Гарант-Владивосток

Информационно – правовое обеспечение в Приморском крае

Новости ГАРАНТa

Информация Минфина

ОНЛАЙН-СЕМИНАРЫ

Постановление Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края от 30 июля 2021 г. N 332-па Об утверждении прогноза социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022-2024 годы

Постановление Администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края от 30 июля 2021 г. N 332-па
"Об утверждении прогноза социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022-2024 годы"

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом Дальнереченского муниципального района, администрация Дальнереченского муниципального района

постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022-2024 годы (прилагается).

2. Управлению финансов администрации Дальнереченского муниципального района принять показатели и параметры прогноза для формирования проекта бюджета Дальнереченского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.

3. Отделу по работе с территориями и делопроизводству администрации Дальнереченского муниципального района настоящее постановление разместить на официальном Интернет-сайте Дальнереченского муниципального района.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Дальнереченского муниципального района Попова А.Г.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

Глава Дальнереченского муниципального района

В.С. Дернов

 

"Согласовано"
Глава Дальнереченского
муниципального района
___________ В.С. Дернов
"30" июля 2021 г.

 

Прогноз
социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022 год и на период до 2024 года

 

Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов

 

Основные показатели и параметры прогноза социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 N 1234, с учетом обновлений и целей, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Постановлением администрации Дальнереченского муниципального района от 12.02.2015 N 54 "а"-па "О порядке разработки Прогноза социально-экономического развития Дальнереченского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период".

При подготовке основных параметров прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные Пенсионного фонда, КГКУ "Центр занятости населения", а также экономические показатели Минэкономразвития РФ, данные предприятий и учреждений района, структурных подразделений администрации муниципального района.

В прогнозных расчетах показателей учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики территории, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Дальнереченском муниципальном районе.

 

 

Обзорная оценка
социально-экономической ситуации Дальнереченского муниципального района

 

Площадь Дальнереченского муниципального района составляет 7235,53 кв. км. В состав района входит 30 населенных пунктов, образующих 6 сельских поселений с численностью (по состоянию на 01.01.2021 г.) – 8 875 чел.

Последние пять лет наблюдается тенденция снижения демографического потенциала территории. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю на 1 января 2021 года численность постоянного населения Дальнереченского района составила 8 875 чел., что ниже показателя прошлого года на 205 чел. или на 2,2%. Из них: моложе трудоспособного возраста – 1,8 тыс. чел., трудоспособного возраста – 4,7 тыс. чел., старше трудоспособного возраста – 2,4 тыс. чел.

За отчетный период в 2020 году родилось 102 чел. (что на 1 чел. или на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года). Число умерших составило 186 чел., увеличение против аналогичного периода прошлого года на 41 чел. или на 28,3%. За 2020 год естественная убыль населения составляет за отчетный период – 84 чел., увеличение против аналогичного периода прошлого года на 42 чел. или в 2 раза.

На демографическую ситуацию оказывает большое влияние миграционный отток населения, что сказывается на сокращении численности работников на предприятиях района. Так, за прошедший период 2020 года число прибывших составило – 265 чел. (что на 11 чел. или на 4,3% больше аналогичного периода прошлого года), число выбывших – 386 чел. (что на 108 чел. или на 21,8% меньше аналогичного периода прошлого года). Миграционная убыль населения за 2020 год составила – 121 чел.

Средняя продолжительность жизни составила: у мужчин – 63 года, у женщин – 71 года.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю на 01.01.2021 года на территории Дальнереченского муниципального района учтено 235 субъекта хозяйствования, из них учтено 71 юридических лица (меньше на 7 субъектов против 2019 г. или на 8,9%) и 164 индивидуальных предпринимателя (меньше на 4 субъекта против 2019 г. или на 2,4%).

По видам экономической деятельности хозяйствующие субъекты распределяются: торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 76 ед., сельское и лесное хозяйство – 71 ед., промышленность и транспорт – 26 ед. и прочие – 62 ед.

По организационно-правовым формам юридические лица распределились следующим образом: коммерческие – 33/46,5%, некоммерческие – 38/53,5%, в т.ч. муниципальная – 33/46,5%, потребительские кооперативы – 2/2,8%.

 

Основные цели и задачи на среднесрочный прогнозируемый период

 

Основными направлениями деятельности на 2022 год и на период до 2024 года администрация Дальнереченского муниципального района определила направления, над осуществлением которых работала в течение предшествующих лет, а именно:

– укрепление экономической основы района и стимулирование деятельности предприятий всех форм собственности и малого предпринимательства;

– создание условий для активизации инвестиционной привлекательности района;

– обеспечение достойного уровня жизни населения путем удовлетворения социальных, культурных потребностей, поддержания здорового образа жизни, поддержки молодежи и молодых семей, а так же обеспечение детей-сирот жильем;

В течение 2021-2024 годов социально-экономическая политика района будет направлена на реализацию и решение следующих задач и вопросов:

– проведение административной реформы, направленной на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, повышение уровня благосостояния жителей района;

– повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных расходов;

– увеличение доходной части бюджета Дальнереченского муниципального района путем принятия дополнительных мер по улучшению собираемости налогов и других обязательных платежей;

– совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей консолидированного бюджета Дальнереченского муниципального района, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;

– реализация мероприятий в цели достижения целевых показателей национальных проектов;

– продолжение реализации комплекса мер направленных на содействие занятости граждан предпенсионного возраста, развитие самозанятости населения, увеличение количества субъектов предпринимательства, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом продукте;

– реализовать мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования;

– реализовать стандарт по развитию конкуренции на приоритетных и социально-экономических рынках Дальнереченского муниципального района;

– осуществление мер, направленных на сохранение и увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;

– реализация мероприятий направленные на снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

– поддержка предпринимательства и малого бизнеса как фактора стабильности экономики района, привлечение в экономику района частных инвестиций.

 

Выпуск товаров, работ и предоставления услуг (валовой внутренний продукт территории)

 

За отчетный период 2020 года объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним организациям (в сопоставимых ценах) увеличился к уровню 2019 году на 11,0%. Производство тепловой энергии увеличение на 23,8%, электроэнергии – снижение на 8,7% к уровню 2019 года. Перевозки пассажиров автобусами общего пользования – пассажирооборот составил 68,3% к уровню 2019 года.

В структуре внутреннего валового продукта территории, большая доля приходится на производство продукции сельского хозяйства и розничной торговли, платных услуг населению.

По предварительной оценке, валовой выпуск продукции, работ и услуг территории района за 2021 год составит рост 102,9% от показателя 2020 года (в сопоставимых ценах). В прогнозном варианте до 2024 года ожидаемое исполнение составит 103,0% при условии сохранения и развития хозяйственной структуры экономики района.

 

Строительство

 

Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Дальнереченского муниципального района выполняется в рамках муниципальной программы "Содержание и развитие муниципального хозяйства Дальнереченского муниципального района" на 2020-2024 годы.

За 2020 год капитально отремонтированы квартиры в с. Рождественка (2 квартиры), с. Сальское (5 квартир), с. Веденка (3 квартиры), с. Речное (1 квартира), с. Солнечное (1 квартира) всего капитально отремонтировано 12 квартир общей площадью 553,9 кв. м на сумму 8 847,52 тыс. руб.

В 2020 году выполнен ремонт кровель 19 жилых домов в с. Ракитное пострадавших в результате шквалистого ветра на сумму 255,34 тыс. руб.

Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда Дальнереченского района выполняется в порядке очередности поданных и зарегистрированных заявлений граждан района.

Приобретено жилищного фонда в количестве 16 квартир на сумму 21 752,89 тыс. руб. для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях надлежащего функционирования систем теплоснабжения в районе выполнены следующие работы:

Капитальный ремонт здания котельной N 4 с. Рождественка выполнены работы на сумму 1 557,52 тыс. руб.;

В котельную с. Веденка, ул. Малая Веденка поставлен и смонтирован котел мощностью 0,63 МВт на сумму 928,86 тыс. руб.

В целях поддержания функционирования систем водоснабжения в районе выполнены следующие работы:

Капитально отремонтировано здание скважинного водозабора в с. Ракитное на сумму 514,16 тыс. руб.;

Капитально отремонтированы шахтные колодцы в с. Рождественка и в с. Междуречье на общую сумму 217,33 тыс. руб.;

Выполнено устройство скважинного водозабора для водоснабжения ФАП с. Рождественка на сумму 200,00 тыс. руб.

Проведены работы по рекультивации свалок ТБО в селах: Сальское, Веденка, Соловьевка, Междуречье, Ракитное, Орехово, Ариадное, Стретенка, Рождественка, Малиново на сумму 361,11 тыс. руб.;

Выполнено устройство контейнерной площадки для сбора и накопленные ТКО в с. Веденка ул. Малая Веденка на сумму 191,10 тыс. руб.

В рамках дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений в 2020 году проводились работы за счет средств дорожного фонда. В 2020 году было отремонтировано дорожного покрытия общей площадью 15,9 тыс. м2, в том числе асфальтобетонного покрытия площадью 4,05 тыс. м2, отремонтировано 2 шт. трубчатых переезда, капитально отремонтирован один мостовой переход, работы проводились в следующих населенных пунктах района: с. Малиново, ул. Комсомольская – ремонт а/б покрытия; с. Сальское, ул. Зеленая – ремонт а/б покрытия п. Пожиге, ул. Лесная, ул. Школьная, ул. Садовая, ул. Центральная – отсыпка полотна дорог; с. Малиново, ул. Пионерская – отсыпка полотна дороги; п. Пожига капитально отремонтирован мостовой переход на ул. Лесная; п. Пожига, ул. Лесная выполнен ремонт подъездной дороги к мостовому переходу; с. Сальское , ул. Советская выполнен ремонт трубчатого переезда; с. Ракитное, ул. Нагорная капитально отремонтирован трубчатый переезд. Всего отремонтировано дорог и искусственных сооружений на сумму 16 525,72 тыс. руб.

Администрация Малиновского сельского поселения, администрация Веденкинского сельского поселения, администрация Рождественского сельского поселения, администрация Ракитненского сельского поселения, администрация Ореховского сельского поселения, администрация Сальского сельского поселения работы по содержанию дорог местного значения выполняют самостоятельно, в рамках переданных поселениям части полномочий по решению вопросов местного значения Дальнереченского муниципального района.

Сельскими поселениями за счёт средств Дорожного фонда выполнено работ по содержанию дорог местного значения на сумму 3 173,61 тыс. руб.

Выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения по элементам обустройства автомобильных дорог и прочим работам в части устройства недостающего электроосвещения (переустройства) и восстановление электроосвещения на сумму 985,37 тыс. руб.

В целях организации снабжения населения твёрдым топливом (дровами) индивидуальным предпринимателям за счёт средств субсидии, полученной из краевого бюджета и средств местного бюджета выплачены денежные средства в сумме 5 508,29 тыс. руб.

Для поддержания в рабочем состоянии и снижения рисков отключения электроэнергии проведены работы по обслуживанию электрических сетей и электрооборудования, находящегося в казне Дальнереченского муниципального района на сумму 120,00 тыс. руб.

Выполнены работы по строительству ВЛ-10 кВ протяженностью 965 м.п. для электроснабжения мусоросортировочного комплекса в районе с. Солнечное на сумму 1 376,60 тыс. руб.

Для защиты населенного пункта Боголюбовка от паводковых вод реки Ореховка выполнены работы по капитальному ремонту дамбы обвалования с. Боголюбовка на сумму 1 299,98 тыс. руб.

Для защиты населенного пункта Савиновка от паводковых вод реки Малиновка выполнены работы по капитальному ремонту дамбы обвалования с. Савиновка на сумму 554,82 тыс. руб.

В рамках организации безопасного дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселений разработан проект организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения Дальнереченского муниципального района, на эти цели потрачено 232,00 тыс. руб.

Всего на исполнение муниципальной программы в 2020 году потрачено денежных средств в сумме 72 734,54 тыс. руб. при плане 73 844,49 тыс. руб., выполнение программы составило 98,49%.

На 2021 год в бюджете Дальнереченского муниципального района в рамках реализации муниципальной программы "Содержание и развитие муниципального хозяйства Дальнереченского муниципального района" на 2020-2024 годы предусмотрены денежные средства в сумме 92 554,00 тыс. руб. На капитальный ремонт жилищного фонда Дальнереченского муниципального района в 2021 году выделено 14 262,72 тыс. руб., планируется капитально отремонтировать 17 квартир муниципального жилищного фонда.

В 2021 году запланировано приобретение 14 квартир для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Для этих целей из краевого бюджета выделены средства в сумме 21 020,51 тыс. руб.

На содержание, капитальный ремонт и ремонт дорог местного значения Дальнереченского муниципального района за счет средств Дорожного фонда предусмотрены денежные средства в сумме 31 411,22 тыс. руб., в том числе 11 000,00 тыс. руб. из средств краевого бюджета.

В целях исключения сбоев в системах теплоснабжения района предусмотрены денежные средства в сумме 3 963,51 тыс. руб. на приобретение 3-х котлов в котельные с. Веденка, ул. Малая Веденка и с. Соловьевка.

На период 2020-2024 годы в рамках реализации муниципальной программы "Содержание и развитие муниципального хозяйства Дальнереченского муниципального района" планируется финансирование мероприятий на сумму 292 476,38 тыс. руб., в том числе на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в селах района, систем теплоснабжения и водоснабжения района, проведение работ по рекультивации свалок ТКО, ремонт и содержание дорог местного значения, капитальный ремонт дамб обвалования.

 

Сельское хозяйство

 

За 2020 год на территории Дальнереченского района производством сельскохозяйственной продукции занимались 73 субъекта предпринимательства, из них 61 ИП и 12 организаций.

Основную долю в структуре производства продукции агропромышленного комплекса района занимает растениеводство, что составляет 90,4% от общего количества предприятий и продукция животноводства и птицеводства – 9,6%. Производством продукции животноводства и птицеводства занимаются 2 сельскохозяйственных предприятия и 5 крестьянско-фермерских хозяйства. Растениеводством на территории Дальнереченского района занимаются 10 организаций и 56 КФХ.

За отчетный период 2020 года на территории района посеяно: ранних зерновых культур на площади 415 га, из них: овес – 355,0 га, ячмень – 50,0 га, пшеница – 10,0 га; посажено картофеля – 15,0 га, бахчи – 43,0 га. Площадь сева сои в 2020 году составила 11 820,0 га, что на 6 109,0 га (34%) меньше по сравнению с 2019 годом. Снижение посевных площадей связано с:

– затяжной весной с большой разницей дневных и ночных температур;

– обильными осадками во время посевной компании, что привело к значительному смещению сроков сева сельскохозяйственных культур;

– судебными разбирательствами по вопросу банкротства (в итоге у организации изъято 3 400 га посевных площадей);

– запретом ввоза иностранной рабочей силы.

С учетом гибели:

– сои убрано на площади 10 383,23 га (88%), урожайность составила 10 ц/га.

– зерновых убрано на площади 399,0 га (96%) по следующим видам культур: овес – 341,0 га, урожайность 18 ц/га; пшеница – 10,0 га, урожайность 14 ц/га; ячмень – 48,0 га, урожайность 13 ц/га.

В связи с переувлажнением почвы из-за обильных осадков, выпавших в августе месяце сельхозтоваропроизводители существенно потеряли в урожае.

За период текущего года заготовлено 310 тонн грубых кормов (сено) на общей площади 106,0 га, что на 70% меньше по сравнению с 2019 годом. Это обусловлено дождливой погодой во время заготовки сена.

Среднесписочная численность постоянных работников в сельскохозяйственных организациях за 2020 год составила 56 чел., что на 8 чел. или на 12,5% ниже аналогичного периода 2019 года. Данное уменьшение среднесписочной численности работников вызвано сокращением штата в организациях, а так же запретом на ввоз иностранных рабочей силы.

Среднемесячная заработная плата за 2020 год в отрасли АПК составила 19 973,00 руб., что на 9,6% выше аналогичного показателя 2019 года.

Выручка от реализации продукции, работ и услуг сельскохозяйственными предприятиями Дальнереченского муниципального района за 2020 год составила 107 457,63 тыс. руб., что на 41 633,37 тыс. руб. меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Уменьшение выручки организаций обусловлено неблагоприятными погодными условиями во время весенне-полевых работ и уборки урожая.

Поголовье скота на 1 января 2021 года составило в хозяйствах всех категорий: крупный рогатый скот всего 387 голов по отношению к 1 января 2020 года 84,3%: из него коровы – 206, что составляет 85,5% к аналогичному периоду 2019 года; свиньи 159 голов, что составляет 72,9% к аналогичному периоду 2019 года; овцы и козы 170 голов, что составляет 86,3% к аналогичному периоду 2019 года.

В области животноводства за 2020 год произведено: мяса 150 т., что составило 62,1% к аналогичному периоду 2019 года; молока 792 т., что составило 89,3% к аналогичному периоду 2019 года; яиц 1696 тыс. шт., что составило 97,3% к аналогичному периоду 2019 года.

В рамках реализации Государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013 – 2020 годы" с сельскохозяйственными товаропроизводителями Дальнереченского муниципального района и Министерством сельского хозяйства Приморского края были заключены соглашения о плановых размерах посевных площадей и валовом сборе продукции сельского хозяйства на текущий 2020 год.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, в рамках реализации Программ Приморского края оказывалась финансовая поддержка в виде субсидий из средств краевого и федерального бюджетов. Финансовая помощь выплачена 7 субъектам малого бизнеса в области сельского хозяйства на сумму 8,408 млн. руб. в том числе:

1. на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования, в том числе и на условиях лизинга – 0,386 млн. руб.,

2. на возмещение части затрат на производство молока – 0,065 млн. руб.

3. на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по страхованию в 2020 году – 0,833 млн. руб.

4. на возмещение части затрат на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот – 5,408 млн. руб.

5. на возмещение части затрат на экспорт масленичных культур (соя) – 1, 716 млн. руб.

Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса (АПК), в котором отрасль является ключевым звеном. В этот сектор входят также отрасли перерабатывающей, пищевой промышленности, обеспечения сельского хозяйства материальными ресурсами и средствами производства, отрасли инфраструктуры и т. д. Однако развитие рынка сельского хозяйства сдерживается рядом следующих факторов:

– отсутствие развитой инфраструктуры, не позволяющее расширять рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, т.к. большое территориальное расстояние между центром и селами;

– отсутствие молодых специалистов на селе. Средний возраст работающих в сельском хозяйстве Дальнереченского муниципального района составляет 50-55 лет.

– низкий уровень заработной платы;

– состояние материально-технической базы сельского хозяйства, физический и моральный износ основных фондов;

– высокие цены на сельхозтехнику;

– рост цен на промышленные корма и медикаменты, ГСМ;

– льготное кредитование 5% – наличие препятствий (трудностей), в предоставлении льготного кредита для приобретения сельскохозяйственной техники;

– отсутствие инвесторов и инвестирования отрасли сельского хозяйства.

Сельхозтоваропроизводители в большой степени зависимы от таких импортных компонентов как: семена, кормовые биодобавки, препараты для профилактики заболеваний животных, растений и т. д. Особенно большой уровень влияния импортной продукции наблюдается в животноводстве.

Дальнейший рост объемов производства сельскохозяйственной продукции предполагается за счет увеличения производства зерновых и зернобобовых культур хозяйствами АПК района и освоения пахотных угодий; производства овощей и картофеля – за счет увеличения производства продукции в личных подворий граждан.

По предварительной оценке объем выпуска производства сельскохозяйственной продукции за 2021 год составит 688,61 млн. руб., что выше показателя 2020 года на 30,91 млн. руб. или на 10

4,7%. Увеличение обусловлено в связи с увеличением посевных площадей. Увеличение посевных площадей в 2021 году, главным образом, связано с благоприятными погодными условиями во время весенне-полевых работ, а также с введением в сельскохозяйственный оборот залежных земель. В 2021 году общая посевная площадь составила 16 009,00 га (в 2020 году посевная площадь составила 12 295,00 га), что на 3 714,00 га больше аналогичного периода прошлого 2020 года или на 30,2%. В прогнозном варианте до 2024 года ожидаемое исполнение составит 766,43 млн. руб. или 104,0% при условии сохранения и развития хозяйственной структуры экономики района.

 

Рынок товаров и услуг

 

На территории района по состоянию на 01.07.2021 года насчитывается 95 объектов потребительского рынка, в том числе розничной – 74; общественного питания – 19, из них школьные столовые – 12; бытового обслуживания – 2, коммунального – 2, авторемонтных мастерских – 2. Обеспеченность торговыми площадями (розница) на 1000 жителей составляет 275 кв. м. (119,9% к нормативу). Уровень обеспеченности услугами общественного объемов неформальной экономики за 2021 год составит 12,0 млн. руб. питания (общедоступная сеть) на 1000 жителей муниципального района составляет 28 посадочных мест (100% к нормативу).

Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте розничной торговли составили: продовольственных товаров – 52%, непродовольственных – 48%.

В 2021 году оборот розничной торговли составит 288,0 млн. руб., в 2022 году розничный товарооборот увеличится до 298,0 млн. руб. за счет роста цен. Обеспеченность торговыми площадями (розница) на 1000 жителей составляет 275 кв. м. (119,9% к нормативу). В прогнозном периоде 2022-2024 годов открытия торговых точек не планируется.

Объем платных услуг, оказываемых населению, с учетом, в сопоставимых ценах 100,6%. Рост объема платных услуг произошло за счет увеличения субвенций на обеспечение обучающихся бесплатным питанием в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

В 2022 году по консервативному варианту населению будет оказано платных услуг на сумму 12,4 млн. рублей, или 98,9% к уровню 2021 года; по базовому варианту – 12,5 млн. рублей, или 100,1%; в 2023 году по консервативному варианту – 12,8 млн. рублей, или 103,4% к уровню 2022 года, по базовому варианту – 13,0 млн. рублей, или 99,6%; в 2024 году по консервативному варианту – 13,3 млн. рублей, или 99,4% к уровню 2023 года, по базовому варианту – 13,6 млн. рублей, или 100,5%.

 

Малое предпринимательство

 

По состоянию на 01.01.2021 на территории Дальнереченского муниципального района зарегистрировано 203 субъекта малого предпринимательства, из них 39 юридических лица и 164 индивидуальных предпринимателя, уменьшение против аналогичного периода прошлого периода на 9 ед. или 4,2%.

Общая численность индивидуальных предпринимателей уменьшилась аналогичного показателя прошлого периода на 4 ед., численность юридических лиц уменьшилась на 5 ед. Средняя численность работников индивидуальных предпринимателей составила 150 человек. Средняя численность работников малых предприятий списочного состава 480 человек.

Из общего оборота малых предприятий наибольшую долю (до 70%) занимает оборот предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства.

По видам экономической деятельности наибольшее число субъектов малого бизнеса представлено в сельском хозяйстве, сфере розничной торговли и бытовых услуг.

Поддержка малого предпринимательства, формирование благоприятного климата для его дальнейшего развития, является одним из приоритетных направлений деятельности администрации муниципального района. Органами местного самоуправления создана нормативно правовая база, регулирующая отношения бизнеса и власти.

Постановлением администрации ДМР от 23.10.2017 N 524-па была утверждена муниципальная программа "Развитие предпринимательства в Дальнереченском муниципальном районе на 2020 – 2024 годы". В рамках реализации этой программы в 2020 году в бюджете муниципального района предусмотрено 10 136,87 тыс. руб. поддержки:

– на проведение профессиональных праздников, популяризация предпринимательской деятельности и формирование положительного имиджа предпринимателя в размере – 35,86 тыс. руб.;

– финансовое обеспечение планируемых затрат по проекту "Строительство мини-фермы в 100 дойных коров в Дальнереченском муниципальном районе" в размере – 10 101,01 тыс. руб.

В рамках реализации Государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013 – 2020 годы" с сельскохозяйственными товаропроизводителями Дальнереченского муниципального района и Министерством сельского хозяйства Приморского края были заключены соглашения о плановых размерах посевных площадей и валовом сборе продукции сельского хозяйства на текущий 2020 год.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, в рамках реализации Программ Приморского края, оказывалась финансовая поддержка в виде субсидий из средств краевого и федерального бюджетов. Финансовая помощь выплачена 7 субъектам малого бизнеса в области сельского хозяйства на сумму 8,408 млн. руб. в том числе:

1. на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования, в том числе и на условиях лизинга – 0,386 млн. руб.,

2. на возмещение части затрат на производство молока – 0,065 млн. руб.

3. на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по страхованию в 2020 году – 0,833 млн. руб.

4. на возмещение части затрат на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот – 5,408 млн. руб.

5. на возмещение части затрат на экспорт масленичных культур (соя) – 1, 716 млн. руб.

Размещение муниципального заказа поддерживает развитие малого предпринимательства, например, организация горячего питания в школах и пришкольных лагерях. Поставка продуктов питания для нужд учреждений образования осуществляется предпринимателями и предприятиями малого бизнеса.

За 2020 год муниципальными заказчиками проведено 367 торгов и других способов закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Дальнереченского муниципального района, из них 111 аукционов в электронной форме; 256 закупки у единственного поставщика согласно п. 1, 8, 4, 5, 9, 26, 29, 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

В рамках реализации программных мероприятий организовываются семинары-совещания, на которых рассматриваются вопросы трудового, налогового и пенсионного законодательства, проводятся индивидуальные консультации по организации собственного дела, включая ознакомление с действующим законодательством.

В перспективе до 2024 года планируется увеличение числа субъектов малого бизнеса на 8 ед. и увеличение оборота малого предпринимательства до 104,%. Основу их составят сельскохозяйственные товаропроизводители. Основными сдерживающими факторами развития предпринимательства остается отток населения из района и нехватка кадров, а также пандемия новой коронавирусной инфекции.

 

Инвестиции

 

На развитие экономики и социальной сферы Дальнереченского муниципального района за счет всех источников финансирования за 2020 год в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составил 119,9 млн. руб., увеличение на 62,6%. Увеличение произошло за счет приобретения машин, оборудования, включая хозяйственный инвентарь, здания (кроме жилых).

В условиях кризиса малый бизнес не заинтересован вкладывать собственные средства в реализацию совместных проектов. Основной проблемой развития экономики района на перспективу до 2024 года так же останется недостаточность инвестиционных вложений (в т.ч. частных) в развитие таких отраслей, как переработка сельскохозяйственной продукции, освоение разведанных запасов полезных ископаемых, развитие сельхозтуризма.

Дальнейшее вложение инвестиций в основной капитал предприятий на период 2021-2024 годы планируется за счет развития и роста количества хозяйствующих субъектов в сфере АПК, вложений собственных средств предприятий и государственной поддержке в данной отрасли.

Учитывая снижение инвестиционной активности в целом по стране, в 2021 году инвестиции в основной капитал составят около 75,0 млн. руб., к 2024 году прогнозируется на сумму 88,0 млн. руб.

 

Консолидированный бюджет

 

Доходы

 

В 2020 году доходы консолидированного бюджета Дальнереченского муниципального района составили 569 205,04 тыс. руб., в том числе:

– собственные доходы – 140 490,50 тыс. руб. или 24,7% от общей суммы доходов;

– безвозмездные поступления – 428 714,54 тыс. руб. или 75,3% от общей суммы доходов.

В 2020 году доходы бюджета увеличились на 117 390,30 тыс. руб. или на 25,98% по сравнению с уровнем прошлого года, в том числе:

– налоговых доходов на 18 388,26 тыс. руб. или 17,41%;

– безвозмездных поступлений на 100 402,69 тыс. руб. или на 30,58%.

В 2020 году неналоговые доходы уменьшились на 1 400,65 тыс. руб. или на 7,8%.

Оценка исполнения консолидированного бюджета Дальнереченского муниципального района в 2021 году предусмотрена в соответствии с муниципальными правовыми актами Дальнереченского муниципального района и сельских поселений, входящих в состав района о бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2024 годов и ожидаемым поступлением доходов в консолидированный бюджет района по итогам 2021 года.

В 2021 году ожидаемое исполнение по налоговым и неналоговым доходам составит 145 364,70 тыс. руб.

В 2022-2024 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики по обеспечению сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджет Дальнереченского муниципального района. В 2022-2024 годах будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов.

Основными целями бюджетной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов являются:

– приоритизация бюджетных расходов в целях безусловного обеспечения достижения национальных целей развития в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 и от 21 июля 2020 года N 474;

– повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;

– совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей бюджета Дальнереченского муниципального района, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;

– совершенствование системы муниципальных закупок Дальнереченского муниципального района;

– повышение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для понимания гражданами реализуемой в Дальнереченском муниципальном районе бюджетной и налоговой политики посредством размещения в телекоммуникационной сети Интернет информации о муниципальных финансах.

Основные показатели разработаны в рамках утвержденных действующих муниципальных программ исходя из необходимости финансового обеспечения действующих расходных обязательств с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Прогнозируемый объем налоговых доходов на 2022-2024 годы снизится по сравнению с ожидаемым исполнением за 2021 год, за счет уменьшения дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет района заменяющий часть дотации с 85,00% до 78,27% в 2022 году.

При формировании доходов бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов учтены изменения бюджетного и налогового законодательства.

 

Расходы

 

В 2020 году расходы консолидированного бюджета Дальнереченского муниципального района составили 554 456,46 тыс. руб. По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 105 323,76 тыс. руб. или на 23,45%.

По оценке 2021 года расходы увеличатся на 0,48% по сравнению с уровнем 2020 года.

Ожидаемое исполнение по расходам консолидированного бюджета Дальнереченского муниципального района в 2021 году предусмотрено с учетом уточнения расходов бюджетов района и поселений на 01 июля 2021 года и ожидаемого поступления доходов в бюджет в сумме 532 058,76 тыс. руб.

Удельный вес в структуре расходов бюджета: образование – 56,6%, общегосударственные вопросы – 14,3%, жилищно-коммунальное хозяйство – 8,5%, физкультура и спорт – 0,1%, национальная экономика – 8,0%, культура – 2,9%, прочие расходы – 9,6%.

Прогнозируемый объем расходов на 2022-2024 годы снизится по сравнению с ожидаемым исполнением за 2021 год, что обусловлено отсутствием в прогнозируемом объеме расходов, предусмотренных за счет субсидий из вышестоящего уровня бюджета.

Объем дефицита бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не планируется.

 

Денежные доходы населения

 

Экономическое и социальное развитие территории во многом определяется состоянием уровня жизни населения. Основными показателями уровня качества жизни населения являются размеры средней заработной платы, средней пенсии и прожиточный минимум.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) прогнозируется (без дальневосточных надбавок) в 2020 году с 14 025,0 руб., в 2021 году до 14 543,93 руб., к 2024 году до 17 029,40 руб.

В связи с тем, что в настоящее время органами государственной статистики не ведется учет показателей уровня жизни населения в разрезе муниципальных образований, произвести расчет по таким показателям как прожиточный минимум в среднем на душу населения и количество населения с доходами ниже прожиточного минимума по Дальнереченскому муниципальному району не представляется возможным, показатели рассчитаны, исходя из средних значений по Приморскому краю.

 

Труд и занятость

 

Численность экономически активного населения в 2020 году составила 4,9 тыс. человек, в 2021 году по предварительной оценке составит 4,8 тыс. человек.

Численность занятых в экономике района в 2020 году составила 3,8 тыс. чел. На общем фоне стабильной численности постоянного населения муниципального района, занятых в экономике по прогнозу в 2021 году составит 3,8 тыс. человек.

Один из показателей состояния экономики – уровень безработицы.

Численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2021 года составила 106 чел., что ниже показателя прошлого периода 2019 года на 16 чел. или на 13,1%. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению в 2020 году составил 2,2%.

По оценке к концу 2021 года уровень безработицы составит 2,2%, к концу прогнозируемого периода данный показатель прогнозируется на уровне 2,5%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям Дальнереченского муниципального района в 2020 году составила 38,71 тыс. руб., что на 33,25% ниже среднего краевого уровня. По уровню среднемесячной заработной платы район занимает почти последнее место в рейтинге среди муниципальных образований Приморского края. На ситуацию на рынке труда в настоящее время оказывает также негативное влияние введение ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции и приостановка деятельности предприятий и организаций.

По оценке, в 2021 году номинальный размер среднемесячной заработной платы составит 41,57 тыс. руб. и до 2024 года составит 50,17 тыс. руб. в соответствие с направлениями развития экономики страны.

Заработная плата наемного работника в аграрном секторе (основном секторе экономики района) по-прежнему одна из самых низких (19,9 тыс. руб.). Сельхоздеятельность носит сезонный характер, поэтому доходы населения не редко зависят от погодных условий. Практически ежегодно труд крестьянина подвергается угрозам в виде наводнений и переувлажнения почвы, в результате приводящих к гибели урожая. С октября по март многие работники сельхоз организаций находятся в отпуске без сохранения заработной платы, становятся на учет в Центр занятости.

Неблагоприятным фактом является отъезд квалифицированных специалистов и молодежи в поисках новых мест трудовой деятельности. Молодежь, имея профессиональную подготовку, но не имеющая опыта работы, оказывается невостребованной рабочей силой для работодателей различных форм собственности. Исходя из прогноза общеэкономической ситуации показателей развития до 2024 года численность занятых в экономике оценивается на уровне 3,7 тыс. чел.

 

Перечень основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие Дальнереченского муниципального района

 

На социально-экономическое развитие Дальнереченского муниципального района оказывают влияние следующие факторы-риски:

– сокращение численности постоянного населения вследствие миграции, старения населения;

– продолжение оттока кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, и высококвалифицированных кадров в более крупные города края и РФ, увеличение дефицита кадров;

– низкая инвестиционная привлекательность из-за отдаленности территории района;

– отсутствие градообразующих предприятий, вследствие чего невозможность формирования собственных доходов бюджета;

Все перечисленные риски в совокупности складываются в риск снижения конкурентоспособности района на рынке капиталов, новых проектов и мобильности кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями.

Для развития муниципального района в прогнозном периоде останутся актуальными проблемные вопросы:

– наращивание производственного потенциала, расширение действующих производственных мощностей и развитие новых видов деятельности, вследствие снижения спроса и конкурентоспособности;

– эффективное управление земельными ресурсами;

– увеличение доходной части бюджета.

 

См. данную форму в редакторе Microsoft Excel

 

Приложение

 

Дальнереченский муниципальный район