Постановление Администрации г. Владивостока
от 13 декабря 2018 г. N 3495
"Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых расходов"
С изменениями и дополнениями от:
15 ноября 2019 г., 14 января 2021 г.
Преамбула изменена с 20 января 2021 г. – Постановление Администрации г. Владивостока от 14 января 2021 г. N 41
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", Уставом города Владивостока, распоряжением администрации города Владивостока от 12.10.2018 N 2579-рл "Об исполнении обязанностей Шерстюком С.Р.", в связи с изменением законодательства Российской Федерации администрация города Владивостока
постановляет:
1. Утвердить Порядок оценки эффективности налоговых расходов (далее – Порядок) (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
– постановление администрации города Владивостока от 22.12.2011 N 3254 "Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам";
– постановление администрации города Владивостока от 03.12.2014 N 9744 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 22.12.2011 N 3254 "Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам";
– постановление администрации города Владивостока от 06.07.2017 N 1687 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 22.12.2011 N 3254 "Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам".
3. Рекомендовать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Приморскому краю предоставлять в соответствии с Порядком информацию, необходимую для проведения оценки эффективности налоговых расходов.
4. Рекомендовать налогоплательщикам – льготополучателям предоставлять по запросам органов администрации города Владивостока информацию, необходимую для проведения оценки эффективности налоговых расходов.
Пункт 5 изменен с 20 января 2021 г. – Постановление Администрации г. Владивостока от 14 января 2021 г. N 41
5. Установить, что оценка эффективности налоговых расходов проводится ежегодно до 1 июня текущего года за год, предшествующий отчетному финансовому году.
Пункт 6 изменен с 20 января 2021 г. – Постановление Администрации г. Владивостока от 14 января 2021 г. N 41
6. Установить, что формирование перечня налоговых расходов Владивостокского городского округа на очередной финансовый год и плановый период проводится ежегодно до 1 ноября текущего финансового года.
7. Управлению по работе со СМИ администрации города Владивостока (Ивлева М.С.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации и разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Владивостока: www.vlc.ru.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Зубову Н.В.
И.о. главы города |
С.Р. Шерстюк |
Приложение изменено с 20 января 2021 г. – Постановление Администрации г. Владивостока от 14 января 2021 г. N 41
Приложение
к постановлению администрации
города Владивостока
от 13.12.2018 N 3495
Порядок
оценки эффективности налоговых расходов
С изменениями и дополнениями от:
15 ноября 2019 г., 14 января 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки эффективности налоговых расходов (далее – Порядок) разработан в целях осуществления оценки объемов, обоснованности и эффективности применения налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам как налоговых расходов, регламентирует порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов, определяет критерии и показатели оценки эффективности налоговых расходов, правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов, а также устанавливает порядок формирования перечня налоговых расходов.
1.2. Оценка эффективности налоговых расходов производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых расходов, их соответствия общественным интересам, выявления и предотвращения предоставления неэффективных льгот (пониженных ставок) по местным налогам, оптимизации бюджетных расходов, повышения качества прогнозирования результатов предоставления налоговых расходов, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, а также сокращения недополученных доходов бюджета Владивостокского городского округа.
1.3. В целях применения настоящего Порядка:
под налоговыми льготами понимаются льготы по местным налогам, установленные Думой города Владивостока в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации;
под налоговыми расходами понимаются налоговые льготы, а также не относящиеся к налоговым льготам пониженные ставки по местным налогам для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные Думой города Владивостока в соответствии с целями муниципальных программ и целями социально-экономической политики Владивостокского городского округа, не относящимися к муниципальным программам;
под программными налоговыми расходами понимаются налоговые расходы, распределенные по муниципальным программам;
под непрограммными налоговыми расходами понимаются налоговые расходы, не распределенные по муниципальным программам;
под нераспределенными налоговыми расходами понимаются налоговые расходы, соответствующие целям социально-экономической политики Владивостокского городского округа, реализуемым в рамках нескольких муниципальных программ (или муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности);
под кураторами налоговых расходов понимаются органы администрации города Владивостока, уполномоченные проводить оценку эффективности налоговых расходов (по нераспределенным и программным налоговым расходам – ответственные исполнители соответствующих муниципальных программ; по непрограммным стимулирующим налоговым расходам – органы администрации города Владивостока по направлению их деятельности; по непрограммным социальным налоговым расходам – Управление финансов администрации города Владивостока);
под социальными налоговыми расходами понимается целевая категория налоговых расходов, направленных на поддержку отдельных социально незащищенных категорий граждан и иных категорий налогоплательщиков, если целью налоговых расходов не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в бюджет Владивостокского городского округа. Социальные налоговые расходы считаются эффективными и не подлежат оценке, если они являются востребованными, критерием их результативности является результат достижения цели, определенной при их предоставлении;
под техническими налоговыми расходами понимается целевая категория налоговых расходов, направленных на оптимизацию встречных финансовых потоков, установленных в целях уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
под стимулирующими налоговыми расходами понимается целевая категория налоговых расходов, направленных на привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала, установленных в целях стимулирования экономической активности, для увеличения налоговых поступлений в бюджет Владивостокского городского округа. Стимулирующие налоговые расходы считаются неэффективными в случае, если в течение 5 (пяти) лет подряд пользователем налогового расхода являлся один налогоплательщик или налоговый расход не был востребован;
под нормативными характеристиками налоговых расходов понимаются сведения о положениях нормативных правовых актов, принятых Думой города Владивостока, которыми установлены налоговые льготы, освобождения и иные преференции по местным налогам, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы. Нормативные характеристики налоговых расходов формируются Управлением финансов администрации города Владивостока и отражаются в Перечне налоговых расходов Владивостокского городского округа;
под фискальными характеристиками налоговых расходов понимаются сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, задекларированных налогоплательщиками-льготополучателями для уплаты в краевой бюджет и бюджет Владивостокского городского округа, а также об общей численности налогоплательщиков в отчетном финансовому году и базовом объеме налогов, задекларированных для уплаты в краевой бюджет и бюджет Владивостокского городского округа налогоплательщиками.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Приморскому краю (далее – МИФНС России N 12 по Приморскому краю) в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Порядка предоставляет информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов за оцениваемый год, а также информацию о фискальных характеристиках стимулирующих налоговых расходов за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
под целевыми характеристиками налоговых расходов понимаются сведения о целях предоставления налоговых льгот, показателях, целевых индикаторах достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики предоставленных налоговых льгот. Целевые характеристики налоговых расходов формируются кураторами налоговых расходов, и информация о них предоставляется в Управление финансов администрации города Владивостока в срок, установленный подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.
1.4. В рамках оценки эффективности налоговых расходов осуществляется их распределение по муниципальным программам, определяется их стоимостной объем и целевые индикаторы, показатели муниципальной программы, соответствующие указанным налоговым расходам.
Принципом распределения налоговых расходов по муниципальным программам является соответствие целей указанных расходов целям и задачам, определенным в муниципальных программах. Отдельные налоговые расходы могут соответствовать целям и задачам, отнесенным к разным муниципальным программам (нераспределенные налоговые расходы), в этом случае они распределяются и оцениваются кураторами налоговых расходов пропорционально вкладу в соответствующие муниципальные программы.
1.5. Источниками информации для оценки эффективности налоговых расходов являются:
– информация, предоставленная налоговыми органами;
– данные налоговой, статистической и финансовой отчетности;
– данные, предоставленные налогоплательщиками-льготополучателями.
2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов
2.1. Оценка эффективности действующих налоговых расходов проводится ежегодно до 1 июня текущего года за год, предшествующий отчетному финансовому году (далее – оцениваемый год).
Оценка эффективности налоговых расходов, предлагаемых к введению, проводится куратором налоговых расходов на стадии подготовки проекта муниципального правового акта города Владивостока, устанавливающего налоговый расход в соответствии с критериями целесообразности и результативности, указанными в разделе 3 настоящего Порядка, с дополнительным указанием прогноза объемов налоговых расходов бюджета Владивостокского городского округа в результате установления налогового расхода на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период.
2.2. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
2.2.1 до 1 февраля текущего финансового года Управление финансов администрации города Владивостока (далее – Управление финансов) направляет в МИФНС России N 12 по Приморскому краю сведения о категориях налогоплательщиков-льготополучателей с указанием устанавливающих соответствующие налоговые расходы положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) нормативных правовых актов, принятых Думой города Владивостока;
2.2.2 до 15 марта текущего финансового года МИФНС России N 12 по Приморскому краю предоставляет в Управление финансов сведения за оцениваемый год, с учетом актуальной информации по состоянию на 1 марта текущего финансового года по организациям и физическим лицам, являющимися индивидуальными предпринимателями (налогоплательщикам-льготополучателям):
– список налогоплательщиков-льготополучателей, сведения о налоговой базе, сумме начисленного земельного налога в разрезе категорий налогоплательщиков-льготополучателей и в градации ставок, с указанием кадастровых номеров земельных участков, по которым налогоплательщики применили льготные налоговые ставки;
– сведения о суммах предоставленных налоговых льгот (налоговых расходов) за счет бюджета Владивостокского городского округа по каждой категории налогоплательщиков-льготополучателей;
– сведения об объемах налоговых поступлений в краевой бюджет и бюджет Владивостокского городского округа по каждой категории налогоплательщиков-льготополучателей – в отношении стимулирующих налоговых расходов. Данные формируются по следующим налогам: налог на прибыль, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на доходы физических лиц, поступления по специальным налоговым режимам (упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единому сельскохозяйственному налогу и патентной системе налогообложения);
– сведения об отсутствии (наличии) задолженности в бюджет Владивостокского городского округа в разрезе налогоплательщиков-льготополучателей;
– сведения о сумме начисленного дохода и количестве физических лиц, получивших доход, по данным отчета N 6-НДФЛ в разрезе налогоплательщиков-льготополучателей и в целом по категории налоговых расходов;
2.2.3 до 15 апреля текущего финансового года Управление финансов доводит информацию, полученную от МИФНС России N 12 по Приморскому краю, до кураторов налоговых расходов;
2.2.4 до 15 мая текущего финансового года кураторы налоговых расходов в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 настоящего Порядка представляют в Управление финансов результаты оценки эффективности стимулирующих налоговых расходов и информацию о целевых характеристиках налоговых расходов для формирования Перечня налоговых расходов Владивостокского городского округа;
2.2.5 до 1 июня текущего финансового года Управление финансов обобщает результаты, подводит итоги оценки эффективности налоговых расходов;
2.2.6 до 1 июля текущего финансового года Управление финансов направляет в управление по работе со СМИ администрации города Владивостока информацию о результатах оценки эффективности налоговых расходов за оцениваемый год, сформированную на основании сводной аналитической записки, для размещения на официальном сайте администрации города Владивостока в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2.2.7 до 1 августа текущего финансового года в случае выявления неэффективных налоговых расходов по результатам проведенной оценки Управление финансов готовит и направляет в Думу города Владивостока проект муниципального правового акта города Владивостока об отмене неэффективных налоговых расходов.
3. Общие критерии оценки эффективности налоговых расходов
3.1. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется по критериям целесообразности и результативности.
3.2. Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых расходов являются:
– соответствие налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ (их структурных элементов) или иным целям государственной (муниципальной) политики (в отношении непрограммных налоговых расходов);
– востребованность налоговых расходов, которая характеризуется соотношением численности налогоплательщиков-льготополучателей, к численности налогоплательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы, за 5-летний период.
Налоговый расход признается востребованным, если значение такого соотношения составляет больше нуля.
Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев свидетельствует о недостаточной эффективности рассматриваемых налоговых расходов. В этом случае куратору налоговых расходов надлежит рекомендовать рассматриваемый налоговый расход к отмене либо сформулировать предложения по совершенствованию механизма его действия.
3.3. Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы (ее структурных элементов) либо достижение целей государственной (муниципальной) политики, не отнесенных к действующим муниципальным программам (для непрограммных налоговых расходов).
3.4. При оценке результативности стимулирующих налоговых расходов необходимо соблюдать следующие дополнительные принципы:
– принцип самоокупаемости – дополнительные доходы от налогового расхода должны окупать выпадающие доходы бюджета Владивостокского городского округа;
– принцип долговой устойчивости – эффективные налоговые расходы не приводят к росту долговой нагрузки Владивостокского городского округа;
– принцип межбюджетного стимулирования – создание стимулов для отмены неэффективных налоговых расходов.
В качестве критериев результативности определяется не менее одного целевого индикатора, показателя, на значение которого оказывает влияние рассматриваемый налоговый расход, непосредственным образом связанный с показателями конечного результата реализации муниципальной программы (ее структурных элементов) либо результата достижения цели, определенной при предоставлении льготы.
Оценке подлежит влияние соответствующего налогового расхода на достижение значения целевого индикатора, показателя соответствующей муниципальной программы.
3.5. На основании оценки результативности куратором налоговых расходов делается вывод о достижении соответствующих целевых индикаторов, показателей, влияющих на результаты реализации соответствующей муниципальной программы.
3.6. Оценка результативности стимулирующих налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей государственной (муниципальной) политики, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета Владивостокского городского округа в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей государственной (муниципальной) политики, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста целевого индикатора, показателя достижения целей муниципальной программы и (или) целей государственной (муниципальной) политики, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета Владивостокского городского округа для достижения того же целевого индикатора, показателя в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей государственной (муниципальной) политики, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета Владивостокского городского округа;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
3.7. Налоговые расходы признаются эффективным, если достигнуты критерии целесообразности и результативности, а при оценке стимулирующих налоговых расходов дополнительно соблюдены принципы самоокупаемости, долговой устойчивости и межбюджетного стимулирования.
3.8. Социальные налоговые расходы признаются эффективными и не подлежат оценке, если соблюдены критерии целесообразности.
4. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов
4.1. По итогам оценки эффективности налоговых расходов куратор налогового расхода формулирует общий вывод о степени их эффективности и рекомендации их дальнейшего применения.
4.2. Результаты оценки эффективности стимулирующих налоговых расходов, а также рекомендации по итогам оценки отражаются кураторами налоговых расходов в аналитической записке с приложением отчета о результатах оценки эффективности налоговых расходов за оцениваемый год (форма) и представляются в Управление финансов в сроки, установленные разделом 2 настоящего Порядка, для обобщения результатов и подведения итогов оценки эффективности налоговых расходов.
4.3. Аналитическая записка куратора налоговых расходов по результатам оценки эффективности стимулирующих налоговых расходов должна содержать следующую информацию:
– перечень налогоплательщиков-льготополучателей за оцениваемый год, с указанием соответствующей муниципальной программы (программ), целевого индикатора, показателя муниципальной программы и стоимостного объема;
– сумму недополученных доходов бюджета Владивостокского городского округа в результате предоставления налоговых расходов в разрезе каждого налогоплательщика-льготополучателя и в целом по целевой категории расхода;
– востребованность налоговых расходов;
– наличие (отсутствие) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
– выводы о достижении соответствующих целевых индикаторов, показателей, влияющих на результаты реализации соответствующей муниципальной программы;
– выводы об эффективности соответствующих налоговых расходов и предложения по установлению, сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки налоговых расходов.
4.4. Результаты оценки эффективности налоговых расходов подлежат учету при оценке эффективности реализации соответствующих муниципальных программ.
4.5. Управление финансов составляет сводную аналитическую записку, которая направляется главе города Владивостока. Сводная аналитическая записка должна содержать общие выводы и предложения по эффективности налоговых расходов в зависимости от результатов их оценки.
4.6. Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Владивостокского городского округа в части целесообразности сохранения соответствующих налоговых расходов в очередном финансовом году и плановом периоде.
5. Порядок формирования перечня налоговых расходов Владивостокского городского округа
5.1. Перечень налоговых расходов Владивостокского городского округа (далее – Перечень) формируется в виде таблицы в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, и включает указания на обусловливающие соответствующие налоговые расходы положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) нормативных правовых актов, принятых Думой города Владивостока.
Перечень налоговых расходов Владивостокского городского округа включает все налоговые расходы, установленные Думой города Владивостока.
5.2. Перечень налоговых расходов Владивостокского городского округа формируется Управлением финансов с учетом целевых характеристик налоговых расходов, сформированных кураторами налоговых расходов и представленных в Управление финансов в срок, установленный подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.
5.3. В случае отмены льгот или введения новых льгот в течение текущего финансового года кураторы налоговых расходов организуют внесение изменений в действующие муниципальные программы и представляют в Управление финансов уточненные сведения для внесения изменений в Перечень в течение 1 месяца с даты принятия Думой города Владивостока муниципального правового акта об отмене льготы или введения новой льготы.
5.4. До 1 ноября текущего финансового года Управление финансов формирует Перечень на очередной финансовый год и плановый период.
5.5. До 1 декабря текущего финансового года Управление финансов размещает Перечень в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru.
Заместитель главы администрации |
Н.В. Зубова |
Форма изменена с 20 января 2021 г. – Постановление Администрации г. Владивостока от 14 января 2021 г. N 41
Форма
Отчет
о результатах оценки эффективности налоговых расходов за оцениваемый _________ год
С изменениями и дополнениями от:
14 января 2021 г.
N п/п |
Критерии, показатели и результаты оценки |
Значение целевого индикатора, показателя по критерию |
Соответствие критерию оценки (выполнения целевого индикатора, показателя) |
Наименование налогового расхода |
|||
1. |
Оценка целесообразности налогового расхода |
обязательно выполнение двух критериев |
|
1.1. |
Соответствие налогового расхода целям и задачам муниципальных программ и (или) иным целям государственной (муниципальной) политики |
соответствует / не соответствует |
|
1.2. |
Востребованность налоговых расходов |
> 0 |
|
2. |
Оценка результативности налогового расхода |
обязательно выполнение не менее одного критерия |
|
2.1. |
Оценка влияния налогового расхода на изменение значения целевого индикатора (показателя) достижения целей муниципальной программы и (или) достижения целей государственной (муниципальной) политики – не менее одного целевого индикатора (показателя) |
достигнуты программные значения целевого индикатора (показателя) муниципальной программы или нет |
план/факт |
2.2. |
Оценка бюджетной эффективности налогового расхода |
наличие или отсутствие более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей государственной (муниципальной) политики |
да/нет |
2.3. |
Соблюдение принципа самоокупаемости |
дополнительные доходы от налогового расхода больше суммы выпадающих доходов бюджета Владивостокского городского округа |
|
2.4. |
Соблюдение принципа долговой устойчивости |
у налогоплательщиков-льготополучателей отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации |
|
2.5. |
Соблюдение принципа межбюджетного стимулирования |
создание стимулов для отмены неэффективных налоговых расходов |
|
3. |
Результат оценки эффективности налогового расхода |
налоговый расход эффективен/ неэффективен |
|
4. |
Рекомендации/предложения по результатам оценки эффективности налогового расхода |
необходимость сохранения, уточнения, отмены налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам с соответствующим обоснованием |