Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Распоряжение Правительства Приморского края от 21 декабря 2023 г. N 1049-рп Об утверждении региональной программы Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы

Распоряжение Правительства Приморского края от 21 декабря 2023 г. N 1049-рп
"Об утверждении региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Во исполнение пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 1630-р "Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации", пункта 4 раздела V протокола заседания президиума Правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем с субъектами Российской Федерации от 29 июня 2023 года N 28пр-П50-АБ, на основании Устава Приморского края

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы".

2. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения.

 

Первый вице-губернатор Приморского края –
Председатель Правительства Приморского края

В.Г. Щербина

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Приморского края
от 21.12.2023 N 1049-рп

 

Региональная программа
"Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

I. Паспорт региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Куратор региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы" (далее – программа)

Стецко Николай Игоревич, заместитель Председателя Правительства Приморского края

Ответственный исполнитель программы

министерство промышленности и торговли Приморского края

Соисполнители

министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края;

министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края;

министерство имущественных и земельных отношений Приморского края;

министерство по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края;

министерство образования Приморского края;

министерство профессионального образования и занятости населения Приморского края;

министерство сельского хозяйства Приморского края;

департамент архитектуры и развития территорий Приморского края.

Цели программы

создание в Приморском крае новой конкурентоспособной отрасли экономики, включая создание благоприятных условий для увеличения спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (далее – БАС) и услуги с их применением, эффективного проектирования и производства БАС и комплектующих, развития системы непрерывной подготовки отраслевых специалистов и научно-технического потенциала, а также безопасного применения БАС на территории Приморского края за счет увеличение объема выпуска промышленными предприятиями Приморского края БАС к 2030 году – не менее 3800 ед;

ежегодный прирост объемов производства БАС – не менее 300 ед.

Задачи программы

Задача 1: создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем в Приморском крае;

Задача 2: внедрение и продвижение новых перспективных направлений использования БАС;

Задача 3: разработка и внедрение в образовательные программы общего, дополнительного, среднего профессионального образования, профессионального обучения по различным направлениям БАС. Проведение соревнований по пилотированию беспилотных воздушных судов (БВС) с целью повышения престижности профессиональной деятельности в сфере БАС.

Показатели программы

количество сценариев применения БАС по отраслям;

количество разработанных услуг с применением

БАС;

доля БАС регионального производства в общем объеме государственных закупок;

количество произведенных в Приморском крае БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг;

количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок;

доля маршрутов (районов) полетов БВС на территории Приморского края, оснащенных унифицированной инфраструктурой оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БАС.

Сроки реализации программы

2024 – 2030 годы

Объем средств краевого бюджета на финансирование программы

общий объем финансирования мероприятий программы за счет средств краевого бюджета составляет 3150,7 млн рублей, в том числе:

2024 год – 518,4 млн рублей;

2025 год – 620,1 млн рублей;

2026 год – 822,5 млн рублей;

2027-2030 годы – 1189,7 млн рублей.

 

II. Общие сведения

 

Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории (в регионе проживает чуть более 1,8 миллиона жителей).

Приморский край обладает выгодным географическим расположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Перспективы экономической интеграции России в АТР, в том числе в части наращивания нересурсного экспорта и импорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края.

На территории Приморского края действует специальный режим хозяйствования – свободный порт Владивосток (СПВ).

Благодаря значительным запасам возобновляемых ресурсов происходит активное развитие рыбохозяйственного, агропромышленного и лесопромышленного комплексов.

Прибрежное расположение края позволяет развиваться отрасли рыбопереработки, что позволяет занимать значительную долю российского рынка рыбы и морепродуктов.

Привлекательное географическое расположение края и значительные по сравнению с другими регионами ДФО площади земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, обуславливают масштабное развитие производства продуктов питания.

В структуре валового регионального продукта 24,1% составляет доля транспорта и связи, 18,3% – оптовой и розничной торговли, 8,8% – обрабатывающих производств, 5,4% – сельского хозяйства, 5,4% – доля рыбной отрасли.

Треть валового регионального продукта Приморского края формируется за счет деятельности транспорта и обрабатывающих производств.

Промышленность Приморского края представлена более чем 50 крупными и 50 средними промышленными предприятиями численностью более 70 тысяч человек. Кроме того, на территории региона сосредоточено несколько тысяч малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере промышленного производства.

Географическое положение Приморья исторически определило его отраслевую специфику. В промышленности Приморья 25% предприятий обрабатывающего сектора экономики занимают производства прочих транспортных средств и оборудования – это предприятия судостроения и судоремонта, вертолетостроения.

Юг Приморского края представлен в основном предприятиям судостроения, судоремонта и морского приборостроения, крупнейшие из них: судостроительный комплекс "Звезда", осуществляющий строительство танкеров арктического типа, Дальневосточный завод "ДВЗ "Звезда", осуществляющий ремонт атомных подводных лодок, судостроительные и судоремонтные предприятия "Восточная верфь", "Дальзавод", Находкинский Славянский и Ливадийский судоремонтные заводы. В морском приборостроении ключевыми предприятиями являются заводы "Электрорадиоавтоматика", "Варяг", "Изумруд" и "Дальприбор".

Центральная часть региона представлена крупнейшими машиностроительными предприятиями – Арсеньевской авиационной компанией "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, выпускающей боевые разведывательные ударные вертолеты серии "Камов", а также заводом "Аскольд", производящим судовую запорную арматуру. В городе Уссурийск представлены крупные предприятия машиностроения – Уссурийский локомотиворемонтный завод, обеспечивающий ремонт тягового подвижного состава ОАО "РЖД", а также Уссурийский автомобилеремонтный завод, выпускающий различные виды вспомогательной техники, здесь же располагается фармацевтический завод "ИСТ-фарм",

Северные районы региона богаты полезными ископаемыми, такими как вольфрам, цветные полиметаллические руды, и уникальным месторождением боросодержащих руд. Здесь ведется добыча такими крупными предприятиями, как "Дальполиметалл", "Лермонтовский ГОК", "Приморский ГОК", "Приморвольфрам", и единственным в России производителем борной кислоты – "Дальнегорский ГОК".

Приморский край исторически располагает необходимыми компетенциями в области авиа- и вертолетостроения, авиаремонта, авиамоделирования, которые представлены предприятиями АО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, АО "322 Авиаремонтный завод", АО "32 ремонтный завод средств обеспечения полетов" с развитыми аэродромными комплексами.

В настоящее время на предприятиях ООО "Герань 25" и ООО "Техполимер-ДВ" осуществляется разработка и предсерийный выпуск беспилотных летательных аппаратов, разработка собственного программного обеспечения.

Приморский край обладает обширными научным и лабораторно-исследовательским потенциалом в сфере разработки беспилотных летательных аппаратов. Опытные разработки представлены Дальневосточным федеральным университетом, Морским государственным университетом имени адмирала Г.И. Невельского (далее – МГУ им. адмирала Г.И. Невельского).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина на о. Русском создается инжиниринговое подразделение, а также центры исследования и разработок АО "Вертолеты России" и ПАО "ОАК".

Подготовка кадров для авиастроения, обеспечена работой филиала ДВФУ в г. Арсеньеве и Приморского индустриального колледжа.

Контингент студентов по программам среднего профессионального образования для авиастроения составляет 156 человек, с 2021 года восстановлен ежегодный набор 75 студентов СПО, на программе высшего образования 24.05.07 "Самолето- и вертолетостроение" обучается 66 студентов.

Отдельной опцией является реализация с 2020 года программы дополнительного профессионального образования совместно с авиакомпанией "Аврора" по подготовке техников наземного технического обслуживания авиалайнеров Боинг и Аэробус.

Наличие деятельных компетенций по авиастроению в учебных заведениях г. Арсеньева подтверждается не только успешным трудоустройством выпускников на предприятиях авиационной промышленности Дальнего Востока (Арсеньев, Комсомольск-на-Амуре, Улан-Удэ), но и фактом создания на учебной базе пилотируемых самолетов малой авиации, проекты которых разработаны самими студентами с преподавателями. Последняя созданная модель пилотируемого самолета прошла успешные летные испытания в 2021 году и сейчас находится в летной эксплуатации.

Анализ состояния экономики Приморского края свидетельствует о благоприятных условиях для увеличения спроса на отечественные беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, эффективного проектирования и производства БАС и комплектующих, развития системы непрерывной подготовки отраслевых специалистов и научно-технического потенциала, а также безопасного применения БАС на территории Приморского края.

 

III. Проектное окружение

 

Настоящая программа предусматривает реализацию мероприятий следующих государственных программ Приморского края:

государственной программы Приморского края "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Приморского края";

государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края";

государственной программы Приморского края "Развитие лесного хозяйства в Приморском крае";

государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края";

государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края";

государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

 

IV. Механизм реализации региональной программы

 

Механизм реализации региональной программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий региональной программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению региональной программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий региональной программы.

Управление региональной программой осуществляется ответственным исполнителем – министерством промышленности и торговли Приморского края.

Ответственный исполнитель обеспечивает разработку, согласование и утверждение региональной программы в установленном порядке; организует и обеспечивает совместно с соисполнителями реализацию региональной программы, обеспечивает внесение изменений в региональную программу; принимает решение о включении предлагаемых соисполнителями региональной программы и отдельных мероприятий в перечень мероприятий; запрашивает и обобщает информацию, поступившую от соисполнителей региональной программы о ходе ее реализации; ежегодно проводит оценку эффективности реализации государственной программы; представляет отчеты о реализации мероприятий региональной программы в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Реализация региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы" предусматривает выполнение мероприятий, указанных в приложении 3.

Мероприятия 1-3.

Реализация данных мероприятий предполагается ответственным исполнителем во взаимодействии с соисполнителями программы главными распорядителями средств краевого бюджета посредством разработки нормативно-правовой базы, проведения соответствующих координационных совещаний и иных мероприятий и не потребует выделение средств краевого бюджета.

Мероприятие 4 "Обеспечение формирования, утверждения и реализации регионального заказа на БАС".

Реализация данного мероприятия предполагается соисполнителями программы – главными распорядителями средств краевого бюджета посредством включения мероприятий по приобретению БАС и субсидированию приобретения БАС (подведомственными учреждениями и организациями) в ведомственные региональные программы:

в лесохозяйственном комплексе – министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края посредством закупки БАС для подведомственных организаций в рамках государственной программы "Развитие лесного хозяйства в Приморском крае", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 11.08.2023 N 553-пп,

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 11.08.2023 N 553-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 11.08.2023 N 553-пп"

в транспортном и дорожном комплексе – министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края посредством закупки БАС для подведомственных организаций в рамках государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 7 декабря 2023 года N 855-пп;

По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущены опечатки. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 7 декабря 2023 года N 855-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 7 декабря 2023 года N 855-пп"

в сельском хозяйстве – министерство сельского хозяйства Приморского края посредством закупки БАС в рамках государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 13 июня 2023 года N 976-пп;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 13 июня 2023 года N 976-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 7 декабря 2023 года N 856-пп"

в земельном и имущественном мониторинге – министерство имущественных и земельных отношений Приморского края посредством закупки БАС за счет средств, выделяемых министерству на содержание краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края";

в рамках комплексного мониторинга территорий муниципальных образований – министерство промышленности и торговли Приморского края посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям Приморского края на закупку БАС в рамках подпрограммы N 5 "Развитие промышленного комплекса в Приморском крае" государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2020-2027 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 19 декабря 2019 года N 860-па;

в целях гражданской защиты и мониторинга чрезвычайных ситуаций – министерство по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края посредством закупки БАС для подведомственных в рамках государственной программы Приморского края "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Приморского края", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 20 ноября 2023 года N 808-пп;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 20 ноября 2023 года N 808-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 20 ноября 2023 года N 808-пп"

в образовательном комплексе – министерство образования Приморского края посредством предоставления субсидий подведомственным учреждениям на приобретение БАС в рамках государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 8 декабря 2023 года N 861-пп;

По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущены опечатки. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 8 декабря 2023 года N 861-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 8 декабря 2023 года N 861-пп"

в рамках проведения мониторинга национальных парков – министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края посредством закупки БАС для подведомственных организаций и учреждений в рамках государственной программы "Развитие лесного хозяйства в Приморском крае", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 11 августа 2023 года N 553-пп;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 11 августа 2023 года N 553-пп" имеется в виду "в редакции постановления Правительства Приморского края от 11 августа 2023 года N 553-пп"

в строительном комплексе – департамент архитектуры и развития территорий Приморского края посредством предоставления субсидии на закупку БАС подведомственным учреждениям в рамках создаваемой государственной программы департамента.

Мероприятие 5 "Развитие серийного производства БАС, их компонентов, комплектующих изделий к таким системам".

Реализация данного мероприятия предполагается главными распорядителями средств краевого бюджета министерством промышленности и торговли Приморского края в рамках реализации подпрограммы N 5 "Развитие промышленного комплекса в Приморском крае" государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2020-2027 годы (постановление Администрации Приморского края от 19 декабря 2019 года N 860-па) посредством предоставления субсидии производителям БАС на территории Приморского края в рамках действующего механизма поддержки, предусмотренного постановлением Правительства Приморского края от 8 февраля 2023 года N 74-пп (ред. от 01.06.2023) "О предоставлении субсидий из краевого бюджета в 2023 году промышленным предприятиям, в том числе предприятиям оборонно-промышленного комплекса Приморского края в рамках диверсификации, на возмещение части затрат на создание пилотной партии промышленной продукции".

Мероприятие 6 "Реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в разрезе приоритетных направлений с учетом разработанных услуг".

Реализация данного мероприятия предполагается главными распорядителями средств краевого бюджета:

министерством промышленности и торговли Приморского края в рамках реализации подпрограммы N 5 "Развитие промышленного комплекса в Приморском крае" государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2020-2027 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 19 декабря 2019 года N 860-па, посредством предоставления субсидии производителям БАС на территории Приморского края в рамках действующего механизма поддержки, предусмотренного постановлением Правительства Приморского края от 8 февраля 2023 года N 74-пп (ред. от 01.06.2023).

министерством образования Приморского края посредством предоставления субсидий образовательным учреждениям Приморского края, а также производителям БАС на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 8 декабря 2023 года N 861-пп.

Мероприятие 7 "Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации БАС"

Реализация данного мероприятия предполагается главным распорядителем средств краевого бюджета министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в рамках реализации государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края", утвержденной постановлением Правительства Приморского края от 7 декабря 2023 года N 855-пп, посредством предоставления субсидий подведомственным организациям министерства на создание инфраструктуры для эксплуатации БАС.

 

V. Цели и задачи программы

 

Цели и задачи программы развития БАС в Приморском крае устанавливаются с учетом связей с национальным проектом "Беспилотные авиационные системы" и входящих в него федеральных проектов и на основе утвержденных государственных инициатив в развитии беспилотных авиационных систем России:

концепция интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2021 года N 2806-р;

транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р;

перечень поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 декабря 2022 года N Пр-2548;

национальная технологическая инициатива при поддержке Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Несмотря на высокий спрос в области технологии создания беспилотной авиации на внутреннем рынке Российской Федерации, в том числе в регионах, отмечается потребность в стимулировании создания системы научно-технических разработок и технологий, серийного производства и внедрения отечественных БАС и комплектующих.

Целью реализации программы является:

создание в Приморском крае новой конкурентоспособной отрасли экономики, включая создание благоприятных условий для увеличения спроса на отечественные БАС и услуги с их применением, эффективного проектирования и производства БАС и комплектующих, развития системы непрерывной подготовки отраслевых специалистов и научно-технического потенциала, а также безопасного применения БАС на территории Приморского края за счет увеличение объема выпуска промышленными предприятиями Приморского края БАС к 2030 году – не менее 3800 ед;

ежегодный прирост объемов производства БАС – не менее 300 единиц.

Реализация целей программы обеспечивается за счет выполнения следующих задач:

создание научно-производственного центра беспилотных авиационных систем в Приморском крае;

внедрение и продвижение новых перспективных направлений использования БАС;

разработка и внедрение в образовательные программы общего, дополнительного, среднего профессионального образования, профессионального обучения по различным направлениям БАС. Проведение соревнований по пилотированию БВС с целью повышения престижности профессиональной деятельности в сфере БАС.

 

VI. Целевые показатели результативности, характеризующие достижение цели программы

 

Целевые показатели программы сформированы на основе методических рекомендации по разработке, содержанию, утверждению и мониторингу программ развития беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации и характеризуют реализацию задач, определенных программой.

Ключевые показатели:

количество сценариев применения беспилотных летательных аппаратов по отраслям;

количество разработанных услуг с применением БАС;

доля БАС регионального производства в общем объеме государственных закупок;

количество произведенных в Приморском крае БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг;

количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок;

доля маршрутов (районов) полетов БВС на территории субъекта Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БАС.

Дополнительные показатели:

создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем на территории Приморского края;

осуществление координации Правительством Приморского края развития новой отрасли БАС в Приморском крае, включающей следующие показатели:

объем производства и продаж отрасли БАС;

уровень экспорта и импорта товаров отрасли БАС;

количество работающих в отрасли производства БАС и уровень их зарплат;

уровень инноваций и технологического развития в отрасли БАС;

уровень конкуренции на рынке отрасли БАС;

уровень рентабельности предприятий отрасли БАС;

уровень инвестиций (бюджеты всех уровней)/индустрия) в отрасль БАС и ее развитие;

уровень социальной ответственности предприятий отрасли БАС;

уровень регулирования правительством Приморского края отрасли БАС;

уровень удовлетворенности потребителей Приморского края продукцией отрасли БАС;

количество разработанных услуг с применением БАС, представленных на рынке Приморского края;

наличие сформированного регионального заказа на БАС и услуги с их применением;

наличие серийного производства БАС, в том числе в разрезе по типам изделий;

наличие производства компонентов БАС, комплектующих изделий к ним на территории ПК;

наличие системы государственного контроля от противоправного применения БАС;

количество реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания роботов, мехатронных и робототехнических систем, предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, включая БАС;

количество инженерно-технических кадров для разработки, производства и эксплуатации БАС, прошедших подготовку по образовательным программам СПО и ВО, а также переподготовку по ДПО, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

наличие закреплённого в законодательных актах статуса Приморского края как ведущего разработчика технологий и организатора производства БАС для применения на водном транспорте (морском и речном), а также рыбохозяйственной деятельности;

наличие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем;

наличие спроса на БАС, произведенные в ПК;

наличие механизма льготного лизинга БАС;

наличие в Приморском крае (ДФО) сформированного рынка оказываемых с использованием БАС услуг;

наличие утвержденного плана государственного гражданского заказа для Приморского края на БАС отечественного производства на период до 2030 года;

наличие заказа на производство БАС от государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Приморского края;

наличие созданного и аккредитованного Росавиацией научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере развития БАС с компетенциями по сертификации указанных систем и лицензированию их разработки и производства по принципу "одного окна" в Приморском крае.

Показатели установлены с учетом особенностей региона реализации программы в части географических, климатических и социально-экономических условий.

Количественные значения целевых показателей определены в приложении N 1 к программе.

 

VII. Мероприятия и контрольные точки программы

 

Мероприятия и контрольные точки программы представлены в приложении N 2 к программе.

 

VIII. Финансовое обеспечение реализации программы

 

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, привлеченных средств федерального бюджета в рамках реализации стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Информация о ресурсном обеспечении программы за счет средств краевого бюджета представлена в приложении N 3 к программе.

 

IX. Анализ и оценка конкурентной среды БАС

 

Проведение предварительного анализа и оценки конкурентной среды применения БАС осуществляется в целях обеспечения интеграции и поэтапного встраивания беспилотной авиации в действующие рынки, а также достижения синергии традиционных и новых технологий.

Оценка плотности конкурентной среды.

В настоящее время уровень конкуренции в рассматриваемом сегменте низкий, на территории Приморского края производство БАС осуществляется несколькими компаниями: АНО "ПДД" Тигр, Представительство АО "Заслон", ООО "Герань 25", ООО "Техполимер-ДВ".

При этом производство осуществляется в разных товарных нишах малыми предприятиями, не оказывающими влияния друг на друга.

Оценка социальной значимости.

В работу по производству БАС в настоящее время вовлечено малое количество специалистов (менее 50 человек), что свидетельствует о низкой человекоемкости указанного сегмента деятельности в регионе.

Взаимное влияние отрасли БАС на смежные виды деятельности в настоящее время низкое. Замещение и вытеснение традиционных видов бизнеса региона при производстве БАС не выявлено.

Оценка рынка.

По итогам 2023 года объем российского рынка БАС и услуг с их применением может составить более 50 млрд руб. В госсекторе доля отечественных закупок составит более 90%.

Фактическая емкость рынка Приморского края оценивается как средняя. В случае развития производства БАС на территории региона доля объема производства по БАС может составить до 2% от общего объема обрабатывающих производств.

С учетом отсутствия в настоящее время примеров применения БАС на территории Приморского края оценивается положительная динамика развития рынка БАС. Развитие отрасли БАС может обеспечить синергетический эффект для развития других элементов экономики – электроники, разработки программного обеспечения, предоставления товаров и услуг в 2024-2030 гг. и далее.

Потенциальная стратегия входа БАС в рассматриваемый сегмент.

Исходя из анализа сопротивления среды, можно сделать вывод о благоприятных условиях для развития рынка БАС на территории Приморского края.

 

X. Перечень базовых сценариев применения (направлений использования) БАС

 

Применение БАС в транспортном комплексе.

Территория Приморского края располагает протяженной сетью автомобильных дорог, значительными объемами сельскохозяйственных и лесных участков, что создает предпосылки для различных сценариев применения БАС.

В отношении вышеуказанных объектов необходимо проведение обследований с применением оптических, радиолокационных, аэромагнитных, тепловизионных, мультиспектральных, измерительных и других средств сбора и передачи данных.

Соответствующие задачи могут быть решены за счет использования БАС. Транспортная инфраструктура региона представлена 528 км. дорог федерального значения, 67989 км дорог регионального значения, 113 км. муниципальных дорог. 79 км. дорог находятся в стадии строительства.

Железнодорожная инфраструктура составляет 2118 км железнодорожного полотна, 11 км. строящегося полотна. Насчитывается 13 критически важных объектов железнодорожного транспорта в регионе.

Кроме того, в регионе сосредоточено 16 объектов гражданской авиации.

Развитая железнодорожная и авиационная сеть создает предпосылки для применения БАС в целях обеспечения передачи данных, дистанционного мониторинга, проведения авиационной разведки и обеспечения охраны территории и объектов.

Также Приморский край является ключевым транспортным морских хабом Российской Федерации.

С применением БАС будут решены следующие задачи:

ведение ледовой разведки, оперативная оценка состояния фарватеров, оперативная оценка внешнего состояния корпусов судов и элементов портовой инфраструктуры, поиска и спасения утопающих, доставка средств спасения;

доставка запасных частей, инструментов и приспособлений судовых (далее – ЗИП), медикаментов, судовых документов и др. при незапланированном судозаходе и стоянки на рейде без захода в порт;

осуществление мониторинга состояния газовоздушной среды судового трюма, получения характеристик состояния груза, с целью мониторинга, измерения, отображения и передачи полученных данных;

мониторинг состояния.

Применение БАС в сельском хозяйстве.

Общий объем сельхозугодий Приморского края составляет 1397,1 тыс га. Из них 4700 кв. км требует проведение мероприятий по формированию цифровых карт.

Внесение веществ в сельхозугодьях осуществляется традиционным методом с использованием специализированной сельскохозяйственной техники и авиации. Вместе с тем, климатические особенности региона, особенности рельефа и расположения сельхозугодий не в полном мере позволяют своевременно и качественно осуществлять соответствующие мероприятия.

Кроме того, использование крупной техники влечет за собой значительные финансовые затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В этой связи использование БАС в целях внесения распыляемых жидких, порошкообразных, газообразных веществ, биологических объектов, иных форм и средств защиты растений, связывания грунтов и нейтрализации разлива нефтепродуктов представляется экономически выгодной альтернативой существующим методам.

Также БАС могут применяться для оперативной оценки урожайности с последующим применением в составе технологии "точного земледелия", при котором БАС позволяют оперативно уточнить реальную потребность во внесении удобрений на каждом участке посевных площадей.

БАС могут использоваться для оценки фактической урожайности, что позволяет иметь уточненные данные для последующего налогооблажения.

Имеется опыт применения БАС для защиты сельхозпроизводителей от несанкционированного сбора урожая посторонними лицами.

Применение БАС в логистике.

Доставка грузов по территории Приморского края осуществляется преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом. В крупных городах такой вид доставки сопряжен с недостаточной пропускной способностью дорог общего пользования, сложным рельефом местности, отсутствием достаточного количества компаний, осуществляющих доставку грузов, кадровым дефицитом.

Соответствующие условия приводят к значительному росту стоимости транспортировки грузов, длительным срокам поставки, низкому качеству оказываемых услуг.

Формирование новой отрасли – "аэрологистика", включающей работы по перевозке любого вида груза в фюзеляже БВС, во внешнем контейнере или на внешней подвеске позволит минимизировать влияние вышеуказанных факторов и создаст условия для развития перевозок и оперативной доставки грузов на территории региона.

Применение БАС в лесном комплексе.

Территория Приморского края располагает значительными объемами лесных угодий.

С начала 2022 года в Приморье зарегистрировано 530 лесных пожара. Лесные пожары охватили площадь более 61 334 га.

В пожароопасный период мониторинг лесных пожаров осуществляется традиционным способом с использованием гражданской вертолетной техники. Учитывая значительную стоимость летного часа обеспечить регулярный мониторинг и превентивные мероприятия не представляется возможным.

За весенний пожароопасный период 2023 года всего выявлено 270 лесных пожаров. Общая площадь составила 31,9 тыс. Га.

Ущерб от пожаров на землях лесного фонда Приморского края в 2022 году составил 17374,91 тыс. руб. Затраты на тушение составили 23226,6 тыс. рублей.

Применение БАС в целях мониторинга и оперативного принятия решений о ликвации очагов пожара позволит обеспечить сохранность лесных участков и и значительную экономию бюджетных средств.

Также БАС могут применяться для оперативного обнаружения и предотвращения (включая видеофиксацию) незаконных вырубок лесов.

Имеющиеся технологии позволяют осуществлять мониторинг состояния лесов, определять необходимость в их санитарной обработке, проводить подсчёт поголовья диких животных, в том числе, занесённых в Красную книгу.

Применение БАС в образовательной деятельности.

В связи со значительным ростом объемов производств БАС возникает потребность в подготовке операторов и наращиванию инженерных компетенций у школьников и студентов.

На территории Приморского края действует учебный центр подготовки специалистов беспилотной авиации, включающей теоретическую, наземную, тренажерную и летную подготовки.

Применения реальных образцов БАС в теоретических и практических занятиях создаст условия для качественной подготовки специалистов.

Применение БАС в рыболовстве.

Рыболовство играет ключевую роль в пищевой отрасли экономики Приморья.

В настоящее время ведутся работы по разработке технологии применения БАС для оперативного поиска и оценки косяков рыб, общей оценки доступной популяции промысловых рыб, оценки коммерческого объёма улова, обнаружения и предотвращения незаконного вылова рыбы в территориальных водах Российской Федерации.

Применение БАС для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

БАС могут применяться для оперативного патрулирования и мониторинга состояния среды, оперативной оценки масштабов стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, оперативного поиска пострадавших, прогнозирования развития чрезвычайных ситуаций, оперативной доставки медикаментов, средств спасения и продовольствия пострадавшим.

 

Нумерация разделов приводится в соответствии с источником

 

XII. Операционные аспекты реализации программы

 

Для реализации программы и общей координации развития сектора БАС в Приморском крае запланировано создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (далее – НПЦ БАС).

Учредителем НПЦ БАС является Приморский край. Полномочия учредителя от имени Приморского края осуществляет Министерство промышленности и торговли Приморского края;

В Организации запланировано создание наблюдательного совета в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета Организации планируется включить представителей учредителей Организации, представителей исполнительных органов государственной власти на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители учреждений, имеющих достижения в соответствующей сфере БАС.

НПЦ БАС – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная на основе добровольных имущественных взносов учредителей Организации, преследующей общественно полезные цели.

Предлагаемый функционал НПЦ БАС:

координация развития сектора БАС в Приморском крае;

адаптация серийно выпускаемых БАС для решения задач, актуальных в Приморском крае;

взаимодействие с производителями БАС, ведущими деятельность на территории Приморского края;

выпуск БАС для учебных заведений края;

разработка экспертно-аналитической документации по тематике БАС для Приморского края;

содействие в подготовке операторов БАС от школы до ВУЗа;

проведение научных исследований и экспериментов;

занятие лидирующих позиций в Российском сегменте БАС для обеспечения запросом субъектов экономики Приморского края и частных домохозяйств.

 

XII. Текущая потребность отраслей экономики Приморского края в БАС

 

Информация о плановой потребности Приморского края в БАС приведена в приложении N 4 к программе.

 

Приложение N 1
к региональной программе
"Развитие беспилотной авиации
в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Информация
о значениях целевых показателей реализации региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

N пп

Наименование целевого показателя

Значение показателя

Годы реализации

Связь с мероприятием программы

2024

2025

2026

2027-2030

1.

Количество сценариев применения беспилотных летательных аппаратов по отраслям

ед.

2

4

5

10

непосредственно связано с мероприятием 2, мероприятием 3, мероприятием 6 программы

2.

Количество разработанных услуг с применением БАС

ед.

4

7

12

15

непосредственно связано с мероприятием 3

3.

Доля БАС регионального производства в общем объеме государственных закупок

%

30

50

90

100

непосредственно связано с мероприятием 4 программы

4.

Количество произведенных в Приморском крае БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг

ед.

300

500

500

2500

непосредственно связано с мероприятием 4 программы

5.

Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок

ед.

2

4

7

15

непосредственно связано с мероприятием 5, мероприятием 6 программы

6.

Доля маршрутов (районов) полетов БВС на территории Приморского края, оснащенных унифицированной инфраструктурой оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БАС

%

10,00

20,00

40,00

90,00

непосредственно связано с мероприятием 7 программы

 

Приложение N 2
к региональной программе
"Развитие беспилотной авиации
в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Информация
о мероприятиях и контрольных точках реализации региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

N п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Ожидаемые результаты

1.

Мероприятие.

Создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (далее – НПЦ)

2024 год

ответственный исполнитель программы

создана унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная на основе добровольных имущественных взносов учредителей организации, преследующей общественно-полезные цели

1.1.

Контрольная точка.

Проведение координационного совещания по вопросам создания НПЦ

I квартал 2024 года

ответственный исполнитель программы,

заинтересованные предприятия и организации

протокольное решение о создании центра

1.2

Контрольная точка.

Формирование уставных документов НПЦ

II квартал 2024 года

ответственный исполнитель программы

утвержден Устав НПЦ

1.3.

Контрольная точка.

Формирование наблюдательного совета в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов

II квартал 2024 года

ответственный исполнитель программы

утвержден состав наблюдательного совета центра

1.4

Контрольная точка.

Заключение соглашений с потенциальными участниками об осуществлении деятельности в рамках НПЦ

III квартал 2024 года

наблюдательный совет центра

заинтересованные предприятия и организации

обеспечен функционал центра, включая, но не ограничиваясь:

координацию развития сектора БАС в Приморском крае;

адаптацию серийно выпускаемых БАС для решения задач, актуальных в Приморском крае;

освоение выпуска БАС в Приморье местными производителями;

выпуск БАС для учебных заведений края;

разработка экспертно-аналитической документации по тематике БАС для Приморского края;

подготовка операторов БАС от школы до ВУЗа;

проведение научных исследований и экспериментов;

занятие лидирующих позиций в Российском сегменте БАС для обеспечения запросом субъектов экономики Приморского края и частных домохозяйств

2.

Мероприятие.

Координация развития отрасли БАС в Приморском крае

в течение 2024 года

ответственный исполнитель программы

в реализацию программы включены 100% предприятий, осуществляющих виды деятельности, по разработке, производству БАС на территории Приморского края

2.1.

Контрольная точка.

Выявление и анализ показателей деятельности предприятий, осуществляющих мероприятия по разработке и производству БАС

в течение 2024 года

ответственный исполнитель программы

соисполнители программы

заинтересованные предприятия и организации

аналитический отчет о деятельности предприятий, осуществляющих деятельность в сфере БАС

2.2.

Контрольная точка.

Заключение соглашений с участниками о реализации мероприятий программы

в течение 2024 года

ответственный исполнитель программы,

заинтересованные предприятия и организации

заключение соглашений о реализации программы 100 % участниками

2.3.

Контрольная точка.

Проведение установочных совещаний, круглых столов, секций, направленных на развитие отрасли БАС в Приморском крае

не реже 1раза в квартал в течение 2024-2030 годов

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы,

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

протокольное решение

2.4.

Контрольная точка.

Анализ лучших региональных практик по развитию отрасли БАС

по итогам 2024-2030 годов

ответственный исполнитель программы,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

внедрение не менее двух лучших практик по развитию отрасли БАС на территории Приморского края

3.

Мероприятие.

Разработка сценариев применением БАС и услуг на основе этих сценариев

II квартал 2024 года

ответственный исполнитель программы

соисполнители программы

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

утверждены регламенты применения БАС в отраслях экономики Приморского края

3.1.

Контрольная точка.

Анализ возможностей применения БАС в различных отраслях экономики Приморского края

по итогам 2024-2030 годов

соисполнители программы

сформирован отчет о возможных сценариях использования БАС в отраслях

3.2.

Контрольная точка.

Формирование регламентов применения и оказания услуг с использованием БАС в различных отраслях экономики Приморского края

ежегодно до 01.06.

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

утверждены регламенты применения и оказания услуг с использованием БАС

3.3.

Контрольная точка.

Формирование технических заданий, на проектирование, доработку и производство БАС с учетом сценариев использования

по итогам 2024-2030 годов

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

сформировано техническое задание на разработку, доработку и производство БАС

3.4.

Контрольная точка.

Проведение серии испытаний образцов БАС, доработанных с учетом требований технических заданий

по итогам 2024-2030 годов

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

протокол испытаний образцов БАС

3.5.

Контрольная точка.

Актуализация сценариев использования БАС в программе

по итогам 2024-2030 годов

ответственный исполнитель программы

внесение изменений в программу

4.

Мероприятие.

Обеспечение формирования, утверждения и реализации регионального заказа на БАС и услуги с их применением;

ежегодно до 01.04

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

формирование заказа на БАС на текущий финансовый год

4.1.

Контрольная точка.

Формирование потребности отраслей экономики Приморского края в БАС

ежегодно до 01.03

соисполнители программы

формирование отчета о потребности отрасли в БАС

4.2.

Контрольная точка.

Разработка механизма закупки БАС и услуг, оказываемых с применением БАС

до 01.03.2024

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

утверждение порядка закупки БАС и услуг, оказываемых с применением БАС

4.3.

Контрольная точка.

Внесение изменений в закон о краевом бюджете на текущий год в целях закупки БАС и услуг, оказываемых с применением БАС

до 01.06. в 2024 году до 01.04. в 2025-2030 годах

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

внесены изменения в закон о бюджете, предусматривающие финансирование закупки БАС и услуг, оказываемых с применением БАС

4.4.

Контрольная точка.

Обеспечение поставки БАС и услуг, оказываемых с их применением

до 20.12. в течении 2024-2030 годов

заинтересованные предприятия и организации

подписаны акты приема-передачи БАС и услуг, оказываемых с их применением

5.

Мероприятие.

Развитие серийного производства БАС, их компонентов, комплектующих изделий к таким системам

в течении 2024-2030 годов

заинтересованные предприятия и организации,

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка не менее 5 предприятиям-производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

5.1.

Контрольная точка.

Анализ регионального рынка производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

ежегодно до 01.03

ответственный исполнитель программы

сформирован реестр производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

5.2.

Контрольная точка.

Анализ рынка производителей БАС, комплектующих и изделий к ним субъектов Российской Федерации

ежегодно до 01.03

ответственный исполнитель программы

сформирован реестр производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

5.3.

Контрольная точка.

Компенсация затрат производителей БАС, комплектующих и изделий к ним на выпуск пилотной партии БПЛА

ежегодно до 20.12.

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

5.4.

Контрольная точка.

Компенсация затрат производителей БАС, комплектующих и изделий к ним на компенсацию части процентов по привлекаемым кредитам

ежегодно до 20.12.

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

5.5.

Контрольная точка.

Компенсация затрат производителей БАС, комплектующих и изделий к ним за потребленную электроэнергию

ежегодно до 20.12.

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

5.6.

Контрольная точка.

Содействие производителям БАС, комплектующих и изделий к ним в привлечении средств регионального фонда развития промышленности, федерального фонда развития промышленности, финансовых институтов поддержки

ежегодно до 20.12.

ответственный исполнитель программы

привлечены средства на поддержку производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

5.7.

Контрольная точка.

Анализ лучших региональных практик по поддержке производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

ежегодно до 01.03.

ответственный исполнитель программы

подготовлен отчет по внедрению дополнительной меры поддержки производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

5.8

Контрольная точка.

Формирование предложений о требуемых механизмах поддержки производителей БАС, комплектующих и изделий к ним

ежегодно до 01.03.

ответственный исполнитель программы,

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

подготовлен отчет по внедрению дополнительной меры поддержки производителей БАС, комплектующих и изделий к ним на основе запросов предприятий и организаций

5.9.

Контрольная точка.

Формирование кооперационных цепочек между производителями БАС, комплектующих и изделий к ним

ежегодно в течении года

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем

заключены соглашения о поставке изделий, выполнении работ и услуг между заинтересованными предприятиями и организациями

5.10.

Контрольная точка.

Формирование предложений по поддержке локализации производства БАС, компонентов, изделий и средств защиты от противоправного применения;

I квартал 2025 года

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем"

разработаны меры поддержки по увеличению доли локализации производства БАС

6.

Мероприятие.

Реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в разрезе приоритетных направлений с учетом разработанных услуг;

ежегодно до 20.12.

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

оказана поддержка производителям БАС, комплектующих и изделий к ним в объеме не менее 5 организаций ежегодно

6.1.

Контрольная точка.

Компенсация затрат производителей БАС, комплектующих и изделий к ним на НИОКР

ежегодно до 20.12.

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка производителям БАС, комплектующих и изделий к ним

6.2.

Контрольная точка.

Разработка механизмов поддержки организаций, осуществляющих НИОКР в сфере производства БАС

до 01.06.2025

ответственный исполнитель программы

оказана поддержка НИОКР в сфере производства БАС

6.3.

Контрольная точка.

Проведение испытаний (соревнований) опытных образцов БАС

ежегодно до 01.11.

заинтересованные предприятия и организации,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

проведение отбора Бас с целью включения в план закупок и отработки новых технологий

6.4.

Контрольная точка.

Внедрение практико-ориентированной подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров для разработки, производства и эксплуатации БАС в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

ежегодно

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

внедрено не менее 2 образовательных программ среднего и специального образования по подготовке кадров для отрасли БАС (не менее 2 программ)

6.5.

Контрольная точка.

Разработка механизмов поддержки подготовки кадров для сферы БАС

до 01.06.25

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы,

соисполнители программы

оказана поддержка в привлечении кадров для отрасли БАС

7.

Мероприятие.

Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем;

ежегодно до 25.12.

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы

соисполнители программы

увеличение маршрутов полетов с использованием БАС в объеме не менее 5 маршрутов ежегодно

7.1.

Разработка и утверждение карт полетов БАС

ежегодно до 25.12

соисполнители программы,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы

Утверждены карты полетов и маршруты БАС

7.2.

Строительство аэродромных мощностей для использования БАС

ежегодно до 25.12

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края

формирование не менее 5 точек взлета/посадки БАС

7.3.

Разработка механизмов поддержки создания инфраструктуры БАС

ежегодно до 01.03

соисполнители программы

оказана поддержка предприятиям, создающим инфраструктуру БАС

7.4.

Взаимодействие с собственниками объектов инфраструктуры, необходимой для эксплуатации БАС

ежегодно до 20.12.

соисполнители программы

заключение соглашения об использовании частной инфраструктуры, применяемой БАС

7.5.

Расширение применения БАС в морской отрасли

ежегодно до 20.12.

соисполнители программы,

Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем,

ответственный исполнитель программы

заключение контракта на применение БАС на флоте

 

Приложение N 3
к региональной программе
"Развитие беспилотной авиации
в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Информация
о ресурсном обеспечении реализации региональной программы "Развитие беспилотной авиации в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

N п/п

Наименование мероприятия

Годы реализации, объем средств краевого бюджета, млн. рублей

2024 год

2025 год

2026 год

2027-2030 годы

1.

Создание Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем в Приморском крае

2.

Координация развития отрасли БАС в Приморском крае

3.

Разработка сценариев применением БАС и услуг на основе этих сценариев

4.

Обеспечение формирования, утверждения и реализации регионального заказа на БАС

368,4 *

370,1 *

427,5 *

539,7 *

5.

Развитие серийного производства БАС, их компонентов, комплектующих изделий к таким системам

50,0 *

100,0 *

150,0 *

200,0 *

6.

Реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в разрезе приоритетных направлений с учетом разработанных услуг

20,0 *

30,0 *

45,0 *

100,0 *

7.

Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем

100,0 *

120,0 *

200,0 *

350,0 *

 

Итого:

518,4 *

620,1 *

822,5 *

1189,7 *

 

______________________________

* Предложения по финансированию мероприятий проекта в 2024 году не предусмотрены в краевом бюджете. Данные предложения будут вынесены на рассмотрение бюджетной комиссии главными распорядителями средств краевого бюджета – соисполнителями программы и включены в мероприятия отраслевых государственных программ с указанием соответствующих КБК.

 

Приложение N 4
к региональной программе
"Развитие беспилотной авиации
в Приморском крае на 2024-2030 годы"

 

Информация
о плановой потребности Приморского края в БАС

 

Направление использования БАС

Тип БАС

Стоимость ед. БАС, млн. рублей

Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в денежном выражении, млн. рублей

Плановый объем закупок БАС в 2024-2030 гг. в натуральном выражении, единиц

всего

2024

2025

2026

прогноз 2027-2030

всего

2024

2025

2026

прогноз 2027-2030

Применение БАС в лесохозяйственном комплексе

самолет средний (с вертикальным взлётом)

3,0

440,0

60,0

60,0

60,0

260,0

88

12

12

12

52

мультиротор легкий

0,2

71,0

10,5

10,5

10,5

39,5

142

21

21

21

79

Применение БАС в транспортном и дорожном комплексе

мультиротор легкий

0,2

204,6

58,2

58,2

58,2

30,0

1023

291

291

291

150

Применение БАС в сельском хозяйстве

самолет средний

3,0

150,0

18,0

30,0

60,0

72,0

50

6

10

20

24

мультиротор легкий

0,2

10,0

1,2

2,0

4,0

4,8

50

6

10

20

24

Применение БАС в земельном и имущественном мониторинге

самолет средний

3,0

240,0

30,0

45,0

75,0

90,0

80

10

15

25

30

Применение БАС муниципальными образованиями в целях комплексного мониторинга

самолет средний

3,0

210,0

60,0

60,0

60,0

30,0

70

20

20

20

10

мультиротор легкий

0,2

24,0

6,0

6,0

6,0

6,0

120

30

30

30

30

Применение в целях гражданской защиты и мониторинга чрезвычайных ситуаций

мультиротор легкий

0,7

70,0

10,5

14,0

21,0

24,5

100

15

20

30

35

Применение БАС в образовательном комплексе

мультиротор большой (до 10 кг.)

0,7

25,9

25,9

0

0

0

37

37

0

0

0

мультиротор легкий (до 3 кг.)

0,17

153,0

43,35

43,35

43,35

22,95

900

255

255

255

135

Образовательные (до 1 кг)

0,7

350,0

105,0

105,0

105,0

35,0

500

150

150

150

50

Применение БАС в целях мониторинга национальных парков

самолет крупный

5,0

5,0

0,0

5,0

0,0

0,0

1

0

1

0

0

самолет средний

3,0

6,0

0,0

3,0

3,0

0,0

2

0

1

1

0

мультиротор легкий

0,2

0,4

0,0

0,2

0,2

0,0

2

0

1

1

0

Применение БАС в строительном комплексе

самолет средний

3,0

9,0

3,0

0

0

6,0

3

1

0

0

2

мультиротор легкий

0,2

1,2

0,4

0

0,4

0,4

4

2

0

2

2

самолет крупный

5,0

10,0

5,0

0

0

5,0

2

1

0

0

1

мультиротор средний

3,0

3,0

0

0

0

3,0

1

0

0

0

1

Итого

 

 

1708,5

368,4

370,1

427,5

539,7

2052

551

526

557

440