Постановление Администрации Кавалеровского муниципального округа Приморского края от 28 апреля 2025 г. N 298
"Об утверждении порядка локализации технологических нарушений, аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий в сфере теплоснабжения на территории Кавалеровского муниципального округа"
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях" приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 N 2234 "Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду", руководствуясь Уставом Кавалеровского муниципального округа, администрация Кавалеровского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить порядок локализации технологических нарушений, аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий в сфере теплоснабжения на территории Кавалеровского муниципального округа (приложение N 1).
2. Утвердить расчет допустимого времени устранения аварий и инцидентов в системах отопления жилых домов (приложение N 2).
3. Утвердить перечень организаций, предприятий, служб ЖКХ и других органов взаимодействующих при устранении аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения на территории Кавалеровского муниципального округа.
4. Руководителям предприятий всех форм собственности, участвующих в жизнеобеспечении Кавалеровского муниципального округа в срок до 15 октября 2025 года разработать схемы межведомственного взаимодействия по устранению аварий технологических нарушений с обязательным согласованием с администрацией Кавалеровского муниципального округа.
5. Организационно-правовому отделу Управления организационной работы администрации Кавалеровского муниципального округа (О.П. Виговской) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Кавалеровского муниципального округа.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Кавалеровского муниципального округа Жданова И.А.
|
Глава Кавалеровского муниципального округа – глава |
А.С. Бурая |
Приложение N 1
Утверждено
постановлением администрации
Кавалеровского муниципального округа
от 28.04.2025 N 298
Порядок
локализации технологических нарушений, аварий и инцидентов и ликвидации их последствий в сфере теплоснабжения на территории Кавалеровского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок локализации технологических нарушений, аварий и инцидентов и ликвидации их последствий в сфере теплоснабжения (далее – Порядок) разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в области предоставления коммунальных услуг потребителям, а именно:
– Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
– Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
– Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
– Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
– приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2024 N 2234 "Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду";
– приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
1.2. Действие Порядка распространяется на организации всех форм собственности, участвующих в процессе обеспечения и предоставлении коммунальных услуг потребителям Кавалеровского муниципального округа.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия и определения:
"Теплоснабжение" – обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
"Теплоснабжающая организация" – организация, осуществляющая продажу и поставку потребителям произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии;
"Система теплоснабжения" – Совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
"Источник тепловой энергии" – Устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
"Тепловая сеть" – Совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
"Теплопотребляющая установка" – Устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
"Потребитель тепловой энергии" – физическое или юридическое лицо, использующее коммунальные услуги, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
"первая категория" – потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями (школы, детские сады, больницы);
"вторая категория" – потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч.:
жилых и общественных зданий до 12 градусов Цельсия; промышленных зданий до 8 градусов Цельсия;
"третья категория" – остальные потребители.
"Коммунальные ресурсы" – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"Коммунальные услуги" – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания и жизнедеятельности потребителей;
"Предприятие жизнеобеспечения" – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по обслуживанию систем жизнеобеспечения и предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, для обеспечения комфортных условия проживания и жизнедеятельности потребителей;
"Авария" – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Авариями в тепловых сетях считаются:
– разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности, которых продолжается более 36 часов;
– повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью более 16 часов.
Технологическими отказами в тепловых сетях считаются:
– неисправности трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, котельных, поиск утечек, вызвавшие перерыв в подаче тепла потребителям I категории (по отоплению) свыше от 4 до 8 часов, прекращение теплоснабжения (отопления) объектов соцкультбыта на срок, превышающий условия в соответствии с приложением 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Функциональными отказами (инцидентами) в тепловых сетях считаются нарушения режима, не вызвавшие последствий, а также отключение горячего водоснабжения, осуществляемое для сохранения режима отпуска тепла на отопление при ограничениях в подаче топлива, электро- и водоснабжении.
Инцидентами в тепловых сетях не являются повреждения трубопроводов и оборудования, выявленные во время испытаний, проводимых в неотопительный период.
Не являются инцидентами потребительские отключения, к которым относятся отключения:
– теплопровода и системы теплопотребления объектов, находящихся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине персонала теплоснабжающей организации.
Авариями в электрических сетях считаются:
– разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением 10 (6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок более 7 суток после выхода из строя;
– повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
1) воздушная линия за период более 3 суток;
2) кабельная линия за период более 10 суток;
– неисправности оборудования и линии электропередачи, вызвавшие перерыв электроснабжения:
1) одного и более потребителей I категории, превышающих время действия устройств автоматического повторного включения (АПВ) и автоматического включения резерва (АВР) электроснабжающей организации. При несоответствии схемы питания потребителей I категории требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ) аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения этих потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
2) одного и более потребителей II категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
3) одного и более потребителей III категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
Технологическими отказами в электрических сетях считаются:
– неисправности основного оборудования, восстановление работоспособности которого может быть произведено в течение не более 7 суток после выхода из строя;
– неисправности питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
1) воздушная линия за период от 12 часов до 3 суток;
2) кабельная линия за период от 2 до 10 суток;
– неисправности оборудования в линии электропередачи, вызвавшие перерыв электроснабжения:
1) одного и более потребителей I категории при несоответствии схемы их питания требованиям ПУЭ, продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
2) одного и более потребителей II категории продолжительностью от 3 до 10 часов;
3) одного и более потребителей III категории продолжительностью от 10 до 24 часов.
Функциональными отказами (инцидентами) в электрических сетях считаются нарушения режима работы, не вызвавшие последствий, а также:
– выход из строя измерительных трансформаторов, разрядников, трансформаторов и др., не относящихся к основному оборудованию;
– выход из строя устройств АПВ, АВР, релейной защиты, телемеханики.
Не относится к инцидентам в электрических сетях:
– вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена элементов опоры, подтяжка бандажей, чистка изоляции, устранение течи масла в трансформаторах силовых и масляных выключателях, подтяжка болтовых соединений в распределительных пунктах (РП), трансформаторных подстанциях (ТП), выправка опор, устранение других неисправностей, угрожающих нормальной эксплуатации электроустановок или электроснабжения потребителей и т.д.), выявленных при профилактическом осмотре и контроле;
– линии электропередачи, подстанции, находящиеся на балансе потребителя, если отключение произошло не по вине энергоснабжающей организации;
– линии электропередачи, подстанции, находящиеся на балансе предприятия электрических сетей, из-за повреждения оборудования, неправильных действий персонала потребителя или устройства защиты на установке потребителя.
Электроприемники аварийной брони электроснабжения – дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция, отопление в зимнее время.
1.4. Основными направлениями предупреждения технологических нарушений и аварий и поддержания постоянной готовности предприятия жизнеобеспечения к их ликвидации являются:
– постоянная подготовка персонала к ликвидации возможных технологических нарушений путем своевременного проведения противоаварийных тренировок, повышения качества профессиональной подготовки;
– создание необходимых аварийных запасов материалов и оборудования;
– обеспечение персонала средствами связи, пожаротушения, автотранспортом и другими механизмами, необходимыми средствами защиты;
– своевременное обеспечение рабочих мест схемами технологических трубопроводов, инструкциями по ликвидации технологических нарушений, программами переключений;
– тестирование персонала при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности по готовности к оперативной работе.
2. Характеристика объектов, в отношении которых разрабатывается порядок
Единой теплоснабжающей организацией на территории Кавалеровского муниципального округа является КГУП "Примтеплоэнерго" (постановление администрации Кавалеровского муниципального округа от 27.05.2024 N 279).
2.1. Состав теплосетевых объектов и тепловых источников:
1. Центральная котельная пгт Кавалерово, тепловые сети от Центральной котельной пгт Кавалерово.
2. Котельная N 1 пгт Кавалерово; тепловые сети от котельной пгт Кавалерово.
3. Котельная N 2 п. Горнореченский; тепловые сети от котельной п. Горнореченский.
4. Котельная по ул. Центральная, 27/1, пгт Хрустальный, тепловые сети от котельной по ул. Центральная, 27/1, пгт Хрустальный.
5. Модульная котельная по ул. Комсомольская, 107А, пгт Хрустальный (п. Фабричный), тепловые сети от модульной котельной по ул. Комсомольская, 107А, пгт Хрустальный (п. Фабричный).
6. Котельная п. Рудный, тепловые сети от котельной п. Рудный.
7. Котельная с. Устиновка, тепловые сети от котельной с. Устиновка.
8. Котельная с. Зеркальное, тепловые сети от котельной с. Зеркальное.
Общая протяженность тепловых сетей – 36,6 км.
2.2. Число потребителей тепловой энергии:
жилищный фонд – 157 ед.;
объекты социального, культурного и бытового назначения – 39 ед.;
объекты здравоохранения – 8 ед.;
прочие – 11 ед.
3. Сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения
Наиболее вероятными причинами возникновения аварийных ситуаций в работе системы теплоснабжения могут послужить:
– человеческий фактор (неправильные действия персонала);
– прекращение подачи электрической энергии, холодной воды, топлива на источник тепловой энергии, центральный тепловой пункт (ЦТП), насосную станцию;
– внеплановая остановка (выход из строя) оборудования на объектах системы теплоснабжения.
К перечню возможных последствий аварийных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся: кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;
– кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;
– полное ограничение режима потребления тепловой энергии для населения, объектов социальной сферы;
– причинение вреда третьим лицам; разрушение объектов теплоснабжения (котлов, тепловых сетей, котельных);
– отсутствие теплоснабжения более 24 часов (одни сутки).
Основные причины возникновения аварии, описания аварийных ситуаций, возможных масштабов аварии и уровней реагирования, типовые действия персонала по ликвидации последствий аварийной ситуации приведены в таблице ниже.
Перечень
возможных аварийных ситуаций, их описание, масштабы и уровень реагирования, типовые действия персонала
|
Причина возникновения аварии |
Описание аварийной ситуации |
Возможные масштабы аварии и последствия |
Действия персонала |
|
Прекращение подачи электроэнергии на источник тепловой энергии, ЦТП, насосную станцию |
Остановка работы источника тепловой энергии, ЦТП, насосной станции |
Прекращение циркуляции в системе теплоснабжения всех потребителей населенного пункта, понижение температуры в зданиях, возможное размораживание наружных тепловых сетей и внутренних отопительных систем |
Сообщить об отсутствии электроэнергии дежурному диспетчеру электросетевой организации по телефону. Перейти на резервный или автономный источник электроснабжения. При длительном отсутствии электроэнергии организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 1 час |
|
Прекращение подачи холодной воды на источник тепловой энергии, ЦТП |
Ограничение работы источника тепловой энергии, ЦТП |
Ограничение циркуляции теплоносителя в системе теплоснабжения всех потребителей населенного пункта, понижение температуры воздуха в зданиях |
Сообщить об отсутствии холодной воды дежурному диспетчеру водоснабжающей организации по телефону. При длительном отсутствии подачи воды и открытой системе ГВС, отключить ГВС и организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 4 часа |
|
Прекращение подачи топлива |
Остановка нагрева воды на источнике тепловой энергии |
Прекращение подачи нагретой воды в систему теплоснабжения всех потребителей населенного пункта, понижение температуры воздуха в зданиях |
Сообщить об отсутствии подачи топлива руководителю организации. Организовать переход на резервное топливо. Организовать ремонтные работы по восстановлению подачи топлива персоналом своей организации. При длительном отсутствии подачи топлива организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 4 часа |
|
Выход из строя сетевого (сетевых) насоса |
Ограничение (остановка) работы источника тепловой энергии |
Прекращение циркуляции в системе теплоснабжения всех потребителей населенного пункта, понижение температуры воздуха в зданиях, возможное размораживание наружных тепловых сетей и внутренних отопительных систем |
Выполнить переключение на резервный насос. При невозможности переключения организовать работы по ремонту силами персонала своей организации. При длительном отсутствии работы насоса организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 4 часа |
|
Выход из строя котла (котлов) |
Ограничение (остановка) работы источника тепловой энергии |
Ограничение (прекращение) подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей населенного пункта, понижение температуры воздуха в зданиях |
Выполнить переключение на резервный котел. При невозможности переключения и снижении отпуска тепловой энергии организовать работы по ремонту силами персонала своей организации. При длительном отсутствии работы котла организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 24 часа |
|
Предельный износ сетей, гидродинамические удары |
Порыв на тепловых сетях |
Прекращение циркуляции в части системы теплоснабжения, понижение температуры в зданиях, возможное размораживание наружных тепловых сетей и внутренних отопительных систем. Прекращение циркуляции в системе теплоснабжения, понижение температуры в зданиях, возможное размораживание наружных тепловых сетей и внутренних отопительных систем |
Организовать переключение теплоснабжения поврежденного участка от другого участка тепловых сетей (через секционирующую арматуру). Оптимальную схему теплоснабжения населенного пункта (части населенного пункта) определить с применением электронного моделирования. При необходимости организовать устранение аварии силами ремонтного персонала своей организации. При длительном отсутствии циркуляции организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 8 часов. Организовать устранение аварии силами ремонтного персонала своей организации. При возможности временной подачи теплоносителя оптимальную схему теплоснабжения населенного пункта (части населенного пункта) определить с применением электронного моделирования. При длительном отсутствии циркуляции организовать ремонтные работы по предотвращению размораживания силами персонала своей организации и управляющих компаний. Время устранения аварии – 2 часа |
4. Порядок ликвидации аварий и технологических нарушений и их последствий на объектах жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального округа
4.1. Руководители предприятий жизнеобеспечения, осуществляющие реконструкцию, капитальный ремонт или эксплуатацию зданий, сооружений, сетей, на которых произошла авария, должны немедленно передать донесения в единую дежурную диспетчерскую службу администрации Кавалеровского муниципального округа (далее – ЕДДС).
4.2. ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа в течение часа направляет информацию о возникновении аварии:
– в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края;
– в систему мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее – Система МКА ЖКХ);
– в диспетчерские службы предприятий жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального округа.
4.3. Передача донесений в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края и в государственное казенное учреждение Приморского края по пожарной безопасности и ГОЧС может производиться по телефонным, телеграфным и радиоканалам связи с использованием различных систем передачи информации (модемной, факсимильной и т.п.).
4.4. В донесении должны содержаться следующие сведения:
– полное наименование и техническая характеристика объекта;
– наименование эксплуатационной организации;
– место расположения объекта;
– дата и время аварии;
– характер и объем разрушений;
– сведения о пострадавших и погибших;
– обстоятельства, при которых произошла авария;
– сведения о назначении соответствующей комиссии и вероятной причине аварии.
Информация предприятия жизнеобеспечения должна содержать следующие сведения:
– наименование населенного пункта, наименование и адрес объекта аварии;
– краткое описание причин и характера аварии;
– время начала прекращения подачи энергоресурсов (водоснабжения), потребителям;
– перечень объектов, подлежащих отключению от энергоресурсов (водоснабжения), и объектов, которым прекращена подача энергоресурсов (водоснабжения);
– объем повреждений и разрушений, состояние коммуникаций, вышедших из строя, в том числе по видам:
|
Наименование коммуникаций, энергосистем |
Показатели параметров состояния |
|
ЛЭП (распределительные сети) |
Мощность (кВ), протяженность (км), количество опор (шт.), количество трансформаторных подстанций (шт.) |
|
Линии связи |
Протяженность (км), характеристика линий связи |
|
Системы теплоснабжения, водоснабжения и канализации |
Протяженность (км), тип, диаметр труб (км), давление, для оборудования – мощность, тип и количество |
– время начала работ по ликвидации аварии;
– количество аварийных бригад и их численность;
– ответственное лицо предприятия жизнеобеспечения за организацию и ход работы на объекте аварии;
– контактный телефон;
– планируемое время прекращения работ.
4.5. Предприятия жизнеобеспечения на территории Кавалеровского муниципального округа должны иметь диспетчерскую службу (далее – ДС).
4.6. Основными задачами диспетчерского управления при ликвидации технологических нарушений являются:
– предотвращение развития нарушений, предупреждение травм персонала и повреждения оборудования, не затронутого технологическим нарушением;
– создание наиболее надежной послеаварийной схемы и режима работы системы в целом и ее частей;
– выяснение состояния отключившегося и отключенного оборудования и, при возможности, включение его в работу;
– включение оборудования в работу и восстановление схемы сети, работоспособности оборудования.
4.7. На каждом диспетчерском пункте, щите управления организации должна находиться:
– инструкция (порядок) по предотвращению и ликвидации технологических нарушений и аварий, которая составляется в соответствии с типовой инструкцией;
– планы ликвидации технологических нарушений и аварий (в сетях, топливном хозяйстве и котельных и т.п.).
4.8. ДС предприятий жизнеобеспечения согласовывают документы, определяющие их взаимодействие при ликвидации технологических нарушений в смежных предприятиях жизнеобеспечения и органах местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа.
4.9. В случае возникновения аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения Кавалеровского муниципального округа ДС предприятия жизнеобеспечения должны руководствоваться утвержденным на предприятии "Порядком ликвидации аварий и технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения", составленным в соответствии с действующим законодательством.
4.10. ДС предприятия жизнеобеспечения фиксирует время завершения работ по ликвидации аварий и возобновления подачи энергоснабжения потребителей и направляет соответствующую информацию в органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа в единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС).
4.11. Предприятие жизнеобеспечения при организации работ по ликвидации аварий и технологических нарушений взаимодействует со смежными предприятиями жизнеобеспечения и органами местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа. При этом предприятие жизнеобеспечения, на сетях (системах) которого произошла авария, разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному энергоснабжению (водоснабжению).
4.12. В установленный законодательством срок смежные предприятия жизнеобеспечения и органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа, должны принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи энергоресурсов (водоснабжения).
4.13. Предприятие жизнеобеспечения обязано организовать временное обеспечение энергоресурсов (водоснабжения) потребителям из резервных источников, для снижения негативных последствий аварии и ущерба.
4.14. На время ликвидации аварии и технологических нарушений предприятие жизнеобеспечения по согласованию с органами местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа, организует подачу энергоресурсов (водоснабжения) в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением потребителей о режимах их обеспечения (отпуска).
4.15. Органы местного самоуправления Кавалеровского муниципального округа, ведут контроль над ходом работ по ликвидации аварий и взаимодействием предприятий жизнеобеспечения в целях ликвидации негативных последствий аварий.
4.16. Общую координацию действий ДС по ликвидации аварийной ситуации осуществляет ДС или администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
4.17. Сведения о телефонах ДС до начала отопительного сезона предоставляются в Единую дежурную диспетчерскую службу Кавалеровского муниципального округа, а также в Управление ЖКХ администрации Кавалеровского муниципального округа.
5. Предоставление оперативной информации
5.1. Ресурсоснабжающие организации информируют "Единую Дежурную Диспетчерскую Службу" (далее – ЕДДС) администрации Кавалеровского муниципального округа по тел. 9-10-19:
5.1.1. Теплоснабжающая организация ежедневно, с момента начала отопительного сезона в 6.00 часов предоставляет информацию:
– о температуре теплоносителя (в подающем и обратном трубопроводах);
– о давлении теплоносителя (подающего и обратного трубопровода).
В случае нарушения гидравлического режима, снижения или ограничения температуры теплоносителя или возникновения аварийной ситуации теплоснабжающая организация информирует ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
5.1.2. Организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению, ежедневно в 7.00 часов информирует:
– о давлении холодной воды (на выходе головных сооружений насосной станции) по показаниям приборов учета водопотребления и водоотведения на магистральных участках сетей, а также показатели потерь;
– о соответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам.
В случае нарушения режима водоподачи, несоответствия состава и свойств воды по санитарным нормам и правилам или возникновении аварийной ситуации водоснабжающая организация информирует ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
5.1.3. Электроснабжающие организации ежедневно в 7.00 часов информируют о состоянии электроснабжения муниципального округа.
При нарушении режима электроснабжения, наступлении аварийной ситуации электроснабжающие организации информируют ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа по тел. 9-10-19 в течение 15 минут;
5.1.4. Управляющие организации, товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ), собственники многоквартирных домов или лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, ежедневно в 8.00 часов предоставляют оперативную информацию о ремонтных работах, проводимых на внутридомовых инженерных системах многоквартирных жилых домов (перечень адресов жилых домов) и сроках выполнения работ.
5.1.5. Управляющие организации, ТСЖ, собственники многоквартирных домов или лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в течение 3-х календарных дней информируют руководство КГКУ – 13 ОПС о принятии на обслуживание или снятии со своего обслуживания дома (домов), с указанием адреса и даты принятия (снятия).
5.2. В случае наступления аварийных ситуаций все ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, собственники многоквартирных домов или лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, информируют ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа по тел. 9-10-19, Управление ЖКХ – отдел ЖКХ администрации Кавалеровского муниципального округа (далее – Управление ЖКХ) по тел. 9-14-72:
– о факте наступления аварийной ситуации – в течение 5 минут;
– о причинах и принимаемых мерах – в течение 30 минут;
– в течение часа предоставляют в ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа письменный доклад по форме, установленной министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края: при наличии аварий, сбоев указывать время, место, последствия, количество жилищного фонда, населения, объектов соцкультбыта, попавших под отключение, меры, принимаемые для устранения аварий, сбоев (количество бригад, человек, техники), ориентировочное время устранения.
При возникновении крупномасштабной аварии, срок ликвидации последствий более 12 часов.
5.4. В случае не устранения аварии по истечении 12 часов, прошедших с момента отключения системы жизнеобеспечения, по предложению руководителей предприятий (организаций) администрацией округа может быть организовано проведение заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Кавалеровского муниципального округа с целью принятия конкретных мер для ликвидации аварии и недопущения ее развития в чрезвычайную ситуацию, по истечении 24 часов.
6. Взаимодействие организаций жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Кавалеровского муниципального округа при локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий
6.1. При возникновении аварийной ситуации на наружных инженерных системах электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, ресурсоснабжающая организация обязана:
6.1.1. Силами аварийно-восстановительных бригад и групп в течение 15 минут приступить к ликвидации и локализации создавшейся аварийной ситуации;
6.1.2. В течение получаса предупредить о характере аварии и ориентировочном времени ее устранения:
– ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа;
– соответствующую управляющую организацию, ТСЖ, собственников многоквартирных домов или лицо, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
6.1.3. После локализации и ликвидации аварии оповестить о моменте подключения ЕДДС Кавалеровского муниципального округа, управляющие организации, ТСЖ, собственников многоквартирных домов или лицо, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (при непосредственном способе управления) по договору.
6.2. При возникновении аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных системах электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, управляющая организация, ТСЖ, лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы о содержании и ремонту общего имущества многоквартирного дома обязаны:
6.2.1. Силами аварийно-восстановительных бригад и групп в течение 15 минут приступить к ликвидации создавшейся аварийной ситуации;
6.2.2. В течение получаса предупредить о характере аварии и ориентировочном времени ее устранения ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа и соответствующую ресурсоснабжающую организацию;
6.2.3. Оповестить собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, попадающих под отключение, о времени устранения аварии;
6.2.4. При невозможности отключения внутренних систем в границах эксплуатационной ответственности сообщить ресурсоснабжающей организации об отключении дома на наружных инженерных сетях;
6.2.5. После ликвидации аварии поставить в известность ЕДДС администрации Кавалеровского муниципального округа, заместителя главы администрации Кавалеровского муниципального округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства и соответствующую ресурсоснабжающую организацию.
7. Порядок действий организаций, предприятий, служб ЖКХ и других органов взаимодействующих при устранении аварий и инцидентов
|
N п/п |
Мероприятия |
Исполнитель |
Адресат предоставления информации |
Примечание |
|
1. |
Оповещение и передача информации о возникновении аварийной ситуации на объекте |
дежурный объекта |
Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) администрации округа |
|
|
2. |
Прибытие к месту аварии |
руководство объекта, руководство администрации округа |
|
|
|
3. |
Доработка с учетом конкретной ситуации, плана локализации и ликвидации аварийной ситуации, плана привлечения дополнительных сил и средств |
руководитель и члены оперативного штаба |
руководство объекта, руководство привлеченных организаций |
информирование отдела жизнеобеспечения края |
|
4. |
Развертывание дополнительных сил и средств для ликвидации аварийной ситуации |
руководитель оперативного штаба, руководитель привлеченной организации |
администрация округа |
|
|
5. |
Оповещение населения |
руководитель оперативного штаба |
средства массовой информации |
|
|
6. |
Доклады о ходе работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации |
руководители предприятий, диспетчерские службы, руководитель оперативного штаба |
руководитель оперативного штаба |
|
|
7. |
Ликвидация аварийной ситуации и ввод объекта в рабочий режим |
руководитель оперативного штаба |
руководство предприятия |
информирование отдела жизнеобеспечения края |
|
8. |
Доклад о ликвидации аварийной ситуации и вводе объекта в рабочий режим |
руководитель оперативного штаба |
администрация округа |
информирование отдела жизнеобеспечения края |
8. План действий при ликвидации аварий в тепловых сетях и сооружениях на них
|
Классификация, наименование и место технологического нарушения |
Опознавательные признаки аварии |
Порядок действий и мероприятия по ликвидации аварии |
|
1. Порыв трубопровода на теплотрассе подземной прокладки, проходящей под проезжей частью, в зимний период Классификация – "Авария" Разрыв трубопровода в основном металле трубы или в сварных швах (кольцевом или продольном), вызванный коррозией металла |
При внешнем осмотре определяется парение из тепловых камер, смотровых колодцев; скопление воды или растаявший снег на теплотрассе; шум вытекающей воды; выбивание горячей воды на поверхность земли; образование провалов или промоин на поверхности земли и т.п. Падение давления в тепловой сети, резкое увеличение расхода подпиточной воды сверх нормы на теплоисточнике |
1. Поступление информации об аварии в ЕДДС и диспетчерскую службу. 2. Сообщение об аварии персоналу КГУП "Примтеплоэнерго": а) дежурному диспетчеру; б) начальнику теплового района; в) членам аварийно-восстановительных бригад (АВБ). 3. Сообщение об аварии заинтересованным организациям. 4. Принятие мер к обнаружению места утечки в тепловых сетях, обследование предполагаемого места порыва трубопровода. 5. При обнаружении места поврежденного участка тепловой сети оценка создавшейся обстановки, принятие мер по ограждению опасной зоны и ограничению в нее доступа людей. 6. Принятие мер к локализации аварийного порыва на тепловой сети – определение ближайших к месту разрушения тепловой сети тепловых камер и отключение поврежденного участка путем перекрытия отсекающими задвижками; опорожнение и обследование поврежденного участка теплотрассы. 7. Определение количества объектов жилого фонда, соцкультбыта и здравоохранения, попадающих под отключение. 8. Определение максимально допустимого времени для устранения аварийной ситуации и восстановления теплоснабжения с учетом аккумуляции и темпа падения температуры внутреннего воздуха помещений в зависимости от температуры наружного воздуха в домах, попадающих под отключение. 9. Принятие решений о способе ликвидации аварии, определение количества АВБ, техники и технических средств для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии. Составление плана и сроков производства работ по ликвидации аварии и ее последствий. 10. Сообщение в ЕДДС о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 11. Оповещение Управляющих организаций о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 12. Обеспечение контроля за состоянием внутренних систем отопления потребителей 13. Передача телефонограммы в ЕДДС о начале производства работ (с последующим оформлением ордера на земляные работы в 3-дневный срок). 14. Привлечение (по необходимости) ГИБДД УВД п. Кавалерово для ограничения и организации движения автотранспорта в целях обеспечения безопасного производства АВР. 15. Подготовка места производства работ по ликвидации аварийного порыва ТС: определение стоянки автотранспорта и спецтехники, организация освещения для проведения работ в темное время суток, обозначение территории, попадающей под аварийный участок теплосети, предупредительными знаками. Обеспечение устойчивой связи между местом аварии, диспетчером РСО, диспетчером ЕДДС. 16. Организация сбора и доставки к месту аварии АВБ и техники (по заранее разработанному оптимальному маршруту, учитывающему время года), а в случае необходимости – дополнительных сил (дополнительных АВБ или сторонних предприятий). 17. Выполнение работ по ликвидации аварийного порыва. Предоставление информации о ходе производства работ в ЕДДС. 18. После подтверждения от потребителей и других заинтересованных лиц о готовности внутренних систем ЦО потребителей передача распоряжения начальнику ПП на заполнение отключенного участка теплосети |
|
2. Поломка сетевых насосов на ЦТП (ТНС) в зимний период (отсутствие резервного насосного оборудования) Классификация – "Авария" Перегрев насосов или электродвигателей; повышение тока в электродвигателях выше допустимых величин; падение напряжения в цепи питания электродвигателей; превышение допустимой частоты вращения привода насосов; механические повреждения рабочего колеса, вала, корпуса насосов и т.п. |
Возникновение в насосах или электродвигателях шумов, стуков, гудения. Появление в насосном зале ЦТП (ТНС) огня, дыма, запаха горелого масла или изоляции. Быстрое снижение давления в напорных трубопроводах насосов |
1. Поступление информации об аварии в ЕДДС и диспетчерскую службу. 2. Сообщение об аварии персоналу КГУП "Примтеплоэнерго": а) дежурному диспетчеру; 6) начальнику теплового района; в) членам аварийно-восстановительных бригад (АВБ). 3. Сообщение об аварии заинтересованным организациям. 4. По согласованию с дежурным диспетчером АДС принятие мер к аварийной остановке неисправного насосного оборудования (в соответствии с инструкцией по обслуживанию ЦТП, ТНС). 5. Прибытие на место аварии, оценка создавшейся обстановки, уточнение действий оператора ЦТП (машиниста ТНС) на месте аварии, в случае необходимости корректировка его действий. 6. Рассмотрение возможности переключения работы ЦТП (ТНС) в аварийный режим "напрямую". В случае необходимости произвести отключение потребителей для стабилизации гидравлического режима в системе ЦО. 7. В случае необходимости полного прекращения теплоснабжения от ЦТП (ТНС) определение количества объектов жилого фонда, соцкультбыта и здравоохранения, попадающих под отключение. 8. Определение максимально допустимого времени для устранения аварийной ситуации и восстановления теплоснабжения с учетом аккумуляции и темпа падения температуры внутреннего воздуха помещений в зависимости от температуры наружного воздуха в домах, попадающих под отключение. 9. Принятие решений о необходимости ремонта (замены) насосного оборудования, определение состава АВБ, оборудования и технических средств для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии. Составление плана и сроков производства работ по ликвидации аварии и ее последствий. 10. Передача сообщения в ЕДДС о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 11. Оповещение Управляющих компаний о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 12. Обеспечение контроля за состоянием внутренних систем отопления потребителей; при необходимости принятие решений о сбросе воды в целях предотвращения замораживания систем. 13. Организация сбора и доставки к месту аварии специалистов и оборудования. Обеспечение устойчивой связи между местом аварии, диспетчером РСО, диспетчером ЕДДС. 14. Выполнение работ по ликвидации аварии. Предоставление информации о ходе производства работ в ЕДДС и потребителям. 15. Сообщение диспетчеру ЕДДС и УК об окончании работ, о готовности запуска сетевых насосов. 16. Выполнение работ по запуску в работу сетевых насосов. Сообщение диспетчеру ЕДДС и УК об установке заданного гидравлического режима в системе теплоснабжения |
|
3. Аварийное отключение электроэнергии в зимний период Классификация – "Авария" Обрыв магистральной воздушной линии электропередач, обесточивание ЦТП, ТНС |
Внезапное отключение электроэнергии в ЦТП, ТНС. Прекращение работы (остановка) насосного оборудования в ЦТП, ТНС |
1. Поступление информации об аварии в ЕДДС и диспетчерскую службу. 2. Сообщение об аварии персоналу КГУП "Примтеплоэнерго": а) дежурному диспетчеру; б) начальнику теплового района; в) членам аварийно-восстановительных бригад (АВБ). 3. Сообщение об аварии заинтересованным организациям. 4. По согласованию с дежурным диспетчером АДС принятие мер к аварийной остановке неисправного насосного оборудования (в соответствии с инструкцией по обслуживанию ЦТП, ТНС). 5. Прибытие на место аварии, оценка создавшейся обстановки, уточнение действий оператора ЦТП (машиниста ТНС) на месте аварии, в случае необходимости корректировка его действий. 6. Рассмотрение возможности переключения работы ЦТП (ТНС) в аварийный режим "напрямую". В случае необходимости произвести отключение потребителей для стабилизации гидравлического режима в системе ЦО. 7. В случае необходимости полного прекращения теплоснабжения от ЦТП (ТНС) определение количества объектов жилого фонда, соцкультбыта и здравоохранения, попадающих под отключение. 8. Определение максимально допустимого времени для устранения аварийной ситуации и восстановления теплоснабжения с учетом аккумуляции и темпа падения температуры внутреннего воздуха помещений в зависимости от температуры наружного воздуха в домах, попадающих под отключение. 9. Принятие решений о необходимости ремонта (замены) насосного оборудования, определение состава АВБ, оборудования и технических средств для обеспечения непрерывной работы по ликвидации аварии. Составление плана и сроков производства работ по ликвидации аварии и ее последствий. 10. Передача сообщения в ЕДДС о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 11. Оповещение Управляющих компаний о причинах и продолжительности отключения потребителей от центрального отопления. 12. Обеспечение контроля за состоянием внутренних систем отопления потребителей; при необходимости принятие решений о сбросе воды в целях предотвращения замораживания систем. 13. Организация сбора и доставки к месту аварии специалистов и оборудования. Обеспечение устойчивой связи между местом аварии, диспетчером РСО, диспетчером ЕДДС. 14. Выполнение работ по ликвидации аварии. Предоставление информации о ходе производства работ в ЕДДС и потребителям. 15. Сообщение диспетчеру ЕДДС и УК об окончании работ, о возобновлении электроснабжения на ЦТП, ТНС. 16. Выполнение работ по запуску в работу тепломеханического оборудования ЦТП, ТНС (в соответствии с инструкцией по обслуживанию ЦТП, ТНС). Сообщение диспетчеру ЕДДС и УК об установке заданного гидравлического режима в системе теплоснабжения |
Схема
оповещения населения Кавалеровского муниципального округа
┌───────────────┐ ┌───────────────────────────────┐ ┌──────────────┐
│Телетайп │ │ЛТЦ ОАО "Ростелеком" │ │ЕДС КМО │
│ │◄─┬──┤ │ ┌───►│9-10-19 │
└───────────────┘ │ └───────────────────────────────┘ │ └──────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌──────────────┐
│ТЛГ "Ракета" │ │ │ │Глава │
│ │◄─┤ ├───►│администрации │
│ │ │ │ │КМО │
│ │ │ │ │9-16-02, │
│ │ │ │ │9-16-77 │
└───────────────┘ │ │ └──────────────┘
│ │
┌───────────────┐ ├───────────────────────────────────────────────┤ ┌──────────────┐
│П-166 │ │ │ │Заместитель │
│ │◄─┤ ├───►│главы │
│ │ │ │ │администрации │
│ │ │ │ │КМО │
│ │ │ │ │9-10-98 │
└───────────────┘ │ │ └──────────────┘
│ │
┌───────────────┐ ├───────────────────────────────────────────────┤ ┌──────────────┐
│автонабор │ │ │ │Заместитель │
│ │◄─┤ ├───►│главы │
│ │ │ │ │администрации │
│ │ │ │ │КМО │
│ │ │ │ │9-16-02 │
└───────────────┘ │ │ └──────────────┘
│ │
┌───────────────┐ │ │ ┌──────────────┐
│Ангара РБ-1 │ │ │ │Начальник │
│ ├──┘ ├───►│отдела ОБ │
│ │ │ │(гл. спец. ООБ│
│ │ │ │по ГОЧС) │
│ │ │ │9-15-32 │
└───────────────┘ │ └──────────────┘
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ ┌───────────────┐ │ ┌──────────────┐
│ Оповещение населения │ │Электросирены │ │ │Гл. спец. ООБ │
│ ├──┤ │ ├───►│по моб. работе│
│ │ │ │ │ │9-15-32 │
│ ┌────────────────────────────────────────┐ │ └───────────────┘ │ └──────────────┘
│ │Отдел по работе с территориями │ │ │
│ │администрации Кавалеровского │ │ │
│ │муниципального округа │ │ │
│ │9-16-22 │ │ │
│ └────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────┐ │ ┌──────────────┐
│ │ │Уличные │ │ │Председатель │
│ ┌────────────┐ ┌──────────┐ ┌──────────┐ ├──┤громкоговорите-│ └───►│эвакуационной │
│ │СГГУ - 4 шт.│ │СГГУ - 3 │ │СГГУ - 4 │ │ │ли, выносные │ │комиссии │
│ │МО МВД РФ │ │шт. │ │шт. │ │ │колонки ДК и │ ┌────┤9-16-02 │
│ │"Кавалеровс-│ │КГБУЗ │ │КГКУ 13 │ │ │Клубов │ │ │ │
│ │кий" │ │"КЦРБ" │ │ОПС │ │ │ │ │ │ │
│ └────────────┘ └──────────┘ └──────────┘ │ └───────────────┘ │ └──────────────┘
│ │ ▼
│ ┌──────────────────┐ ┌───────────────┐ │ ┌───────────┐
│ │Кабельное │ │Радиоэфир ЛТЦ │ │ │ПВР пос. │
│ │телевидение │ │ОАО │ │ │Кавалерово,│
│ │ │ │"Ростелеком" │ │ │ул. │
│ └──────────────────┘ └───────────────┘ │ │Гагарина, │
│ │ │16 │
└─────────────────────────────────────────────┘ └───────────┘
Схема оповещения
руководящего состава ГО Кавалеровского муниципального округа
┌─────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐ ┌───────────────────┐
│УВД Приморского края │ │ Администрация Приморского │ │ ОАО "Ростелеком │
│ │◄──────┤ края, ├────►│ │
│ │ │ ГКУ ПК по пожарной │ │ │
└─────────┬───────────┘ │ безопасности, делам ГО, │ └─┬─┬────────┬──────┘
│ │ защите населения и │ │ │ │
▼ │ территории от ЧС │ │ │ │
┌─────────────────────┐ └───────────────────────────┘ │ │ │
│ МО МВД РФ │ │ │ │
│ "Кавалеровский" │ ┌───────────────────────────┐ │ │ │
│ Иванов Е.Е. │ │Отдел ОБ администрации т/р.│◄──────┘ │ │
│ т/р. 9-12-41 ├──────►│ 9-15-32 │ │ │
│ │ │И.о. начальника УОБ по ГОЧС│ │ │
│ ├──┐ │ Белогорцев А.С. ├─────────┼────┐ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ ┌──┤ │ ┌──────┘ │ │
│ │ │ │ │ │ │ ▼ ▼
└─────────────────────┘ │ │ └──────────▲────────▲───────┘ │ ┌───────────────────┐
│ │ │ │ │ │Председатель КЧС и │
┌─────────────────────┐ │ │ ┌──────────▼────────▼───────┐ │ │ ОПБ администрации │
│Глава Кавалеровского │ │ │ │ Диспетчер ЕДДС │ │ │ КМО │
│ МО │ └─┼─►│ администрации │ │ │ Бурая А.С. │
│ Бурая А.С. │ │ │ Кавалеровского МО т/р. │ │ │ т/р. 9-16-77 │
│ т/р. 9-16-77 ├────┘ │ 9-10-19 │◄─┘ │ │
│ │ │ ├────►│ │
│ ├───────┤ │ │ │
│ │ │ │ │ │
└─────────────────────┘ └────┬─────────────────┬────┘ └───────────────────┘
▼ ▼
┌────────────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐
│ Глава КГБУЗ "Кавалеровская ЦРБ" │ │ Начальник ОВК ПК по │
│ Чарухина О.А. т/р. 9-11-02 │ │ Кавалеровскому и Ольгинскому │
│ │ │ районов │
│ │ │ Необердин А.В. т/р. 9-14-02 │
└────────────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘
Приложение N 2
Утверждено
постановлением администрации
Кавалеровского муниципального округа
от 28.04.2025 N 298
Расчет
допустимого времени устранения аварий и инцидентов в системах отопления жилых домов
Повышение уровня централизации теплоснабжения (что характерно для крупных городов) сопровождается двумя опасными рисками – риском серьезного аварийного нарушения процесса теплоснабжения и риском затяжного (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения аварий и неисправностей.
Опыт эксплуатации систем теплоснабжения показал, что ежегодно на 100 км двухтрубных тепловых сетей приходится от 20 до 40 сквозных повреждений труб, из них 90% случаются на подающих трубопроводах. Среднее время восстановления поврежденного участка теплосети при этом (в зависимости от диаметра и конструкции его) составляет от 5 до 50 ч. и более, а полное восстановление повреждения может потребовать несколько суток (табл. 1).
Таблица 1. Среднее время восстановления z p, ч, поврежденного участка тепловой сети
|
Диаметр труб d, м |
Расстояние между секционирующими задвижками 1, км |
Среднее время восстановления zp, ч |
|
0,1 – 0,2 |
– |
5 |
|
0,4 – 0,5 |
1,5 |
10 – 12 |
|
0,6 |
2 – 3 |
17 – 22 |
|
1 |
2 – 3 |
27 – 36 |
|
1,4 |
2 – 3 |
38 – 51 |
Время z p, ч, необходимое для восстановления поврежденного участка магистральной тепловой сети с диаметром труб d, м, и расстоянием между секционирующими задвижками 1, км, можно рассчитать также по следующей эмпирической формуле:
z p6·[1+(0,5+1,5l)d 1,2], ч. (1)
При подготовке к отопительному периоду рекомендуется теплоснабжающим организациям с привлечением собственников жилых домов или уполномоченных ими организаций – исполнителей коммунальных услуг выполнить расчеты допустимого времени устранения аварий и восстановления теплоснабжения по методике, приведенной в Указаниях по повышению надежности систем коммунального теплоснабжения, разработанных АКХ им. К.Д. Памфилова и утвержденных ОАО "Роскоммунэнерго" 26.06.1989, и в рекомендациях СНиП 41-02-2003.
Эта методика опирается на практический опыт и исследования эксплуатации городского фонда, в условиях нарушенного (прекращения) теплоснабжения жилых строений и промышленных зданий с оценкой темпа падения температуры, °C/ч, в отапливаемых помещениях при различных температурах наружного воздуха.
Линия падения внутренней температуры отапливаемых помещений во времени при этом носит экспоненциальный (ниспадающий) характер (рис. 1) и зависит в первую очередь от конструктивных характеристик зданий (конструкции и материала стен и утеплителей, коэффициента остекления, расположения помещений в здании и др.), определяющих аккумуляционную способность строений, а также климатических условий размещения объектов.
Рисунок 1. Линии падения температуры внутреннего воздуха (_______) и внутренней поверхности наружной стены (—–) здания после отключения отопления
Примерные кривые изменения температуры внутреннего воздуха при включении отопления – натопе показаны на рис. 2.
Рисунок 2. Кривые изменения температуры внутреннего воздуха и внутренней поверхности наружной стены при включении отопления – натопе
Эмпирически удалось вычислить примерные коэффициенты аккумуляции зданий, темпы падения внутренней температуры и разработать методику расчета, основные положения которой рассмотрим подробнее.
Замораживание трубопроводов в подвалах, лестничных клетках и на чердаках зданий может произойти в случае прекращения подачи теплоты при снижении температуры воздуха внутри жилых помещений до 8 °C и ниже. Примерный темп падения температуры в отапливаемых помещениях (°C/ч) при полном отключении подачи теплоты приведен в табл. 2, по нему определены коэффициенты аккумуляции зданий.
Таблица 2. Темпы падения внутренней температуры здания при различных температурах наружного воздуха
|
Коэффициент аккумуляции, ч |
Темп падения температуры, °C/ч, при температуре наружного воздуха, °C |
|||
|
+/-0 |
-10 |
-20 |
-30 |
|
|
20 |
0,8 |
1,4 |
1,8 |
2,4 |
|
40 |
0,5 |
0,8 |
1,1 |
1,5 |
|
60 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
Коэффициент аккумуляции характеризует величину тепловой аккумуляции зданий и зависит от толщины стен, коэффициента теплопередачи и коэффициента остекления. Коэффициенты аккумуляции теплоты для жилых и промышленных зданий массового строительства приведены в табл. 3.
Таблица 3. Коэффициенты аккумуляции для зданий типового строительства
|
Характеристика зданий |
Помещения |
Коэффициент аккумуляции, ч. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Крупнопанельный дом серии 1-605А с трехслойными наружными стенами, с утепленными минераловатными плитами, с железобетонными фактурными слоями (толщина стены 21 см, из них толщина утеплителя 12 см) |
Угловые: |
|
|
верхнего этажа |
42 |
|
|
среднего и первого этажей |
46 |
|
|
средние |
77 |
|
|
2. Крупнопанельный жилой дом серии К7-3 (конструкции инж. Лагутенко) с наружными стенами толщиной 16 см, с утепленными минераловатными плитами с железобетонными фактурными слоями |
Угловые: |
|
|
верхнего этажа |
32 |
|
|
среднего этажа |
40 |
|
|
средние |
51 |
|
|
3. Дом из объемных элементов с наружными ограждениями из железобетонных вибропрокатных элементов, утепленных минераловатными плитами. Толщина наружной стены 22 см, толщина слоя утеплителя в зоне стыкования с ребрами 5 см, между ребрами 7 см. Общая толщина железобетонных элементов между ребрами 30 – 40 мм |
Угловые верхнего этажа |
40 |
|
4. Кирпичные жилые здания с толщиной стен в 2,5 кирпича и коэффициентом остекления 0,18 – 0,25 |
Угловые |
65 – 60 |
|
Средние |
100 – 65 |
|
|
5. Промышленные здания с незначительными внутренними тепловыделениями (стены в 2 кирпича, коэффициент остекления 0,15 – 0,3) |
|
25 – 14 |
На основании приведенных данных можно оценить время, имеющееся для ликвидации аварии или принятия мер по предотвращению лавинообразного развития аварий, т.е. замерзания теплоносителя в системах отопления зданий, в которые прекращена подача теплоты.
Если в результате аварии отключено несколько зданий, то определение времени, имеющегося в распоряжении на ликвидацию аварии или принятия мер по предотвращению развития аварии, производится по зданию, имеющему наименьший коэффициент аккумуляции.
Исходные данные для расчета:
1. Внутренняя температура воздуха в здании 18 °C.
2. Температура наиболее холодных суток для Кавалеровского района – 23 °C (метеорологические данные ФГБУ "Приморское УГМС").
3. На территориях поселений Кавалеровского муниципального района поселения находится 215 многоквартирных домов, большинство домов крупноблочные, часть домов деревянные из бруса. Из табл. N 3, применительно, берем коэффициент аккумуляции для зданий "крупнопанельный дом" равный – 42 ч.
4. Температура при которой может произойти замерзание теплоносителя и труб = 8 °C.
5. Диаметр труб внутриквартальных тепловых сетей 0,1 – 0,2 м.
Расчет:
1. Методом интерполяции по табл. N 2 определяем темп падения температуры здания при коэффициенте аккумуляции = 42 ч. и температуре наружного воздуха = -23 °C. Темп падения температуры здания = 1,184 град./час.
2. Определяем время снижения внутренней температуры здания до 80 °C.
(18-8)/1,184=8,45 часа9 часов.
Максимальное время устранения аварий и инцидентов в системе теплоснабжения – 9 часов.
При диаметре труб 0,1 – 0,2 м среднее время восстановления – 5 часов (табл. N 1).
6. Для оценки ситуации можно сделать следующие выводы:
6.1. Время устранения аварии допустимо до 9 ч. и при хорошей организации работы аварийной службы опорожнения системы отопления и других систем указанного жилого дома не потребуется, так как теплоснабжение микрорайона будет восстановлено.
6.2. При отсутствии аварийной службы или плохой организации работ по обнаружению и устранению аварийного повреждения теплосети персоналу ЖКХ необходимо в течение 9 ч. произвести спуск систем отопления, горячего и холодного водоснабжения не только указанного жилого дома, но и всех других отключенных домов и строений, а в дальнейшем и отключенного участка теплосети, ЦТП и ИТП, во избежание замораживания их и цепочного, лавинообразного развития аварии, могущих вызвать тяжелые последствия. Для этого должен иметься заранее подготовленный и согласованный план ликвидации аварий и инструкции персоналу по выполнению его.
Приложение N 3
Утверждено
постановлением администрации
Кавалеровского муниципального округа
от 28.04.2025 N 298
Перечень
организаций, предприятий, служб ЖКХ и других органов взаимодействующих при устранении аварий и инцидентов
|
N п/п |
Наименование организации, службы, органа управления |
Адрес, телефон руководителя, диспетчерской службы |
Примечание |
|
1. |
Администрация Кавалеровского муниципального округа |
пгт Кавалерово, ул. Арсеньева, 104, т. 9-10-19; 9-16-02 |
общее руководство |
|
2. |
АО "ДРСК" филиал "Приморские электрические сети" СП "Приморские северные электрические сети" |
п. Горнореченский, тел. 9-70-92 |
электроснабжение |
|
3. |
АО "Кавалеровская электросеть" |
пгт Кавалерово, ул. Рабочая, 1, тел. 9-14-11, 9-11-94, 9-13-15 |
электроснабжение |
|
4. |
Кавалеровский тепловой район Дальнегорского филиала КГУП "Примтеплоэнерго" |
пгт Горнореченский, ул. Советская, 7а, тел. 9-73-45 (9-11-78 диспетчер) |
обеспечение тепловой энергией, водоснабжением и водоотведением наружные сети |
|
5. |
ООО "Расчетный центр" МКД в управлении: пгт Кавалерово: Арсеньева, 130 Арсеньева, 138 Кузнечная, 12 Кузнечная, 15 Кузнечная, 16 Кузнечная, 17 Кузнечная, 34 Первомайская, 51 Чехова, 42 Чехова, 44 Чехова, 45 Чехова, 46 пгт Хрустальный: Комсомольская, 97 Комсомольская, 101 Комсомольская, 103 |
пгт Кавалерово ул. Кузнечная, 7, тел. 9-61-60 |
управление, обслуживание домов |
|
6. |
ООО УО "Сантехмонтаж" МКД в управлении: пгт Кавалерово: Арсеньева, 51 Больничная, 34 Гагарина, 9 Горького, 2 Горького, 10 Кузнечная, 21 Кузнечная, 36 Кузнечная, 38 Невельского, 15 Невельского, 27А Невельского, 28 |
пгт Кавалерово ул. Кузнечная, 15А тел. 9-67-83; 9-15-92; 9-16-93 |
управление, обслуживание домов |
|
7. |
ООО "Кавалерово-сервис" МКД в управлении: пгт Кавалерово: Арсеньева, 55 Арсеньева, 154 Гагарина, 14 Горького, 6а Кузнечная, 40 Первомайская, 34 Чехова, 8 пгт Хрустальный: Комсомольская, 95 Комсомольская, 102 |
пгт Кавалерово, ул. Арсеньева, 55, тел. 9-14-59, 9-10-12 |
управление, обслуживание домов |
|
8. |
ИП "Ефимова М.А.", пгт Кавалерово: Горького, 6 Горького, 6Б Невельского, 17 Чехова, 6 Чехова, 7 |
пгт Кавалерово, ул. Чехова, 6а, офис 6, тел. 9-39-77, 89242647491 |
управление, обслуживание домов |
|
9. |
ООО УК "Топаз" пгт Кавалерово: Арсеньева, 38 Арсеньева, 53 Арсеньева, 66 Арсеньева, 74 Арсеньева, 76 Арсеньева, 82 Арсеньева, 90 Арсеньева, 92 Больничная, 32 Больничная, 35 Бр. Форостян, 14 Братьев Форостян, 16 Гагарина, 7 Гагарина, 11 Гагарина, 18 Геофизический, 12А Горького, 8 Горького, 9 Невельского, 1 Трудовая, 26 пгт Хрустальный: Комсомольская, 109А Комсомольская, 93 Комсомольская, 94 п. Рудный: Партизанская, 88 Партизанская, 94 |
пгт Кавалерово, ул. Невельского, 25, оф. 6 тел. 89247375498 |
управление, обслуживание домов |
|
10. |
ТСЖ "Арсеньева, 36" |
Арсеньева, 36 |
управление |
|
11. |
ТСЖ "Кавалерово-2" |
Арсеньева, 49 |
управление |
|
12. |
ТСЖ "Наш дом" |
Арсеньева, 79 |
управление |
|
13. |
ТСЖ "Арсеньева 80" |
Арсеньева, 80 |
управление |
|
14. |
ТСЖ "Кедр" |
Арсеньева, 83 |
управление |
|
15. |
ТСЖ "Центр" |
Арсеньева, 84 |
управление |
|
16. |
ТСЖ "Центр" |
Арсеньева, 85 |
управление |
|
17. |
ТСЖ "Центр" |
Арсеньева, 86 |
управление |
|
18. |
ТСЖ "Центр" |
Арсеньева, 87 |
управление |
|
19. |
ТСЖ "Восток" |
Арсеньева, 88 |
управление |
|
20. |
ТСЖ "Гавань" |
Арсеньева, 134 |
управление |
|
21. |
ТСЖ "Кузнечная, 4" |
Кузнечная, 4 |
управление |
|
22. |
ТСЖ "Кузнечная 7" |
Кузнечная, 7 |
управление |
|
23. |
ТСЖ "Кузнечная 9" |
Кузнечная, 9 |
управление |
|
24. |
ТСН(Ж) "Кузнечная 11" |
Кузнечная, 11 |
управление |
|
25. |
ТСЖ "Лидер" |
Кузнечная, 13 |
управление |
|
26. |
ТСЖ "Кузнечная 14" |
Кузнечная, 14 |
управление |
|
27. |
ТСЖ "Жилищник" |
Кузнечная, 18 – 19 |
управление |
|
28. |
ТСН(Ж) "Кузнечная 23" |
Кузнечная, 23 |
управление |
|
29. |
ТСЖ "Кузнечная 24" |
Кузнечная, 24 |
управление |
|
30. |
ТСЖ "Кавалерово-1" |
Кузнечная, 25 |
управление |
|
31. |
ТСЖ "Кузнечная, 26" |
Кузнечная, 26 |
управление |
|
32. |
ТСЖ "Наш дом 1" |
Невельского, 52 |
управление |
|
33. |
ТСН "Невельского 54" |
Невельского, 54 |
управление |
|
34. |
ТСЖ "Кавалерово-1" |
Первомайская, 49 |
управление |
|
35. |
ТСЖ "Варяг" |
Подгорная, 7 |
управление |
|
36. |
ТСН (Ж) "Подгорная 9" |
Подгорная, 9 |
управление |
|
37. |
ТСЖ "Комсомольская 84" |
Комсомольская, 84 |
управление |
|
38. |
ТСЖ "Уютный дом" |
Комсомольская, 91 |
управление |
|
39. |
ТСЖ "Комсомольская 99" |
Комсомольская, 99 |
управление |
|
40. |
ТСЖ "Восток" |
Комсомольская, 100 |
управление |
|
41. |
ТСЖ "Подгорная 13" |
Подгорная, 13 |
управление |
|
42. |
ТСЖ "Подгорная 15" |
Подгорная, 15 |
управление |
|
43. |
ТСН(Ж) "Дружба" |
Центральная, 32 |
управление |
|
44. |
ТСН(Ж) "Партизанская 90" |
Партизанская, 90 |
управление |
|
45. |
ТСН(Ж) "Радуга" |
Партизанская, 97 |
управление |
|
46. |
ЗАО "АСО-1" |
пгт Кавалерово ул. Арсеньева, 98, тел. 9-17-51 |
строительные работы, механизмы, автотранспорт |
|
47. |
АЗС "Приморнефтепродукт" |
пгт Кавалерово, ул. Первомайская, 5, тел. 9-12-20 |
обеспечение ГСМ |
|
48. |
АО "Примавтодор" |
пгт Кавалерово, ул. Первомайская, 24, тел. 9-15-28 |
ремонт дорог |
|
49. |
Филиал "Северный Примавтодор" |
пгт Кавалерово, ул. Первомайская, 154, тел. 9-15-31 |
ремонт дорог |