Постановление Правительства Приморского края от 26 июня 2023 г. N 426-пп
"Об утверждении региональной программы "Ликвидация до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся в Приморском крае, по состоянию на 31 декабря 2022 года"
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2023 года N ММ-П8-4467 по разработке региональной программы ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа старше 18 лет, включенных в списки нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по состоянию на 31 декабря 2022 года, на основании Устава Приморского края Правительство Приморского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Ликвидация до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся в Приморском крае, по состоянию на 31 декабря 2022 года".
2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
Первый вице-губернатор Приморского края – Председатель Правительства Приморского края |
В.Г. Щербина |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Приморского края
от 26.06.2023 N 426-пп
Региональная программа
"Ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся в Приморском крае, по состоянию на 31 декабря 2022 года"
Паспорт
Наименование Программы |
региональная программа "Ликвидация до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в списки нуждающихся в Приморском крае, по состоянию на 31 декабря 2022 года" (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"; Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (далее – Закон N 433-КЗ); Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее – Закон N 412-КЗ); постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года N 945-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" |
Уполномоченные органы исполнительной власти Приморского края, ответственные за реализацию Программы |
министерство образования Приморского края; министерство имущественных и земельных отношений Приморского края; министерство строительства Приморского края |
Соисполнители Программы |
органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края; краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" |
Главный распорядитель бюджетных средств |
министерство образования Приморского края (в части выделения субвенций органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края для предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим в списке, в отношении которых не имеется вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных до 1 января 2019 года, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на Администрацию Приморского края (с 1 января 2020 в соответствии со статьями 41,42 Устава Приморского края – Правительство Приморского края); предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом; министерство имущественных и земельных отношений (в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты, вынесенные до 1 января 2019 года, согласно которым обязанность по обеспечению их жилым помещением возложена на Администрацию Приморского края). |
Цель Программы |
ликвидировать накопившуюся задолженность по состоянию на 31 декабря 2022 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, а также обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых наступило право на получение жилого помещения начиная с 1 января 2023 года. |
Задачи Программы |
1) создание условий в Приморском крае для поэтапного сокращения численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; 2) координация и контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в Приморском крае. |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения и у которых наступило право на получение жилого помещения по состоянию на 31 декабря 2022 года, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (процент); количество жилых помещений, построенных (приобретенных), путем осуществления капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилищном фонде жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; количество предоставленных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретенных за счет средств федерального бюджета; численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения по состоянию на 31 декабря 2022 года, обеспеченных жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом |
Сроки реализации Программы |
2023 – 2029 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования реализации Программы составляет 11 068 331,13 тыс. руб., из них: в 2023 году – 2 261 751,99 тыс. руб; в 2024 году – 1 467 763,24 тыс. руб; в 2025 году – 1 467 763,18 тыс. руб; в 2026 году – 1 467 763,18 тыс. руб; в 2027 году – 1 467 763,18 тыс. руб; в 2028 году – 1 467 763,18 тыс. руб; в 2029 году – 1 467 763,18 тыс. руб в том числе: 1) объем средств краевого бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями составляет 4 347 683,50 тыс. руб., из них: в 2023 году – 691 726,41 тыс. руб; в 2024 году -598 806,74 тыс. руб; в 2025 году – 611 430, 07 тыс. руб; в 2026 году – 611 430, 07 тыс. руб; в 2027 году – 611 430, 07 тыс. руб; в 2028 году – 611 430, 07 тыс. руб; в 2029 году – 611 430, 07 тыс. руб; 2) объем средств федерального бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями составляет 3 575 600,30 тыс. руб., из них: в 2023 году – 518 735,40 тыс. руб; в 2024 году – 518 735,40 тыс. руб; в 2025 году – 507 625,90 тыс. руб; в 2026 году – 507 625,90 тыс. руб; в 2027 году – 507 625,90 тыс. руб; в 2028 году – 507 625,90 тыс. руб; в 2029 году – 507 625,90 тыс. руб; 3) объем средств краевого бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом, составляет 3 145 047,27 тыс. руб.; в 2023 году – 1 051 290,17 тыс. руб; в 2024 году – 350 221,10 тыс. руб; в 2025 году – 348 707,20 тыс. руб; в 2026 году – 348 707,20 тыс. руб; в 2027 году – 348 707,20 тыс. руб; в 2028 году – 348 707,20 тыс. руб; в 2029 году – 348 707,20 тыс. руб. Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого и федерального бюджетов в рамках государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
ликвидация накопившейся задолженности путем обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и жилыми помещениями путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. |
I. Характеристика проблемы
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты является право на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее – дети-сироты и лица из их числа).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании положений пункта 34, статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах российской федерации", Закона N 412-КЗ отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, и по формированию списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее – Список), переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края на неограниченный срок.
Задолженность по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа, включенных в Список по состоянию на 31 декабря 2022 года, составляет 4 461 человек.
По состоянию на 31 декабря 2022 года число детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в Приморском крае составляет 6 370 человек, из которых право на получение жилого помещения наступило у 4 461 человек. На исполнении находятся 1535 судебных решений, возлагающих обязанность на Правительство Приморского края предоставить жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
На сегодняшний день проблема обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории является актуальной и находится на особом контроле.
Мероприятия Программы направлены на ликвидацию до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включенных в Список, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на 31 декабря 2022 года.
Программа предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативное решение вопросов по реализации прав детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального и краевого бюджетов.
Комплекс мер включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование законодательства в части порядка обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, межведомственное взаимодействие и осуществление контроля в части осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа.
Так, на территории Приморского края в целях предоставления возможности обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в том числе с правом использования собственных средств, средств материнского капитала, а также обеспечения в иной форме, чем по договору найма специализированного жилого помещения, статьей 13 Закона N 433-КЗ предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в виде предоставления лицам, включенным в Список, достигшим возраста 23 лет и имеющим удовлетворительную адаптацию к самостоятельной жизни, в отношении которых до 1 января 2019 года вынесен судебный акт, при наличии вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора, социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом.
В целях инвентаризации Списка органы местного самоуправления муниципальных образований ПК ежегодно в срок до 1 марта проводят проверку сведений о наличии у лиц, включенных в Список по соответствующему муниципальному образованию (за исключением лиц, в отношении которых в список внесена информация о наличии вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения), права собственности на жилое помещение, права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
Проводится оценка решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края при осуществлении государственных полномочий, в том числе в части законности и целесообразности включения лиц в Список.
В целях оптимизации мероприятий по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа Законом N 412-КЗ с 1 января 2019 года полномочия по формированию специализированного жилищного фонда, путем строительства и приобретения жилых помещений в собственность муниципального образования, в том числе с правом заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома при условии, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома планируется осуществить не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором было размещено извещение о проведении закупки, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
В целях повышения эффективности механизма приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и лицам из их числа в 2023 году в Законе N 433-КЗ предусмотрено:
расширение возможности приобретения жилых помещений с учетом формирования достоверной начальной максимальной цены контракта на приобретение жилых помещений, исходя из разной площади приобретаемых квартир (от 21,0 до 26,0 кв. м., от 26,0 до 30,0 кв. м., от 30,0 до 36,0 кв. м., от 36,00 кв. м. и более), что позволит эффективно и экономно использовать бюджетные средства;
установление органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению в очередном году, не позднее 1 декабря текущего года;
обеспечение строительства жилых помещений, в том числе в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Ежегодно между Минстроем России и Правительством Приморского края заключается Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета краевому бюджету на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Освоение средств федерального бюджета в 2022 году составило 98,8%.
Первоочередной задачей органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в рамках реализации переданных государственных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, сокращение Списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, путем эффективного освоения выделенных субвенций на приобретение жилья для детей-сирот и лиц из их числа.
Освоение средств субвенции органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в 2022 году составило 92,72%.
Основными проблемами при формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа является отсутствие достаточного количества жилищного фонда, соответствующего установленным действующим законодательством требованиям.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Приморского края комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Основными рисками при реализации Программы являются:
переезд детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, из одного муниципального образования на территорию другого муниципального образования;
невозможность установления реального местонахождения детей-сирот и лиц из их числа, отказ граждан от предоставляемых жилых помещений;
отсутствие на рынке недвижимости жилых помещений, соответствующих требованиям действующего законодательства.
К мерам правового регулирования и управления рисками, способам минимизации последствий неблагоприятных явлений и процессов следует отнести:
реализацию дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом;
ежегодную инвентаризацию Списка в целях установления нуждаемости в предоставлении жилья.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель программы – ликвидировать накопившуюся задолженность по состоянию на 31 декабря 2022 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории Приморского края, а также обеспечить детей-сирот и лиц из их числа, у которых наступило право на получение жилого помещения начиная 1 января 2023 года.
Основные цели и задачи Программы:
1. Создание условий в Приморском крае для поэтапного сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями;
2. Координация и контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в Приморском крае.
В рамках решения данных задач запланирована дальнейшая работа по обеспечению оперативного разрешения вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и краевого бюджета .
Целевые индикаторы Программы отражают результаты деятельности:
доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения и у которых наступило право на получение жилого помещения по состоянию на 31 декабря 2022 года, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (процент);
количество жилых помещений, построенных (приобретенных) и отремонтированных для формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
количество предоставленных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, приобретенных за счет средств федерального бюджета;
численность детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения по состоянию на 31 декабря 2022 года, обеспеченных жилыми помещениями в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2023 года по 2029 год включительно (этапы не выделяются).
IV. Перечень программных мероприятий
Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать перечень программных мероприятий согласно приложению к Программе.
Программа предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющего обеспечивать оперативное разрешение вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективное расходование средств федерального бюджета и краевого бюджета.
Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
Комплекс мероприятий направлен на создание условий для органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края для поэтапного сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также содержит мероприятия, направленные на координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в части достижения показателей по ликвидации задолженности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа в Приморском крае.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Объем средств федерального бюджета и краевого бюджета предусмотрен в рамках Государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года N 945-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края".
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы на основании информации, представленной соисполнителями Программы) осуществляют ответственные исполнители Программы.
Ответственные исполнители Программы разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется заместителем Председателя Правительства Приморского края – министром образования Приморского края.
Оценка результатов выполнения Программы по истечении каждого года ее реализации проводится на рабочих совещаниях участников Программы, а также на уровне заместителя Председателя Правительства Приморского края – министра образования Приморского края.
Ответственными исполнителями Программы являются министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, министерство строительства Приморского края, ответственные за достижение цели, указанной в паспорте Программы.
Главный распорядитель бюджетных средств:
осуществляет координацию работы по реализации Программы;
на основе представленных соисполнителями Программы отчетов о ходе реализации Программы осуществляет мониторинг хода реализации Программы в целом и формирует сводный отчет о выполнении Программы;
осуществляет контроль за ходом реализации Программы.
Соисполнители Программы:
организуют исполнение мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, а также осуществляют контроль за целевым использованием имущества, приобретенного (адаптированного) в рамках Программы;
осуществляют ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Ответственные исполнители и соисполнители Программы несут ответственность за реализацию курируемых мероприятий Программы и ежегодно уточняют целевые значения показателей Программы, мероприятия Программы и объемы их финансирования.
Соисполнители Программы представляют в министерство образования Приморского края информацию о достижении плановых показателей Программы, плановых мероприятий, предусмотренных Программой, ежеквартально – до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 15 июля 2023 года.
Министерство образования Приморского края формирует обобщенную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и представляет ее на рассмотрение заместителю Председателя Правительства Приморского края – министру образования Приморского края.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа входит в число приоритетных задач. В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также обеспечение в полном объеме права на защиту жилищных прав вышеуказанной категории.
С учетом текущего состояния задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, предполагается к 2030 году:
ликвидировать накопившуюся задолженность по обеспечению жилыми помещениями;
обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Реализация Программы при достижении прогнозируемых результатов позволит:
обеспечить полную ликвидацию очередности по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями;
обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ;
обеспечить реализацию жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
Оценка эффективности реализации Программы производится по завершении срока реализации за период с 2023 года по 2029 год включительно. Промежуточный анализ реализации Программы проводится ежегодно.
Программа направлена на ликвидацию задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная эффективность Программы отражается в эффективном использовании и освоении бюджетных средств.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственными исполнителями Программы по итогам ее исполнения за отчетный период.
Источником информации для оценки эффективности реализации Программы являются соисполнители Программы.
Оценка достижения запланированных результатов за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период.
Фактические значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей.
Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей является высокой, если это значение больше или равно 80 процентам.
VIII. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
8.1. Характер Программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих ликвидацию очереди по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
отсутствие предложений на рынке недвижимости органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края жилых помещений соответствующей площади и благоустройства;
невозможность осуществления строительства ввиду недостаточности инженерной и дорожной инфраструктуры;
отсутствие застройщиков для организации строительства жилья на территории муниципальных образований Приморского края.
8.2. В рамках реализации Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
неосвоение органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края выделенных субвенций за счет средств краевого бюджета, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
к 2030 году не будет ликвидирована накопившаяся задолженность по обеспечению жилыми помещениями;
не будет достигнута цель по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
8.3. Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование. Участники Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в соответствующих сферах правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и краевого уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти и органов местного самоуправления;
определение организационной структуры управления реализацией Программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
8.4. В целях снижения возможных негативных последствий и рисков необходимо решение следующих задач:
определение методов и способов межведомственного взаимодействия в соответствии с задачами Программы (на муниципальном и региональном уровнях);
выявление и оценка потребностей в предложениях на рынке недвижимости органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края жилых помещений соответствующей площади и благоустройства;
выявление проблем, негативно влияющих на реализацию Программы, в том числе анализ факторов, влияющих на возникновение проблем при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, и разработка мер по их поэтапному устранению с учетом специфики Приморского края;
проведение комплекса мероприятий, направленных на освоение органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края выделенных субвенций за счет средств краевого бюджета.
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности реализации Программы в отчетный период.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе исполнителей Программы либо во исполнение поручений Правительства Приморского края.
Приложение
к региональной программе "Ликвидация
до 2030 года накопившейся
задолженности по обеспечению жилыми
помещениями детей-сирот и лиц из их
числа, включенных в списки
нуждающихся в Приморском крае,
по состоянию на 31 декабря 2023 года"
Перечень
программных мероприятий
N п/п |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ожидаемый результат (форма реализации) |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Организационные мероприятия |
|
|
|
1.1 |
Утвердить поэтапный план выполнения мероприятий программы. Подведение итогов и оценка результатов на уровне заседаний Совета глав муниципальных образований Приморского края при Губернаторе Приморского края |
по мере необходимости, но не реже одного раза в год |
протоколы заседаний |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
1.2 |
Подготовка изменений в нормативные правовые акты в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в целях сокращения численности лиц из числа детей-сирот, своевременно не обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в целях приведения законодательства Приморского края в соответствие с федеральным законодательством при внесении в него изменений |
после внесения изменений в федеральное законодательство |
законодательство Приморского края, регулирующее вопросы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, приведено в соответствие с федеральным законодательством |
министерство образования Приморского края |
1.3. |
Подведение итогов 1 этапа перечня программных мероприятий по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства, на территории Приморского края |
1 квартал 2024 г. |
|
министерство образования Приморского края |
2 |
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет |
|||
2.1 |
Проведение мониторинга деятельности органов местного самоуправления по вопросам включения в список и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. |
ежегодно – до 31 декабря |
анализ ситуации по формированию и ведению списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
2.2 |
Анализ причин прогнозного увеличения общей численности детей-сирот, подлежащих включению в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями |
ежегодно – до 31 декабря |
анализ ситуации по включению в список до 2030 г. |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
2.3 |
Проведение инвентаризации сведений о гражданах, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет. Контроль: своевременности исключения указанных лиц из списка граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в случае отсутствия установленных законом оснований. организации работы с детьми-сиротами и лицами из их числа, включенными в список, по получению отсрочки предоставления жилых помещений по основаниям, указанным в действующем законодательстве |
ежегодно – до 31 декабря |
актуализирован список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных образований Приморского края Снижение количества случаев несвоевременного исключения детей-сирот, утративших право на обеспечение жилыми помещениями |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
2.4 |
Осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований законодательства в части правомерности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями |
постоянно |
исключены случаи неправомерного включения детей-сирот в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
министерство образования Приморского края |
2.5 |
Своевременное размещение в "Единой государственной информационной системе социального обеспечения" сведений в отношении детей-сирот, предусмотренных действующим законодательством |
постоянно |
в ЕГИССО размещена актуальная информация |
министерство образования Приморского края, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
3 |
Обеспечение сохранности жилых помещений, права на которые имеются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дополнительные мероприятия по сокращению очередности) |
|||
3.1 |
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений нанимателями жилых помещений или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Приморского края |
проверки сохранности два раза в год |
акты обследований жилых помещений органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
3.2 |
Ведение реестра жилых помещений, имеющихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или являющимися нанимателями жилых помещений или членами семей нанимателей по договорам социального найма |
постоянно |
приказ министерства образования Приморского края |
министерство образования Приморского края |
3.3 |
Проведение инструктивных совещаний, вебинаров для органов опеки и попечительства по вопросам сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими, признания невозможности проживания в жилом помещении |
не реже одного раза в год |
письма в органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
министерство образования Приморского края |
3.4 |
Осуществление контроля за соблюдением органами опеки и попечительства контроля за сохранностью жилых помещений нанимателями жилых помещений или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с утвержденным законодательством субъекта Российской Федерации |
ежегодно |
акты проверок органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
министерство образования Приморского края |
4 |
Сохранность жилых помещений специализированного жилищного фонда |
|||
4.1 |
Осуществление контроля за состоянием и использованием жилых помещений специализированного жилищного фонда, переданных лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в найм. |
два раза в год |
осмотр жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда |
органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
4.2 |
Принятие мер собственником/наймодателем по результатам осмотра |
|
|
министерство имущественных и земельных отношений, КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
5. |
Сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания на полном государственном обеспечении |
|||
5.1. |
Организация постинтернатного сопровождения в отношении детей-сирот, завершивших пребывание в государственных организациях Приморского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях с целью оказания всестороннего содействия лицам из числа детей-сирот |
2023 – 2030 гг. |
увеличено число детей-сирот, адаптированных к самостоятельному проживанию в социуме |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
5.2 |
Информирование и консультирование детей-сирот, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, о возможности получения жилого помещения на территории Приморского края |
2023 – 2030 гг. |
снижение количества случаев нарушения жилищных прав детей-сирот |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
5.3 |
Рассмотрение документов нанимателей жилых помещений по истечении 5-летнего срока действия договора найма |
2023 – 2030 гг. |
рост числа заключенных договоров социального найма по истечении 5-летнего срока найма спецжилфонда |
органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
6. |
Способы формирования специализированного жилищного фонда на территории Приморского края для детей-сирот |
|||
6.1 |
Приобретение жилья на рынке недвижимости (вторичка/новострой, в том числе посредством участия в долевом строительстве) |
2023 – 2030 гг. |
увеличение количества специализированного жилищного фонда |
КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
6.2. |
Проведение капитального/текущего ремонта жилых помещений, находящихся в собственности Приморского края/муниципальной собственности |
2023 – 2030 гг. |
увеличение количества специализированного жилищного фонда |
КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
6.3 |
Строительство жилья, где заказчиком выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления Приморского края |
2023 – 2030 гг. |
увеличение количества специализированного жилищного фонда |
министерство строительства Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
6.4 |
Передача в муниципальную и (или) краевую собственность не менее 5% от площади жилых помещений в реализуемом проекте – в случае если инициатором планируется получение статуса масштабного инвестиционного проекта в сфере жилищного строительства |
2023 – 2030 гг. |
увеличение количества специализированного жилищного фонда |
министерство строительства Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
7. |
Меры дополнительной социальной поддержки |
|||
7.1 |
Предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом |
2023 – 2030 гг. |
увеличение числа лиц, исключенных из списка |
министерство образования Приморского края |
8 |
Обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, а также осуществление контроля за целевым использованием имущества, приобретенного (адаптированного) в рамках программы |
|||
8.1 |
Выделение средств субвенции по мере необходимости из нераспределенного остатка средств |
по мере необходимости в течение финансового года |
эффективное использование бюджетных средств |
министерство образования Приморского края |
8.2. |
Регулярный мониторинг освоения средств субвенции органами местного самоуправления Приморского края |
Еженедельно, ежемесячно, ежеквартально в рамках отчетов и мониторинга |
эффективное использование бюджетных средств |
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |
8.3 |
При необходимости корректировка программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности программы). |
по мере необходимости в течение финансового года |
|
министерство образования Приморского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края |