Постановление Администрации Дальнегорского муниципального округа Приморского края от 8 июля 2025 г. N 1027-па
"Об утверждении Порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения Дальнегорского муниципального округа на отопительный период 2025-2026 годов"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", приказом министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 N 2234 "Об утверждении правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду", руководствуясь Уставом Дальнегорского муниципального округа и в целях бесперебойного обеспечения потребителей коммунальными услугами на территории Дальнегорского муниципального округа, администрация Дальнегорского муниципального округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения Дальнегорского муниципального округа на отопительный период 2025-2026 годов.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Дальнегорского муниципального округа.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства.
|
Глава Дальнегорского муниципального округа |
А.М. Теребилов |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
Дальнегорского муниципального округа
от 08.07.2025 N 1027-па
Порядок (план)
действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Дальнегорского муниципального округа, на отопительный период 2025-2026 годов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения на территории Дальнегорского муниципального округа, на отопительный период 2025-2026 годов (далее – Порядок) разработан в целях координации деятельности администрации Дальнегорского муниципального округа (далее – администрация), ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций при решении вопросов, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения населения Дальнегорского муниципального округа.
1.2. В связи с тем, что численность Дальнегорского муниципального округа менее 100 тыс. человек, электронное моделирование аварийных ситуаций не требуется.
1.3. К перечню возможных последствий аварийных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:
– кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;
– полное ограничение режима потребления тепловой энергии для населения, объектов социальной сферы;
– причинение вреда третьим лицам;
– разрушение объектов теплоснабжения (котлов, тепловых сетей, котельных);
– отсутствие теплоснабжения более 24 часов (одни сутки).
1.4. Основной задачей администрации является обеспечение устойчивого теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение нормального температурного режима в зданиях.
1.5. Обязанности теплоснабжающих организаций:
– организация круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы (далее – ДДС) собственными силами или по договорам с соответствующими организациями;
– разработка и утверждение инструкции с разработанным оперативным планом действий при технологических нарушениях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке энергоресурсов или топлива;
– обеспечение выезда на место своих представителей при получении информации о технологических нарушениях на инженерно-технических сетях или нарушениях установленных режимов энергосбережения;
– проведение работ по ликвидации аварии на обслуживаемых инженерных сетях в минимально установленные сроки;
– принятие мер по охране опасных зон (место аварии необходимо оградить, обозначить знаком и обеспечить постоянное наблюдение в целях предупреждения случайного попадания пешеходов и транспортных средств в опасную зону);
– доведение до оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального казенного учреждения "Обслуживающее учреждение" (далее – ЕДДС) информацию о прекращении или ограничении подачи теплоносителя, длительности отключения с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения, привлекаемых силах и средствах.
1.6. Взаимоотношения теплоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг и потребителями определяются заключенными между ними договорами и действующим законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг. Ответственность исполнителей коммунальных услуг, потребителей и теплоснабжающей организации определяется балансовой принадлежностью инженерных сетей и фиксируется в акте, прилагаемом к договору разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
1.7. Исполнители коммунальных услуг и потребители должны обеспечивать:
– своевременное и качественное техническое обслуживание, ремонт теплопотребляющих систем, а также разработку и выполнение, согласно договору на пользование тепловой энергией, графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения;
– допуск работников специализированных организаций, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, на объекты в любое время суток.
1.8. Во всех многоквартирных домах лицами, ответственными за их содержание, должна быть размещена информация с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения об авариях и нарушениях работы систем теплоснабжения.
1.9. При аварийных ситуациях в многоквартирных домах, связанных с угрозой размораживания системы отопления, организации, обслуживающие жилищный фонд, организуют своевременный слив теплоносителя из систем теплоснабжения.
2. Цели и задачи Порядка
2.1. Цели настоящего Порядка:
– повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов социальной сферы;
– мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;
– снижение до приемлемого уровня технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;
– минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.
2.2. Задачи настоящего Порядка:
– приведение в готовность оперативных штабов по ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения, концентрация необходимых сил и средств;
– организация работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
– обеспечение работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций материально-техническими ресурсами;
– обеспечение устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения населения, социальной и культурной сферы в ходе возникновения и ликвидации аварийной ситуации.
3. Организация работ
3.1. При поступлении дежурному диспетчеру теплоснабжающей организации сообщения о возникновении аварии на объектах теплоснабжения, об отключении или ограничении теплоснабжения потребителей, дежурный диспетчер теплоснабжающей организации обязан в минимально короткий срок:
– направить к месту аварии аварийную бригаду;
– сообщить о возникшей аварийной ситуации руководству организации, компании обслуживающим жилой фонд, ЕДДС;
– принять меры по обеспечению безопасности в месте обнаружения аварии (выставить ограждение и охрану, при необходимости осветить место аварии).
3.2. На основании сообщения с места обнаруженной аварии ответственное должностное лицо теплоснабжающей организации принимает следующие меры:
– определяет потребителей, теплоснабжение которых будет ограничено или отключено, период ограничения или отключения;
– определяет силы и средства, необходимые для устранения обнаруженной аварии;
– определяет необходимые переключения в сетях теплоснабжения, изменение режима теплоснабжения в зоне обнаруженной аварии, в том числе с применением электронного моделирования;
– определяет последовательность отключения от теплоносителя, когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены.
3.3. Ответственными лицами по локализации и устранению аварии являются:
– до прибытия на место руководителя организации – дежурный диспетчер теплоснабжающей организации;
– после прибытия – руководитель теплоснабжающей организации или лицо, им назначенное из числа руководящего состава.
3.4. О принятом решении и предположительном времени восстановления теплоснабжения потребителей тепловой энергии ответственное лицо по локализации и устранению аварии немедленно информирует организации, обслуживающие жилищный фонд и объекты социальной сферы, ЕДДС.
3.5. Если в результате обнаруженной аварии подлежат ограничению или отключению в подаче тепловой энергии медицинские, дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, дежурный диспетчер теплоснабжающей организации незамедлительно сообщает об этом ЕДДС.
3.6. Лицо, ответственное за ликвидацию аварии, обязано:
– по возможности вызвать через диспетчерские службы представителей организаций, имеющих подземные коммуникации в месте аварии, и согласовать с ними проведение земляных работ для ликвидации аварии;
– обеспечить выполнение работ на подземных коммуникациях в минимально необходимые короткие сроки и обеспечить безопасные условия производства работ;
– информировать о завершении аварийно-восстановительных работ (этапа работ) ЕДДС, соответствующие организации и учреждения.
3.7. Собственники и иные законные владельцы инженерных сетей и коммуникаций, находящихся в зоне ликвидации аварии, обеспечивают по возможности выезд своих представителей для согласования земляных работ.
3.8. Решение о введении режима ограничения или отключения подачи теплоносителя потребителям при аварии принимается руководителем соответствующей теплоснабжающей организации по согласованию с администрацией.
3.9. В случае возникновения крупных аварий, вызывающих возможные перерывы теплоснабжения на территории городского округа на срок более одних суток, решением Главы Дальнегорского муниципального округа создается штаб по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы котельных, жилищного фонда и объектов социальной сферы.
3.10. Все получаемые сообщения фиксируются дежурными организаций в соответствующих журналах с отметкой времени получения информации и фамилии лиц, передавших (получивших) сообщения.
3.11. При возникновении технологического нарушения с признаками аварии на теплоисточниках, инцидента старший по должности из числа обслуживающего оперативного персонала обязан:
– составить общую картину характера, места, размеров технологического нарушения;
– отключить и убедиться в отключении поврежденного оборудования, трубопровода и принять меры к отключению оборудования, работающего в опасной зоне;
– организовать предотвращение развития технологического нарушения;
– принять меры к обеспечению безопасности персонала, находящегося в опасной зоне;
– немедленно организовать первую помощь пострадавшим и при необходимости их доставку в медицинские учреждения;
– сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к продолжению аварии, а в случае невозможности ее сохранения, зафиксировать сложившуюся обстановка (сделать фотографии);
– сообщить о произошедшем нарушении в диспетчерскую службу предприятия.
Действия обслуживающего персонала не должны противоречить требованиям "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", "Правил охраны труда", "Правил пожарной безопасности", а так же производственных и должностных инструкций, с обеспечением:
– сохранности жизни людей;
– сохранности оборудования;
– своевременного восстановления нормального режима работы системы теплоснабжения.
3.12. Приемка-сдача смены во время ликвидации аварии (инцидента) запрещается. Пришедший на смену обслуживающий оперативный персонал во время ликвидации аварии (инцидента) может быть использован по усмотрению лица, осуществляющего руководство ликвидацией аварийной ситуации. При затянувшейся ликвидации технологического нарушения в зависимости от его характера, допускается сдача смены с разрешения лица, ответственного за ликвидацию аварии. Обслуживающий оперативный персонал несет полную ответственность за ликвидацию аварийной ситуации.
3.13. Основными задачами обслуживающего оперативного персонала при ликвидации аварии являются:
– выявление причин и масштаба аварии, инцидента;
– устранение причин аварии, инцидента;
– исключение воздействия травмирующих факторов на персонал;
– отключение поврежденного оборудования или участка тепловых сетей;
– восстановление в кратчайший срок теплоснабжения потребителей и нормальной работы оборудования;
– уточнение состояния оборудования и возможности ввода его в работу своими силами;
– сообщение о происшедшем руководителю организации.
4. Сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения
4.1. Аварии в тепловых сетях:
– разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности, которых продолжается более 36 часов;
– повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей первой категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
4.2. Аварии в водопроводных сетях:
– разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов водопроводных сетей в течение года, восстановление работоспособности которых продолжается более 24 часов;
– повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов.
4.3. Аварии в многоквартирных жилых домах:
– разрушение (повреждение) зданий, сооружений, инженерных сетей внутридомового имущества, в том числе сетей теплоснабжения в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности, которых продолжается более 36 часов;
– повреждение трубопроводов водопроводной сети, вызвавшее перерыв водоснабжения потребителей на срок более 8 часов, прекращение водоснабжения или общее снижение более чем на 50%, отпуска воды потребителям продолжительностью выше 16 часов;
– разрушение (повреждение) основного электрооборудования, а также неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала управляющей организации, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
5. Количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения (далее – силы и средства)
|
Подразделение |
Личный состав |
Техника |
Ответственный |
|
КГУП "Примтеплоэнерго" Дальнегорский филиал TP "Дальнегорский" Участок водоканал "Дальнегорский" |
Аварийно-восстановительная бригада участка тепловых сетей |
6 |
Начальник РЭУ |
|
Аварийно-восстановительная бригада участка водоснабжения |
Начальник ПУ N 1 Водоканал Дальнегорский |
||
|
Ремонтные бригады на котельных |
Начальник производства |
||
|
Начальник TP "Дальнегорский" Начальник участка водоканал "Дальнегорский" |
|||
6. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте теплоснабжения может возникнуть угроза безопасности населения)
6.1. Одно из главных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте теплоснабжения может возникнуть угроза безопасности населения) его своевременное оповещение и информирование. Оповестить население означает своевременно предупредить его о создавшейся обстановке. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
6.2. При возникновении аварий, вызванных технологическими нарушениями на инженерных сооружениях и коммуникациях, срок устранения которых превышает не более 2-х часов, руководство по локализации и ликвидации аварий возлагается на администрацию и постоянно действующую Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Дальнегорского муниципального округа (КЧС и ПБ).
6.3. Теплоснабжающая организация разрабатывает возможные технические решения по ликвидации аварийной ситуации на объектах теплоснабжения, организует мероприятия по проведению аварийно-восстановительных работ. При необходимости выполняет аварийное ограничение режима потребления тепловой энергии потребителей согласно графику.
6.4. Координацию мероприятий при угрозе аварий на системах энергоснабжения осуществляет Комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Дальнегорского муниципального округа. Передвижные дизельные электростанции (ДЭС) находятся непосредственно на котельных КГУП "Примтеплоэнерго".
7. Порядок организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте теплоснабжения
7.1. Финансирование расходов на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и пополнение аварийного запаса материальных ресурсов для устранения аварий и последствий стихийных бедствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в бюджете организаций и бюджете Дальнегорского муниципального округа на очередной финансовый год.
7.2. Работы по устранению технологических нарушений на инженерных сетях, связанные с нарушением благоустройства территории, производятся ресурсоснабжающими организациями и их подрядными организациями по согласованию с администрацией.
Земляные работы, связанные с вскрытием грунта и дорожных покрытий, должны производиться в соответствии с Правилами производства работ при реконструкции и ремонте подземных инженерных сетей и сооружений, строительстве и ремонте дорожных покрытий и благоустройстве территорий.
Восстановление асфальтового покрытия, газонов и зеленых насаждений на уличных проездах, газонов на внутриквартальных и дворовых территориях после выполнения аварийных и ремонтных работ на инженерных сетях производится за счет предприятий согласно балансовой принадлежности, на которых произошла авария или возник дефект.
7.3. Собственники земельных участков, по которым проходят инженерные коммуникации, обязаны:
– осуществлять контроль за содержанием охранных зон инженерных сетей, в том числе за своевременной очисткой от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, а также обеспечивать круглосуточный доступ для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций;
– не допускать в пределах охранных зон инженерных сетей и сооружений возведения несанкционированных построек, складирования материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.;
– обеспечивать, по требованию владельца инженерных коммуникаций, снос несанкционированных построек и посаженных в охранных зонах деревьев и кустарников;
– принимать меры, в соответствии с действующим законодательством, к лицам, допустившим устройство в охранной зоне инженерных коммуникаций постоянных или временных предприятий торговли, парковки транспорта, рекламных щитов и т.д.;
– компенсировать затраты, связанные с восстановлением или переносом из охранной зоны инженерных коммуникаций построек и сооружений, а также с задержкой начала производства аварийных или плановых работ из-за наличия несанкционированных сооружений.
7.4. Собственники земельных участков, организации, ответственные за содержание территории, на которой находятся инженерные коммуникации, эксплуатирующая организация, при обнаружении технологических нарушений (вытекание горячей воды или выход пара из надземных трубопроводов тепловых сетей, вытекание воды на поверхность из подземных коммуникаций, образование провалов и т.п.) обязаны:
– принять меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийных служб;
– незамедлительно информировать о всех происшествиях, связанных с повреждением инженерных коммуникаций, администрацию.
7.5. Владелец или арендатор нежилых помещений (подвалов, чердаков, мансард и др.), в которых расположены инженерные сооружения и (или) по которым проходят инженерные коммуникации, при использовании этих помещений под склады или другие объекты, обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей исполнителя коммунальных услуг и (или) специализированных организаций, обслуживающих внутридомовые системы, для их осмотра, ремонта или технического обслуживания.
7.6. Работы по оборудованию встроенных нежилых помещений, по которым проходят инженерные коммуникации, выполняются по техническим условиям исполнителя коммунальных услуг, согласованным с ресурсоснабжающими организациями.
7.7. Во всех жилых домах и на объектах социальной сферы их владельцами должны быть оформлены таблички с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения о технологических нарушениях работы систем инженерного обеспечения.
7.8. Потребители тепла по надежности теплоснабжения делятся на две категории:
– к первой категории относятся потребители, нарушение энергоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным материальным ущербом (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции и т.п.);
– ко второй категории – остальные потребители энергоресурсов.
7.9. Источники энергоснабжения по надежности отпуска ресурсов потребителям делятся на две категории:
– к первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла, водозаборы, станции подъема воды, трансформаторные подстанции;
– ко второй категории – остальные источники энергоресурсов.
7.10. Нарушения заданного режима работы котельных, тепловых сетей и теплоиспользующих установок, водозаборов, станций подъема, трансформаторных подстанций, линий электропередач должны расследоваться эксплуатирующей организацией и учитываться в специальных журналах.
8. Сценарии возникновения и последствия аварий:
|
N п/п |
Вид аварии |
Причина аварии |
Масштаб аварии и последствия |
Уровень реагирования |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Остановка котельной |
Прекращение подачи электроэнергии |
Прекращение циркуляции воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
Муниципальный |
|
2 |
Остановка котельной |
Прекращение подачи топлива, прекращение подачи холодной воды на котельную |
Прекращение подачи теплоносителя в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах |
Муниципальный |
|
3 |
Порыв тепловых сетей |
Предельный износ, гидродинамические удары |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
Объектовый |
9. Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений
|
N п/п |
Наименование технологического нарушения |
Диаметр труб, мм |
Время устранения в часах, при глубине заложения труб, м |
|
|
До 2 |
Более 2 |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
На объектах водоснабжения |
||||
|
1 |
Отключение водоснабжения |
до 400 |
4 |
4 |
|
N п/п |
Наименование технологического нарушения |
Время на устранение |
Ожидаемая температура в жилых помещениях при температуре наружного воздуха, °С |
|||
|
0 |
-10 |
-20 |
Более -20 |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
На объектах теплоснабжения |
||||||
|
1 |
Отключение отопления |
2 часа |
18 |
18 |
15 |
15 |
|
2 |
Отключение отопления |
4 часа |
18 |
15 |
15 |
15 |
|
3 |
Отключение отопления |
6 часов |
15 |
15 |
15 |
10 |
|
4. |
Отключение отопления |
8 часов |
15 |
15 |
10 |
10 |
|
N п/п |
Наименование технологического нарушения |
Время устранения |
|
1 |
2 |
3 |
|
На объектах электроснабжения |
||
|
1 |
Отключение электроснабжения |
2 часа |