Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 24 июля 2023 г. N 720 Об утверждении методических рекомендаций по организации и осуществлению производственного охотничьего контроля на территории Приморского края

Приказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 24 июля 2023 г. N 720
"Об утверждении методических рекомендаций по организации и осуществлению производственного охотничьего контроля на территории Приморского края"

 

В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края 1 ноября 2019 года N 713-па, на основании приказа Минприроды России от 9 января 2014 года N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 года N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации и осуществлению производственного охотничьего контроля на территории Приморского края.

2. Отделу государственного охотничьего надзора и надзора на особо охраняемых природных территориях управления охраны объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Приморского края министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края обеспечить:

направление настоящего приказа в течение трех рабочих дней со дня его издания в департамент информационной политики Приморского края для обеспечения его официального опубликования;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в течение семи календарных дней после дня его первого официального опубликования для включения указанного акта в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз;

направление копии настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его издания;

направление копии настоящего приказа в течение десяти дней со дня издания во Владивостокскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края А.Л. Сурового.

 

Министр

К.Ю. Степанов

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерства лесного хозяйства
и охраны объектов животного мира Приморского края
от 24.07.2023 N 720

 

Методические рекомендации
по осуществлению производственного охотничьего контроля на территории Приморского края

Текст настоящих Методических рекомендаций приводится в соответствии с источником

 

I. Организация производственного охотничьего контроля

 

Производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями.

План осуществления производственного охотничьего контроля включает в себя:

– наименование охотпользователя – юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) охотпользователя – индивидуального предпринимателя;

– реквизиты охотхозяйственного соглашения, заключенного в отношении охотничьих угодий, в границах которых охотпользователем осуществляется производственный охотничий контроль;

– фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих производственный охотничий контроль на территории соответствующего охотничьего угодья;

– фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья;

– перечень планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля.

Перед началом осуществления мероприятий производственного охотничьего контроля с производственными охотничьими инспекторами проводится инструктаж, на котором объявляется маршрут их передвижения (место и район ответственности каждого производственного инспектора) по территории охотничьего угодья, ставятся задачи при осуществлении производственного охотничьего контроля, определяются способы и средства связи, как между производственными охотничьими инспекторами, так и с государственными инспекторами, уполномоченными представителями органов внутренних дел.

Инструктаж производственных охотничьих инспекторов проводится производственным охотничьим инспектором, ответственным за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья.

При проведении инструктажа инструктирующий проверяет знание производственными охотничьими инспекторами своих прав и обязанностей, проверяет наличие у производственных охотничьих инспекторов (при себе) удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, бланков актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее – Акт), письменных принадлежностей, средств фото- и видеофиксации, средств связи, выборочно проверяет знание производственными охотничьими инспекторами Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе правил охоты и параметров осуществления охоты, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации, касающихся преступлений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Количество производственных охотничьих инспекторов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, составляет:

– не менее 2 производственных охотничьих инспекторов при общей площади охотничьего угодья до 50 000 гектаров;

– не менее 3 производственных охотничьих инспекторов при общей площади охотничьего угодья от 50 000 гектаров до 100 000 гектаров;

– не менее 4 производственных охотничьих инспекторов при общей площади охотничьего угодья от 100 000 гектаров до 200 000 гектаров;

– не менее 5 производственных охотничьих инспекторов при общей площади охотничьего угодья более 200 000 гектаров.

Рейдовые задания должны предусматривать осуществление производственного охотничьего контроля со следующей периодичностью в течение недели:

1) не менее четырех дней с понедельника по пятницу;

2) не менее одного дня из каждых двух праздничных и/или выходных дней.

 

II. Права производственных охотничьих инспекторов

 

При осуществлении производственного охотничьего контроля производственным охотничьим инспектором в отношении лиц, находящихся в границах охотничьего угодья, имеют право осуществлять следующие мероприятия:

– проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с Федеральным законом об охоте и законами Приморского края, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий;

– проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

– производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицами, находящимися в границах охотничьего угодья:

а) осмотр вещей, находящихся при указанных лицах, без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей и их частей;

б) осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых транспортных средств и их частей;

в) осмотр орудий охоты, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых указанными лицами при осуществлении охоты;

г) осмотр продукции охоты (отловленные или отстрелянные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям;

– проводить анализ и оценку способов охоты, применяемых при осуществлении охоты;

– использовать средства фото- и видеофиксации в ходе осмотра вещей и транспортных средств;

– составлять Акт;

– направлять сообщения о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанными с нарушением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в министерство лесного и охотничьего хозяйства Приморского края или орган внутренних дел, также направлять в указанные органы необходимые материалы.

Производственный охотничий инспектор при осуществлении производственного охотничьего контроля в отношении лиц, находящихся в границах охотничьего угодья, должен:

– иметь при себе удостоверение производственного охотничьего инспектора, бланки Актов, письменные принадлежности, средства фото- и видеофиксации, средства связи;

– носить на одежде, на левой стороне груди нагрудный знак производственного охотничьего инспектора (за исключением случаев утраты нагрудного знака производственного охотничьего инспектора или его повреждения, приведшего к невозможности ношения нагрудного знака производственного охотничьего инспектора;

– представиться, назвав фамилию, имя, отчество (при наличии), предъявить удостоверение производственного охотничьего инспектора, объявить причину осуществления мероприятий производственного охотничьего контроля;

– осуществить необходимые мероприятия, предусмотренные Порядком осуществления производственного охотничьего контроля;

– не требовать от лиц, в отношении которых осуществляется производственный охотничий контроль, представления вещей, документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено Федеральным законом об охоте, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе правилами охоты, законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края;

– уведомлять охотпользователя о выявлении нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

По результатам осуществления производственного охотничьего контроля производственный охотничий инспектор в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья, составляет Акт по утвержденной форме, в котором в том числе отражаются результаты осуществления производственного охотничьего контроля, осмотра вещей и транспортных средств, а при наличии материалов фото- и видеофиксации в Акте делается отметка об их приобщении к Акту.

Акт составляется непосредственно после выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также непосредственно после обнаружения производственным охотничьим инспектором случаев причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания лицами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья.

Производственный охотничий инспектор непосредственно после составления Акта вручает лицу, в отношении которого составлен Акт, копию Акта. В случае отказа указанного лица от получения копии Акта в Акте делается соответствующая отметка. При невозможности вручить копию Акта лицу, указанному в настоящем пункте, производственный охотничий инспектор обеспечивает направление такому лицу копии Акта.

Охотпользователи:

– в течение 2 (двух) рабочих дней с момента составления Акта обеспечивают его направление в министерство лесного и охотничьего хозяйства Приморского края или орган внутренних дел;

– обеспечивают сбор, обработку, обобщение и хранение сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий;

– обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий;

– ежегодно до 1 февраля текущего года представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год.

 

III. Рекомендации по тактике выявления нарушителей правил охоты, мерам профилактики нарушений в области охоты

 

А. Формы и методы борьбы с браконьерством

Наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты:

Бригадный (групповой) метод охраны охотугодий.

Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, обеспечивающий более полное выявление фактов нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Метод характеризуется сильным психологическим влиянием на браконьеров, подавлением, как правило, желания нарушителей к сопротивлению и иным негативным действиям.

Наиболее мобильной и хорошо управляемой является рейдовая бригада, состоящая из 4-6 человек. Старшим бригады может быть производственный охотничий инспектор, ответственный за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья.

Старший бригады должен обладать организаторскими способностями, иметь опыт борьбы с охотнарушителями, хорошо знать: правила охоты; права и обязанности по охране охотугодий; законодательные и иные правовые акты по охране животного мира. Он должен хорошо знать местность охраняемых угодий: расположение и направление общеиспользуемых дорог, лесных дорог и тропинок, мест обитания диких зверей и птиц, расположение населенных пунктов и постов ГИБДД на дорогах, ведущих из охотугодий.

Рекомендации по оснащению бригады (группы):

1. Транспортные средства для обеспечения работы бригады (катера, снегоходы, автомобили повышенной проходимости и т.п.).

2. Разрешенное огнестрельное оружие.

3. Мегафон.

4. Фотографическая и видео аппаратура.

5. Переносной аккумуляторный электрофонарь.

6. Прибор ночного видения, тепловизор, бинокль.

7. Бланки Актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

8. Аптечка.

9. Радиостанции (рации), радиотелефоны.

Инструктаж бригады.

Перед выездом (выходом) бригады на охрану охотугодий с ее участниками проводится устный инструктаж. Его проводит старший бригады. Успех и конечный результат работы бригады во многом зависит от качества проведенного инструктажа.

Инструктирующий должен: подробно ознакомить членов бригады с особенностями охраняемых охотугодий; рассказать о намеченном маршруте, указав при этом начальные и конечные ориентиры маршрута, его дальность и продолжительность; ознакомить бригаду с ее составом; ознакомить с техническим оснащением бригады; ориентировать членов бригады о поступивших сигналах о браконьерстве или возможных нарушениях правил охоты или признаках, свидетельствующих об имевших место фактах браконьерства; обратить внимание на тактику и этику индивидуального поведения членов бригады с нарушителями правил охоты, на необходимость проявления активности и принципиальности во время рейда, на строгое и точное выполнение указаний старшего бригады.

Во время инструктажа проверяются знания членов бригады: правил охоты, других требований охотничьего законодательства и охраны природы; прав и обязанностей по осуществлению охраны охотугодий; охотничьих и иных документов; техники безопасности. Особое внимание уделять подаче условных сигналов и взаимосвязи членов бригады. У бригады (группы) могут быть разработаны известные только ее участникам условные сигналы, применяемые в рейде.

Практика борьбы с браконьерством показывает, что наибольшее распространение получили следующие бригадные методы выявления фактов браконьерства и задержания нарушителей правил охоты:

а) маршрутный метод охраны охотугодий, представляющий собой выход, выезд бригады по заранее разработанному плану в определенные охотугодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время. Во время рейда бригада обследует в первую очередь места концентрации диких зверей и птиц (места дневок, ночевок, деторождения, кормовые поля, водоемы, водопои, солонцы, подкормочные площадки для животных, поля, засеянные сельскохозяйственными культурами, пути миграции и т.п.). В местах переходов лосей, кабанов и других животных, троп, пересекающихся с дорогами, браконьеры могут замаскироваться и применять запретные орудия и способы добычи, вплоть до автомототранспорта.

Маршрутный метод охраны охотугодий может осуществляться в виде объезда или поиска.

Объезд (обход) – это заранее спланированный осмотр (с пунктами наблюдения) участков охотугодий с зонами наиболее вероятного обитания диких зверей и птиц, где чаще действуют и браконьеры. Объезд (обход) является типичной профилактической формой борьбы с браконьерством. Объезды совершаются на автомототранспорте.

Поиск представляет собой действия поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых неизвестно. Поводами к поиску могут быть заявления очевидцев незаконной охоты, обнаружение следов браконьерства, останки животного, кровь, следы транспортных средств, самих браконьеров. В этих случаях поиск ведется по ориентированным сведениям: по следам, уликам, сведениям граждан;

б) метод скрытого патрулирования, засад и секретов. Изучение административной, следственной и судебной практики борьбы с незаконной охотой показывает, что браконьеры также совершенствуют способы и орудия браконьерства. Они организуются в группы не только для совершения незаконной охоты, но и для противодействия лицам, осуществляющим охотничий надзор, тщательно маскируются, выставляют свои дозоры и т.п.

Все это затрудняет пресечение нарушений правил охоты и создает необходимость применять для задержания браконьеров скрытное патрулирование, засады и другие эффективные меры, которые одновременно должны служить и средствами предупреждения случаев нарушения правил охоты, других требований охотничьего законодательства, охраны природы.

В скрытное патрулирование, засаду, секрет направляется бригада (не менее 3 человек), группа одной более крупной бригады, действующие по заранее разработанному плану. Каждой из групп ставится конкретная задача, заранее оговариваются условные сигналы и условия связи между группами одной бригады непосредственно с местом дислокации основной бригады. Этот метод наиболее эффективен в ночное время, особенно своей неожиданностью, возможностью скрытно изучить динамику браконьерских действий. Однако до направления бригады на скрытное патрулирование или засаду, еще днем или заранее, необходимо изучить местность, определить места патрулирования, засады групп и дислокации основной группы бригады.

Скрытое патрулирование или засада осуществляются в местах концентрации дичи.

Массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике нарушений правил охоты.

Одним из важных средств профилактики и успешной борьбы с нарушениями правил охоты является проведение широкой разъяснительной работы среди охотников и иных граждан об охране, рациональном использовании животного мира и сохранении среды обитания диких животных, пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

Охотпользователю рекомендуется организовывать с охотниками (охотколлективами) прочтение лекций и беседы по правовым вопросам охраны животного мира. Особое внимание следует уделить индивидуальной беседе с лицами, ранее нарушавшими правила охоты.

Эффективность массово-разъяснительной работы будет достигаться прежде всего за счет привлечения к этой работе широких кругов охотничьей общественности.

Примеры бережного отношения к охотничьим животным, спасение их, подкормка, активность бригад производственной охотинспекции в борьбе с браконьерством и т.д. должны регулярно освещаться в средствах массовой информации, сети Интернет, на стендах в обществах охотников, охотколлективах.

 

Б. Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц, их совершивших

Накопленная практика показывает, что особая активность нарушения правил охоты имеет место за несколько дней до открытия сезонной охоты. Для совершения незаконных действий, как правило, браконьеры избирают места концентрации животных, отдаленные места, недостаточно охраняемые участки охотничьих угодий, дни отсутствия охотоведов и егерей в охотничьих угодьях.

На копытных (лосей, оленей, кабанов и др.) браконьеры активизируют свои действия осенью до выпадения снега по чернотропу, когда легче скрыть следы преступлений. В некоторых местах добыча копытных приурочена браконьерами к предпраздничным и праздничным дням.

Для совершения браконьерства злостные нарушители правил охоты берут на вооружение современные достижения науки и техники. Они используют автоматическое оружие, нередко с глушителями для подавления звука выстрелов, укорачивают стволы и переделывают приклады, чтобы оружие можно было легко скрыть под одеждой, устраивают в лесу тайники, где прячут оружие и другие орудия браконьерства, применяют вставные стволики малых калибров в гладкоствольные ружья, усиливают пружины пневматического оружия, используют мощные электроосветительные приборы, ловчие ямы. Наблюдается распространение современных луков, арбалетов и другого бесшумного оружия для браконьерства.

Тактика выявления случаев нарушения правил охоты зависит от ситуации обнаружения признаков браконьерства. Чаще всего признаки незаконной охоты обнаруживаются инспекторами, охотниками, а также гражданами, которые явились очевидцами охоты либо обнаружили следы охоты.

При получении заявления (сообщения) об обнаружении признаков незаконной охоты или о непосредственном совершении незаконных действий производственному охотинспектору следует уточнить место обнаружения признаков браконьерства (участок охотугодий), кто обнаружил, что именно и при каких обстоятельствах, или от кого и как получена информация. Распорядиться о сохранении обстановки места обнаружения следов браконьерства до прибытия производственного охотинспектора или представителя госохотнадзора, а при наличии признаков уголовно наказуемого деяния – до прибытия сотрудника полиции и немедленно выехать на место происшествия. Одновременно следует проверить, не выдавалось ли разрешение на охоту в этом районе на соответствующий вид животных.

Прибыв на место происшествия, производственный охотинспектор должен представиться, спросить лиц, обнаруживших следы браконьерства, и не внося изменений в обстановку, осмотреть место браконьерства и ближайшую местность. При наличии признаков преступления (охота на зверей и птиц, добыча которых полностью запрещена, причинение незаконной охотой крупного ущерба, с применением автотранспортных средств) необходимо сообщить в органы госохотнадзора и внутренних дел, после чего, сохраняя место происшествия, ожидать прибытия соответствующих сотрудников.

Во всех случаях обнаружения нарушений правил охоты принимаются меры к обнаружению и задержанию охотнарушителей и оформлению Актов. При необходимости требуется принять все меры к выявлению очевидцев охотнарушения и выяснению их установочных данных (фамилии, имени, отчества, адреса местожительства, номера телефона).

В тех случаях, когда есть опасность безвозвратной утраты следов и вещественных доказательств, либо когда в действиях охотнарушителя усматривается административное правонарушение, производственный охотинспектор должен произвести осмотр местности, зафиксировать в Акте все обнаруженные улики браконьерства.

В Акт категорически запрещается записывать какие-либо предположения, домыслы, доводы. В нем отражается только реальная действительность обнаруженного.

В процессе осмотра места происшествия, наряду с отысканием вещественных доказательств преступления, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1) откуда, с какой дороги, примыкающей к месту обнаружения следов незаконной охоты, прибыли браконьеры;

2) способ совершения охоты: загоном, с подъезда, гоном с использованием автотранспортных средств и др.;

3) сколько животных добыто;

4) на какую дорогу и каким путем вывезена или вынесена добытая охотпродукция;

5) число браконьеров (по следам), их квалификация как охотников.

В процессе охраны охотугодий приходится иметь дело с лицами разными по возрасту, характеру, образованию и должностному положению, впервые совершившими нарушение правил охоты и систематически занимающимися браконьерством.

В этой связи тактика поведения производственных охотинспекторов должна строиться в зависимости от личности нарушителя. Лица, совершившие нарушение впервые, обычно от представителя охраны (патрульной группы) не убегают, по требованию предъявляют необходимые документы, сообщают правдивые сведения о себе и о допущенном охотнарушении.

Лица, систематически занимающиеся браконьерством, ведут себя иначе. Чтобы избежать ответственности, они используют различный арсенал уловок. Как правило, говорят, что документы забыли дома, в машине, утеряли и т.д., отказываются добровольно сдать орудия охоты, а при его изъятии пытаются оказать сопротивление. Нередко стремятся оказать психологическое воздействие на инспектора, называют своих знакомых, занимающих ответственное должностное положение.

Вежливость, тактичность, спокойный тон, настойчивость, отсутствие грубости и суетливости дают понять нарушителю, что проверяющие исполняют свой служебный и общественный долг, защищают интересы общества. Без достаточных оснований нельзя высказывать свои подозрения гражданам об их предполагаемом нарушении. В обращении с ними также недопустимы высокомерный тон, заносчивость, ироническое или невежливое изложение существа нарушения, оскорбительные выражения либо физические или иные действия, реплики, бестактные нравоучения, угрожающие слова и жесты.

При проверке документов охотнарушителя старший бригады должен представиться, предъявить свой документ в развернутом виде, назвать участников бригады, объяснить причину проверки документов и задержания, после чего предложить нарушителю разрядить оружие. После этого осуществляется проверка документов. Во время проверки в пререкания с проверяемыми не вступать. Если нарушитель на сделанное ему замечание или разъяснение существа допущенного нарушения реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться. При предъявлении нарушителем бумажника, в котором находятся документы, необходимо предложить его владельцу самому вынуть из бумажника документы. При просмотре документы нельзя ронять в воду, на землю, пачкать, мять.

Во время контакта с правонарушителем:

а) нельзя становиться к задержанному спиной, отходить от него на большое расстояние, занимать неудобное для прямого общения положение. Почувствовав небрежность и невнимательность со стороны проверяющего, браконьер может попытаться избавиться от незаконно добытой продукции охоты, оружия, патронов со снарядом, предназначенным для запрещенной к отстрелу дичи, выбросить другие предметы, уличающие его в браконьерстве и других противоправных действиях. Кроме того, браконьер может применить силу и оружие против проверяющего лица;

б) при составлении Акта или осмотре местности, транспортных средств, либо при производстве досмотра вещей и документов браконьера, члены бригады должны наблюдать за действиями проверяемого лица и пресекать опасные его действия;

в) во время проверки не следует членам бригады давать указания инструктивного характера, кроме случаев, когда этого требует складывающаяся обстановка. Все члены бригады до выхода на борьбу с нарушителями правил охоты должны быть проинструктированы и хорошо знать свои обязанности, сигналы обеспечения связи, о которых договорились.

Действия производственных охотинспекторов при обнаружении туши добытого животного, подготовленных к отправке продуктов охоты, при нахождении в засаде:

1) осторожно, чтобы не оставить своих следов, осмотреть продукты охоты и близлежащую местность;

2) по оставленным браконьерами следам обуви, транспортных средств определить количество браконьеров и направление их ухода;

3) сообщить в госохотнадзор об обнаружении и принимаемых мерах;

4) распределить с учетом местной обстановки обязанности каждого участника бригады и место его нахождения до появления браконьеров. Места членов бригады должны располагаться по треугольнику, в центре которого должно быть обнаруженное;

5) укрыться в ближайшие кустарники и другие естественные укрытия и ждать прибытия браконьеров;

б) прибывшим браконьерам дать возможность подойти к продуктам охоты и взять их. В тех случаях, когда браконьеры прибыли на место с оружием, подождать, когда оружие будет поставлено в сторону;

7) одному – двум членам бригады подойти к браконьерам, представиться, предупредить о проверке документов и проверить документы на право охоты и другие, устанавливающие их личность;

8) во время подхода членов бригады для проверки документов и обезоруживания браконьеров всем участникам бригады необходимо подняться с мест укрытия, подойти на 5-8 метров к проверяемым и быть готовыми к пресечению сопротивления;

9) при подтверждении признаков незаконной охоты составить акт о нарушении правил охоты;

10) если в действиях браконьеров усматриваются признаки преступления – вызвать представителей госохотнадзора и полиции для производства осмотра места происшествия.

Действия участников бригады при обнаружении признаков незаконной охоты во время транспортировки продуктов незаконной охоты:

1) потребовать у водителя автотранспортного средства, движущегося со стороны охотничьих угодий или непосредственно в угодьях, остановиться (использовать жесты, мегафон). При невыполнении требования – сообщить в ГИБДД о необходимости остановить определенное транспортное средство и проверить перевозимый груз;

2) если же требование остановиться водитель автотранспорта выполнил, два члена бригады охраны подходят к автомашине с боку с обеих сторон к дверкам, представляются, предлагают водителю выключить двигатель автомашины и выйти из автомашины. Потребовать предъявления документов на видимое оружие. По возможности выяснить куда (откуда) едут проверяемые, какая охотпродукция у них имеется.

Проверяя документы и осматривая автотранспорт, необходимо быть осторожным, обращать внимание на движения проверяемых (предупредив их заранее, что их машина под надзором группы охраны), не находиться спереди (сзади) автомашины.

Во время осуществляемой проверки остальные члены бригады охраны должны внимательно наблюдать за действиями проверяемых, быть готовыми пресечь нападение или сопротивление браконьеров;

3) при обнаружении продуктов незаконной охоты, оружия без соответствующих документов, иных следов браконьерства (кровь, волосы и др.) потребовать объяснения по факту обнаруженного;

4) составить Акт о нарушении правил охоты, включив в него описание следов и предметов, в том числе транспортных средств, имеющих отношение к совершенному браконьерству. При этом следует осмотреть место около транспортных средств для обнаружения выброшенных предметов, оружия и др.;

5) установить личность проверяемых. При необходимости, а также в случаях обнаружения признаков преступления в действиях браконьеров, сообщить в госохотнадзор и полицию для решения вопроса о принятии к ним мер уголовно-процессуального характера.

 

IV. Рекомендации работникам охотничьих хозяйств по профилактическим мероприятиям в целях недопущения распространения африканской чумы свиней (АЧС)

 

АЧС – это высоко заразная инфекционная болезнь домашних свиней и диких кабанов. Возбудитель АЧС – вирус, он очень устойчив во внешней среде и способен сохранятся до 100 и более дней в почве, навозе или охлажденном мясе, 300 дней в ветчине и солонине. В замороженном мясе вирус остается жизнеспособным 15 лет. На досках, кирпиче и других материалах вирус может сохраняться до 180 дней.

Зараженные свиньи и кабаны, выделяют вирус АЧС с мочой, калом, выделениями из носа, глаз и другими выделениями. Здоровые животные заражаются при контакте с больными или их трупами, а также через корма (особенно пищевые отходы, содержащие остатки продуктов убоя от зараженных свиней), воду, предметы ухода, транспортные средства, загрязненные выделениями больных животных.

В целях недопущения заражения кабанов АЧС, в охотничьих угодьях Приморского края, охотники и работники охотничьих хозяйств обязаны соблюдать следующие правила:

1. При обнаружении туши павшего кабана немедленно сообщить в органы государственной власти, реализующие полномочия в сфере законодательства о ветеринарии и министерство лесного и охотничьего хозяйства Приморского края. До приезда специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации ограничить доступ к туше людей и животных.

2. При подкормке кабанов следует использовать только корма, прошедшие проверку в ветеринарных лабораториях на наличие в них вируса АЧС.

 

V. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление производственного охотничьего контроля

 

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".

Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 1 "Об утверждении Порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении формы акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 3 "Об утверждении образцов удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 4 "Об утверждении Порядка проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 5 "Об утверждении Порядка выдачи, замены, сдачи удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора, аннулирования такого удостоверения".

Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 марта 2012 г. N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля".

Рекомендации по тактике выявления и задержания нарушителей правил охоты, мерам профилактики охотнарушений (разосланы с письмом Главохоты РСФСР от 22.04.1985 N 11116-02/В).

Постановление Губернатора Приморского края от 08.10.2012 N 67-пг "О видах разрешенной охоты и ограничениях охоты на территории Приморского края".