Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Постановление Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края от 2 апреля 2025 г. N 166-па Об утверждении Порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Дальнереченского муниципального района, на отопительный период 2025/2026 года

Постановление Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края от 2 апреля 2025 г. N 166-па
"Об утверждении Порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Дальнереченского муниципального района, на отопительный период 2025/2026 года"

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Приказа министерства энергетики Российской Федерации от 13 ноября 2024 года N 2234 "Об утверждении правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду", руководствуясь Уставом Дальнереченского муниципального района и в целях бесперебойного обеспечения потребителей коммунальными услугами на территории Дальнереченского муниципального района, администрация Дальнереченского муниципального района

постановляет:

1. Утвердить План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения Дальнереченского муниципального района (приложение N 1).

2. Признать утратившим силу постановление администрации Дальнереченского муниципального района N 326-па от 16.10.2015 "Об утверждении Плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системах электро-, водо-, и теплоснабжения, с учетом взаимодействия энергоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности на территории Дальнереченского муниципального района".

3. Отделу по работе с территориями и делопроизводству администрации Дальнереченского муниципального района (Пенкина) опубликовать и разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Дальнереченского муниципального района.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Дальнереченского муниципального района Попова А.Г.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования в установленном порядке.

 

Глава Дальнереченского муниципального района

В.С. Дернов

 

Приложение N 1
к постановлению администрации
Дальнереченского муниципального района
от 02 апреля 2025 N 166-па

 

Порядок (план)
действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Дальнереченского муниципального района, на отопительный период 2025/2026 года

 

1. Общие положения

 

Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии и служб жилищно-коммунального хозяйства (далее – План) разработан в целях координации деятельности администрации Дальнереченского муниципального района, ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК при решении вопросов, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения Дальнереченского муниципального района.

В настоящем плане под аварийной ситуацией понимаются технологические нарушения на объекте теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (мощности).

К перечню возможных последствий аварийных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:

– кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;

– полное ограничение режима потребления тепловой энергии для населения, объектов социальной сферы;

– причинение вреда третьим лицам;

– разрушение объектов теплоснабжения (котлов, тепловых сетей, котельных);

– отсутствие теплоснабжения более 24 часов (одни сутки).

Основной задачей администрации Дальнереченского муниципального района является обеспечение устойчивого теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение нормального температурного режима в зданиях.

Обязанности теплоснабжающих организаций:

– организация круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы (далее – ДДС) или заключить договоры с соответствующими организациями;

– разработка и утверждение инструкции с разработанным оперативным планом действий при технологических нарушениях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке энергоресурсов или топлива;

– при получении информации о технологических нарушениях на инженерно-технических сетях или нарушениях установленных режимов энергосбережения обеспечить выезд на место своих представителей;

– производить работы по ликвидации аварии на обслуживаемых инженерных сетях в минимально установленные сроки;

– принимать меры по охране опасных зон (место аварии необходимо оградить, обозначить знаком и обеспечить постоянное наблюдение в целях предупреждения случайного попадания пешеходов и транспортных средств в опасную зону);

– доводить до оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы Дальнереченского муниципального района информацию о прекращении или ограничении подачи теплоносителя, длительности отключения с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения, привлекаемых силах и средствах.

Взаимоотношения теплоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг и потребителями определяются заключенными между ними договорами и действующим законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг. Ответственность исполнителей коммунальных услуг, потребителей и теплоснабжающей организации определяется балансовой принадлежностью инженерных сетей и фиксируется в акте, прилагаемом к договору разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Исполнители коммунальных услуг и потребители должны обеспечивать:

– своевременное и качественное техническое обслуживание, ремонт теплопотребляющих систем, а также разработку и выполнение, согласно договору, на пользование тепловой энергией, графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения;

– допуск работников специализированных организаций, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, на объекты в любое время суток.

Во всех многоквартирных домах лицами, ответственными за их содержание, должна быть размещена информация с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения об авариях и нарушениях работы систем теплоснабжения.

При аварийных ситуациях в многоквартирных домах, связанных с угрозой размораживания системы отопления, организации, обслуживающие жилищный фонд, организуют своевременный слив теплоносителя из систем теплоснабжения.

 

2. Цели и задачи

 

Целями Плана являются:

– повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов социальной сферы;

– мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;

– снижение до приемлемого уровня технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;

– минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.

Задачами Плана являются:

– приведение в готовность оперативных штабов по ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения, концентрация необходимых сил и средств;

– организация работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

– обеспечение работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций материально-техническими ресурсами;

– обеспечение устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения населения, социальной и культурной сферы в ходе возникновения и ликвидации аварийной ситуации

 

3. Организация работ

 

При поступлении дежурному диспетчеру теплоснабжающей организации сообщения о возникновении аварии на объектах теплоснабжения, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей, дежурный диспетчер теплоснабжающей организации обязан в минимально короткий срок:

– направить к месту аварии аварийную бригаду;

– сообщить о возникшей аварийной ситуации руководству организации, обслуживающие жилищный фонд, отделу архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района, оперативному дежурному единой дежурно-диспетчерской службы Дальнереченского муниципального района;

– принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, при необходимости осветить место аварии).

На основании сообщения с места обнаруженной аварии ответственное должностное лицо теплоснабжающей организации принимает следующие меры:

– определяет потребителей, теплоснабжение которых будет ограничено или отключено, период ограничения или отключения;

– определяет силы и средства, необходимые для устранения обнаруженной аварии;

– определяет необходимые переключения в сетях теплоснабжения, изменение режима теплоснабжения в зоне обнаруженной аварии, определяет последовательность отключения от теплоносителя, когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены.

Ответственными лицами по локализации и устранению аварии являются:

– до прибытия на место руководителя организации – дежурный диспетчер теплоснабжающей организации;

– после прибытия – руководитель теплоснабжающей организации или лицо, им назначенное из числа руководящего состава.

О принятом решении и предположительном времени восстановления теплоснабжения потребителей тепловой энергии ответственное лицо по локализации и устранению аварии немедленно информирует организации, обслуживающие жилищный фонд и объекты социальной сферы, отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района, оперативный дежурный единой дежурно-диспетчерской службы Дальнереченского муниципального района;

Если в результате обнаруженной аварии подлежат ограничению или отключению в подаче тепловой энергии медицинские, дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, дежурный диспетчер теплоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом в отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района, оперативному дежурному единой дежурно-диспетчерской службы Дальнереченского муниципального района, соответствующие организации и учреждения.

Лицо, ответственное за ликвидацию аварии, обязано:

– по возможности вызвать через диспетчерские службы представителей организаций, имеющих подземные коммуникации в месте аварии, и согласовать с ними проведение земляных работ для ликвидации аварии;

– обеспечить выполнение работ на подземных коммуникациях в минимально необходимые короткие сроки и обеспечить безопасные условия производства работ;

– информировать о завершении аварийно-восстановительных работ (этапа работ) отдел архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района, оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы Дальнереченского муниципального района, соответствующие организации и учреждения.

Собственники и иные законные владельцы инженерных сетей и коммуникаций, находящихся в зоне ликвидации аварии, обеспечивают по возможности выезд своих представителей для согласования земляных работ.

Решение о введении режима ограничения или отключения подачи теплоносителя потребителям при аварии принимается руководителем соответствующей теплоснабжающей организации по согласованию отделом архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района.

В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы теплоснабжения на территории Дальнереченского муниципального района на срок более одних суток, решением главы Дальнереченского муниципального района создается штаб по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы котельных, жилищного фонда и объектов социальной сферы.

Все получаемые сообщения фиксируются дежурными организаций в соответствующих журналах с отметкой времени получения информации и фамилии лиц, передавших (получивших) сообщения.

При возникновении технологического нарушения с признаками аварии на теплоисточниках, инцидента старший по должности из числа обслуживающего оперативного персонала обязан:

– составить общую картину характера, места, размеров технологического нарушения;

– отключить и убедиться в отключении поврежденного оборудования, трубопровода и принять меры к отключению оборудования, работающего в опасной зоне;

– организовать предотвращение развития технологического нарушения;

– принять меры к обеспечению безопасности персонала, находящегося в опасной зоне;

– немедленно организовать первую помощь пострадавшим и при необходимости их доставку в медицинские учреждения;

– сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к продолжению аварии, а в случае невозможности ее сохранения, зафиксировать сложившуюся обстановка (сделать фотографии);

– сообщить о произошедшем нарушении в диспетчерскую службу предприятия.

Действия обслуживающего персонала не должны противоречить требованиям "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", "Правил охраны труда", "Правил пожарной безопасности", а так же производственных и должностных инструкций, с обеспечением:

– сохранности жизни людей;

– сохранности оборудования;

– своевременного восстановления нормального режима работы системы теплоснабжения.

Приемка-сдача смены во время ликвидации аварии (инцидента) запрещается. Пришедший на смену обслуживающий оперативный персонал во время ликвидации аварии (инцидента) может быть использован по усмотрению лица, осуществляющего руководство ликвидацией аварийной ситуации. При затянувшейся ликвидации технологического нарушения в зависимости от его характера, допускается сдача смены с разрешения лица, ответственного за ликвидацию аварии. Обслуживающий оперативный персонал несет полную ответственность за ликвидацию аварийной ситуации.

Основными задачами обслуживающего оперативного персонала при ликвидации аварии являются:

– выявление причин и масштаба аварии, инцидента;

– устранение причин аварии, инцидента;

– исключение воздействия травмирующих факторов на персонал;

– отключение поврежденного оборудования или участка тепловых сетей;

– восстановление в кратчайший срок теплоснабжения потребителей и нормальной работы оборудования;

– уточнение состояния оборудования и возможности ввода его в работу своими силами;

– сообщение о происшедшем руководителю организации.

 

Порядок
действий при аварийном отключении систем жизнеобеспечения населения на сутки и более

 

N пп

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

При возникновении аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

1.

При поступлении информации (сигнала) диспетчерам организаций об авариях на коммунально-технических системах жизнеобеспечения населения:

определение объема последствий аварийной ситуации (количество населенных пунктов, жилых домов, котельных, водозаборов, учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения);

принятие мер по бесперебойному обеспечению теплом и электроэнергией объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования;

организация электроснабжения объектов жизнеобеспечения населения по обводным каналам;

организация работ по восстановлению линий электропередач и систем жизнеобеспечения при авариях на них;

принятие мер для обеспечения электроэнергией учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения.

немедленно

Дежурные диспетчера, руководители объектов электро- водо- теплоснабжения

2.

Проверка работоспособности автономных источников питания и поддержание их в постоянной готовности, отправка автономных источников питания для обеспечения электроэнергией котельных, насосных станций, учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения;

подключение дополнительных источников энергоснабжения (освещения) для работы в темное время суток;

обеспечение бесперебойной подачи тепла в жилые кварталы.

Ч (0 ч. 30 мин. – 01 ч. 00 мин)

Аварийно-технические звенья, группы

3.

При поступлении сигнала диспетчеру Дальнереченского муниципального района об аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

доведение информации до Главы Дальнереченского муниципального района, заместителя Главы администрации Дальнереченского муниципального района, руководителя рабочей группы (его зама) оповещение и сбор рабочей и оперативной группы.

Немедленно

Ч + 1 ч. 30 мин.

Дежурный Дальнереченского муниципального района

4.

Проведение расчетов по устойчивости функционирования систем отопления в условиях критически низких температур при отсутствии энергоснабжения и выдача рекомендаций.

Ч + 2 ч. 00 мин.

Рабочая и оперативная группа

5.

Организация работы оперативной группы

Ч+2 ч. 30 мин.

Руководитель оперативной группы

6.

Выезд оперативной группы на место, где произошла авария. Проведение анализа обстановки, определение возможных последствий аварии и необходимых сил и средств для ее ликвидации. Определение количества потенциально опасных предприятий, предприятий с безостановочным циклом работ, котельных, учреждений здравоохранения, учреждений с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения, попадающих в зону возможной аварийной ситуации.

Ч+(2 ч. 00 мин – 3 час. 00 мин).

Руководитель рабочей группы

7.

Организация населения круглосуточного дежурства руководящего состава поселения

Ч + 3 ч. 00 мин.

Оперативная группа

8.

Организация и проведение работ по ликвидации аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Ч + 3 ч. 00 мин.

Руководитель Оперативной группы

9.

Оповещение населения об аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (при необходимости).

Ч + 3 ч. 00 мин.

Дежурный Дальнереченского муниципального района

10.

Принятие дополнительных мер по обеспечению устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики, жизнеобеспечению населения.

Ч + 3 ч. 00 мин.

Руководитель, рабочей и оперативной группы

10.

Организация сбора и обобщения информации:

о ходе развития аварии и проведения работ по ее ликвидации;

о состоянии безопасности объектов жизнеобеспечения;

о состоянии отопительных котельных, систем энергоснабжения, о наличии резервного топлива.

Через каждый час (в течении первых суток)

2 часа (в последующие сутки).

Дежурный Дальнереченского муниципального района и оперативная группа

11.

Организация контроля за устойчивой работой объектов и систем жизнеобеспечения населения.

В ходе ликвидации аварии.

Руководитель оперативной группы

12.

Проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка и обеспечение беспрепятственного проезда спецтехники в районе аварии

Ч + 3 ч 00 мин.

МО МВД России

13.

Доведение информации до рабочей группы о ходе работ по ликвидации аварии и необходимости привлечения дополнительных сил и средств.

Ч + 3 ч. 00 мин.

Руководитель оперативной группы

14.

Привлечение дополнительных сил и средств, необходимых для ликвидации аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Ч + 3 ч. 00 мин

По решению рабочей группы

 

______________________________

*Ч – время и дата возникновении аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

 

4. Порядок мониторинга системы теплоснабжения Дальнереченского муниципального района

 

Настоящий Порядок определяет взаимодействие органов местного самоуправления, теплоснабжающих и теплосетевых организаций при создании и функционировании системы мониторинга теплоснабжения.

Система мониторинга состояния системы теплоснабжения – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей (далее – система мониторинга).

Целями создания и функционирования системы мониторинга теплоснабжения являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга являются:

– сбор, обработка и анализ данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работ;

– оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на теплосетях;

– эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведение ремонтных работ на теплосетях.

Функционирование системы мониторинга осуществляется на объектовом и муниципальном уровнях.

На объектовом уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляют организации, эксплуатирующие теплосети.

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляют комиссии по контролю за ходом работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному периоду и по проверке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии Дальнереченского муниципального района, которые являются координационным органом.

Система мониторинга включает в себя:

Сбор данных.

Система сбора данных мониторинга за состоянием тепловых сетей объединяет в себе все существующие методы наблюдения за тепловыми сетями на территории муниципального округа.

В систему сбора данных вносятся данные по проведенным ремонтам и сведения, накапливаемые эксплуатационным персоналом.

Собирается следующая информация:

– база данных технологического оборудования прокладок тепловых сетей;

– расположение смежных коммуникаций в 5-ти метровой зоне вдоль прокладки теплосети, схема дренажных и канализационных сетей;

– исполнительная документация в электронном виде;

– данные о грунтах в зоне прокладки теплосети (грунтовые воды, суффозионные грунты).

Сбор данных организуется ресурсоснабжающей организацией, а также отделом архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации Дальнереченского муниципального района на бумажных и электронных носителях. Анализ и выдача информации для принятия решения.

Система анализа и выдачи информации в тепловых сетях направлена на решение задачи оптимизации планов ремонта на основе выбора из сетей, имеющих повреждения, самых ненадежных, исходя из заданного объема финансирования.

Основным источником информации для статистической обработки данных являются результаты опрессовки в ремонтный период, которые применяется как основной метод диагностики и планирования ремонтов и перекладок тепловых сетей.

Данные мониторинга накладываются на актуальные паспортные характеристики объекта в целях выявления истинного состояние объекта, исключения ложной информации и принятия оптимального управленческого решения.

 

5. Техническая документация

 

Документами, определяющими взаимоотношения оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих, теплосетевых организаций и абонентов тепловой энергии, являются:

– настоящее Положение;

– действующая нормативно-техническая документация по технике безопасности и эксплуатации теплогенерирующих установок, тепловых сетей и теплопотребляющих установок;

– внутренние инструкции, касающиеся эксплуатации и техники безопасности этого оборудования, разработанные на основе настоящего Положения с учетом действующей нормативно-технической документации;

– утвержденные техническими руководителями предприятий схемы систем теплоснабжения, режимные карты работы тепловых сетей и теплоисточников.

Внутренние инструкции должны включать детально разработанный оперативный план действий при авариях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке тепловой энергии, электрической мощности или топлива на источниках теплоснабжения.

К инструкциям должны быть приложены схемы возможных аварийных переключений, указан порядок отключения горячего водоснабжения и отопления, опорожнения тепловых сетей и систем теплопотребления зданий, последующего их заполнения и включения в работу при разработанных вариантах аварийных режимов, должна быть определена организация дежурств и действий персонала при усиленном и вне расчетном режимах теплоснабжения.

Конкретный перечень необходимой эксплуатационной документации в каждой организации устанавливается ее руководством.