Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Постановление Правительства Приморского края от 9 марта 2021 г. N 109-пп Об утверждении Региональной стратегии государственной национальной политики в Приморском крае на период до 2025 года (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Приморского края от 9 марта 2021 г. N 109-пп
"Об утверждении Региональной стратегии государственной национальной политики в Приморском крае на период до 2025 года"

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 2023 г.

 

Констатирующая часть изменена с 12 июля 2023 г. – Постановление Правительства Приморского края от 11 июля 2023 г. N 473-пп

См. предыдущую редакцию

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", на основании Устава Приморского края Правительство Приморского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию государственной национальной политики в Приморском крае на период до 2025 года (далее – Региональная стратегия, государственная национальная политика в Приморском крае).

2. Руководителям органов исполнительной власти Приморского края руководствоваться положениями Региональной стратегии при осуществлении деятельности в сфере реализации государственной национальной политики в Приморском крае.

3. Рекомендовать главам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Приморского края руководствоваться положениями Региональной стратегии при осуществлении деятельности в сфере реализации государственной национальной политики в Приморском крае.

4. Департаменту информационной политики Приморского края обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.

 

Первый вице-губернатор Приморского края –
председатель Правительства Приморского края

В.Г. Щербина

 

Утверждена
постановлением Правительства
Приморского края
от 09.03.2021 N 109-пп

 

Региональная стратегия
государственной национальной политики в Приморском крае на период до 2025 года

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 2023 г.

 

I. Общие положения

 

1.1. Региональная стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Приморском крае на период до 2025 года (далее – Региональная стратегия) определяет приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации в Приморском крае, инструменты и механизмы её реализации.

1.2. Региональная стратегия направлена на обеспечение сотрудничества народов, проживающих в Приморском крае, формирование и укрепление их общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), сохранение этнокультурной самобытности и гармонизации общественных и государственных интересов.

1.3. Региональная стратегия является основой для координации деятельности органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Приморском крае.

Пункт 1.4 изменен с 12 июля 2023 г. – Постановление Правительства Приморского края от 11 июля 2023 г. N 473-пп

См. предыдущую редакцию

1.4. Региональная стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 28 декабря 2018 года N 668-па, Устава Приморского края и иных нормативно-правовых актов Приморского края.

1.5. Региональная стратегия носит комплексный, межотраслевой, социально ориентированный характер, призвана развивать культурный и духовный потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей), проживающих в Приморском крае.

1.6. Региональная стратегия учитывает исторический опыт мирного и бесконфликтного взаимодействия и сотрудничества народов, проживающих в Приморском крае.

1.7. Приоритетами государственной национальной политики в Приморском крае, требующими особого внимания органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, являются:

укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности народов, проживающих в Приморском крае;

соблюдение равенства прав представителей всех народов, проживающих в Приморском крае, реализация их конституционных прав в сфере реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Приморском крае, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

создание дополнительных региональных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия жителей Приморского края, обеспечения этноконфессионального мира и согласия, укрепление позитивного имиджа многонационального Приморского края как форпоста России в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Приморском крае;

поддержание этнокультурных потребностей многонационального населения Приморского края в целях социально-политического, этнокультурного и экономического развития региона;

содействие развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их добровольному переселению в Приморский край;

создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Приморском крае и их интеграция в сложившееся в Приморском крае сообщество его жителей (далее – региональное сообщество) в целях социально-экономического развития региона, обеспечения социальной безопасности и стабильности Приморского края.

Реализация Региональной стратегии должна способствовать разработке единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики в Приморском крае органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, институтами гражданского общества с учетом особенностей, традиций, состояния и перспектив развития межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Приморском крае, являющемся приграничной территорией Российской Федерации на Дальнем Востоке.

 

II. Совеременное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Приморском крае

По-видимому, в названии настоящего раздела допущена опечатка. Слово "Совеременное" следует читать как "Современное"

Приморский край является многонациональным (полиэтничным) и поликонфессиональным приграничным регионом Российской Федерации, занимает территорию в 164 673 кв. км с численностью населения 1895305 чел. (на 1 января 2020 года).

В крае проживают представители 158 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан).

Большинство населения края 85,7% (1675992 чел.) – представители русского народа. Начиная с 2009 года, в Приморский край переселяются русские соотечественники-старообрядцы из Южной Америки – самобытная этноконфессиональная группа русских, сохранившая свои исконные русские религиозные и бытовые традиции, несмотря на то, что долгие годы они жили в окружении чужой культуры.

Представители других 157 национальностей составляют 14,3% от общего числа жителей края. Среди них наиболее многочисленными группами являются украинцы – 2,6% (49953 чел.), корейцы – 1,0% (18824 чел.), татары – 0,54% (10640 чел.), узбеки – 0,46% (8993 чел.), белорусы – 0,3% (5930), армяне – 0,3% (5924 чел.), азербайджанцы – 0,2% (3937 чел.), китайцы – 0,2% (2857 чел.), мордва – 0,1% (2223 чел.), немцы – 0,1% (2087 чел.).

В Приморском крае проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока общей численностью 1876 человек: удэгейцы – 793 человека, нанайцы – 383 человека, тазы – 253 человека, 447 человек – другие коренные народы (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р к местам компактного проживания коренных малочисленных народов относятся пять территорий Приморского края: Красноармейский, Пожарский, Тернейский, Ольгинский и Лазовский муниципальные районы.

Приморский край – это динамично развивающийся регион с богатыми природными ресурсами и социально-экономическим потенциалом, является центром миграционной привлекательности для иностранных граждан на Дальнем Востоке. В 2019 году в целях осуществления трудовой деятельности в Приморский край прибыли 152283 иностранных гражданина, большинство из которых граждане Узбекистана – 96102 (63,11%), граждане КНР – 27846 (18,29%), Кыргызстана – 8915 – (5,85%), Таджикистана – 7500 (4,93%), Армении – 2820, Украины – 1848, Азербайджана – 1643, республики Корея – 1 097, Японии – 642, Корейской Народно-Демократической Республики – 382, Казахстана – 380.

В Приморском крае зарегистрированы и действуют 53 национально-культурных общественных объединения, созданных по этническому и межэтническому принципам, в том числе 11 национально-культурных автономий (3 – регионального уровня, 8 – муниципального); 3 национально-культурные организации являются межнациональными и объединяют представителей разных народов Приморского края, в том числе национальную молодёжь. В сфере национальной политики осуществляют свою деятельность казачьи объединения – 57, объединения коренных малочисленных народов – 25.

В Приморском крае зарегистрированы 335 религиозных организаций 23 конфессий и деноминаций, в том числе христианские религиозные организации (308), исламские (10), иудейские (6), буддийские организации (3). В количественном отношении лидируют протестантские религиозные организации, на втором месте приходы Русской Православной Церкви. Исторически значительную роль в регионе играют Евангелическо-лютеранская, Римско-католическая, Армянская апостольская церкви, иудейские религиозные организации. На современном этапе с увеличением численности в Приморском крае иностранных трудовых мигрантов из государств Центральной Азии, традиционно исповедующих ислам, возрастает роль исламских религиозных организаций в региональных этноконфессиональных процессах.

Этнокультурное и религиозное многообразие Приморского края, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального населения Приморского края, служат основой для укрепления гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности народов, проживающих в Приморском крае, способствуют обеспечению межнационального мира и согласия в Приморском крае.

На развитие межнациональных и межрелигиозных отношений в Приморском крае важное влияние оказывает его географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – АТР). В Приморском крае сформировалось уникальное, не имеющее аналогов в других регионах России, пространство межэтнического взаимодействия и приграничного сотрудничества. Менталитет жителей Приморского края характеризуется большой степенью принятия ценностей, традиций и культур народов АТР. Обусловлена эта особенность длительной историей взаимоотношений населения региона на политическом, экономическом и бытовом уровнях с населением стран АТР.

В Приморском крае сложилась эффективная система этнополитического менеджмента, направленная на координацию деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти с органами государственной власти Приморского края, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики. В Приморском крае создана и действует эффективная сеть координационных и консультативных органов, межведомственных и общественных советов и комиссий. Все вопросы, касающиеся казачества, коренных малочисленных народов, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, связаны единым управленческим блоком.

Системная работа в сфере межнациональных отношений и межрелигиозного взаимодействия дает положительные результаты. Согласно данным ежегодных социологических исследований, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Приморском крае, постоянно увеличивается. В 2019 году 84,7% опрошенных жителей Приморского края положительно оценили состояние межнациональных (межэтнических) отношений, а 93,7% отметили отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в Приморском крае имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз социальной стабильности и национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся:

распространение идеологии терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

внешнеполитические факторы, направленные на подрыв общегражданского единства и межнационального согласия, на размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

социальное и имущественное неравенство, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам;

использование вопросов межнациональных (межэтнических) отношений в политических процессах;

кризисные явления в российской и мировой экономике;

незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество, тенденция к формированию замкнутых этнических анклавов;

отток коренного русскоязычного населения из регионов Дальневосточного федерального округа;

угроза утраты этнокультурного наследия отдельных народов, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

непреодолённые последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации, искусственно переносимые на территорию Приморского края в ходе миграционных процессов;

исторически сложившаяся распространенность отдельных негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодёжи;

недостаточный уровень межведомственной координации в сфере реализации государственной национальной политики.

В целях повышения эффективности мер, направленных на преодоление указанных негативных факторов, и определения долгосрочных перспектив развития многонационального сообщества Приморского края в настоящей Региональной стратегии сформулированы приоритетные направления и актуальные задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации в Приморском крае.

 

III. Цели, принципы, основные направления и задачи государственной национальной политики в Приморском крае

 

3.1. Целями государственной национальной политики в Приморском крае являются:

обеспечение межнационального и межконфессионального мира и согласия в Приморском крае;

формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и гражданского единства жителей Приморского края;

обеспечение равенства прав и свобод жителей Приморского края независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих в Приморском крае;

успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Приморском крае и их интеграция в многонациональное региональное сообщество.

3.2. Принципы государственной национальной политики в Приморском крае соответствуют Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отвечают принципам демократического, социально ориентированного общества и включают в себя:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии;

б) обеспечение равных условий для развития этнических общностей в Приморском крае;

в) защиту прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственную поддержку этнокультурного и языкового многообразия, этнокультурного развития русского народа и других народов, проживающих на территории Приморского края, их творческого потенциала;

ж) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Приморском крае, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;

з) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе таких, как солидарность и взаимопомощь;

и) взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

к) применение комплексного подхода к решению задач государственной национальной политики в Приморском крае с учётом её межотраслевого характера.

3.3. Основными направлениями государственной национальной политики в Приморском крае являются:

а) укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, проживающих в Приморском крае:

б) обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизация межэтнических отношений;

в) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Приморском крае;

г) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

д) содействие этнокультурному развитию народов, проживающих в Приморском крае;

е) развитие системы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, формирование у них культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

ж) поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, языков народов Российской Федерации, проживающих в Приморском крае;

з) развитие в Приморском крае эффективной системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в региональное сообщество;

и) совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

к) развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере государственной национальной политики в Приморском крае;

л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Приморском крае.

3.4. Основными задачами в сфере государственной национальной политики в Приморском крае являются:

1) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, проживающих в Приморском крае:

формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности у многонационального населения Приморского с учетом специфики региона, особенностей, традиций, обычаев народов, проживающих в Приморском крае;

обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального населения Приморского края на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма;

создание условий для формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов, проживающих в Приморском крае;

обеспечение развития этнографического и культурно-познавательного туризма, проведения научных исследований, издания научно-популярных публикаций, создания художественных произведений литературы и искусства, освещающих значимые исторические события и общие достижения народов, проживающих в Приморском крае;

формирование культуры межнационального (межэтнического) общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

организация площадок для межнационального и межкультурного диалога народов, проживающих в Приморском крае;

2) в сфере совершенствования государственного управления в сфере государственной национальной политики в Приморском крае:

совершенствование системы взаимодействия и координации органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций при реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

совершенствование нормативных правовых актов Приморского края в сфере реализации государственной национальной политики с целью укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов, проживающих в Приморском крае, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального и межрелигиозного диалога, социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их дальнейшей интеграции в российское общество, профилактики этноконфессиональных конфликтов;

разработка и реализация государственных программ, направленных на обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов Приморского края, социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Приморском крае, их интеграции в многонациональное региональное сообщество;

организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Приморского края и участие в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих Приморского края по вопросам реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Приморском крае, в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

развитие этнокультурной инфраструктуры, способствующей решению задач государственной национальной политики в Приморском крае;

3) в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Приморском крае:

распространение в обществе установок на неприятие и недопущение пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;

предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

вовлечение этнокультурных, общественных и религиозных организаций Приморского края в деятельность по развитию межнационального и межрелигиозного диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости и их поддержка;

использование информационных образовательных технологий с целью совершенствования научно-методического и экспертно-аналитического обеспечения деятельности в сфере гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, раннего предупреждения национальных и религиозных конфликтов;

противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;

постоянный мониторинг и анализ межнациональных (межэтнических), межрелигиозных и миграционных процессов и их влияния на общественно-политические, социально-экономические и иные аспекты развития Приморского края с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края;

учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в Приморском крае, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации в Приморском крае;

содействие в реализации социальных и культурных проектов организаций, занимающихся межнациональными и межконфессиональными вопросами;

проведение социологических исследований в сфере национальных, религиозных и миграционных отношений в Приморском крае;

4) в сфере обеспечения равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики в Приморском крае:

обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва на региональном и муниципальном уровнях;

принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной и религиозной принадлежности при осуществлении деятельности органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края;

обеспечение равных прав для представителей всех национальностей, проживающих в Приморском крае, создание условий для развития равного диалога между народами, проживающими в Приморском крае;

создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;

5) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Приморском крае:

создание благоприятных условий для сбалансированного, комплексного и системного развития муниципальных образований Приморского края с учетом их этноконфессионального фактора в целях сокращения уровня социально-экономической дифференциации территорий;

разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных региональных программ и муниципальных программ в сфере государственной национальной политики в Приморском крае, социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Приморском крае:

повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Приморском крае, к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

содействие развитию народного искусства, традиционных видов хозяйствования в целях увеличения занятости населения;

6) в сфере сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия в Приморском крае:

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов, проживающих в Приморском крае;

разработка и реализация мероприятий (комплексных программ) по сохранению и поддержке этнокультурного и языкового многообразия Приморского края, в том числе организация проведения семинаров, мастер-классов и иных мероприятий по сохранению языка и культурных традиций народов, проживающих в Приморском крае;

развитие информационной среды, научного и методического обеспечения деятельности в целях популяризации культурно-исторических традиций народов, проживающих в Приморском крае;

популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Приморского края;

развитие оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов, проживающих в Приморском крае, оказание поддержки национальных видов спорта;

создание условий для организационной и информационной поддержки разработки и реализации образовательных программ по истории и культуре народов, проживающих в Приморском крае, в учреждениях образования и культуры Приморского края;

7) в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи Приморского края:

формирование у детей и молодежи Приморского края общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за свой край и свою страну;

воспитание культуры межнационального общения у детей и молодежи Приморского края, основанной на уважении национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, в том числе проживающих в Приморском крае;

совершенствование системы обучения и воспитания в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, проживающих в Приморском крае;

введение в образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования курсов (уроков, модулей), включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов, проживающих в Приморском крае;

повышение квалификации педагогов, участвующих в процессах формирования общей российской гражданской идентичности у детей и молодежи Приморского края, приобретение педагогами новых компетенций, связанных со сферой межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в детской, подростковой и молодежной среде;

поддержка и поощрение издания научной, учебной, методической, художественной литературы, направленной на воспитание патриотизма и гражданской ответственности, уважение к общей истории и самобытному культурному наследию народов, проживающих в Приморском крае;

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи Приморского края;

8) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения, а также языков народов, проживающих в Приморском крае:

проведение мероприятий, направленных на популяризацию, развитие, изучение и использование русского языка как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения, а также на сохранение и развитие языков народов, проживающих в Приморском крае;

обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов, проживающих в Приморском крае;

оказание содействия в производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов, проживающих в Приморском крае;

включение в государственные программы Приморского края и муниципальные программы мер по поддержке языков народов, проживающих в Приморском крае, защите языкового многообразия, в том числе языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Приморском крае;

оказание поддержки соотечественникам, приезжающим в Приморский край, в изучении русского языка;

9) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации мигрантов в Приморском крае и их интеграции в региональное сообщество:

создание условий для формирования системы мер, обеспечивающих взаимоуважительные отношения иностранных граждан и представителей регионального сообщества;

создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Приморский край соотечественников, проживающих за рубежом, их успешной адаптации к новым условиям и интеграции в региональное сообщество;

разработка, внедрение и реализация программ и подпрограмм по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в региональное сообщество государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с заинтересованными институтами гражданского общества и работодателями, привлекающими иностранных граждан для трудовой деятельности в Приморском крае;

содействие некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, в том числе предоставление иностранным гражданам юридических, социальных, образовательных, просветительских и иных услуг;

вовлечение национально-культурных объединений, национально-культурных автономий, религиозных организаций и иных социально ориентированных некоммерческих организаций в участие по социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Приморском крае;

недопущение социальной и территориальной изоляции (анклавизации) иностранных граждан в Приморском крае на этнической и религиозной основе;

10) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики в Приморском крае:

использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, а также религиозных организаций в целях сохранения и развития этнокультурного многообразия Приморского края, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту этноконфессиональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды путем поддержки реализуемых ими проектов и программ;

содействие деятельности общественных советов и иных консультативных органов, созданных при Правительстве Приморского края, органах местного самоуправления в Приморском крае, в том числе в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной и законодательной власти Приморского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики на территории Приморского края;

использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики в Приморском крае;

вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений и движений, в проведение мероприятий по профилактике экстремизма и межнациональной нетерпимости в молодежной среде;

11) в сфере развития международного и межрегионального сотрудничества в сфере государственной национальной политики в Приморском крае:

участие в межрегиональных и международных мероприятиях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений представителей народов, проживающих в Приморском крае, способствующих формированию в субъектах Российской Федерации и за рубежом положительного имиджа Приморского края как региона, в котором гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан, соблюдение законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Приморском крае;

использование механизмов приграничного сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Приморского края с учётом этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для свободного международного культурного и гуманитарного сотрудничества;

реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, расизма, расовой и национальной дискриминации, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны, занижения роли подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов;

использование потенциала общественной дипломатии в решении задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания диалога, обеспечения взаимопонимания между народами АТР, продвижения положительного имиджа многонациональной России и Приморского края на международных площадках;

поддержка инициатив институтов гражданского общества, религиозных организаций Приморского края, осуществляющих деятельность в сфере общественной дипломатии;

создание условий для расширения этнокультурного туристического потенциала в Приморском крае;

12) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики в Приморском крае:

поддержка создания тематических теле- и радиопередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Приморском крае;

изготовление и размещение видеороликов социальной рекламы и иной видеопродукции, в том числе с привлечением лидеров общественного мнения из числа представителей религиозных организаций, национально-культурных организаций, коренных малочисленных народов, в целях популяризации идей гражданского единства, межнационального, межконфессионального мира и согласия в Приморском крае;

повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики в Приморском крае, профилактики экстремизма;

выступление в средствах массовой информации руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Приморском крае;

осуществление мониторинга средств массовой информации и социальных сетей в целях недопущения публикаций в средствах массовой информации и в сети Интернет, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной ненависти либо вражды, ущемления достоинства представителей народов, проживающих в Приморском крае.

 

IV. Инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики в Приморском крае

 

Эффективность реализации государственной национальной политики в Приморском крае обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с Региональной стратегией.

Региональная стратегия входит в систему документов стратегического планирования Приморского края.

Реализация Региональной стратегии осуществляется Правительством Приморского края, органами государственной власти края во взаимодействии с органами местного самоуправления, в рамках исполнения регионального плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Приморского края, утвержденного распоряжением Администрации Приморского края от 18 февраля 2019 года N 108-ра.

Финансовое обеспечение реализации Региональной стратегии осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов, бюджетов муниципальных образований Приморского края.

Реализация Региональной стратегии осуществляется в рамках государственной программы Приморского края "Патриотическое воспитание граждан, реализация государственной национальной политики и развитие институтов гражданского общества" на 2020-2027 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 30 августа 2019 года N 564-па.

Инструментами реализации Региональной стратегии могут являться иные государственные программы Приморского края, ведомственные целевые программы и муниципальные программы муниципальных образований Приморского края.

Ход реализации государственной национальной политики в Приморском крае может рассматриваться на заседаниях Совета по межнациональным отношениям Приморского края, Совета по делам коренных малочисленных народов Приморского края, Комиссии по религиозным вопросам Приморского края, рабочей группы по делам казачества Приморского края, межведомственной комиссии по профилактике экстремизма Приморского края, Правления Ассоциации "Совет муниципальных образований Приморского края". По итогам заседаний могут быть сформулированы и внесены Губернатору Приморского края предложения по уточнению приоритетных направлений Региональной стратегии.

Вопросы реализации государственной национальной политики в Приморском крае могут рассматриваться на заседаниях Правительства края с участием представителей Общественной палаты Приморского края, совещательных и консультативных органов Приморского края.

Информационная и аналитическая поддержка реализации Региональной стратегии может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления Приморского края, научных организаций.

Губернатор Приморского края и Правительство Приморского края осуществляют контроль за ходом реализации Региональной стратегии в соответствии с действующим законодательством.

Корректировка Региональной стратегии осуществляется по результатам анализа реализации Региональной стратегии и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в муниципальных образованиях Приморского края и в регионе в целом.

 

V. Целевые показатели реализации региональной стратегии

 

Целевыми показателями реализации Региональной стратегии являются:

1. Уровень общероссийской гражданской идентичности граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае (в процентах);

2. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае (в процентах);

3. Доля граждан, проживающих в Приморском крае, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признаку национальности, языка, религии, в общем количестве опрошенных граждан (в процентах);

4. Доля граждан, проживающих в Приморском крае, не испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности граждан Российской Федерации, проживающих в Приморском крае (в процентах);

5. Количество участников мероприятий, проводимых в Приморском крае и направленных на этнокультурное развитие народов России, проживающих в Приморском крае, укрепление общероссийского гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений (человек).

 

VI. Ожидаемые результаты реализации региональной стратегии

 

Ожидаемые результаты реализации Региональной стратегии:

1. Укрепление межнационального единства и общероссийской гражданской идентичности у жителей Приморского края, формирование единого культурного пространства страны;

2. Обеспечение условий для сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Приморского края;

3. Отсутствие (своевременное предотвращение) конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;

4. Обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Приморском крае, включая создание необходимых условий для сохранения и защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

5. Создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Приморском крае и их интеграции в региональное сообщество;

6. Повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики в Приморском крае.

Реализация Региональной стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений в Приморском крае, всестороннему развитию и процветанию народов, проживающих в Приморском крае, развитию духовного и гражданского единства населения края, обеспечению политической и социальной стабильности в Приморском крае.