Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 27 июня 2023 г. N 37-01-06/110 Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год

Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 27 июня 2023 г. N 37-01-06/110
"Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год"

 

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного экологического и геологического контроля (надзора), Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 года N 2 приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, на 2023 год;

1.2. Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному геологическому надзору, на 2023 год.

2. Назначить сотрудников отдела государственного надзора ответственными за осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

3. Начальнику отдела государственного надзора:

обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки;

разместить настоящий приказ в электронном виде в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня его принятия и ознакомить с ним сотрудников отдела государственного надзора.

4. Консультанту отдела государственного надзора обеспечить:

направление настоящего приказа в течение трех рабочих дней со дня его принятия в департамент информационной политики Приморского края для обеспечения официального опубликования;

размещение настоящего приказа на странице информационной системы Приморского края "Реестр правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края и нормативных правовых актов исполнительных органов Приморского края" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://npaoiv.primorsky.ru в течение трех рабочих дней со дня его принятия в целях его государственной регистрации;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции по Приморскому краю в течение семи календарных дней после дня его первого официального опубликования для включения указанного акта в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз;

направление настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его принятия;

направление копии настоящего приказа во Владивостокскую межрайонную природоохранную прокуратуру в течение десяти дней со дня его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела государственного надзора.

 

Министр

А.М. Давтян

 

Утверждена
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Приморского края
от 27.06.2023 N 37-01-06/110

 

Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, на 2023 год

 

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

 

1. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Приморского края от 10.09.2021 N 594-пп "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края".

2. Предметом регионального государственного экологического надзора являются:

а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Приморского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":

техническим регламентом "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012);

в) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство) в отношении следующих объектов регионального государственного экологического надзора (далее – объекты контроля):

а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) здания, помещения, сооружения, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты негативного воздействия), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее – производственные объекты).

4. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 1.2 настоящей Программы, относятся:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящей Программе пункт 1.2 не приводится

разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;

нормативы допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);

нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;

согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;

документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области обращения с отходами;

свидетельство о профессиональной подготовке лиц, назначенных ответственными за экологическую безопасность, в области обращения с отходами I – IV классов опасности;

программа производственного экологического контроля;

договоры о передаче отходов сторонним организациям;

документы о квалификации, выданные лицам по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (для лиц, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами);

лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV класса опасности;

материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

документы, подтверждающие осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха: планы-графики производственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов, (временно разрешенных выбросов), договоры с лицами, имеющими специализированные аккредитованные лаборатории, на проведение замеров на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, протоколы количественного химического анализа;

паспорта установок очистки газа (при наличии установок);

приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газов, его должностную инструкцию (при наличии установок);

документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

договор на оказание услуг с лабораторией, проводящей производственный контроль;

аттестат аккредитации и область аккредитации лаборатории; договоры со специализированной сторонней организацией на техническое обслуживание (капитальный и текущий ремонт) автотранспорта;

документ о возложении обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в области охраны водных объектов;

договоры на водопотребление, водоотведение, очистку сточных вод, вывоз осадков сточных вод;

документы по выполнению условий оформленных прав водопользования;

план мероприятий по достижении нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами; паспорта на очистные сооружения;

приказ о назначении должностного лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, его должностной регламент;

приказ об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

решение о предоставлении водного объекта в пользование, договор водопользования.

5. Информация о развитии профилактической деятельности министерства в 2022 году:

 

Региональный государственный экологический контроль (надзор)

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

5

26

14

14

59

Количество поступивших возражений

0

0

0

0

0

Количество исполненных предостережений (уведомлений об исполнении)

5

6

4

0

15

Количество проведенных профилактических визитов

1

0

0

0

1

Количество отказов контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита

0

0

0

0

0

Количество консультирований

37

12

15

35

99

Количество информирования

3

3

3

1

10

Количество публичных обсуждений правоприменительной практики

1

0

0

0

1

 

6. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.

 

Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики

 

7. Основными целями программы профилактики являются: сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области охраны окружающей среды на территории Приморского края за счет проведения профилактических мероприятий;

обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;

увеличение доли субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;

повышение прозрачности системы контрольно – надзорной деятельности;

снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий как у контрольных органов, так и у подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности без применения Программы профилактики;

управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в области природоохранного законодательства.

8. Для достижения целей программы профилактики необходимо выполнение следующих задач:

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области охраны окружающей среды, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

приоритизация и систематизация мер профилактики нарушений обязательных требований в контрольной (надзорной) деятельности министерства, расширение перечня применяемых в министерстве профилактических мер и круга поднадзорных субъектов, принимающих активное участие в профилактических мероприятиях, повышение эффективности реализуемых органом профилактических мероприятий;

повышение уровня правовой грамотности природопользователей и мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов в области охраны окружающей среды, формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно – надзорной деятельности;

установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов), и присвоенной им категории риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;

увеличение публичности, понятности и открытости контрольной (надзорной) деятельности министерства.

 

Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

9. Информирование.

Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

г) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом;

д) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

е) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

ж) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

з) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

е) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

ж) доклады о государственном контроле (надзоре);

з) программу профилактики рисков причинения вреда;

и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

к) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

л) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.

Срок (периодичность) проведения информирования: постоянно.

10. Обобщение правоприменительной практики.

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

2) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований.

Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также с учетом результатов применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности отдела государственного надзора министерства, рассмотрения поступивших в министерство заявлений и обращений граждан.

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа, готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом руководителя контрольного органа (в случае его временного отсутствия – должностным лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Срок (периодичность) проведения обобщения правоприменительной практики: ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

11. Объявление предостережений.

В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо министерства объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение направляется с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее – приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151).

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.

Возражения направляются в адрес министерства в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью, простой электронной подписью. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, в случае, установленном частью 9 статьи 21 Федеральным законом N 248-ФЗ, вправе направить возражение в министерство на бумажном носителе.

Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным должностным лицом министерства в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

Министерство ведет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде с указанием даты, наименования юридического лица (индивидуального предпринимателя), данных должностного лица, объявившего предостережение, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Срок (периодичность) объявления предостережений: постоянно, по мере необходимости.

12. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

Министерством проводятся обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля.

Продолжительность обязательного профилактического визита не может составлять более двух часов в течение одного рабочего дня.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться о проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу министерства для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Срок (периодичность) проведения профилактических визитов: январь – декабрь (I – IV кварталы) 2023 года, в соответствии с планами проведения профилактических визитов, утверждаемыми министром (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности).

13. Консультирование.

По обращениям контролируемых лиц и их представителей должностные лица министерства осуществляют консультирование без взимания платы.

Консультирование осуществляется:

а) министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности) на личном приеме в рабочие часы по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 500/4 по предварительной записи по телефону приемной министерства. Учет лиц, записавшихся на личный прием, производится в журнале регистрации личного приема граждан, в котором указываются: дата и время личного приема, информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес места проживания, контактный телефон), тема обращения и результаты рассмотрения обращения; продолжительность личного приема не должна превышать 20 минут;

б) иными должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование с использованием телефонной связи не должно превышать 10 минут.

Принявшее телефонный звонок должностное лицо министерства при невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы переадресовывает (переводит) обратившегося на другое должностное лицо министерства или сообщает телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае письменного обращения в министерство в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей в случае поступления пяти и более однотипных обращений осуществляется посредством размещения на официальной странице министерства в сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" – "Региональный государственный экологический контроль (надзор)" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.

При осуществлении консультирования должностное лицо министерства обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) органа мероприятия исследований.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Срок (периодичность) осуществления консультирования: постоянно, по мере необходимости.

 

Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики

 

14. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при осуществлении информирования:

при информировании соответствующие сведения размещаются как посредством официального сайта контрольного органа, так и через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

15. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при обобщении правоприменительной практики:

публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике обеспечено в министерстве.

16. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при объявлении предостережений:

количество объявленных предостережений.

17. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при проведении профилактических визитов:

доля контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах контроля, отнесенных к категориям значительного риска, которым предложено проведение профилактического визита, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

18. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при консультировании:

количество осуществленных консультирований.

 

Утверждена
приказом министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Приморского края
от 27.06.2023 N 37-01-06/110

 

Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора на территории Приморского края при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному геологическому надзору, на 2023 год

 

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

 

1. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон "О недрах") и постановления Правительства Приморского края от 10.09.2021 N 593-пп "О региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Приморского края".

2. Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) являются:

а) соблюдение в отношении участков недр местного значения организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов), Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" (далее – Закона "О недрах") и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Приморского края, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами;

б) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство) в отношении следующих объектов регионального государственного геологического надзора (далее – объекты контроля):

а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в области использования и охраны недр местного значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области использования и охраны недр, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

б) участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр местного значения.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора), относятся:

документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";

проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации;

план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";

проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах".

5. Информация о развитии профилактической деятельности министерства в 2022 году:

 

Региональный государственный геологический контроль (надзор)

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Всего

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

0

1

1

70

72

Количество поступивших возражений

0

0

0

0

0

Количество исполненных предостережений (уведомлений об исполнении)

0

1

1

10

12

Количество проведенных профилактических визитов

0

0

0

0

0

Количество отказов контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита

0

0

0

0

0

Количество консультирований

13

5

5

25

48

Количество информирования

2

1

1

1

5

Количество публичных обсуждений правоприменительной практики

1

0

0

0

1

 

6. Одной из основных проблем, на решение которой направлена программа профилактики, является сокращение количества типовых нарушений обязательных требований, которые допускаются в силу отсутствия у контролируемых лиц информации об исчерпывающем перечне обязательных требований и предъявляемых общих требований к их соблюдению.

 

Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики

 

7. Основными целями программы профилактики являются: сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты профилактики) обязательных требований в области недропользования на территории Приморского края за счет проведения профилактических мероприятий;

обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области недропользования;

увеличение доли субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;

повышение прозрачности системы контрольно – надзорной деятельности;

снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий как у контрольных органов, так и у подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности без применения Программы профилактики;

управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в области недропользования.

8. Для достижения целей программы профилактики необходимо выполнение следующих задач:

выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области недропользования, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области недропользования, формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности);

увеличение публичности, понятности и открытости контрольной (надзорной) деятельности министерства.

 

Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

9. Информирование.

Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области недропользования и охраны окружающей среды.

Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на странице министерства на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":

а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора);

б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

г) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом;

д) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

е) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

ж) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";

з) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

и) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;

к) доклады о государственном контроле (надзоре);

л) программу профилактики рисков причинения вреда;

м) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

н) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

о) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.

Срок (периодичность) проведения информирования: постоянно.

10. Обобщение правоприменительной практики.

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

2) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований.

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа, готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом руководителя контрольного органа (в случае его временного отсутствия – должностным лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Срок (периодичность) проведения обобщения правоприменительной практики: ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

11. Объявление предостережений.

В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо министерства объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение направляется с соблюдением требований, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, и в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее – приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151).

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.

Возражения направляются в адрес министерства в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью, простой электронной подписью. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, в случае, установленном частью 9 статьи 21 Федеральным законом N 248-ФЗ, вправе направить возражение в министерство на бумажном носителе.

Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным должностным лицом министерства в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

Министерство ведет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде с указанием даты, наименования юридического лица (индивидуального предпринимателя), данных должностного лица, объявившего предостережение, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Срок (периодичность) объявления предостережений: постоянно, по мере необходимости.

12. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

Министерством проводятся обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля.

Продолжительность обязательного профилактического визита не может составлять более двух часов в течение одного рабочего дня.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Контролируемое лицо вправе отказаться о проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу министерства для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Срок (периодичность) проведения профилактических визитов: январь – декабрь (I – IV кварталы) 2023 года, в соответствии с планами проведения профилактических визитов, утверждаемыми министром (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности).

13. Консультирование.

По обращениям контролируемых лиц и их представителей должностные лица министерства осуществляют консультирование без взимания платы.

Консультирование осуществляется:

а) министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в случае его временного отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности) на личном приеме в рабочие часы по адресу: г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, кабинет 500/4 по предварительной записи по телефону приемной министерства. Учет лиц, записавшихся на личный прием, производится в журнале регистрации личного приема граждан, в котором указываются: дата и время личного приема, информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), адрес места проживания, контактный телефон), тема обращения и результаты рассмотрения обращения; продолжительность личного приема не должна превышать 20 минут;

б) иными должностными лицами министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование с использованием телефонной связи не должно превышать 10 минут.

Принявшее телефонный звонок должностное лицо министерства при невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы переадресовывает (переводит) обратившегося на другое должностное лицо министерства или сообщает телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям предоставляется в случае письменного обращения в министерство в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей в случае поступления пяти и более однотипных обращений осуществляется посредством размещения на официальной странице министерства в сети "Интернет" в разделе "Контрольно – надзорная деятельность" – "Региональный государственный геологический контроль (надзор)" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.

При осуществлении консультирования должностное лицо министерства обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) органа мероприятия исследований.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Срок (периодичность) осуществления консультирования: постоянно, по мере необходимости.

 

Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики

 

14. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при осуществлении информирования:

при информировании соответствующие сведения размещаются как посредством официального сайта контрольного органа, так и через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

14. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при обобщении правоприменительной практики:

публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике обеспечено в министерстве.

15. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при объявлении предостережений:

количество объявленных предостережений.

16. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при проведении профилактических визитов:

доля контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах контроля, отнесенных к категориям значительного риска, которым предложено проведение профилактического визита, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.

17. Показатели результативности и эффективности программы профилактики при консультировании:

количество осуществленных консультирований.