Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 5 сентября 2023 г. N 18/пр/1395 Об организации бригадной формы работы на терапевтических/педиатрических участках на территории Приморского края

Приказ Министерства здравоохранения Приморского края от 5 сентября 2023 г. N 18/пр/1395
"Об организации бригадной формы работы на терапевтических/педиатрических участках на территории Приморского края"

 

С целью обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, внедрения бригадной формы организации работы (участковой бригады) на терапевтических/педиатрических участках при рациональном распределении функций между врачебным и средним медицинским персоналом, а также включение в состав участковых бригад немедицинского персонала (администраторов, медицинских регистраторов, регистраторов медицинских организаций), приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Модели бригадной формы организации работы на терапевтических/педиатрических участках (далее – участковая бригада) (приложение N 1).

1.2. Примерное положение об организации деятельности участковой бригады (приложение N 2).

1.3. Алгоритм внедрения бригадной формы организации работы (приложение N 3).

1.4. Примерный перечень профессиональных компетенций немедицинского персонала (администраторов, медицинских регистраторов, регистраторов медицинских организаций) участковой бригады (приложение N 4).

2. Главным врачам краевых государственных медицинских организаций, имеющих прикрепленное население:

2.1. При принятии решения об организации работы участковой бригады руководствоваться моделями, утвержденными приложением N 1 к настоящему приказу.

2.2. Количество и модель участковой бригады согласовывать с министерством здравоохранения Приморского края.

3. Начальнику отдела стратегического развития и управления программными мероприятиями в здравоохранении министерства здравоохранения Приморского края (О.П. Овсянников) обеспечить:

направление настоящего приказа в департамент информационной политики Приморского края в течение трех рабочих дней со дня его принятия;

направление в электронном виде копии настоящего приказа, а также сведений об источниках его официального опубликования в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в течение семи календарных дней после его первого официального опубликования;

направление копии настоящего приказа в Законодательное Собрание Приморского края в течение семи календарных дней со дня его принятия;

направление копии настоящего приказа в прокуратуру Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия;

размещение настоящего приказа на странице министерства здравоохранения Приморского края на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра министерства здравоохранения Приморского края Т.Л. Курченко.

 

Заместитель Председателя Правительства Приморского края –
министр здравоохранения Приморского края

А.Г. Худченко

 

Приложение N 1
к приказу министерства
здравоохранения Приморского края
от 05.09.2023 N 18/пр1395

 

Модели
бригадной формы организации работы на терапевтических/педиатрических участках

 

1. – врач участковый, фельдшер, медицинская сестра участковая (численность прикрепленного населения не менее 3000);

2. – врач участковый, фельдшер, медицинская сестра участковая, немедицинский персонал (администратор, медицинский регистратор, регистратор медицинской организации) (численность прикрепленного населения не менее 3500);

3. – врач участковый, две медицинские сестры участковые (численность прикрепленного населения не менее 2500);

4. – врач участковый, медицинская сестра участковая, немедицинский персонал (администратор, медицинский регистратор, регистратор медицинской организации) (численность прикрепленного населения не менее 2500);

5. – врач участковый, немедицинский персонал (администратор, медицинский регистратор, регистратор медицинской организации) (численность прикрепленного населения 1800 – 2000).

 

Приложение N 2
к приказу министерства
здравоохранения Приморского края
от 05.09.2023 N 18/пр1395

 

Примерное положение
об организации деятельности участковой бригады

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение регулирует вопросы организации деятельности участковых бригад в ___________________ (название медицинской организации (МО)).

1.2. Участковая бригада создается в составе медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в целях обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи прикрепленному населению.

1.3. В своей деятельности сотрудники участковой бригады руководствуются действующим законодательством, государственными и отраслевыми стандартами, уставом __________________ (название МО), приказами и распоряжениями главного врача и настоящим положением.

 

2. Структура и состав участковой бригады

 

2.1. Участковая бригада является основной организационной единицей по оказанию первичной доврачебной и врачебной помощи на участках, составляющих территорию обслуживания _____________ (название МО). Непосредственное руководство деятельностью участковой бригады осуществляет врач-терапевт (врач-педиатр) участковый, который подчиняется заведующему подразделением ____________ (название МО), оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению.

2.2. В структуру участковой бригады входят: врач-терапевт (врач-педиатр) участковый, фельдшер, медицинская сестра участковая, немедицинский персонал (администратор, медицинский регистратор, регистратор медицинской организации) (нужное выбрать).

2.3. Функциональные обязанности, права, ответственность работников – членов участковой бригады определяются соответствующими должностными инструкциями.

 

3. Задачи участковой бригады

 

3.1. В рамках оказания прикрепленному населению первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника, участковая бригада выполняет следующие задачи по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска развития заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению:

– оказание медицинской помощи пациентам в неотложной или экстренной формах;

– проведение обследования пациентов с целью установления диагноза;

– назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;

– реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов из числа прикрепленного населения, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность;

– проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению прикрепленного населения, включая проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения, диспансерного наблюдения пациентов, имеющих хронические заболевания, профилактику инфекционных заболеваний, а также мероприятий по коррекции факторов риска развития заболеваний;

– ведение медицинской документации в установленном порядке.

 

4. Организация деятельности участковой бригады

 

4.1. Организация деятельности участковой бригады основана на следующих принципах:

4.1.1. Внедрение бригадной формы организации труда на участке. Перераспределение функций медицинского персонала, участвующего в оказании помощи по участковому принципу, закрепление зон персональной ответственности членов участковой бригады. Придание врачу участковому функции руководителя бригады.

4.1.2. Расширение зон ответственности среднего медицинского персонала в рамках его профессиональных компетенций и четкое определение функций, которые средний медицинский персонал может осуществлять самостоятельно.

4.1.3. Обеспечение взаимодействия и преемственности в работе участников бригады, формирование командной работы.

4.1.4. Исключение дублирования функций, при этом обеспечение взаимозаменяемости в рамках профессиональных компетенций.

4.1.5. Выделение двух направлений работы: непосредственно оказание медицинской помощи и организационные вопросы (планирование диспансеризации, диспансерного наблюдения, работа с маломобильными группами, активные посещения и т.д.).

4.1.6. Изменение единицы планирования, пересмотр объемов нагрузки на врача участкового, фельдшера, медицинскую сестру участковую, немедицинского персонала (администратора, медицинского регистратора, регистратора медицинской организации) (нужное выбрать).

4.1.7. Оплата труда членов бригады с учетом коэффициентов трудового участия и выполнения установленных показателей.

4.2. Работа членов участковой бригады организуется следующим образом:

4.2.1. Врач-терапевт (врач-педиатр) участковый:

– осуществляет общее руководство деятельностью членов участковой бригады;

– анализирует показатели здоровья прикрепленного населения;

– планирует деятельность участковой бригады по оказанию медицинской помощи прикрепленному населению, выполнению профилактических мероприятий;

– консультирует членов участковой бригады по вопросам, связанным с выполнением ими своих функциональных обязанностей, контролирует их деятельность;

– оказывает медицинскую помощь населению преимущественно на амбулаторном приеме – с медицинской сестрой участковой;

– совместно с фельдшером планирует оказание медицинской помощи на дому, консультирует его в сложных случаях, при необходимости выходит на дом совместно с фельдшером (для определения тактики ведения пациентов, для плановых врачебных осмотров пациентов, наблюдающихся на дому);

– во время отсутствия фельдшера (отпуск, болезнь, учеба и др.) – оказывает помощь пациентам на дому.

4.2.2. Фельдшер:

– оказывает медицинскую помощь населению преимущественно на дому;

– во время отсутствия врача участкового (отпуск, болезнь, учеба и др.) осуществляет амбулаторный прием пациентов;

– участвует в профилактической работе с прикрепленным населением;

– осуществляет руководство и контроль деятельности медицинской сестры участковой в части, касающейся оказания медицинской помощи маломобильным пациентам и помощи на дому;

– участвует в анализе показателей здоровья прикрепленного населения;

– участвует в планировании деятельности участковой бригады по оказанию медицинской помощи прикрепленному населению, выполнению профилактических мероприятий;

– совместно с врачом участковым планирует оказание медицинской помощи прикрепленному населению на дому.

4.2.3. Медицинская сестра участковая:

– готовит кабинет врача к амбулаторному приему;

– работает с врачом участковым на амбулаторном приеме, работает с очередью, контролирует очередность пациентов;

– решает вопросы взаимодействия с другими подразделениями медицинской организации и сторонними организациями;

– обеспечивает деятельность участковой бригады в части проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения прикрепленного населения;

– участвует в профилактической работе с прикрепленным населением,

– участвует в анализе показателей здоровья прикрепленного населения,

– участвует в планировании деятельности участковой бригады по оказанию медицинской помощи прикрепленному населению, выполнению профилактических мероприятий;

– совместно с врачом участковым планирует оказание медицинской помощи прикрепленному населению;

– руководит работой немедицинского персонала (администратора, медицинского регистратора, регистратора медицинской организации).

4.2.4. Немедицинский персонал (администратор, медицинский регистратор, регистратор медицинской организации):

– работает преимущественно с медицинской документацией, медицинской информационной системой;

– решает технические вопросы (обеспечение расходными материалами, оперативная связь со службами и подразделениями в рамках своей компетенции);

– обеспечивает взаимодействие с пациентами (по телефону, электронной почте),

– при отсутствии медицинской сестры участковой готовит кабинет врача к амбулаторному приему.

При отсутствии в составе участковой бригады немедицинского персонала (администратора, медицинского регистратора, регистратора медицинской организации) его функции выполняет медицинская сестра участковая.

4.3. Оснащение кабинета участковой бригады производится согласно стандарту оснащения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".

 

Приложение N 3
к приказу министерства
здравоохранения Приморского края
от 05.09.2023 N 18/пр1395

 

Алгоритм
внедрения бригадной формы организации работы

 

1. Анализ численности и состава прикрепленного контингента, заболеваемости, особенностей обслуживаемой территории, плотности населения, плотности проживания и характера застройки, транспортной доступности и т.д.

2. Анализ кадрового обеспечения подразделений медицинской организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

3. Анализ возможных вариантов укомплектования первичного звена кадрами (выпускниками образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, привлечения специалистов и т.д.) медицинской организации для формирования участковых бригад.

4. Определение состава участковой бригады.

5. Составление плана мероприятий по переходу к бригадной форме организации работы на терапевтических/педиатрических участках.

6. Разработка и утверждение нормативной документации по внедрению бригадной формы организации работы.

7. Разработка и утверждение критериев оценки деятельности участковых бригад, их сотрудников (коэффициентов трудового участия) и вариантов мотивации персонала.

8. Формирование потребности в технических средствах обеспечения деятельности участковых бригад, мероприятия по дооснащению.

9. Обучение персонала медицинской организации работе в новых условиях.

10. Информирование населения, проведение разъяснительной работы, нацеленной на понимание преимуществ бригадной организации оказания медицинской помощи на терапевтических/педиатрических участках, формирование положительного общественного мнения.

11. Мониторинг, анализ результатов работы участковых бригад.

12. Корректирующие действия и управленческие решения, основанные на результатах мониторинга.

 

Приложение N 4
к приказу министерства
здравоохранения Приморского края
от 05.09.2023 N 18/пр1395

 

Примерный перечень
профессиональных компетенций немедицинского персонала (администраторов, медицинских регистраторов, регистраторов медицинских организаций) участковой бригады

 

1. Формирование и ведение паспорта участка.

2. Работа в МИС и ЕИР: выписка направлений на госпитализацию и обследования, запись на прием и исследования, направление в школы здоровья, в кабинет по отказу от курения, техническое сопровождение телемедицинских консультаций.

3. Информирование и консультирование: анализ списков пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, приглашение их на прием, приглашение пациентов на прохождение диспансеризации и вакцинацию, разъяснение подготовки к анализам и исследованиям, информирование о мерах социальной поддержки, составление маршрутного листа для пациентов.

4. Выполнение стенографических и печатных работ на участке.

5. Аудиоконтроль: обзвон пациентов при неявке на прием или исследование, сообщение результатов диспансеризации, информирование о здоровом образе жизни, оценка состояния по чек-листу.

6. Ведение регистров и журналов участка, оформление документации участка, техническое оформление ЛВН, оформление экстренных извещений, контроль сроков оформления на МСЭ, анкетирование пациентов, контроль за своевременностью заполнения пациентом согласий на обработку персональных данных.

7. Подготовка кабинета к приему по чек-листу.

8. Взаимодействие с социальными и иными службами, доставка рецептов на дом, сопровождение пациентов при необходимости.

9. Первая помощь при неотложных состояниях.

10. Работа в мессенджерах с группами диспансерного наблюдения.