Постановление Администрации Дальнегорского муниципального округа Приморского края от 15 сентября 2025 г. N 1436-па
"Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов"
В целях разработки проекта бюджета Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, руководствуясь статьями 172, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", решением Думы Дальнегорского городского округа от 26.09.2013 N 139 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Дальнегорском городском округе", Уставом Дальнегорского муниципального округа, администрация Дальнегорского муниципального округа
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов.
2. Финансовому управлению администрации Дальнегорского муниципального округа при формировании проекта бюджета Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов руководствоваться настоящими направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Постановление администрации Дальнегорского городского округа от 08.10.2024 N 1811-па "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Дальнегорского городского округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов" признать утратившим силу.
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Дальнегорского муниципального округа.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
|
Глава Дальнегорского муниципального округа |
A.M. Теребилов |
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Дальнегорского муниципального округа
от 15 сентября 2025 г. N 1436-па
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов (далее – основные направления бюджетной и налоговой политики) подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), решением Думы Дальнегорского городского округа от 26.09.2013 N 139 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Дальнегорском городском округе", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2024 – 2025 годах.
Определяющее влияние на формирование основных направлений бюджетной и налоговой политики оказали целевые ориентиры развития страны, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, положениях Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета Дальнегорского муниципального округа на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов (далее – проект бюджета), основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Приморском крае, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2024 году и первой половине 2025 года
Бюджетная политика Дальнегорского муниципального округа в 2024 году была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию, Указах Президента Российской Федерации.
При исполнении бюджета Дальнегорского муниципального округа в 2024 году администрация Дальнегорского муниципального округа руководствовалась следующими приоритетами:
повышение эффективности использования доходного потенциала в целях обеспечения устойчивого развития территории, выполнения социальных гарантий, повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, принятие мер для увеличения доходов от внебюджетной деятельности;
приоритизация расходов в целях финансового обеспечения обязательств:
– связанных с достижением целевых показателей муниципальных программ, включая результаты региональных проектов, обеспечивающих достижение целей федеральных и национальных проектов;
– социальной направленности, учитывая безусловное исполнение публичных нормативных обязательств и сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы;
повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджета исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;
совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития Дальнегорского муниципального округа, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности муниципальных программ;
стимулирование инвестиционной привлекательности, развитие муниципально-частного партнерства для решения задач бюджетной сферы;
обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Дальнегорского муниципального округа, установленного Правительством Приморского края;
принятие мер, направленных на ограничение дефицита бюджета муниципального образования;
реализация мероприятий, направленных на развитие на территории Дальнегорского муниципального округа практик инициативного бюджетирования, популяризацию и развитие института территориального общественного самоуправления;
повышение прозрачности и открытости бюджетных данных и бюджетного процесса.
Проведение сбалансированной политики Дальнегорского муниципального округа в 2024 году позволило обеспечить поступление в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов в сумме 1 094 828,04 тыс. рублей. Исполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам на 106,3% позволило администрации Дальнегорского муниципального округа осуществлять финансирование расходов в рамках реализации мероприятий муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления в объемах, подтвержденных заявками главных распорядителей бюджетных средств, при наличии подтверждающих документов.
Ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений бюджета Дальнегорского муниципального округа, оперативное взаимодействие с администраторами поступлений в местный бюджет, позволили своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в бюджет.
В соответствии с постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 30.12.2019 N 1171-па "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов Дальнегорского городского округа" ежегодно проводится оценка налоговых расходов. По итогам оценки налоговых расходов за 2023 год неэффективных налоговых расходов в Дальнегорском муниципальном округе не выявлено, налоговые расходы носят технический и социальный характер.
Наиболее значимым направлением бюджетной политики остается повышение эффективности бюджетных расходов, осуществляемое, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения расходов за счет снижения неэффективных затрат.
В целях оптимизации расходов повышенное внимание уделялось мониторингу использования средств местного бюджета главными распорядителями бюджетных средств с учётом соблюдения:
обоснованности заявленных в кассовый план расходов, в том числе на оплату труда и на коммунальные расходы;
своевременного использования средств бюджета, поступивших на лицевые счета.
В целях предотвращения влияния отрицательных факторов на экономику Дальнегорского муниципального округа в условиях введенных санкций, в соответствии с требованиями Правительства Приморского края, сформирован резервный фонд администрации Дальнегорского муниципального округа, составляющий 3 процента общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования.
В 2024 году бюджет Дальнегорского муниципального округа сохранял социальную направленность. В приоритетном порядке обеспечено финансирование из местного бюджета таких социально значимых направлений, как образование (58,9%), культура (8,8%), физическая культура и спорт (5,3%), социальная политика (2,9%).
Отдельным направлением в сфере социальной защиты населения являются меры социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, в том числе:
единовременная материальная помощь семье военнослужащего, погибшего (умершего) в ходе специальной военной операции, на мероприятия, связанные с кремацией и (или) захоронением, за счет средств резервного фонда администрации Дальнегорского муниципального округа;
освобождение от платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования;
обеспечение бесплатным одноразовым горячим питанием обучающихся 5-11 классов по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
право бесплатного посещения детьми занятий по дополнительным образовательным программам в муниципальных организациях дополнительного образования;
внеочередное зачисление в муниципальную образовательную организацию, реализующую программу дошкольного образования;
освобождение от платы в лагерях с дневным пребыванием детей, организованных в каникулярное время при образовательных учреждениях Дальнегорского муниципального округа;
освобождение от уплаты земельного налога на территории Дальнегорского муниципального округа членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в отношении одного земельного участка, не используемого в предпринимательской деятельности;
предоставление отсрочки по уплате арендной платы по договорам аренды муниципального имущества;
бесплатное посещение детьми занятий одного из направлений по дополнительным общеразвивающим программам в области искусства, занятий в клубных формированиях и спортивных секциях;
предоставление права внеочередного зачисления ребенка на свободные места в муниципальных образовательных организациях, на перевод ребенка в наиболее приближенные к месту жительства семьи муниципальные образовательные организации.
По итогам 2024 года бюджет Дальнегорского муниципального округа исполнен с дефицитом в размере 11 662,5 тыс. рублей. Источником покрытия дефицита бюджета являлся остаток денежных средств на едином счете бюджета по состоянию на 01.01.2024.
В результате обеспечения устойчивой долговой политики у Дальнегорского муниципального округа отсутствует потребность в привлечении коммерческих и бюджетных кредитов, долговые обязательства Дальнегорского муниципального округа отсутствуют.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 28.12.2024 N 2511-па утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Дальнегорского городского округа на период с 2025 по 2027 годы и План ("дорожная карта") по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет Дальнегорского городского округа, пеням и штрафам по ним.
В соответствии с утвержденным Планом мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики предусмотрено:
проведение оценки эффективности налоговых расходов Дальнегорского муниципального округа по местным налогам;
увеличение объема поступлений неналоговых доходов текущего года по сравнению с предыдущим годом не менее чем на 2,5% в сопоставимых условиях;
обеспечение снижения недоимки не менее чем на 5% по неналоговым доходам;
проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена;
проведение муниципального земельного контроля;
проведение заседаний Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике при Главе Дальнегорского муниципального округа по заслушиванию представителей организаций, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах и трудового законодательства;
увеличение плановых показателей неналоговых доходов на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее чем на 2,5% уровня первоначального плана предыдущего года в сопоставимых условиях;
неустановление новых расходных обязательств Дальнегорского муниципального округа, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств, муниципальных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
проведение проверок использования по назначению объектов муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями;
проведение мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на имущество, не используемое для оказания муниципальных услуг и (или) муниципальных функций;
увеличение объемов расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
проведение мероприятий по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, муниципальных учреждений;
проведение реорганизации муниципальных учреждений путем присоединения "мелких" муниципальных учреждений, к более крупным;
размещение разнопрофильных учреждений в одном здании (комплекс "школа – развивающие секции" и пр.);
оптимизация численности административно-хозяйственного и управленческого персонала учреждений;
недопущение принятия решений, приводящих к увеличению численности работников муниципальных учреждений;
обеспечение дефицита бюджета на уровне не более 5% от суммы утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В соответствии с Планом ("дорожной картой") по взысканию дебиторской задолженности предусмотрены мероприятия по:
недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам;
урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке;
принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам.
В соответствии с заключенным с министерством финансов Приморского края соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, администрацией Дальнегорского муниципального округа выполняются следующие мероприятия:
проведение оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);
недопущение просроченной кредиторской задолженности;
обеспечение роста поступлений по налогу на доходы физических лиц;
недопущение роста недоимки по налогам, формирующим краевой и местный бюджет;
обеспечение снижения просроченной дебиторской задолженности, в том числе за аренду имущества и земельные участки;
соблюдение требований к предельным значениям дефицита местного бюджета;
недопущение принятия решений, приводящих к увеличению численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, увеличению численности работников муниципальных учреждений;
неустановление новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.
В целях поощрения муниципальных образований Приморского края, Дальнегорскому муниципальному округу в 2024 году была предоставлена дотация из краевого бюджета.
По результатам проведенной министерством финансов Приморского края оценки качества управления бюджетным процессом муниципальных образований Приморского края за 2024 год Дальнегорскому муниципальному округу присвоена надлежащая II степень качества управления бюджетным процессом.
В целях повышения эффективности расходования средств бюджета Дальнегорского муниципального округа, проведена оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Дальнегорского муниципального округа. На основании проведенной оценки составлен сводный рейтинг главных распорядителей средств бюджета по качеству финансового менеджмента.
В Дальнегорском муниципальном округе продолжено применение механизма обеспечения публичности и доступности бюджетной политики посредством размещения бюджетных данных на официальном сайте Дальнегорского муниципального округа, в том числе в доступной для граждан форме ("Бюджет для граждан"). По итогам проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Приморского края по уровню открытости бюджетных данных за 2024 год, Дальнегорскому муниципальному округу присвоена I степень открытости бюджетных данных (высокий уровень).
На постоянной основе ведется работа в части наполняемости единого портала бюджетной системы Российской Федерации, организовано осуществление ежеквартального мониторинга и контроля за размещением муниципальными учреждениями информации о муниципальных учреждениях в личном кабинете на официальном сайте wwvv.bus.gov.ru: о муниципальном задании и его исполнении, о плане финансово-хозяйственной деятельности, о показателях бюджетной сметы, о годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности учреждения и использовании имущества и иной информации об учреждении.
В целях повышения уровня открытости бюджета Дальнегорского муниципального округа, доверия граждан к деятельности органов местного самоуправления были проведены публичные слушания по проекту бюджета на 2025 год и плановый период и по отчету об исполнении бюджета за 2024 год.
Для более активного вовлечения граждан в процесс распределения бюджетных средств на наиболее приоритетные мероприятия, на территории Дальнегорского муниципального округа реализуются проекты инициативного бюджетирования по направлению "Твой проект" и "Молодежный бюджет".
В рамках реализации направления "Твой проект" на конкурсной основе выбираются проекты по строительству (реконструкции), ремонту и благоустройству объектов инфраструктуры муниципальной собственности, определенные населением в качестве приоритетных. В 2025 году реализованы три проекта-победителя конкурсного отбора: "Счастливое детство", "Ромашка", "Здоровый дошкольник".
Начиная с 2024 года на территории Дальнегорского муниципального округа реализуются проекты инициативного бюджетирования по направлению "Молодежный бюджет". Инициаторами проектов выступают учащиеся 10 – 11 классов, достигшие 16-летнего возраста. По результатам открытого голосования в 2025 году реализованы следующие проекты: "Детский игровой комплекс", "Тепло в ладонях юных агрономов", "Школьный двор".
Для популяризации и развития института территориального общественного самоуправления в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 21.03.2019 N 170-па "О грантах победителям конкурса проектов, инициируемых жителями муниципальных образований Приморского края, по решению вопросов местного значения" на территории Дальнегорского муниципального округа проводится конкурс проектов, инициируемых жителями, по решению вопросов местного значения в целях предоставления его победителям грантов за счет средств краевого бюджета.
В целях повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения в Дальнегорском муниципальном округе принимается рад мер: размещение в социальных сетях информационных материалов по финансовой грамотности, проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности молодежи Дальнегорского муниципального округа, в рамках финансового марафона "На финансовой волне" организовано проведение выездного образовательного мероприятия министерства финансов Приморского края по финансовой грамотности, в котором приняли участие 126 жителей Дальнегорского муниципального округа.
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2026 – 2028 годы
Ключевой задачей и приоритетами бюджетной политики Дальнегорского муниципального округа на 2026 – 2028 годы является обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
В этой связи всем участникам бюджетного процесса при планировании бюджетных расходов необходимо пересмотреть отраслевые приоритеты, сконцентрировав бюджетные и управленческие ресурсы на решении задач с безусловной реализацией национальных и муниципальных проектов.
С учетом установленных целей и задач реализация долгосрочной бюджетной политики в Дальнегорском муниципальном округе будет осуществляться по следующим основным направлениям:
повышение эффективности использования доходного потенциала в целях обеспечения устойчивого развития территории, выполнения социальных гарантий, повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, принятие мер для увеличения доходов от внебюджетной деятельности;
приоритизация бюджетных расходов в целях безусловного обеспечения достижения национальных целей развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;
безусловное исполнение публичных нормативных обязательств и сохранение достигнутых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы;
совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и реальных финансовых возможностей бюджета, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ Дальнегорского муниципального округа;
совершенствование системы закупок для нужд Дальнегорского муниципального округа;
стимулирование инвестиционной привлекательности, развитие муниципально-частного партнерства для решения задач бюджетной сферы;
обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Дальнегорского муниципального округа, установленного Правительством Приморского края;
принятие мер, направленных на ограничение дефицита бюджета муниципального образования;
повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса в целях повышения доверия населения к деятельности органов местного самоуправления.
реализация мероприятий, направленных на развитие на территории Дальнегорского муниципального округа практик инициативного бюджетирования, популяризация и развитие института территориального общественного самоуправления;
повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Дальнегорского муниципального округа.
Одной из приоритетных задач бюджетной политики будет продолжение социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей.
Поддержанию финансовой стабильности муниципального образования будет способствовать реализация долговой политики, направленной на непривлечение коммерческих заимствований и бюджетных кредитов.
В целях дальнейшего повышения открытости бюджета и развития института инициативного бюджетирования планируется:
регулярная разработка и совершенствование "Бюджета для граждан";
повышение уровня открытости бюджетных данных;
распространение и представление информации о бюджете в доступной и понятной для граждан форме, в том числе посредством средств массовой информации и иных каналов в сети "Интернет";
расширение инструментов и подходов к участию граждан в бюджетном процессе, в частности в рамках проведения публичных слушаний по бюджетным вопросам.
В целях дальнейшей работы по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры планируется:
разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, обеспечение защищенности и безопасности в финансовой сфере;
подготовка и размещение/распространение информационных материалов, расширение практики информирования граждан по вопросам повышения финансовой грамотности и способах защиты своих прав и интересов как потребителей финансовых услуг.
Налоговая политика Дальнегорского муниципального округа будет направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы.
Одним из важных принципов эффективной налоговой политики является проведение оценки эффективности налоговых льгот и преференций, установленных муниципальными правовыми актами. Будет продолжена политика обоснованности и эффективности применения налоговых льгот (налоговых расходов):
осуществление оценки налоговых льгот (налоговых расходов), включая оценку их эффективности, целесообразности и востребованности;
принятие мер по недопущению предоставления неэффективных налоговых льгот (налоговых расходов) по результатам оценки эффективности предлагаемых к введению налоговых льгот (расходов). Предоставление новых налоговых преференций должно быть направлено на стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы;
установление определенного срока действия при введении новых налоговых льгот (налоговых расходов);
отмена неэффективных и невостребованных льгот (налоговых расходов). Администрацией Дальнегорского муниципального округа будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем реализации следующих мер:
реализация мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости;
расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках реализации Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
обеспечение контроля со стороны структурных подразделений администрации Дальнегорского муниципального округа, в ведомственной подчиненности которых находятся муниципальные учреждения, за своевременным и полным перечислением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Как и в предыдущие годы остается актуальным:
повышение уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета Дальнегорского муниципального округа за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам, активизация претензионно-исковой деятельности;
реализация бюджетных полномочий администраторов доходов по управлению дебиторской задолженностью.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Дальнегорского муниципального округа на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для муниципального образования задач.