Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Закон Приморского края от 25 декабря 2007 г. N 185-КЗ Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае (с изменениями и дополнениями)

Закон Приморского края от 25 декабря 2007 г. N 185-КЗ
"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае"

С изменениями и дополнениями от:

8 апреля, 30 сентября 2008 г., 11 июня, 13 октября 2010 г., 12 февраля, 3 октября 2013 г., 3 марта, 17 июня 2016 г., 26 декабря 2017 г., 30 сентября 2019 г., 1 июня, 22 сентября 2021 г., 2 июня 2022 г., 4 декабря 2023 г.

 

Принят Законодательным Собранием Приморского края 12 декабря 2007 года

 

Преамбула изменена с 6 июня 2022 г. – Закон Приморского края от 2 июня 2022 г. N 122-КЗ

См. предыдущую редакцию

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Приморского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, формированию и ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края.

 

Статья 1 изменена с 6 июня 2022 г. – Закон Приморского края от 2 июня 2022 г. N 122-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, формированию и ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, формированию и ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.

 

Статья 2 изменена с 1 января 2020 г. – Закон Приморского края от 30 сентября 2019 г. N 573-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 2. Органы опеки и попечительства

1. Государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае, предусмотренные частью 2 статьи 4 настоящего Закона, осуществляют органы исполнительной власти Приморского края, наделенные статусом органа опеки и попечительства (далее – орган опеки и попечительства).

2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края могут наделяться законом Приморского края полномочиями по опеке и попечительству, предусмотренными частью 1 статьи 4 настоящего Закона, с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

 

Законом Приморского края от 30 сентября 2008 г. N 314-КЗ статья 3 Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) обеспечение оптимальных условий жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;

3) государственная поддержка граждан, исполняющих обязанности опекунов (попечителей);

4) эффективное исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий и функций;

5) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

6) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Статья 3.1 изменена с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 3.1. Формирование и ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Формирование и ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Приморского края, уполномоченным на исполнение функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональный банк данных о детях, региональный оператор).

 

Статья 4 изменена с 1 января 2020 г. – Закон Приморского края от 30 сентября 2019 г. N 573-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а также по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

1) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, избрание формы их устройства исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

3) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) установление опеки или попечительства, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) установление опеки над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, признанными судом недееспособными;

6) принятие решений о временном пребывании несовершеннолетних в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) принятие решений о помещении несовершеннолетних под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью;

8) принятие в соответствии с федеральным законодательством решений о помещении несовершеннолетних в психиатрический стационар, проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего, а также о помещении несовершеннолетних в психоневрологические учреждения на стационарное социальное обслуживание;

9) осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей), организаций, в которые помещены под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов и попечителей;

10) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

11) выдача разрешений на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с федеральным законодательством;

12) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных в соответствии с федеральным законодательством, а также на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний, в соответствии с федеральным законодательством;

13) обращение с заявлением в суд об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, если несовершеннолетний не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством;

14) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с федеральным законодательством;

15) обеспечение сохранности имущества (в том числе жилого помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством;

16) оформление в установленном законодательством порядке договора передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние;

Пункт 17 изменен с 6 июня 2022 г. – Закон Приморского края от 2 июня 2022 г. N 122-КЗ

См. предыдущую редакцию

17) предоставление сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", для формирования регионального банка данных о детях региональному оператору, а также использование сведений регионального банка данных о детях;

Пункт 17.1 изменен с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

17.1) ведение учета опекунов, попечителей в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее – ЕЦЦП) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" путем размещения и получения сведений в ЕЦЦП о законных представителях, лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав, отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, оставлении ребенка (детей) в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, о наличии письменного согласия матери (отца) на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом (мачехой);

Часть 1 дополнена пунктом 17.2 с 1 июля 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

18) подготовка и выдача заключений лицам, желающим усыновить (удочерить) ребенка (детей), об их возможности быть усыновителями (удочерителями), подготовка заключений об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка, ведение учета кандидатов в усыновители (удочерители), осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей в соответствии с федеральным законодательством;

19) дача согласия на усыновление (удочерение) ребенка при отсутствии родителей или опекунов (попечителей);

20) участие в установленном законодательством порядке в рассмотрении судом дел об усыновлении (удочерении) ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, о лишении родительских прав, а также споров, связанных с воспитанием детей;

21) выдача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

22) выдача разрешений в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, на изменение имени ребенка, не достигшего возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии;

23) дача согласия на общение ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

24) произведение в порядке, установленном действующим законодательством, немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, а также участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу;

25) заключение договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

26) оказание приемной семье необходимой помощи, содействие созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), осуществление контроля за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей);

27) выдача разрешений на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям ребенка (детей);

28) проведение обследования условий жизни детей в предусмотренных федеральным законодательством случаях;

29) разрешение разногласий между родителями, между опекуном ребенка несовершеннолетних родителей и несовершеннолетними родителями в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

30) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми;

31) принятие решений об обязывании родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления этого общения, обращение в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком в случае, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства;

32) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и других аналогичных организациях;

33) выдача в порядке, установленном действующим законодательством, согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших 15 лет, до получения ими общего образования;

34) участие в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством, а также осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

35) представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат действующему законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

36) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

37) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

38) обращение в суд с заявлениями о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

39) обращение в суд с заявлением о признании брака недействительным в предусмотренных федеральным законодательством случаях;

40) предъявление исков в соответствии с федеральным законодательством в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

41) выдача согласия (разрешения) на заключение трудового договора с несовершеннолетними гражданами в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

42) принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя;

43) утратил силу с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

Пункт 44 изменен с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

44) назначение и предоставление выплаты на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, вознаграждения приемным родителям, материальной помощи на организацию отдыха детей приемной семьей, выплаты на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов по образовательным программам основного общего, среднего общего образования;

45) назначение и предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Пункт 46 изменен с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

46) возмещение расходов на проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета или местных бюджетов по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

47) назначение и предоставление выплаты на ремонт жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

48) иные полномочия в области опеки и попечительства, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

Часть 2 изменена с 23 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 22 сентября 2021 г. N 1152-КЗ

См. предыдущую редакцию

2. К полномочиям органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан и граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, относятся:

1) выявление и учет совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании совершеннолетнего гражданина дееспособным или об отмене ограничения его в дееспособности, если отпали основания, в силу которых совершеннолетний гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, которым в установленный федеральным законодательством срок не назначен опекун или попечитель;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей совершеннолетних подопечных от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

6) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей совершеннолетних подопечных, деятельностью организаций, в которые помещены совершеннолетние недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;

7) выдача разрешений опекунам и попечителям на совершение сделок с имуществом совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан;

8) заключение договора об осуществлении опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан на возмездных условиях;

9) принятие решений о помещении совершеннолетних недееспособных граждан в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами;

10) осуществление проверки условий жизни совершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов совершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности имущества совершеннолетних подопечных, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";

11) представление законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношении с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат действующему законодательству или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

12) определение управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом совершеннолетнего подопечного и заключение с ним договора доверительного управления таким имуществом, переданным в доверительное управление в соответствии с федеральным законодательством;

13) определение управляющего имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключение с ним договора доверительного управления имуществом, переданным в доверительное управление, в соответствии с федеральным законодательством;

14) установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

15) осуществление контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

16) принятие мер для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами;

Пункт 17 изменен с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

17) ведение учета опекунов, попечителей в ЕЦЦП в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" путем размещения и получения сведений в ЕЦЦП о законных представителях, об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным;

18) оказание содействия опекунам и попечителям совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан при исполнении ими обязанностей опекунов или попечителей;

19) иные полномочия в области опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан и граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

 

Статья 5 изменена с 1 января 2020 г. – Закон Приморского края от 30 сентября 2019 г. N 573-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 5. Структура и штатная численность органов опеки и попечительства

1. Структура органов исполнительной власти Приморского края в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется Губернатором Приморского края. Структура и штатная численность органов исполнительной власти Приморского края в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется Правительством Приморского края.

2. Штатная численность органов опеки и попечительства, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, осуществляющих полномочия в отношении несовершеннолетних граждан, а также по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из следующих нормативов: один специалист на 2,2 тысячи детей, проживающих на территории муниципального района, и один специалист на 2,7 тысячи детей, проживающих на территории муниципального округа, городского округа, но не менее двух специалистов на территории муниципального образования.

 

Статья 6. Финансирование организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству

Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству производятся за счет средств краевого бюджета.

 

Статья 6.1 изменена с 1 января 2024 г. – Закон Приморского края от 4 декабря 2023 г. N 487-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 6.1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в Приморском крае осуществляется в порядке, установленном Правительством Приморского края.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий по опеке и попечительству осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Приморского края.

 

Статья 7. Порядок Вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

 

Губернатор края

С.М. Дарькин

 

г. Владивосток

25 декабря 2007 года

N 185-КЗ