Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Закон Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ О регулировании земельных отношений в Приморском крае (с изменениями и дополнениями)

Закон Приморского края
от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ
"О регулировании земельных отношений в Приморском крае"

С изменениями и дополнениями от:

7 апреля 2005 г., 10 апреля, 8, 18 декабря 2006 г., 29 октября 2007 г., 17 марта, 12 ноября 2008 г., 10 марта, 6 июля, 28 декабря 2009 г., 11 января, 10 февраля 2010 г., 11 января, 4 августа, 8 ноября 2011 г., 19 марта, 7 августа, 20 декабря 2012 г., 5 июля, 7 августа, 3 октября, 27 декабря 2013 г., 6 марта, 18 ноября 2014 г., 6 марта, 3 июня, 24 июля 2015 г., 6 июня, 25 июля, 28 декабря 2016 г., 26 января, 9 августа, 9 октября 2017 г., 9, 31 июля, 29 октября, 23 ноября, 3 декабря 2018 г., 6 марта, 3 июня, 3 октября, 26 декабря 2019 г., 16 марта, 14 мая, 1 июня, 14 сентября 2020 г., 5 февраля, 1 июня, 29 июля, 2, 9 августа, 22 сентября, 29 ноября 2021 г., 28 февраля, 26 апреля, 1, 2 июня, 1 августа, 11, 27 октября 2022 г., 30 января, 28 февраля, 24 апреля 2023 г.

 

Принят Законодательным Собранием Приморского края 24 декабря 2003 года

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 56-Г07-11 решение Приморского краевого суда от 28 февраля 2007 г., которым отказано в удовлетворении заявления Администрации г. Владивостока о признании недействующим данного Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г., оставлено без изменения, в части отказа Администрации г. Владивостока в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 4 ст. 11 оспариваемого Закона Приморского края (в части слов "кадастровых сведений и"), отменено

О протесте прокурора Приморского края на абзац первый части 1, абзац второй пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона см. Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 30 сентября 2011 г. N 2836

О протесте прокурора Приморского края от 03.04.2009 N 7/3-4-09 на пункты 4, 5, 6 статьи 11, пункт 2 статьи 14, пункт 4 статьи 20, пункт 3 статьи 24, пункт 2 статьи 26 настоящего Закона см. Постановление Законодательного Собрания Приморского края от 22 апреля 2009 г. N 1574

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом

1. Настоящий Закон регулирует земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.

2. Правовое регулирование земельных отношений в Приморском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приморского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

 

Статья 2. Участники земельных отношений

Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, Приморский край, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

 

Статья 3. Объекты земельных отношений

Объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

 

Статья 4. Состав земель

Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

 

Статья 5. Перевод земель (земельных участков) из одной категории в другую

Перевод земель (земельных участков) из одной категории в другую осуществляется:

1) органами исполнительной власти Приморского края в отношении:

а) земель (земельных участков), находящихся в собственности Приморского края;

б) земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена;

в) утратил силу с 1 января 2019 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

2) органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в отношении:

а) земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;

б) земель (земельных участков), находящихся в частной собственности, за исключением:

земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;

Абзац утратил силу с 1 января 2018 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

в) земель (земельных участков), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением:

земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель;

Абзац утратил силу с 1 января 2018 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Приморского края в области регулирования земельных отношений

К полномочиям Законодательного Собрания Приморского края в области регулирования земельных отношений относятся:

1) принятие законов Приморского края в области регулирования земельных отношений;

2) установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности и (или) ведении Приморского края;

Пункт 3 изменен с 23 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 22 сентября 2021 г. N 1143-КЗ

См. предыдущую редакцию

3) установление порядка передачи организаторам азартных игр либо иным лицам земельных участков, расположенных в игорной зоне "Приморье" в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

4) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

5) установление минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

6) определение преимущественного права покупки земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

7) установление момента начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения;

8) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

 

Статья 7. Полномочия Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края в области регулирования земельных отношений

1. К полномочиям Губернатора Приморского края в области регулирования земельных отношений относятся:

1) издание распоряжения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

2. К полномочиям Правительства Приморского края в области регулирования земельных отношений относятся:

1) утверждение государственных программ Приморского края, предусматривающих мероприятия в области использования и охраны земель Приморского края;

2) установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов;

3) установление порядка оплаты по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

4) установление порядка определения цены при продаже земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов;

5) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

6) утратил силу с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 313-КЗ

7) утратил силу с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 313-КЗ

8) утратил силу с 2 июня 2021 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2021 г. N 1057-КЗ

Пункт 9 изменен с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 313-КЗ

См. предыдущую редакцию

9) установление порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута;

9.1) установление порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Приморском крае, использование которых для других целей не допускается;

Часть 2 дополнена пунктом 9.2 с 2 июня 2020 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2020 г. N 810-КЗ

9.2) установление порядка приобретения в казну Приморского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае реализации преимущественного права покупки такого земельного участка;

Часть 2 дополнена пунктом 9.3 с 2 июня 2020 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2020 г. N 810-КЗ

9.3) установление порядка приобретения в казну Приморского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут принадлежать собственнику на праве собственности;

Часть 2 дополнена пунктом 9.4 с 1 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 2 августа 2021 г. N 1117-КЗ

9.4) определение порядка утверждения органами местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, а на межселенных территориях органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения объектов, на основании которой осуществляется использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства;

Часть 2 дополнена пунктом 9.5 с 1 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 2 августа 2021 г. N 1117-КЗ

9.5) установление порядка определения платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями;

10) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

 

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений

К полномочиям органов исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений относятся:

1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и (или) ведении Приморского края;

2) разработка и реализация государственных программ, предусматривающих мероприятия в области использования и охраны земель Приморского края;

3) принятие решения о приобретении земельных участков в собственность Приморского края и об отчуждении земельных участков из собственности Приморского края в пределах средств, определенных краевым бюджетом;

4) принятие решения о резервировании, изъятии земельных участков для нужд Приморского края;

5) принятие решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

Пункт 6 изменен с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 313-КЗ

См. предыдущую редакцию

6) заключение договора о создании искусственного земельного участка в случаях, установленных федеральным законодательством;

7) проведение аукционов по продаже земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, а также аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков

7.1) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Приморского края, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Приморского края, специально уполномоченным коллегиальным органом принято решение о целесообразности осуществления уполномоченным органом полномочий по приобретению на них права собственности Приморского края;

8) Утратил силу с 1 января 2019 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

9) подготовка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков либо об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории или отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в случаях, установленных действующим законодательством;

10) Утратил силу с 1 января 2019 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

11) перевод из одной категории в другую:

а) земель (земельных участков), находящихся в собственности Приморского края;

б) земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена;

в) Утратил силу с 1 января 2019 г. – Закон Приморского края от 3 декабря 2018 г. N 402-КЗ

12) подготовка и сбор сведений о земельных участках, на которые у Приморского края возникает право собственности, а также обеспечение государственной регистрации права собственности Приморского края на указанные земельные участки;

13) принятие решения о проведении землеустройства на землях, относящихся к собственности Приморского края;

14) принятие решения о реквизиции земельных участков в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

15) распоряжение землями фонда перераспределения земель;

16) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

17) установление и прекращение публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для обеспечения интересов Приморского края;

18) установление (прекращение) ограничений на пользование земельными участками, находящимися в собственности Приморского края;

19) предоставление ежегодного отчета Законодательному Собранию Приморского края об осуществлении своих полномочий в сфере управления земельными участками, находящимися в собственности Приморского края;

19.1) ведение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Приморском крае, использование которых для других целей не допускается;

Статья 8 дополнена пунктом 19.2 с 2 июня 2020 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2020 г. N 810-КЗ

19.2) приобретение в казну Приморского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае реализации преимущественного права покупки такого земельного участка;

Статья 8 дополнена пунктом 19.3 с 2 июня 2020 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2020 г. N 810-КЗ

19.3) приобретение в казну Приморского края земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут принадлежать собственнику на праве собственности;

19.4) утратил силу с 1 июля 2022 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2022 г. N 116-КЗ

Статья 8 дополнена пунктом 19.5 с 2 июня 2021 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2021 г. N 1057-КЗ

19.5) утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу);

20) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений

Органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 10. Бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края:

1) для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств гражданам по истечении четырех лет со дня предоставления им земельных участков в указанных целях в безвозмездное пользование при условии, что они в указанный период использовали данные земельные участки в соответствии с установленным разрешенным использованием и постоянно проживали в муниципальном образовании, на территории которого осуществляется деятельность созданного ими крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан):

многодетным семьям;

инвалидам II и III групп;

семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, а также ребенка, старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет;

участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

ветеранам боевых действий;

ветеранам военной службы;

ветеранам труда;

гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, меры социальной защиты которых установлены федеральным законодательством;

3) для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования по месту постоянного проживания (не менее двух лет):

участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых действующим законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

2. В случае, если гражданин относится к нескольким категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданину однократно бесплатно по одной выбранной им категории.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органом исполнительной власти Приморского края или органом местного самоуправления муниципального образования Приморского края, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством (далее – уполномоченный орган) в границах муниципальных образований, где постоянно проживают граждане.

4. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно;

2) гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящим Законом, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".

5. Предельные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, животноводства, устанавливаются равными предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков, установленным правилами землепользования и застройки муниципального образования, на территории которого испрашивается земельный участок.

В случае, если в муниципальном образовании правила землепользования и застройки не утверждены, в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения садоводства, огородничества, животноводства, применяются предельные размеры земельных участков, установленные Законом Приморского края от 30 апреля 2003 года N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае".

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

Максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, составляет 1000 квадратных метров.

 

Статья 11. Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

1. Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно (далее – учет) осуществляется органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, городских поселений, а в отношении граждан, местом жительства которых является сельское поселение или населенный пункт, расположенный на межселенной территории, – органами местного самоуправления муниципальных районов Приморского края (далее – орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан). Порядок ведения учета устанавливается муниципальным правовым актом.

Граждане, относящиеся к категории, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, подлежат отдельному учету в соответствии со статьей 11.1 настоящего Закона.

2. Граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. В заявлении о постановке на учет указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) категория, к которой относится гражданин в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

3) цель использования земельного участка;

4) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с гражданином.

Часть 4 изменена с 1 марта 2022 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 60-КЗ

См. предыдущую редакцию

4. К заявлению прилагаются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;

копия документа, подтверждающего изменение фамилии, имени или отчества гражданина, выданного компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык – в случае наличия таких изменений и регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранного государства, с предъявлением оригинала.

Гражданин вправе приложить к заявлению по собственной инициативе следующие документы и (или) информацию:

копию документа, подтверждающего изменение фамилии, имени или отчества гражданина, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, – в случае наличия таких изменений и регистрации актов гражданского состояния на территории Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации, с предъявлением оригинала;

информацию о регистрации по месту жительства гражданина, содержащуюся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленную территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;

копию документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала (за исключением граждан, относящихся к категориям, указанным в абзацах седьмом и восьмом пункта 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона).

Граждане, относящиеся к категориям, указанным в абзацах седьмом и восьмом пункта 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона, при подаче заявления о постановке на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, предъявляют документ, подтверждающий принадлежность к указанным категориям (удостоверение).

В случае непредоставления гражданином по собственной инициативе документов и (или) информации, указанных в абзацах пятом – седьмом настоящей части, орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, запрашивает указанные документы и (или) информацию самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия.

5. Решение о постановке гражданина на учет или об отказе в постановке на учет принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, в течение 30 дней со дня подачи заявления и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю.

В решении о постановке гражданина на учет указывается категория, к которой относится гражданин в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона.

Часть 6 изменена с 1 марта 2022 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 60-КЗ

См. предыдущую редакцию

6. Гражданину отказывается в постановке на учет при наличии хотя бы одного из оснований:

гражданин не относится ни к одной из категорий, указанной в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона;

заявление не содержит сведений, указанных в части 3 настоящей статьи;

заявление подано в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, того муниципального образования, на территории которого гражданин не проживает;

к заявлению о постановке на учет не приложены либо приложены не в полном объеме документы (копии документов), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, самостоятельно;

гражданином, относящимся к категории, указанной в абзаце седьмом или восьмом пункта 2 части 1 статьи 10 настоящего Закона, при подаче заявления о постановке на учет не предъявлен документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории (удостоверение);

гражданином представлены заведомо недостоверные сведения и документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.

В решении об отказе в постановке гражданина на учет указывается основание для отказа в постановке на учет.

7. Решение об отказе в постановке гражданина на учет не является препятствием для повторного обращения гражданина с заявлением о постановке на учет в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в постановке на учет.

8. Гражданин, состоящий на учете, подлежит снятию с учета решением органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, по следующим основаниям:

1) утрата гражданином принадлежности к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

2) изменение гражданином постоянного места жительства на новое в другом муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации;

3) выявление в документах, представленных гражданином, недостоверных сведений, послуживших основанием для постановки на учет;

4) смерть гражданина либо признание его безвестно отсутствующим или объявление его умершим;

5) несоблюдение гражданином условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.

9. Решение о снятии гражданина с учета принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, в течение пяти рабочих дней со дня выявления оснований, указанных в части 8 настоящей статьи, и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется гражданину.

В решении о снятии гражданина с учета указывается основание для снятия гражданина с учета.

 

Статья 11.1. Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

1. Граждане, относящиеся к категории, указанной в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, в целях предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в безвозмездное пользование, подают заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о постановке на учет подается гражданином в течение срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком.

В случае, если договор безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, заключен сроком на четыре года, гражданин подает заявление о постановке на учет до истечения срока действия такого договора, но не ранее чем за 120 дней и не позднее чем за 90 дней до дня прекращения права безвозмездного пользования данным земельным участком.

В случае, если срок договора безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, более четырех лет, гражданин подает заявление о постановке на учет по истечении четырех лет действия такого договора, но не позднее чем за 90 дней до дня прекращения права безвозмездного пользования данным земельным участком.

2. В заявлении о постановке на учет указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) категория, к которой относится гражданин в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

3) наименование крестьянского (фермерского) хозяйства;

4) реквизиты договора безвозмездного пользования земельным участком;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с гражданином.

Часть 3 изменена с 9 августа 2021 г. – Закон Приморского края от 9 августа 2021 г. N 1132-КЗ

См. предыдущую редакцию

3. К заявлению прилагаются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;

копия документа, подтверждающего изменение фамилии, имени или отчества гражданина, выданного компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык – в случае наличия таких изменений и регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранного государства, с предъявлением оригинала.

Гражданин вправе приложить к заявлению по собственной инициативе следующие документы и (или) информацию:

копию документа, подтверждающего изменение фамилии, имени или отчества гражданина, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации, – в случае наличия таких изменений и регистрации актов гражданского состояния на территории Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации, с предъявлением оригинала;

информацию о регистрации по месту жительства гражданина, содержащуюся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленную территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;

копию документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства);

копию договора безвозмездного пользования земельным участком;

выписку из Единого государственного реестра недвижимости об испрашиваемом земельном участке.

В случае непредоставления гражданином по собственной инициативе документов и (или) информации, указанных в абзацах пятом – девятом настоящей части, орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, запрашивает указанные документы и (или) информацию самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия.

4. Решение о постановке гражданина на учет или об отказе в постановке на учет принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, в следующем порядке.

В течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о постановке гражданина на учет орган местного самоуправления направляет в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору запрос о предоставлении информации об использовании за весь период со дня заключения договора безвозмездного пользования гражданином земельного участка в соответствии с установленным разрешенным использованием.

В течение 10 рабочих дней со дня получения указанной информации орган местного самоуправления принимает решение о постановке гражданина на учет или об отказе в постановке на учет и не позднее пяти рабочих дней со дня принятия направляет его заявителю.

5. Гражданину отказывается в постановке на учет при наличии хотя бы одного из оснований:

гражданин не относится к категории, указанной в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

гражданин использует земельный участок, предоставленный ему в безвозмездное пользование для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по договору, заключенному на срок менее четырех лет;

гражданин не использовал данный земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием;

гражданин постоянно не проживает в муниципальном образовании, на территории которого осуществляется деятельность созданного им крестьянского (фермерского) хозяйства;

гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона;

заявление не содержит сведений, указанных в части 2 настоящей статьи;

заявление подано в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, того муниципального образования, на территории которого гражданин не проживает;

к заявлению о постановке на учет не приложены либо приложены не в полном объеме документы (копии документов), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, самостоятельно;

гражданином представлены заведомо недостоверные сведения и документы, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи.

В решении об отказе в постановке гражданина на учет указывается основание для отказа в постановке на учет.

6. Решение об отказе в постановке гражданина на учет не является препятствием для повторного обращения гражданина с заявлением о постановке на учет в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в постановке на учет.

7. Гражданин, состоящий на учете, подлежит снятию с учета решением органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, по следующим основаниям:

1) утрата гражданином принадлежности к категории, указанной в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона;

2) изменение гражданином постоянного места жительства на новое в другом муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации;

3) выявление в документах, представленных гражданином, недостоверных сведений, послуживших основанием для постановки на учет;

4) смерть гражданина либо признание его безвестно отсутствующим или объявление его умершим;

5) несоблюдение гражданином условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.

8. Решение о снятии гражданина с учета принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учет граждан, в течение пяти рабочих дней со дня выявления оснований, указанных в части 7 настоящей статьи, и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется гражданину.

В решении о снятии гражданина с учета указывается основание для снятия гражданина с учета.

 

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учете в соответствии с настоящим Законом, осуществляется без проведения торгов (аукционов) в порядке, определенном настоящей статьей.

2. Предоставление земельных участков гражданам осуществляется в заявительном порядке независимо от даты и очередности постановки гражданина на учет в соответствии с настоящим Законом.

Граждане, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, самостоятельно осуществляют подбор интересующих их земельных участков.

Граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно со дня принятия решения о постановке граждан на учет, но не менее чем за 30 дней до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

3. В случае, если земельный участок не образован, либо в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Часть 4 изменена с 9 августа 2021 г. – Закон Приморского края от 9 августа 2021 г. N 1132-КЗ

См. предыдущую редакцию

4. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин вправе приложить по собственной инициативе следующие документы и (или) информацию:

копию решения о постановке гражданина на учет;

информацию о регистрации по месту жительства гражданина, содержащуюся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленную территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;

копию документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала.

В случае непредоставления гражданином по собственной инициативе документов и (или) информации, указанных в абзацах втором – четвертом настоящей части, уполномоченный орган запрашивает указанные документы и (или) информацию самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации гражданином прилагается подготовленная за свой счет схема расположения земельного участка.

5. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Кадастровые работы в целях образования земельного участка осуществляются гражданами за свой счет.

6. После образования земельного участка, а также в случае, если испрашиваемый гражданином земельный участок уже образован и его границы установлены в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в том числе если земельный участок уже находится у гражданина на праве аренды либо ином праве, гражданин обращается в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (аукционов) в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

6.1. Части 3-6 настоящей статьи не распространяются на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Часть 7 изменена с 9 августа 2021 г. – Закон Приморского края от 9 августа 2021 г. N 1132-КЗ

См. предыдущую редакцию

7. К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданин вправе приложить по собственной инициативе следующие документы и (или) информацию:

копию решения о постановке гражданина на учет;

информацию о регистрации по месту жительства гражданина, содержащуюся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставленную территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации;

копию документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона, с предъявлением оригинала;

копию договора безвозмездного пользования земельным участком (для граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 10 настоящего Закона).

В случае непредоставления гражданином по собственной инициативе документов и (или) информации, указанных в абзацах втором – пятом настоящей части, уполномоченный орган запрашивает указанные документы и (или) информацию самостоятельно, в том числе посредством системы межведомственного информационного взаимодействия.

8. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также статьей 13 настоящего Закона.

 

Статья 13 изменена с 8 февраля 2021 г. – Закон Приморского края от 5 февраля 2021 г. N 992-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 13. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39.15, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований:

1) гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона;

2) гражданин не состоит на учете в соответствии со статьей 11 или статьей 11.1 настоящего Закона;

3) гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.

 

Статья 14 изменена с 14 мая 2020 г. – Закон Приморского края от 14 мая 2020 г. N 790-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 14. Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Приморского края допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды без проведения торгов

1. На территории Приморского края на основании распоряжения Губернатора Приморского края допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в целях размещения объектов социально-культурного (в том числе объектов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта) и коммунально-бытового (в том числе объектов газораспределительных организаций, осуществляющих техническую эксплуатацию сети газораспределения и оказывающих услуги по транспортировке газа потребителям по этой сети, предназначенных для размещения ремонтно-эксплуатационных участков, аварийно-диспетчерских служб, автотранспортных групп, помещений, необходимых для хранения аварийного запаса материалов и специализированной техники) назначения, соответствующих приоритетным направлениям развития Приморского края, определенным Стратегией социально-экономического развития Приморского края, а также способствующих достижению значений показателей государственных программ Приморского края.

Часть 2 изменена с 23 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 22 сентября 2021 г. N 1143-КЗ

См. предыдущую редакцию

2. На территории Приморского края на основании распоряжения Губернатора Приморского края допускается предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития Приморского края, определенным Стратегией социально-экономического развития Приморского края и Инвестиционной стратегией Приморского края, а также способствующих достижению значений показателей государственных программ Приморского края, за исключением инвестиционных проектов, которые реализуются (планируются к реализации) на земельных участках, входящих в границы игорной зоны "Приморье", в случае, если такие проекты соответствуют одному или нескольким из следующих критериев:

1) инвестиционный проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе, утвержденный 30 мая 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации;

2) инвестиционный проект включен в Перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона";

2.1) инвестиционный проект включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов Приморского края в соответствии с Законом Приморского края от 10 мая 2006 года N 354-КЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае";

3) Приморский край принимает финансовое и (или) имущественное участие в реализации инвестиционного проекта на принципах государственно-частного партнерства;

4) инвестиционный проект реализуется в границах монопрофильного муниципального образования Приморского края и предусматривает размещение объектов капитального строительства на территории указанного муниципального образования;

5) инвестиционным проектом предполагается строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций;

6) инвестиционным проектом предполагается строительство объектов здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, а также объектов туристской инфраструктуры;

7) инвестиционным проектом предполагается строительство комплексов производства и переработки животноводческой продукции с созданием инфраструктуры:

а) по молочному скотоводству – с объемом производства молока не менее 6 процентов от валового производства молока в Приморском крае за отчетный год без учета хозяйств населения и создания не менее 70 рабочих мест;

б) по мясному скотоводству – с первоначальным приобретением племенного маточного поголовья (нетелей, коров) – не менее 100 голов;

8) инвестиционным проектом предполагается строительство и эксплуатация объектов по переработке нефти и газа, а также объектов химической промышленности, в том числе создание и развитие инфраструктуры для обеспечения функционирования данных объектов, с суммарным объемом осуществления капитальных вложений в проект не менее 5 миллиардов рублей в течение семи лет со дня предоставления земельного участка.

Часть 2 дополнена пунктом 9 с 3 июня 2022 г. – Закон Приморского края от 2 июня 2022 г. N 129-КЗ

9) инвестиционным проектом предполагается создание и последующая эксплуатация в течение не менее пяти лет приюта для животных, являющегося некапитальным строением, сооружением, рассчитанного для единовременного содержания не менее 150 животных без владельцев, включая животных, от права собственности на которых владельцы отказались, в том числе не менее 100 собак.

Часть 2 дополнена пунктом 10 с 12 октября 2022 г. – Закон Приморского края от 11 октября 2022 г. N 213-КЗ

10) инвестиционный проект реализуется в сфере газозаправочной инфраструктуры и предусматривает:

а) строительство стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций для заправки автотранспорта компримированным природным газом и криогенных автозаправочных станций для заправки автотранспорта сжиженным природным газом;

б) модернизацию действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в целях увеличения производства газомоторного топлива;

в) установку газовых модулей на действующих автозаправочных станциях для заправки автотранспорта компримированным природным газом;

г) строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, не обеспеченных сетевым природным газом и использующих передвижные автомобильные газовые заправщики для обеспечения газомоторным топливом автотранспорта.

2.1. Утратила силу с 31 октября 2022 г. – Закон Приморского края от 27 октября 2022 г. N 217-КЗ

Статья 14 дополнена частью 2.2 с 23 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 22 сентября 2021 г. N 1143-КЗ

2.2. На территории Приморского края на основании распоряжения Губернатора Приморского края допускается предоставление хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Приморского края в совокупности превышает 50 процентов, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) с соблюдением одного из следующих критериев:

1) инвестиционный проект реализуется (планируется к реализации) в границах игорной зоны "Приморье";

2) инвестиционный проект предусмотрен Стратегией социально-экономического развития Приморского края;

3) инвестиционный проект предусматривает строительство многоквартирных жилых домов, предназначенных для сдачи в наем на территории Приморского края, и реализуется (планируется к реализации) с целью создания условий для повышения внутренней миграционной активности населения и обеспечения притока квалифицированной рабочей силы в экономически эффективные отрасли Приморского края.

Часть 3 изменена с 31 октября 2022 г. – Закон Приморского края от 27 октября 2022 г. N 217-КЗ

См. предыдущую редакцию

3. В целях обеспечения строительства объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, обеспечения реализации масштабного инвестиционного проекта, а также обеспечения эффективности и условий использования (в том числе соблюдения критериев, установленных частями 1, 2 и 2.2 настоящей статьи) предоставляемого земельного участка заключается соглашение между юридическим лицом и Правительством Приморского края, в котором в том числе определяются предполагаемые сроки строительства объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения или сроки реализации масштабного инвестиционного проекта, объем капитальных вложений, а также порядок и условия расторжения соглашения.

Порядок определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным частями 1, 2 и 2.2 настоящей статьи, а также порядок заключения и расторжения соглашения, его типовая форма устанавливаются постановлением Правительства Приморского края.

 

Статья 15 изменена с 23 сентября 2021 г. – Закон Приморского края от 22 сентября 2021 г. N 1143-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 15. Передача земельных участков, расположенных в игорной зоне "Приморье", организаторам азартных игр либо иным лицам

1. Передача земельных участков, расположенных в игорной зоне "Приморье", организаторам азартных игр и иным лицам осуществляется уполномоченным Правительством Приморского края органом исполнительной власти Приморского края.

2. Земельные участки, расположенные в игорной зоне "Приморье", для строительства зданий, сооружений передаются организаторам азартных игр и иным лицам путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а также без проведения аукциона в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Организация и проведение аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных в игорной зоне "Приморье", осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Земельные участки, расположенные в игорной зоне "Приморье", используются на основании соглашения об установлении сервитута в случаях, установленных федеральным законодательством.

4. Передача земельных участков, расположенных в игорной зоне "Приморье", в собственность осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих земельных участках.

 

Статья 16. Предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в безвозмездное пользование для строительства многоквартирных домов

1. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей (далее – кооператив), для строительства многоквартирных домов, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к стандартному жилью в границах этих земельных участков.

2. Категории граждан из числа лиц, для которых работа в государственных общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Приморского края, муниципальных общеобразовательных организациях, государственных образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении Приморского края, муниципальных образовательных организациях высшего образования, государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Приморского края, государственных учреждениях культуры, находящихся в ведении Приморского края, муниципальных учреждениях культуры является основным местом работы, а также граждан, имеющих трех и более детей, и которые могут быть приняты в члены кооператива, основания их включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, а также правила формирования указанных списков утверждаются Правительством Приморского края.

 

Статья 17. Размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам

Установить следующие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:

минимальный размер земельного участка – 3 га;

максимальный размер земельного участка – 600 га.

 

Статья 18. Муниципальные образования Приморского края, определенные для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в безвозмездное пользование

Часть 1 изменена с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 315-КЗ

См. предыдущую редакцию

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет на территориях Анучинского, Кавалеровского, Лазовского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пограничного, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Черниговского, Чугуевского, Яковлевского муниципальных округов, Дальнереченского, Кировского, Красноармейского, Спасского муниципальных районов.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет на территории всех муниципальных образований Приморского края.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, работающим по основному месту работы по специальностям, установленным частью 3 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет на территории Дальнегорского, Дальнереченского и Лесозаводского городских округов.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, работающим по основному месту работы в указанных в части 2 настоящей статьи муниципальных образованиях по специальностям, входящим в следующие установленные федеральным законодательством укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки:

"Образование и педагогические науки";

"Здравоохранение и медицинские науки";

"Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки";

"Искусство и культура".

 

Закон дополнен статьей 18.1 с 2 июня 2021 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2021 г. N 1056-КЗ

Статья 18.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан

Информация о предоставлении в соответствии с настоящим Законом земельных участков отдельным категориям граждан размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

 

Статья 19 изменена с 2 июня 2020 г. – Закон Приморского края от 1 июня 2020 г. N 808-КЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 19. Муниципальные образования Приморского края, определенные для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям и казачьим обществам в аренду без проведения торгов

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ в аренду без проведения торгов на территориях Пограничного, Тернейского муниципальных округов, Дальнереченского муниципального района.

 

Статья 20. Предоставление служебных наделов

Часть 1 изменена с 1 марта 2023 г. – Закон Приморского края от 28 февраля 2023 г. N 313-КЗ

См. предыдущую редакцию

1. Работникам организаций транспорта, лесного комплекса, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющим право на получение служебных наделов, предоставляются в безвозмездное пользование земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

2. Категории работников, имеющих право на получение служебных наделов, и условия предоставления им служебных наделов устанавливаются Правительством Приморского края.

 

Статья 21. Прекращение и сохранение права на служебный надел

1. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

3. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;

работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников – до их совершеннолетия.

4. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

5. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

 

Статья 22. Состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся:

1) земли особо охраняемых природных территорий;

2) земли природоохранного назначения;

3) земли рекреационного назначения;

4) земли историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

2. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий краевого и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий краевого и местного значения устанавливаются органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Приморского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

 

Статья 23. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся:

1) земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных;

2) земли государственных природных заказников;

3) земли памятников природы;

4) земли национальных парков;

5) земли природных парков;

6) земли дендрологических парков;

7) земли ботанических садов.

2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий определяется федеральным законодательством и законодательством Приморского края об особо охраняемых природных территориях.

Часть 3 изменена с 1 сентября 2023 г. – Закон Приморского края от 24 апреля 2023 г. N 346-КЗ

См. будущую редакцию

3. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

4. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

 

Статья 24. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с действующим законодательством.

3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

 

Статья 25. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

2) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного режима охраны земель.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

 

Статья 26. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

4. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

 

Статья 27. Земли историко-культурного назначения

1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

3. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

 

Статья 28. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий краевого значения

1. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых территорий краевого значения орган исполнительной власти Приморского края принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий, с последующим изъятием таких земель либо без изъятия и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

2. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий краевого значения осуществляется в соответствии с решением органа исполнительной власти Приморского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых территорий, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых территорий краевого значения осуществляется на основании указанного решения.

 

Статья 29. Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий

1. На землях особо охраняемых территорий краевого значения запрещается:

1) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых территориях деятельностью;

2) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

3) иные виды деятельности, запрещенные федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

2. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

3. В пределах земель особо охраняемых территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

 

Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

 

Губернатор края

С.М. Дарькин

 

г. Владивосток

29 декабря 2003 года

N 90-КЗ