Решение Думы г. Владивостока
от 28 марта 2019 г. N 217
"Об утверждении Концепции развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 года"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Владивостока Дума города Владивостока
решила:
1. Утвердить Концепцию развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по городскому хозяйству Думы города Владивостока (Войновская).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы |
А.П. Брик |
Приложение
к решению Думы города Владивостока
от 28.03.2019 N 217
Концепция
развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 года
I. Общие положения
1. Общие сведения
Концепция развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 года (далее – Концепция) разработана в целях обеспечения эффективного участия администрации города Владивостока в процессах формирования национальной экосистемы цифровой экономики и представляет собой документ по развитию цифровой экономики на территории города Владивостока.
Концепцией определяются основные принципы, направления, задачи, механизмы, способы и средства достижения стратегической цели и основных направлений деятельности администрации города Владивостока по обеспечению условий для повышения эффективности всех видов социально-экономической деятельности в городе Владивостоке за счет масштабного внедрения цифровых технологий.
Концепция реализуется при взаимодействии органов местного самоуправления города Владивостока и хозяйствующих субъектов на территории города Владивостока.
2. Термины и определения
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы" в настоящей Концепции используются следующие понятия:
информационное общество – общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан;
информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры;
инфраструктура электронного правительства – совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц;
технологически независимые программное обеспечение и сервис – программное обеспечение и сервис, которые могут быть использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа, модернизация которых осуществляется российскими организациями на территории Российской Федерации и которые не осуществляют несанкционированную передачу информации, в том числе технологической;
цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг;
экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.
Цифровая экономика базируется на национальном (независимом от трансграничного управления) информационном пространстве, формируемом субъектами хозяйственной деятельности, и направлена на развитие информационного общества.
3. Нормативная правовая база
Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации" и соответствует основным направлениям государственной политики, сформулированным в:
Федеральном законе от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
Федеральном законе от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 – 2020 годы)";
Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 N 1065 "О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности";
Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года";
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.05.2014 N 793-р "Об утверждении Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов";
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 N 1616-р "Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями";
Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 1134-р "Об утверждении Концепции развития острова Русский";
Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указе Президента Российской Федерации от 14.11.2017 N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
постановлении Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 385-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Информационное общество" на 2013 – 2021 годы";
Типовой концепции открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, одобренной протоколом заседания от 29.05.2014 N 4 Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого Правительства.
II. Развитие информационного общества на территории города Владивостока в рамках реализации Программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
1. Общие сведения
Город Владивосток является центром Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Население свыше 600 тысяч жителей. Общая площадь земель в пределах Владивостокского городского округа составляет 56154 га. Геополитическая важность города Владивостока обусловлена наличием в нем крупного морского порта, обеспечивающего России стратегическое морское присутствие на Дальнем Востоке.
В городе Владивостоке сосредоточен максимальный научно-технический, образовательный и инновационной потенциал Дальневосточного федерального округа, благодаря наличию в городе Дальневосточного отделения Российской академии наук, 14 федеральных научных учреждений, 10 государственных высших учебных заведений, включая крупнейшее на Дальнем Востоке России – Дальневосточный федеральный университет (далее – ДВФУ).
Благодаря этому город Владивосток обладает исторически сложившейся мощной инженерной школой и высокой долей населения, обладающего инженерным образованием и инновационным мышлением.
Потребность в указанном научно-техническом и кадровом потенциале определяется наличием в городе Владивостоке и в Приморском крае в целом высокой доли предприятий, использующих высококвалифицированный рабочий труд. В городе Владивостоке 4326 предприятий и организаций, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность, 1147 предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области информации и связи, 1764 предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Размещение на территории города Владивостока объектов и инструментов по реализации Программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на Дальнем Востоке является целесообразным и обоснованным.
2. Информационные и кадровые ресурсы на территории города Владивостока
На территории города Владивостока сосредоточены все государственные (ведомственные) информационные ресурсы Приморского края, муниципальные информационные ресурсы города Владивостока, информационные ресурсы высших учебных заведений Приморского края, включая ДВФУ, информационные ресурсы федеральных научных учреждений, информационные ресурсы средств массовой информации, зарегистрированных в Приморском крае.
В связи с передислокацией Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в город Владивосток ожидается кратное увеличение числа федеральных ведомственных систем и соответственное увеличение нагрузки на существующие городские информационно-коммуникационные мощности и требований к пропускной способности каналов, бесперебойности систем передачи информации – что потребует значительных инвестиций.
Те же последствия ожидаются в связи с перспективами значительных инвестиций в создание федеральных инструментов социально-экономического развития Дальнего Востока на острове Русский.
В настоящее время в Приморском крае более 70% жителей старше 14 лет имеют доступ к федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и зарегистрированы в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее – ЕСИА), при этом программно-аппаратный и кадровый ресурс обеспечивающих информационных систем сосредоточен в городе Владивостоке.
Совокупность вышеизложенного является прямой предпосылкой к дальнейшему развитию информационных платформ и сервисов именно на территории города Владивостока.
В городе Владивостоке зарегистрировано значительное количество IT-компаний, осуществляющих свою деятельность практически во всех спектрах IT-отрасли. Также на территории представлены филиалы большинства федеральных компаний и представительства крупных иностранных корпораций.
В городе Владивостоке осуществляют деятельность несколько высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов IT-отрасли, а также учреждений среднего профессионального образования, готовящих специалистов в этой сфере.
Ежегодный выпуск составляет не менее 250 – 300 специалистов по разнообразным IT-специальностям, которые должны быть востребованы в том числе и IT-отраслями городской цифровой экономики.
Часть этих специалистов замещают должности, обслуживающие информационные системы расположенных в Приморском крае органов государственной власти и органов местного самоуправления, оставшееся большинство формирует рынок рабочих специальностей в реальном секторе экономики города, края, макрорегиона.
Таким образом, на территории города Владивостока есть все необходимые ресурсы для реализации Программы "Цифровая экономика Российской Федерации" путем организации партнерского взаимодействия частных, муниципальных и государственных информационных и аналитических систем, технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, – при активном спросе на результаты их деятельности со стороны физических и юридических лиц всего Дальневосточного региона. В городе сконцентрированы предприятия промышленности, развиты такие перспективные направления, как приборостроение, судостроение, внешняя торговля, морские перевозки и промышленное рыболовство. Все эти отрасли сегодня находятся в активной стадии цифровой трансформации, владеют информационными внутренними системами и сетями, имеющими не только дальневосточный, но и российский масштаб охвата. Растущая динамика отраслей в решениях на основе новых IT-платформ и сервисов определяет постоянный рост потребности в кадрах и технологиях на локальном региональном рынке.
3. Субъекты цифровой экономики
В цифровой экономике задействованы следующие субъекты:
физические лица – потребители товаров и услуг, производимых и/или предоставляемых в цифровой среде;
юридические лица – производители товаров и услуг, имеющие целью увеличение объемов реализации своих товаров и услуг через расширение коммуникативного пространства;
юридические лица – производители цифрового контента как товара и услуг, предоставляемых в электронном виде;
юридические лица – потребители товаров и услуг, использующие для их приобретения цифровую среду;
юридические лица – потребители цифрового контента как товара и услуг, предоставляемых в электронном виде;
органы государственной власти и органы местного самоуправления – потребители товаров и услуг;
органы государственной власти и органы местного самоуправления – потребители цифрового контента как товара и услуг, предоставляемых в электронном виде;
общественные организации, заинтересованные в расширении доступа к целевой аудитории через новые информационные каналы;
органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, которым делегированы полномочия по государственному и муниципальному управлению, – для целей исполнения обязанности оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде физическим и юридическим лицам и организации с ними двустороннего коммуникативного взаимодействия.
Эффективность удовлетворения потребностей вышеуказанных субъектов требует интегрирования в единый комплекс ряда взаимосвязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно ориентированных информационных сред, в том числе:
органов государственной власти и местного самоуправления; социальной, индивидуально-бытовой и правовой сфер (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);
сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);
сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).
4. Проблемы, требующие решения в рамках реализации Концепции на территории города Владивостока
4.1. Отток IT-специалистов в западную часть Российской Федерации (преимущественно в город Москву и город Санкт-Петербург) либо за рубеж в связи с неуклонным снижением спроса со стороны экономики города на IT-специалистов, выпускаемых местными учебными заведениями.
Причины оттока IT-специалистов:
отсутствие государственной региональной политики по созданию условий, способствующих росту высококвалифицированных рабочих мест в IT-компаниях;
отсутствие региональных и муниципальных программ стимулирования развития малого и среднего бизнеса в области IT;
политика государственных закупок органов государственной власти и органов местного самоуправления, нацеленная на размещение заказов в крупных западных IT-компаниях;
отсутствие региональной и муниципальной системы по привлечению учащихся и выпускников местных учебных заведений к участию в региональных проектах.
4.2. Отсутствие в городе межсистемного IT-взаимодействия не позволяет создавать комплексные единые городские функциональные системы (городское видеонаблюдение, диспетчерскую службу, ситуационный центр мониторинга, анализа, раннего прогнозирования и оперативного реагирования), осуществлять полноценное взаимодействие между органом местного самоуправления и бизнесом:
отсутствие в IT-инфраструктуре города Владивостока программно-технических решений по межсистемной интероперабельности;
отсутствие единого центра управления совокупной муниципальной IT-инфраструктурой, внедрением и сопровождением информационных систем в интересах различных пользователей (единого Регулятора);
отсутствие единой муниципальной политики по строительству и развитию IT-инфраструктуры города Владивостока.
В рамках настоящей Концепции создается основа для разработки программы мероприятий по приведению информационных систем города Владивостока (далее – ИС) в соответствие с требованиями федерального законодательства, их стандартизации, нацеленности на выполнение целевых показателей, установленных Правительством Российской Федерации по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
4.3. Отсутствие единой городской информационной платформы:
отсутствие публичных правил электронного взаимодействия;
отсутствие в городе утвержденных правил присоединения к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ) и механизмов контроля их исполнения;
не определены интерфейсы и протоколы допустимого электронного взаимодействия;
отсутствие методических рекомендаций и мероприятий по разработке сервисов присоединяемых участников;
отсутствие возможности организовать полноценное электронное взаимодействие между субъектами цифровой экономики;
отсутствие рыночной ниши по разработке и внедрению на единой информационной платформе программных продуктов и решений (цифровых сервисов), востребованных субъектами цифровой экономики.
Настоящая Концепция устанавливает порядок и рамочные механизмы создания единой городской системы электронного взаимодействия и развития информационных сервисов на ее основе.
4.4. Недостаточный уровень использования государственных и муниципальных услуг в электронной форме гражданами и организациями.
Решение вышеуказанных проблем повысит востребованность информационной системы города субъектами цифровой экономики в целом, что отразится на повышении уровня и – качестве оказания государственных и муниципальных услуг.
5. Формирование системы электронного взаимодействия города Владивостока
5.1. Городская система электронного взаимодействия (далее – ГСЭВ) формируется посредством присоединения стандартизованных информационных ресурсов к единой доверенной информационной среде.
5.2. В соответствии с главой V Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы" (далее – Указ) определены следующие задачи:
создание благоприятных условий для применения информационных и коммуникационных технологий;
совершенствование административных процедур (в том числе в электронной форме) и бизнес-процессов коммерческих организаций.
5.3. Согласно главе VI Указа определение источников и механизмов ресурсного обеспечения мероприятий по реализации настоящей Концепции производится совместными согласованными усилиями органов местного самоуправления и частных компаний.
5.4. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определены следующие приоритеты ГСЭВ:
формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;
обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти.
6. Цели Концепции
Основными целями Концепции являются:
оптимизация и полный реинжиниринг муниципальных услуг и сервисов муниципального управления города Владивостока с учетом возможностей цифровых технологий;
обеспечение эффективного управления городскими ресурсами и процессами;
развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы города Владивостока посредством внедрения цифровых технологий платформенных решений; развитие комфортной среды проживания за счет создания новых видов продукции и решений на основе цифровых технологий;
обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями в целях повышения производительности труда;
разработка оснований для создания комплекса мероприятий, создающих мотивацию и условия для роста кадрового ресурса IT-отрасли города Владивостока.
7. Задачи Концепции
В целях реализации Концепции сформированы следующие задачи:
создание условий, которые способствуют росту высококвалифицированных рабочих мест в IT-отрасли города Владивостока;
создание условий роста IT-отрасли города Владивостока;
создание условий для стимулирования развития малого и среднего бизнеса в области IT для реализации задач цифровой экономики;
создание условий для роста поступлений в городской бюджет;
формирование единого информационного пространства города Владивостока как Единой доверенной среды информационного взаимодействия;
создание условий для оказания гражданам и организациям экономически эффективными способами современных, доступных, надежных, качественных и безопасных услуг на основе инфраструктуры связи и телекоммуникаций;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных технологий;
обеспечение равной доступности субъектов цифровой экономики к современным информационным технологиям;
обеспечение субъектов цифровой экономики города нормативной базой и соответствующими услугами в электронном виде;
создание и поддержка IT-стартапов, реализующих технологии для бизнеса;
формирование сценариев образа будущего с использованием отечественных технологий и IT-продуктов во всех направлениях деятельности.
8. Ключевые направления мероприятий Концепции
В части совершенствования информационного взаимодействия на территории города Владивостока, повышения качества услуг в электронном виде и исполнения муниципальных функций предусматриваются:
максимально широкое внедрение в деятельность органов муниципального управления и муниципальных предприятий современных инновационных технологий, позволяющих обеспечить полноценный информационный обмен как между существующими муниципальными ИС, так и путем присоединения их к создаваемой совокупной IT-инфраструктуре;
развитие технической и технологической основы информационного общества города;
автоматизация исполнения полномочий органами местного самоуправления города Владивостока (применение технологий электронного правительства);
защита информации и противодействие компьютерным атакам.
Выполнение этих мероприятий позволит повысить прозрачность процессов управления и развития города, что обеспечивает достижение целей эффективного управления городскими ресурсами и процессами, а также активно способствует повышению инвестиционной привлекательности города Владивостока.
9. Инструменты реализации Концепции
9.1. Создается Общественный совет по цифровой экономике (далее – Общественный совет), уполномоченный осуществлять общественный контроль над исполнением настоящей Концепции.
9.2. Управление бизнес-процессами цифровой экономики на территории города Владивостока в рамках реализации настоящей Концепции осуществляют:
существующее или специально созданное для этих целей юридическое лицо (далее – Координатор);
единый муниципальный регулятор (далее – Регулятор) в тесном взаимодействии с муниципальными предприятиями и учреждениями, учреждениями науки и образования, общественными организациями, иными экономическими субъектами на территории Владивостокского городского округа (далее – ВГО).
9.3. При наличии экономической целесообразности либо прямых законодательных требований функциями Координатора может быть наделено юридическое лицо в соответствии с заключенным концессионным соглашением, согласно которому к концессионным обязательствам будет относиться разработка архитектуры ГСЭВ (с существующими объектами ИС), разработка программного обеспечения, стандартов и регламентов по унификации модулей системы, обеспечение средств и методов защиты информации, проектирование зданий, сооружений и коммуникационных структур (ЦОД), их строительство или реконструкция, запуск ГСЭВ в эксплуатацию, целевая эксплуатация и техническое обслуживание.
9.4. Координатор, ответственный за реализацию Концепции, разрабатывает ее дорожную карту, является ответственным за ее исполнение, за формирование на территории города Владивостока технологических стартапов, обеспечивающих ускоренное развитие IT-бизнеса и за координацию взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления.
9.5. Общественный совет осуществляет взаимодействие с Координатором и Регулятором в целях поиска оптимальных решений информационного взаимодействия между всеми участниками информационного общества города Владивостока, включая оказание содействия в разработке правовых актов для реализации настоящей Концепции.
9.6. Координатор определяет правила присоединения к инфраструктуре городской системы электронного взаимодействия (ГСЭВ), назначает технического оператора ГСЭВ – лицо или структурную единицу, ответственные за поддержку бизнес-процессов на цифровой платформе, с проверкой и соблюдением участниками процессов универсальных правил присоединения к ГСЭВ (далее – Оператор).
9.7. Координатор разрабатывает, формирует и передает Оператору к опубликованию для пользователей и к исполнению:
правила и технические условия присоединения к ГСЭВ всех участников информационного общества города Владивостока, независимо от формы собственности;
определение интерфейсов и протоколов допустимого электронного взаимодействия между ИС участников;
методические рекомендации и условия для разработчиков информационных сервисов.
9.8. Регулятор формирует единую муниципальную политику в области информатизации исключительно в разрезе решения задач, делегированных ему органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
9.9. Все вопросы, связанные с внедрением, поддержкой и эксплуатацией информационных систем, исполнением требований информационной безопасности по защите информации, обрабатываемой в информационных системах, поддержкой работы единой сети передачи данных структурных подразделений администрации города Владивостока, а также городских муниципальных учреждений и административно-территориальных управлений, относятся к компетенции Регулятора.
9.10. Для обеспечения единой информационной политики развития информационного общества на территории города Владивостока полномочиями единого муниципального Регулятора предлагается наделить управление информационно-программного обеспечения администрации города Владивостока.
9.11. Полномочия Регулятора устанавливаются в соответствии с правовыми актами города Владивостока и ориентированы на исполнение утвержденных конкретных целевых показателей развития.
9.12. Основные показатели результативности работы Регулятора устанавливаются в соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р:
общий объем IT-отрасли на территории города Владивостока, выраженный в рублях, включая:
объем услуг заказной разработки программного обеспечения, произведенной IT-компаниями города Владивостока;
объем услуг системной интеграции; объем внутреннего IT-рынка в городе Владивостоке;
объем продаж тиражного программного обеспечения;
объем продаж микроконтроллеров, микрокода, модулей;
объем продаж IT-услуг;
объем продаж оборудования и программно-аппаратного комплекса в IT-сфере;
доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в общей численности населения, %;
средняя численность занятых в IT-сфере связи, чел.;
выпуск специалистов высшими и среднеспециальными учебными заведениями по IT-специальностям, чел.;
количество выпускников, трудоустроившихся в IT-предприятия города, чел.;
объем платных IT-услуг связи, в том числе населению, млн. руб.
Количество созданных малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (или удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в отчетном году в общем числе обследованных малых предприятий).
9.13. Для создания наукоемких, высокотехнологичных, высокооплачиваемых рабочих мест в отрасли с обязательной возможностью профессионального и творческого роста IT-специалистов и инженерных высококвалифицированных кадров на территории города Владивостока предлагается создание Инновационного кластера "Цифровой Владивосток".
10. Принципы управления реализацией Концепции
10.1. Оперативное управление реализацией Концепции осуществляет Координатор. Координатор участвует в технологических стартапах Инновационного кластера "Цифровой Владивосток", определяет Оператора для управления ГСЭВ.
10.2. Контроль за реализацией Концепции, в рамках действующего законодательства, осуществляет Регулятор.
10.3. Общественный контроль за реализацией настоящей Концепции осуществляет Общественный совет, заседания которого проходят не реже чем один раз в квартал.
10.4. Внеочередное заседание Общественного совета и формирование его повестки может быть инициировано любым его членом, Координатором или Регулятором.
10.5. Регулятор в рамках своих полномочий разрабатывает проект муниципальной программы развития IT на территории Владивостокского городского округа, согласовывает ее с Координатором на Общественном совете и вносит предложенный проект на утверждение администрации города Владивостока.
10.6. Инновационный кластер "Цифровой Владивосток" согласовывает с Общественным советом дорожные карты по развитию технологических стартапов и направляет их через Общественный совет в Думу города Владивостока и главе города Владивостока с целью формирования возможных совместных проектов высокотехнологичных производств либо разработки муниципальных правовых актов, необходимых для успешной реализации данных проектов.
10.7. Общественный совет вправе пересмотреть дорожную карту на год, следующий за текущим, и ходатайствовать перед администрацией города Владивостока о внесении изменений в План реализации Концепции и внесении изменений в структуру расходов бюджета ВГО по статье IT.
10.8. Координатор определяет приоритетные направления реализации Концепции, формирует рабочие группы с участием представителей бизнеса. В случае необходимости согласования со стороны органов местного самоуправления ВГО или привлечения софинансирования для технической реализации стартапа в Инновационном кластере "Цифровой Владивосток" Координатор выносит соответствующие проекты на рассмотрение Общественного совета. При положительном решении производится корректировка дорожной карты Концепции.
10.9. В целях реализации настоящей Концепции разрабатывается дорожная карта, где в календарной последовательности изложены поэтапные организационные мероприятия, связанные с реализацией настоящей Концепции.
10.10. Дорожная карта ежегодно уточняется и пересматривается Общественным советом в целях приведения ее в соответствие с текущей ситуацией, политикой, возможностями и целями ВГО. Кроме этого, в дорожную карту ежегодно вносятся корректировки в соответствии с планами и проектами бизнес-сообщества в области реализации проектов и программ цифровой экономики.
III. Городская система электронного взаимодействия
1. Городская система электронного взаимодействия (далее – ГСЭВ) – это публичная система правил, определяемая муниципальными правовыми актами для целей:
создания на территории города Владивостока инфраструктуры, обеспечивающей электронное взаимодействие;
определения интерфейсов допустимого электронного взаимодействия между участниками;
определения правил присоединения участников к инфраструктуре электронного взаимодействия;
исполнения муниципальных и государственных функций в электронной форме.
Реализация ГСЭВ создает условия формирования информационного пространства города.
2. Единая среда информационного взаимодействия характеризуется наличием единых административных, организационных, правовых, нормативных и технических требований к форматам хранения, передачи информации, единых правил доступа к информации, в том числе ограниченного доступа; наличием развитых и сопровождаемых инструментов, интерфейсов прикладного программирования (API). Все это позволит повысить качество информационного взаимодействия всех участников городских процессов, включая граждан, сообществ, представителей бизнеса, органов власти.
3. Услуги, оказываемые посредством ГСЭВ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы", должны быть выполнены как технологически независимые программные компоненты и сервисы.
4. Инфраструктура ГСЭВ состоит из технических средств Оператора ГСЭВ и присоединенных участников, программного обеспечения, канальной аппаратуры, протоколов и средств защиты, а также и собственно программных интерфейсов, обеспечивающих реализацию услуг в электронном виде.
5. ГСЭВ позволяет организовать экосистему цифровой экономики как партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Большая стоимость активов такой инженерной инфраструктуры создает условия роста стоимости человеческого капитала.
6. Формирование цифровой среды самоорганизации жителей и бизнеса предполагает формирование цифровой среды, включающей открытые городские данные, сервисы и инструменты их использования на основе городской информационной инфраструктуры для горожан, сообществ и бизнеса. Данный принцип позволяет реализовать рыночные механизмы взаимодействия в рамках единого информационного пространства, правила развития и эксплуатации которого контролируются органами местного самоуправления. Реализация данного принципа позволяет обеспечить взаимодействие городских субъектов цифровой экономики между собой, а также с бизнесом и органами государственной и муниципальной власти – в рамках единых правил, создать среду формирования городских самоорганизующихся сообществ в цифровой среде, реализовать модели соучаствующего проектирования городской среды. Данный принцип обеспечивает создание основы формирования инфраструктуры цифровой экономики.
7. Оператор ГСЭВ определяется либо создается Координатором.
8. Для целей создания самоокупаемой, устойчивой инфраструктуры реализующей правила ГСЭВ Оператор руководствуется следующими принципами присоединения, действующими в публичных системах:
правила присоединения к ГСЭВ определяет Координатор и публикует на своем сайте;
юридические лица присоединяются к ГСЭВ путем приобретения лицензии на присоединение и подписания соответствующего договора-оферты;
лица, осуществляющие присоединение собственных клиентов к ГСЭВ, заключают корпоративное соглашение и при обязательном выполнении специальных оговоренных в соглашении условий получают лицензию Оператора присоединения. Требования к Оператору присоединения утверждает Координатор;
физические лица, постоянно или временно проживающие в городе Владивостоке, присоединяются к ГСЭВ на безвозмездной основе. Для горожан ГСЭВ функционирует бесплатно. При этом часть услуг для физических и юридических лиц, оказываемых посредством ГСЭВ, как Оператором ГСЭВ, так и Операторами присоединения, могут быть платными.
IV. Научное, техническое и кадровое обеспечение Концепции
1. Базовой площадкой создания новых научно-технических решений и подготовки кадров для их реализации является Инновационный кластер "Цифровой Владивосток".
2. Инновационный кластер "Цифровой Владивосток" создается согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, как инструмент стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в сфере цифровой экономики, в рамках повышения конкурентоспособности, развития науки и технологий в городской среде.
3. Взаимодействие научных, образовательных организаций и бизнеса на базе Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" осуществляется в целях:
создания перспективных технологий, новых товаров и услуг;
привлечения дополнительных ресурсов для проведения научных исследований и разработок;
создания наукоемких малосерийных производств, предназначенных для отработки технологий, опытных образцов, прототипирования, подготовки к серийному производству, организации сопровождения продукции в течение ее жизненного цикла;
создания научно-производственно-образовательных площадок для подготовки высококвалифицированных кадров.
4. Формирование и реализация Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" направлены на решение следующих задач:
усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития города;
выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов городской цифровой экономики;
определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов цифровой трансформации предприятий города с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;
расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в сфере цифровых технологий.
5. В ходе реализации деятельности Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" осуществляются:
определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию городской цифровой инфраструктуры;
разработка программы по внедрению и распространению передовых цифровых технологий в соответствующих секторах экономики города, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников кластера;
создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.
6. Все стартапы реализуются при непосредственном участии и контроле Координатора как ответственного за их прикладную значимость для реального сектора экономики и основного бенефициара (наряду с привлеченными инвесторами) от коммерциализации их результатов.
7. При заинтересованности администрации города Владивостока в стартапе или проекте возможна схема совместного финансирования проекта из бюджетов всех уровней, реализуемая на площадке Координатора, в том числе на условиях муниципально-частного партнерства.
Распределение доходов от реализации продукции стартапов между Координатором и администрацией города Владивостока, равно как и использование нематериальных активов (бренда города), регулируются отдельным соглашением.
8. Стартапы, возникшие вследствие реализации настоящей Концепции, не направленные на извлечение прибыли, но признанные Общественным советом социально или общественно значимыми, могут быть рекомендованы
Общественным советом к внесению в бюджет города Владивостока по статье на IT расходы.
9. Проекты, одобренные Координатором и утвержденные Общественным советом, могут быть направлены на рассмотрение для принятия решения о возможном финансировании в рамках государственных краевых и муниципальных программ. В случае проведения работ в пределах тематики, определенной к финансированию Правительством Российской Федерации в рамках государственных программ, целевых грантов и субсидий, может быть инициирована заявка на получение финансирования из федерального бюджета.
V. Материальное обеспечение реализации Концепции
1. ГСЭВ формируется как муниципальная информационная система ВГО, представляющая собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах органов местного самоуправления, предприятий и граждан.
2. Работоспособное технологическое ядро, способное обеспечить базовые режимы информационного взаимодействия в инфраструктуре, реализующей правила ГСЭВ, требует создания специализированного программно-аппаратного комплекса.
3. Размещение ГСЭВ производится на программно-аппаратном комплексе Координатора в соответствии и на основании статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
4. После создания необходимой инфраструктуры и запуска в эксплуатацию ГСЭВ Координатор получает право выпуска лицензий неисключительного права на присоединение к ГСЭВ. Полученный при этом доход будет являться основным источником целевого финансирования развития ГСЭВ на начальном этапе. По мере реализации настоящей Концепции формируются новые статьи дохода за счет расширения перечня предоставляемых Координатором товаров и услуг и диверсификации.
5. Обеспечение деятельности Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" производится в рамках инвестиционных соглашений, муниципально-частного партнерства, целевых государственных и муниципальных субсидий, собственных средств Координатора и иных источников дохода, не противоречащих действующему законодательству.
6. Принятие решения инвестиционных и бизнес-структур о проведении разработок для целей извлечения прибыли в рамках Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" проводится как коммерческие проекты, финансируется инвестором (бизнес-партнером) самостоятельно и контролируется Координатором в части обеспечения установленных требований.
7. В случае принятия Общественным советом решения о поддержке социально значимого для города Владивостока стартапа и его реализации за счет бюджета города Владивостока такой стартап реализуется администрацией города Владивостока при участии Координатора в части соблюдения правил и регламентов его применения в городской информационной системе.
8. Администрация города Владивостока самостоятельно или по обращениям организаций может формировать для Координатора задание на поиск научно-технических решений и подготовку кадров. В этом случае Инновационный кластер "Цифровой Владивосток" разрабатывает инновационный проект с участием научных, образовательных и коммерческих организаций, нацеленный на решение поставленной задачи. Порядок формирования задания, механизмы его исполнения, контроля и распределения прибыли регулируются муниципальными правовыми актами и действующим законодательством.
VI. Заключение
1. В результате реализации настоящей Концепции, осуществляемой в тесном взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, общественных организаций, научных и образовательных учреждений, предполагается достижение следующего социально-экономического эффекта:
рост объема отрасли IT в городе Владивостоке;
рост количества занятых в сфере IT на территории города Владивостока;
уменьшение оттока IT-специалистов из города Владивостока.
2. Реализация настоящей Концепции позволяет:
городу Владивостоку получить инфраструктуру устойчивого информационного взаимодействия на территории города между органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, бизнесом и горожанами; повышение качества хозяйственной деятельности организаций на территории города Владивостока, а также дополнительные поступления в бюджет города Владивостока, в том числе за счет участия в стартапах; возможность централизованного мониторинга, обработки, анализа и сценарного моделирования информации из любых информационных источников (видеонаблюдение, системы датчиков, данные провайдеров, фискальных служб, государственных и частных баз данных и пр.). Совместная работа Координатора и Общественного совета на площадке Инновационного кластера "Цифровой Владивосток" обеспечит успешное развитие стартапов в части реализации полномочий органа местного самоуправления по управлению территорией ВГО. Благодаря реализации Концепции город Владивосток выйдет на передовые позиции в области федеральных требований в сфере оказания услуг населению в электронном виде.
бизнесу города Владивостока получить разветвленную устойчивую информационную среду для реализации своих бизнес-проектов, в том числе в рамках технологии "третья доверенная сторона", что позволяет серьезно расширить коммерческие и коммуникационные возможности;
общественным организациям получить базовую инфраструктуру информационного взаимодействия, что, в сочетании с технологией "третьей доверенной стороны", позволяет им перейти на персонифицированное информационное взаимодействие с обществом;
бюджетным организациям получить открытые защищенные каналы связи, обеспечивающие не только внутриведомственное взаимодействие, но и широкое внешнее взаимодействие по электронному документообороту и информационному сопровождению со всеми участниками ГСЭВ.
3. Меры по совершенствованию IT-структуры ВГО, изложенные в настоящей Концепции, позволят обеспечить эффективное управление городскими информационными ресурсами, при расширении их функционала и одновременном сокращении прямых затрат на техническое сопровождение инфраструктуры.
4. Наличие значительного количества бизнес-присоединений к ГСЭВ в будущем обеспечит существенный рост капитализации инфраструктуры ГСЭВ города Владивостока и, как следствие, увеличение доходной части как организаций, работающих в области цифровой экономики и производящих контент и услуги в электронном виде, так и представителей традиционного бизнеса, получившего прямой доступ к потребителям своей продукции на территории города.
5. Рост числа присоединений к ГСЭВ, развитие стартапов, совершенствование инфраструктуры и расширение числа информационных сервисов обеспечат рост качественного информационного поля, формирующего пространство городского информационного общества.
6. Инновационный кластер "Цифровой Владивосток", расположенный в пределах города Владивостока, позволит создавать наукоемкие опытные и мелкосерийные производства, предназначенные для отработки технологий, прототипирования опытных образцов, готовых к серийному производству, в комплекте с программным обеспечением и сопровождением на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции.
7. Реализация настоящей Концепции положительно скажется на создании наукоемких, высокотехнологичных, высокооплачиваемых рабочих мест, позволит остановить отток квалифицированных специалистов, образованной творческой молодежи и будет способствовать притоку капитала на территорию ВГО.