибывали переселенцы, заселяя территорию района?
Муниципальное образование Михайловский муниципальный округ Приморского края
1. Памятники природы.
2. Археологические памятники.
3. Первое общество трезвости в Приморье.
4. История заселения района.
5. Музей несостоявшегося космонавта. Григорий Нелюбов.
Муниципальное образование Надеждинский муниципальный район Приморского края
1. Какая единственная из рек Приморского края берет истоки на территории Китая и впадает в Амурский залив?
2. Памятники природы Надеждинского района. Вулкан Барановский.
3. Центр реабилитации диких животных "Центр "Тигр".
4. Какой из архитектурных памятников, расположенных на территории Надеждинского района, имеет историко-культурное значение в средневековой истории Приморского края? Кто его обнаружил?
5. Какой поселок образован знаменитой династией предпринимателей, одних из первых жителей Раздольного – Худяковых?
6. С какой отраслью хозяйственной деятельности связано образование п. Тавричанка?
7. В честь кого были названы станции Кипарисово и Надеждинская?
8. С какого поселения берет истоки история с. Вольно-Надеждинское?
Муниципальное образование Находкинский городской округ Приморского края
1. Когда и при каких обстоятельствах была открыта бухта Находка русскими моряками? Кто был капитаном пароходо-корвета "Америка"?
2. Рождение китоловного промысла.
3. История рождения г. Находка.
4. Как финны попали на Дальний Восток.
5. Какое почетное звание получил город Находка за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945?
6. Какой известный путешественник является Почетным жителем города Находка?
7. Город Атлантов. Что это?
Муниципальное образование Октябрьский муниципальный округ Приморского края
1. Восточный центр дальней космической связи. П. Галенки.
2. Памятники природы на территории района. Их особенность.
Муниципальное образование Ольгинский муниципальный округ Приморского края
1. Назовите самый известный археологический комплекс на территории Ольгинского округа и его основные особенности?
2. Залив Владимира и залив Ольги.
3. Чем известен посёлок Ракушка Ольгинского округа?
4. В честь кого был назван остров и маяк на входе в залив Святой Ольги?
5. С чего начинался п. Ольга.
6. Что изображено на стеле при въезде в пос. Тимофеевка Ольгинского округа и почему?
7. Назовите какой национальный парк расположен на территории Ольгинского муниципального округа и какие достопримечательности расположены на его территории? Парк Драконов.
Муниципальное образование Партизанский городской округ Приморского края
1. Какое из сёл муниципального округа появилось раньше других? Укажите название и год образования.
2. Даже став городом, Партизанск несколько раз менял своё название. Перечислите последовательность названий города.
3. История открытия Сучанского месторождения.
4. Памятники природы. Урочище Щеки.
5. Мемориал "Партизанская слава".
Муниципальное образование Партизанский муниципальный округ Приморского края
1. Назовите самые известные достопримечательности Екатерининского массива, расположенного в Партизанском МО. Пещера им. Географического общества.
2. На побережье какого залива расположен п. Волчанец?
3. Колыбель партизанского движения. Село Хмельницкое.
4. История с. Владимиро-Алесандровское.
5. Памятники природы. Хребет Лозовый
Муниципальное образование Пограничный муниципальный округ Приморского края
1. В чью честь была названа станица Гродеково, затем поселок городского типа. Увековечена ли его память в районе?
2. В Гродековском пограничном отряде с 1932 по 1944 год служил самый известный пограничник Советского Союза. Кто?
3. Какое всесоюзное патриотическое движение зародилось в Гродековском пограничном отряде?
4. "Посланник божий", прилетевший в Гродековский район в 1916 г. Сейчас находится в Москве в музее Российской академии наук и доступ к нему закрыт. Что это?
5. Как связана с п. Гродеково судьба самого известного поэта русской иммиграции в Китае Арсения Несмелова?
6. Памятники природы Пограничного района.
7. Первые казачьи поселения.
Муниципальное образование Пожарский муниципальный округ Приморского края
1. В честь какого героя назван Пожарский район?
2. Строительство какого объекта получило статус первой в Приморском крае – Всесоюзная ударная комсомольская стройка?
3. Какое название носит особо охраняемая природная территория на севере Пожарского района, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО?
4. Название традиционного фестиваля, посвященного окончанию охотничьего сезона у коренных малочисленных народов в с. Красный Яр
5. Первым поселением района стало с. Нижне-Михайловка, появившееся на карте в 1860 году. Сейчас села не существует, но на его месте расположена пограничная именная застава. В честь кого она названа и в связи с каким событием.
6. Причины и повод вооруженной провокации в районе острова Даманский
Муниципальное образование Спасский муниципальный район Приморского края
1. Посещение цесаревичем Николаем Спасской земли
2. Места туристического притяжения
3. Чем интересна с исторической точки зрения сопка Лысая
4. Растения Спасского района, занесенные в Красную Книгу
5. Заповедные места Спасского района
6. Почему Спасский район так называется
Муниципальное образование Тернейский муниципальный округ Приморского края
1. ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный заповедник"
2. К какой эпохе относится поселение "Благодатное" находящееся на территории ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный заповедник"?
3. Кто является ключевым персонажем, входящим в композицию памятника партизанам и воинам тернейцам, павшим в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн, расположенного в п. Терней
4. С именем какого великого путешественника связано название поселка Терней?
5. Какое эндемичное растение произрастает на берегу бухты Удобной у озера Благодати?
Муниципальное образование Уссурийский городской округ Приморского края
1. Каменный век на территории Приморского края. Древние стоянки на территории района.
2. Государство Бохай: административное и социальное устройство, характеристика материальной и духовной культуры.
3. Государство Чжурчжэней: история создания, административно-территориальное устройство, материальная и духовная культура.
4. Восточное Ся. Краснояровское городище.
5. Уссурийский заповедник.
6. Основание села Никольского. Первые поселенцы. Основные этапы развития.
Муниципальное образование Ханкайский муниципальный округ Приморского края
1. Приханкайская низменность – житница нашего края.
2. Ханкайский заповедник. Цель создания. Задачи.
3. Оз. Ханка. Название. Природные особенности.
4. Первый казачий пост Турий Рог.
5. Первые старообрядческие села. Особенности переселения.
Муниципальное образование Хасанский муниципальный округ Приморского края
1. В каком году и после каких исторических событий Посьетский район и Посьетский погранотряд получили название -"Хасанский"?
2. Какие населённые пункты, железнодорожные станции, улицы и пограничные заставы Приморского края названы именами Героев СССР – участников Хасанских событий?
3. Маяки на территории Хасанского муниципального округа (перечислить, дать характеристику, рассказать в честь кого названы).
4. Какие памятники федерального значения находятся на территории Хасанского муниципального округа (перечислить, рассказать с какими событиями связаны, историю создания)?
5. С какими выдающимися личностями связано основание поселения Сидими (ныне Безверхово), рассказать. историю освоения, достижения этих личностей.
6. В честь кого названо село Барабаш и поселок Посьет на территории Хасанского муниципального округа (рассказать историю освоения, достижения этой личности)
7. Какие национальные парки (заповедники) находятся. на территории Хасанского муниципального округа (перечислить, рассказать об особенностях, какие редкие растения и животные обитающие на этой территории занесены в Красную книгу (перечислить).
8. Первые корейские поселения.
Муниципальное образование Хорольский муниципальный округ Приморского края
1. Какое гигантское сооружение построено в этом районе и для чего?
2. Ярославский ГОК. Что это?
3. С каким заповедником связан район?
4. Основа экономики района.
5. Памятники природы. С чем связано появление минерального источника?
Муниципальное образование Черниговский муниципальный округ Приморского края
1. История рождения с. Черниговка.
2. Памятники Черниговского района.
3. Памятники природы. Лотосовые озера.
4. Роман Филипов – герой Российской федерации.
5. Образование черниговского района с центром в с. Черниговка.
Муниципальное образование Чугуевский муниципальный округ Приморского края
1. Какие 2 горы находятся в этом районе и чем они примечательны.
2. На территории района располагается большая часть площади национального парка "Зов тигра". Каковы цель и задачи парка?
3. Село Чугуевка. Первые поселенцы.
4. Какими природными богатствами славится район?
5. Памятники археологии.
Муниципальное образование Шкотовский муниципальный округ Приморского края
1. Приморский Сафари-парк. Цель создания. Задачи.
2. Памятники природы. Загадочный хребет Пидан.
3. Село Шкотово – первое хлеборобное село в окрестностях Владивостока.
4. Переселение крестьян – малороссов Черниговской губернии.
5. Памятник археологии Стеклянухинское городище.
6. Пещеры Шкотовского района.
Муниципальное образование Яковлевский муниципальный округ Приморского края
1. Памятники природы. Лотосовые озера.
2. Особенности географического положения района.
3. Время формирования первых русских поселений на территории современного района.